РАЗВИТИЕ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ И ПОДДЕРЖАНИЕ ПЛАТЕЖНОЙ
(Доклад Банка России от 17.09.1997. О проблеме неплатежей в российской экономике и возможных путях ее решения)Налог на прибыль организаций. Транспортный налог
Налоговые поступления в доходах консолидированного бюджета составляют свыше 85%, из них на долю налогов с юридических лиц приходится около 70%. Поэтому вопрос о полном обеспечении доходами федерального бюджета текущих расходов тесно связан с финансовой, а следовательно, и с налоговой политикой предприятий реального сектора.
Ухудшение финансового положения производителей стало основным фактором сужения налоговой базы государства и соответственно сокращения налоговых поступлений в бюджет. Следствием этого стали усиление давления государственного долга на кредитные ресурсы банков, распространение денежных суррогатов, эмитируемых центральными и региональными властями, сокращение государственных расходов на поддержку экономики, фундаментальной науки и др.
Стремление производителей всех форм собственности уйти от налогообложения (по данным Минфина России, прямое сокрытие налогов составляет 20% от суммы всех налоговых поступлений) приводит к постоянным срывам в выполнении расходных статей федерального и региональных бюджетов.
Причем существует множество способов ухода от уплаты налогов, не нарушающих существующего законодательства, что свидетельствует о пробелах в существующих законах. Количественные и качественные параметры сокращения налоговых отчислений зависят от квалификации главных бухгалтеров предприятий, использования предприятиями специализирующихся на этом консалтинговых фирм, подразделений коммерческих банков и др.
В сложившейся практике обязательства перед бюджетом возникают при всех формах расчетов независимо от фактического получения предприятием денег.
Выходом из такого положения для многих предприятий стала работа на условиях 100%-ной предоплаты. Однако, работая при этом условии, используя наличные, а не кредитные деньги, можно обеспечить только очень небольшую степень загрузки уже действующих производственных мощностей.
Рассматривая различные аспекты проблемы неплатежей, нельзя обойти и такой сложный вопрос, как налогообложение банков.
Руководство Банка России неоднократно обращало внимание на то, что внесенный в Государственную Думу проект Налогового кодекса предусматривает для кредитных организаций такой порядок формирования резервов на возможные потери по ссудам, который, по сути, исключает интерес банков к работе с нефинансовым сектором.
Другим неприемлемым, с точки зрения Банка России, положением проекта является пункт о взимании налога на прибыль банков на альтернативной основе, т.е. исчисление налога либо от величины прибыли, либо от стоимости активов, исходя из того, какая сумма больше. Совершенно ясно, что взимание налога с убыточных банков не только не даст бюджету реальных дополнительных доходов, но и поставит под угрозу их способность выполнять свои обязательства перед кредиторами и вкладчиками.
Несовершенство налогового законодательства, его жесткая фискальная основа, когда сиюминутное поступление налогов становится главной целью, даже в ущерб будущему развитию экономики, создает дополнительные стимулы для уклонения производителей от уплаты налогов. Стремление к сокрытию налогов порождает использование наличных денег в расчетах, что в свою очередь создает криминогенную обстановку.
дисциплины - обязанность Банка России
Вопрос организации денежного обращения и основных принципов его регулирования на территории Российской Федерации стоит очень остро. Значительная часть так называемого "теневого" оборота наличных денег между юридическими лицами создает возможность для сокрытия доходов и, следовательно, уклонения от уплаты налогов в бюджеты всех уровней, что естественно сказывается на размерах их дефицита.
Оценивая те меры, которые сегодня принимаются Банком России по совершенствованию системы платежей, уместно напомнить о том кризисе платежной системы, который охватил экономику России в 1992 - 1993 гг. Это необходимо для того, чтобы охарактеризовать тот путь, который прошел за последние годы Центральный банк Российской Федерации по восстановлению надежности расчетно - платежной системы и сокращению сроков проведения расчетных операций.
Кризис неплатежей в 1992 г. был связан в значительной степени с недостаточной организационной и технической подготовленностью банковской системы к работе в новых условиях. Резкое расширение числа мелких банковских и коммерческих структур требовало перевода платежной системы на базу корреспондентских отношений. Однако такой перевод связан с весьма глубокими и дорогостоящими изменениями в технологии ведения расчетно - кассовой работы. Все это не было принято во внимание. В результате документооборот увеличился на 2 - 3 промежуточных звена, произошло замедление расчетов, а случаи утраты платежных документов приобрели массовый характер.
Кризис платежной системы в определенной степени в тот период был обострен недостаточно проработанными мерами по изменению порядка и форм расчетов, поспешными организационными решениями. Без необходимой подготовительной работы вводились новые правила межбанковских расчетов. В результате влияния ряда субъективных факторов не удалось сформировать оптимальную сеть РКЦ в ряде регионов России.
Страницы: 10 из 12 <-- предыдущая cодержание следующая -->