Официальные документы

РЕАЛЬНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ - НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НЕПЛАТЕЖЕЙ

(Доклад Банка России от 17.09.1997. О проблеме неплатежей в российской экономике и возможных путях ее решения)

Налог на прибыль организаций. Транспортный налог




Однако следует иметь в виду потенциальные возможности ослабления груза государственного долга за счет изменения структуры его держателей. Существуют значительные потенциальные возможности увеличения доли населения среди держателей облигационного долга. При общей сумме облигационного долга, превышающей 300 трлн. руб., российские физические лица обладают ценными бумагами правительства на сумму немногим более 1 трлн. рублей. Государственная политика, направленная на превращение государственных ценных бумаг в альтернативную долларовой форму сбережений, позволит не только покрыть дефицит бюджета, но и сохранить ресурсную базу коммерческих банков.

4. Реальность бюджетного планирования -
непременное условие решения проблемы неплатежей

Дополнительным фактором роста неплатежей является неполное выполнение государством своих финансовых обязательств, в частности, бюджетных ассигнований на оплату госзаказов, содержание социальной сферы, армии, на субвенции дотационным регионам. Цепная реакция неплатежей, по оценкам, мультиплицирует их первоначальную сумму в 4 - 5 раз, порождает порочный круг - сокращение бюджетных ассигнований - рост неплатежей - спад производства - уменьшение налоговой базы.
В январе - мае 1997 г. состояние бюджетной системы оставалось достаточно напряженным. Предпринятые правительством мероприятия в бюджетной сфере по сокращению бюджетного дефицита позволили сократить его уровень по отношению к ВВП. Если в I квартале 1997 г. отмечалось нарастание бюджетного дефицита по отношению к ВВП с 1,7 до 3,8%, то к началу июня бюджетный дефицит был снижен до 3,5% ВВП и достиг планового уровня. В то же время его уровень по отношению к расходам федерального бюджета превышал плановые показатели на 6,8 процентного пункта и составил 24,8%.
Основными причинами столь существенного недобора доходов в федеральный бюджет, по мнению Минфина России, являются, во-первых, непринятие до настоящего времени Советом Федерации Федерального Собрания Закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", предусматривающего отмену льгот по налогу на добавленную стоимость по технологическому оборудованию и отдельным видам транспортных средств, ввозимых на территорию Российской Федерации, а также некоторое ограничение льготы по жилищному строительству и переход на расчеты за отгруженную продукцию с использованием счетов - фактур. Во-вторых, задержка по срокам введения налога на доходы от государственных ценных бумаг, связанная с принятием Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль". В-третьих, внесение Государственной Думой изменений и дополнений в статью 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, относящих платежи в бюджет к четвертой очереди списания средств со счетов налогоплательщиков.
Сокращение возможных налоговых поступлений в 1997 г. связано также и с включением Государственной Думой в Закон "О федеральном бюджете на 1997 г." нормы, предусматривающей проведение реструктуризации задолженности по платежам в федеральный бюджет, образовавшейся на 1 января 1997 г., и разрешающей погашение такой задолженности в срок до 10 лет.
Сложная ситуация с исполнением доходной части бюджета привела к тому, что собранных за анализируемый период средств оказалось недостаточно для исполнения расходной части федерального бюджета в утвержденных объемах. На 01.06.97 расходы федерального бюджета были профинансированы на 27,5% к годовому плану (по состоянию на 01.06.96 - 28,7%).
При этом расходные статьи финансировались крайне неравномерно. К плановому уровню были близки такие статьи, как "Международная деятельность" (68,6%) и "Социально - культурные мероприятия" (44,2%).
В части расходов федерального бюджета наибольшее недофинансирование отмечалось по статьям "Сельское хозяйство и рыболовство" (83,9%) и "Промышленность, энергетика и строительство" (82,3%). За соответствующий период прошлого года недофинансирование по этим статьям составило соответственно 69,7 и 85,7%.
На состояние государственных финансов, по мнению Банка России, также, несомненно, повлияет и принятие Налогового кодекса, регламентирующего права и обязанности налогоплательщиков и способствующего укреплению доходной базы государственного бюджета.
Программа сокращения бюджетного дефицита (в первую очередь за счет пополнения его доходной части) может сыграть главную роль в решении проблемы неплатежей, поскольку сократит объем неисполненных обязательств правительства перед экономикой - предприятиями и населением.
Перечисленные меры по управлению государственным внутренним долгом создадут возможность переориентации свободных денежных средств в реальный сектор экономики.
Как известно, одним из главных путей пополнения доходной части бюджета является повышение уровня собираемости налогов. Существующая в настоящее время законодательная и нормативная база налоговой системы в большей своей части сложна и запутанна, поэтому руководителям предприятий трудно связать воедино все существующие законодательные и нормативные акты.
Кроме того, многие нормативные документы подвергаются фактически ежеквартальным изменениям (причем часто вводящимся задним числом), что становится трудноразрешимой проблемой для большинства предприятий в части профессионального ведения учета. Все это создает условия, позволяющие предприятиям и организациям снижать уровень налоговых платежей, а подчас и полностью уходить от налогообложения. Введение нового Налогового кодекса позволит устранить многие из существующих в этой части проблем.


Страницы: 9 из 12  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->