Официальные документы

РАЗВИТИЕ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ И ПОДДЕРЖАНИЕ ПЛАТЕЖНОЙ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Доклад Банка России от 17.09.1997. О проблеме неплатежей в российской экономике и возможных путях ее решения)

Налог на прибыль организаций. Транспортный налог




Проблема задержки расчетов была усугублена также и тем, что проводилась предвзятая политика в отношении крупных банков с вертикальной структурой управления и поощрялось создание мелких кредитно - финансовых учреждений, не способных эффективно проводить расчетные операции. К тому же ряд коммерческих банков сознательно задерживал операции по счетам своих клиентов, используя эти средства в качестве кредитных ресурсов. Отрицательную роль сыграла и дезорганизация межгосударственных расчетов вследствие неурегулированности торгово - экономических и платежно - расчетных отношений в рублевой зоне.
В связи с обострением криминогенной обстановки в целом на территории России, а также проникновением преступных элементов в коммерческие структуры в тот период возникли новые формы хозяйственных правонарушений. Так, Банком России и его учреждениями выявлено прохождение фиктивных банковских документов, в том числе чеков с грифом "Россия", в целом составляющих многомиллиардные суммы. В связи с этим уже в тот период Банком России были предприняты экстренные меры по усилению защиты банковской информации.
В настоящее время благодаря последовательной работе Банка России по совершенствованию системы расчетов эта причина обострения проблемы неплатежей практически устранена.
Среди мер, принимаемых сегодня Банком России по дальнейшему развитию системы расчетов, необходимо выделить создание условий по повсеместному переходу к электронным платежам, основанным на безбумажной технологии.
Планом предусмотрены также создание до конца года системы валовых расчетов для проведения платежей между кредитными организациями в Московском регионе в режиме реального времени и ее внедрение в 1998 году. К 2000 году планируется распространить эту систему на всю территорию Российской Федерации.
Актуальность решения данной проблемы связана с тем, что имеющиеся в настоящее время в России наземные линии связи не в состоянии обеспечить требуемый уровень стабильности и надежности проведения расчетов. В связи с этим Банк России совместно с предприятиями ВПК разработал принципы создания спутниковой связи в интересах всего банковско - финансового сообщества и с 1992 г. развернул работы по ее реализации. Система, получившая название "Банкир", строится в рамках программы глубокой конверсии оборонной промышленности страны, в том числе способствуя в определенной мере решению проблемы неплатежей в этой важной сфере экономики России.
Предполагается, что наряду с Банком России системой спутниковой связи будут пользоваться Федеральное казначейство, коммерческие банки и другие финансовые организации. Все это также должно способствовать улучшению функционирования финансовой сферы экономики, более четкому и оперативному осуществлению расчетов, усилению и совершенствованию государственного контроля за платежной системой страны в целом.
В целях предотвращения возможных негативных для бюджета последствий, возникающих при банкротстве банков, Банк России в 1996 г. установил порядок перечисления кредитными организациями и их филиалами, имеющими корреспондентские и субкорреспондентские счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, налоговых и других обязательных платежей клиентов и собственных платежей в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды только через указанные корреспондентские и субкорреспондентские счета.
Одновременно Банк России организовал учет задолженности банков по исполнению платежных поручений клиентов, в том числе на перечисление средств в бюджеты. По состоянию на 1 января 1997 г. доля объемов неоплаченных платежно - расчетных документов по платежам в бюджеты к объему неплатежей в бюджеты всех уровней из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитных организаций составила 5,1%, в том числе по действующим кредитным организациям - 3,4% и по кредитным организациям, у которых отозваны лицензии, - 1,7%, по платежам в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд занятости населения Российской Федерации - соответственно 1,3, 1,1 и 0,2%).
Из общей суммы неплатежей в федеральный бюджет в связи с отсутствием средств на корреспондентских счетах кредитных организаций по состоянию на 1 января 1997 г. недоперечислено кредитными организациями с транзитных счетов по учету доходов федерального бюджета на транзитный счет по учету доходов федерального бюджета в учреждениях Банка России 0,1 трлн. рублей. Следует также отметить, что более половины упомянутой задолженности, приходящейся на действующие банки, учитывается в картотеках Банка России менее 1 недели, что свидетельствует об отсутствии устойчивых задержек банками налоговых платежей.

В целях обеспечения полного и своевременного поступления налоговых и других обязательных платежей Банк России в рамках своей компетенции активно сотрудничает с правительственными органами. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" в 1996 году Минфином России, Госналогслужбой России и Банком России разработаны "Порядок перечисления средств на счет недоимщика в соответствии с пунктами 1 - 4 вышеназванного Указа Президента Российской Федерации", "Порядок открытия счетов налогоплательщикам - предприятиям", указания "О первоочередных мерах по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1212" и "О предоставлении информации о расчетных (текущих) счетах налогоплательщиков".


Страницы: 11 из 12  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->