СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ КРЕДИТОВАНИЯ РЕАЛЬНОГО. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Доклад Банка России от 17.09.1997. О проблеме неплатежей в российской экономике и возможных путях ее решения)Налог на прибыль организаций. Транспортный налог
В связи с этим при обеспечении перераспределения свободных денежных средств, вкладываемых в реальный сектор экономики, основной задачей монетарных властей на рынке внутренних заимствований в последнее время стало снижение доходности государственных ценных бумаг. Высокая цена заимствований государства на рынке ведет к росту процентных ставок в экономике и ограничивает круг пользователей банковскими кредитами из-за невозможности обслуживания высоких процентных платежей. В то же время уже сейчас поддержание государственных расходов за счет внутренних заимствований становится все более затруднительным из-за возрастающего дефицита свободных средств в банковской системе.
Значительные объемы погашения ранее эмитированных облигаций в январе - мае 1997 г. привели к существенному росту стоимости обслуживания государственной задолженности. Так, стоимость обслуживания облигационного долга, оформленного ГКО - ОФЗ, по отношению к выручке от их реализации составила в июне 91% (в мае - 90,4%). Темпы прироста облигационного долга в июне были выше, чем в мае (соответственно 5 и 3%).
Благодаря принятым мерам по удлинению сроков заимствований, введению института первичных дилеров и привлечению на рынок государственных ценных бумаг инвесторов - нерезидентов Минфину России и Банку России удалось уменьшить доходность ГКО - ОФЗ до 19,97% к началу мая текущего года. Следует также иметь в виду, что основными держателями государственного долга в банковской сфере являются Банк России и Сбербанк РФ (78% от общей суммы долга, размещенной в банковской системе), что позволяет государству активно влиять на его динамику, структуру и расходы по его обслуживанию.
В настоящее время государство принимает активные меры по снижению стоимости обслуживания государственного внутреннего долга. Так, например, если в конце прошлого года господствующей была концепция о переводе части внутренней задолженности во внешнюю в целях сокращения расходов по ее обслуживанию, то в начале 1997 г. наряду с введением единой системы управления внутренним и внешним долгом прослеживаются еще две новые тенденции в практике управления им, способствующие оптимизации его размера и снижению стоимости обслуживания: перевод его нерыночной части в рыночную и сокращение размера долга в части государственных гарантий.
В соответствии со статьей 73 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1997 г." задолженность правительства по централизованным кредитам, выданным Минфину России на финансирование дефицита бюджета в 1992 - 1994 гг., в общей сумме 57,1 трлн. руб. и причитающиеся проценты по ним в размере 23,3 трлн. руб. были переоформлены облигациями федерального займа с постоянным доходом. Погашение облигаций предполагается осуществлять с 2001 до 2013 года, ставка купонного дохода составит 10% годовых.
Переоформление правительственной задолженности по централизованным кредитам Банка России поставит правительство в более жесткие условия, а также заставит его более осмотрительно прибегать к практике осуществления внутренних заимствований в целях обслуживания бюджетных нужд.
Для минимизации стоимости обслуживания облигационного долга начала использоваться единая система управления внутренним и внешним долгом, в которой оба долга объединены общим лимитом, причем это относится только к той части задолженности, которая оформлена государственными ценными бумагами. Новая система управления государственной задолженностью позволяет использовать средства от размещения долговых обязательств за рубежом для погашения внутреннего долга. Минфин России уже с начала текущего года в едином режиме планирует и учитывает операции по привлечению, погашению и обслуживанию внешних и внутренних заимствований. Для проведения этих операций Министерством финансов Российской Федерации разрешено использовать часть поступлений от размещения внешних и внутренних государственных ценных бумаг, которые оно резервирует на отдельном счете Центрального банка Российской Федерации.
Важнейшим направлением снижения стоимости обслуживания государственного долга является прекращение практики предоставления государственных гарантий.
С точки зрения Счетной палаты привлечение средств для финансирования текущих нужд бюджета является скрытым перераспределением средств в пользу коммерческих банков, поскольку доходы коммерческих банков по кредитам под гарантии правительства вдвое превышают доходность рынка государственных ценных бумаг. Банк России считает, что практика предоставления государственных гарантий как по внутренним, так и по внешним заимствованиям может быть продолжена только в целях финансирования отдельных, приоритетных, направлений развития народного хозяйства.
Правительству следует проводить заимствования, не допуская нерыночных, неденежных способов оформления своей задолженности (в виде зачетов, освобождений и т.д.), что не изменит реальной величины последней, но сделает ее более прозрачной.
Удлинение сроков заимствования и снижение стоимости обслуживания государственного внутреннего долга повлияют на высвобождение денежных средств, необходимых для финансирования реального сектора экономики.
Страницы: 8 из 12 <-- предыдущая cодержание следующая -->