Официальные документы

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ КРЕДИТОВАНИЯ РЕАЛЬНОГО. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Доклад Банка России от 17.09.1997. О проблеме неплатежей в российской экономике и возможных путях ее решения)

Налог на прибыль организаций. Транспортный налог




В настоящее время поступлению банковских кредитов в реальный сектор препятствует снижение ликвидности предприятий. Это является одним из главных ограничений для участия банков в кредитовании предприятий.
Несмотря на сохранение многочисленных негативных факторов, сдерживающих рост притока кредитных ресурсов в промышленность, сельское хозяйство, сферу услуг, в последнее время наблюдается определенная переориентация операций банковских учреждений с чисто спекулятивной активности на предоставление кредитов экономике.
Даже в условиях достаточно сложной ситуации в экономике России коммерческие банки продолжали кредитовать реальный сектор экономики. Так, например, темпы роста кредитов, выданных банками всем видам заемщиков, только в период с 01.02.97 по 01.06.97 превысили темпы инфляции и выросли в реальном выражении на 3,7%. Основу кредитования коммерческими банками в последнее время составляют операции банков с реальным сектором экономики.
Доля кредитов экономике в общем объеме активов банковской системы выросла с 26,6% в начале 1997 г. до 28,3% на 01.06.97. Невозврат средств по безнадежным "плохим долгам" (просроченная задолженность) на 01.06.97 может быть оценен как 9% от общего объема кредитов, предоставленных экономике. Существенно снизились ставки по кредитам коммерческих банков предприятиям и организациям. Так, процентные ставки по кредитам в рублях сроком до 1 года снизились с 43,5% в начале 1997 г. до 34,8% к июню 1997 г.
Однако не только банки осторожно подходят к увеличению объемов кредитов реальному сектору, но и сами предприятия не всегда могут прибегнуть к желательному для них банковскому кредиту в силу низкой рентабельности и эффективности производства, увеличения себестоимости продукции из-за включения в нее все еще высоких процентов за пользование кредитом (в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации).
Кроме того, задача российских коммерческих банков состоит не только в кредитовании предприятий, но и в предоставлении гарантий по размещаемым предприятиями - заемщиками долговым обязательствам и обеспечении ликвидного рынка этих обязательств.
Кредитование реального сектора со стороны банков сдерживается также отсутствием у банков долгосрочных пассивов, за счет которых можно было бы предоставлять средне- и долгосрочные кредиты, неликвидностью предоставляемых кредитов, небольшими возможностями банков по предоставлению кредитов крупным компаниям из-за превышения допустимых пределов риска на одного заемщика.
Преодоление этих факторов, на наш взгляд, возможно за счет постепенного появления инвесторов, располагающих ресурсами для долгосрочных вложений, таких как пенсионные, страховые, инвестиционные фонды, и за счет формирования организованного рынка корпоративных долговых обязательств. Банки должны осваивать технику синдицированного кредитования клиентов.
Сегодня огромное влияние на уровень процентных ставок оказывает сохранение значительного уровня бюджетного дефицита, что потребовало поиска оптимального соотношения источников финансирования бюджетного дефицита. Как известно, до 1995 г. дефицит финансировался в основном за счет кредитов Центрального банка Российской Федерации; доля государственных ценных бумаг в 1993 г. составляла всего 2% в общем объеме покрытия бюджетного дефицита, в 1994 г. - уже 10%, и только в 1995 г. правительство отказалось от прямого кредитования дефицита бюджета, перейдя к финансированию его за счет операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами и внешних займов.
На 01.06.97 дефицит федерального бюджета в большей степени был профинансирован за счет внешних источников (53,2%) по сравнению с внутренними (46,8%). В составе внутренних источников финансирования преобладала выручка от реализации ГКО - ОФЗ (53,2%), а наиболее крупными статьями внешнего финансирования являлись кредиты правительств иностранных государств (30,2%) и кредиты международных финансовых организаций (23,3%).
Сохраняющийся довольно высокий уровень дефицита федерального бюджета, а также осуществление социальных выплат обусловили необходимость привлечения большого объема внутренних заимствований, что привело к росту облигационного долга, прирост которого в июне составил 15 трлн. руб., в то время как в мае он был равен 9,3 трлн. рублей. Рост облигационного долга в июне 1997 г. был связан не столько с потребностями бюджета, сколько с необходимостью осуществления значительного объема погашений.
По состоянию на 01.06.97 объем облигационного долга по ГКО - ОФЗ достиг 296,4 трлн. руб. (при плане на конец года 296 трлн. руб.). Таким образом, совершенно очевидно, что реальная граница внутреннего долга в части ГКО - ОФЗ к концу 1997 г. существенно превысит бюджетные проектировки.


Страницы: 7 из 12  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->