СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ КРЕДИТОВАНИЯ РЕАЛЬНОГО
(Доклад Банка России от 17.09.1997. О проблеме неплатежей в российской экономике и возможных путях ее решения)Налог на прибыль организаций. Транспортный налог
Участникам вексельного рынка необходимо установить правила и стандарты проведения операций с векселями, обеспечивающие эффективную деятельность на вексельном рынке, организовать контроль за их соблюдением, обеспечить защиту прав участников вексельного рынка, а также обеспечить координацию деятельности всех участников вексельного рынка.
Создание технологичных стандартов вексельного рынка позволит унифицировать правила работы на вексельном рынке, правила совершения и исполнения сделок с векселями.
В настоящее время Ассоциацией участников вексельного рынка (АУВЕР), созданной 15 октября 1996 г., разработаны проекты стандартов выпуска и погашения векселей, а также обращения векселей. Основные стандарты выпуска, обращения и погашения векселей определяются Женевскими вексельными конвенциями. Участники Ассоциации устанавливают для себя в рамках конвенций дополнительные ограничения, которые облегчат и упростят обращение векселей, позволят избежать трудностей, связанных с предъявлением векселей к платежу, осуществлением платежа по векселю, совершением протеста, осуществлением права регресса. Кроме этого, данные стандарты будут содержать подробные требования к форме векселя, что позволит снизить количество обращающихся векселей с дефектом формы.
Одной из первостепенных задач Ассоциации является создание технологической инфраструктуры вексельного рынка, призванной повысить эффективность его функционирования. Инфраструктура будет формироваться из профессиональных участников рынка, и основными элементами ее будут являться вексельный депозитарий, вексельная расчетная палата, организатор вексельной торговли, а также вексельная информационная система.
В решении проблемы неплатежей наиболее актуален вопрос о поиске эффективных инструментов воздействия на изменение финансовых потоков в российской экономике, направленных на привлечение капитала в реальный сектор экономики. В этой связи, по мнению Банка России, представляет практический интерес предложение о создании механизма пополнения оборотных средств предприятий за счет краткосрочных финансовых источников. Таким источником мог бы стать выпуск краткосрочных облигаций, при разработке механизма размещения которых следовало бы использовать опыт организации рынка ГКО. Таким образом, речь идет о появлении нового вида ценных бумаг, которые можно условно назвать "коммерческими" и выпуск которых носит эмиссионный характер. При этом такие бумаги будут иметь, с одной стороны, черты векселя, с другой - облигации.
Эффективность использования подобного вида ценной бумаги связана с тем, что ее появление позволяет в определенной мере удовлетворить интересы обеих сторон инвестиционного процесса. Это прежде всего относится к инвесторам, которые готовы вкладывать свои временно свободные ресурсы капитала в быстро реализуемые проекты. В то же время удовлетворяется спрос предприятий на ресурсы, необходимые для краткосрочного финансирования оборотного капитала.
В свою очередь создание и развитие рынка этого нового вида ценных бумаг требует формирования принципиально новой системы оценки финансового положения предприятий как потенциальных кредитозаемщиков и возможных эмитентов такого вида "коммерческих" ценных бумаг. В связи с этим Банк России начал принимать меры по разработке такой системы. С 1997 г. началась реализация в Банке России проекта "Центр мониторинга предприятий ("Enterprise Monitor Center, Phase 2")", осуществляемого в рамках программы TACIS, финансируемой Комиссией Европейских Сообществ (КЕС). Дальнейшее его развитие невозможно без привлечения ресурсов коммерческих банков и их ассоциаций.
сектора - актуальная задача политики Банка России
Рассматривая в комплексе проблемы неплатежей в российской экономике, необходимо также подчеркнуть, что обоснованное снижение рыночных процентных ставок, удешевление кредита - это критическая точка, с достижением которой открывается возможность разрешения ряда хронических проблем развития российской экономики:
- - создаются реальные условия для развязывания кризиса неплатежей, свертывания бартера, для реального укрепления платежной и финансовой дисциплины;
- - появляются условия для пополнения оборотных средств и улучшается финансовое положение жизнеспособных предприятий; объективно выявляются и те производства, которые неконкурентоспособны и тормозят развитие всей экономики;
- - у предприятий появляется реальная возможность наращивать накопление и осуществлять эффективные инвестиции в развитие производства.
В этой связи Банком России достаточно часто пересматривалась ставка рефинансирования, что соответствовало поставленной задаче ее постепенного снижения в русле общей политики по снижению рыночных процентных ставок и доходности финансовых инструментов. Учитывая общеэкономическую ситуацию и замедление темпов инфляции, Банк России постепенно снизил ставку рефинансирования за последние полтора года со 160 до 24% годовых. Ставка рефинансирования практически была доведена до среднего уровня ставок на денежном рынке.
Дальнейшее снижение ставок в экономике связано с принятием мер по повышению способности предприятий рационально использовать предоставляемые кредиты, по повышению доверия кредиторов к заемщикам, поскольку уровень процентных ставок включает и риск кредиторов.
Страницы: 6 из 12 <-- предыдущая cодержание следующая -->