ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА, ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Доклад Банка России от 17.09.1997. О проблеме неплатежей в российской экономике и возможных путях ее решения)Налог на прибыль организаций. Транспортный налог
Очевидно, что выход из сложившейся ситуации может осуществляться лишь в новой производственной структуре. При этом проводимые структурные преобразования должны приводить к вытеснению не только продуктов, не пользующихся спросом, но и неэффективных производств. В российской же экономике этот процесс только начался и коснулся лишь отдельных сфер производства, например, конверсии оборонных отраслей. В целом пока существенно ухудшается структура промышленности (рост и без того высокой доли топливно - энергетических и сырьевых отраслей, увеличение ресурсоемкости продукции, деградация наукоемких производств и т.п.). Серьезные структурные изменения требуют, естественно, длительного периода времени. Однако основным импульсом активизации их в наши дни может быть "запуск" процесса банкротств недееспособных предприятий.
Следует отметить, что в среднесрочной программе Правительства Российской Федерации на 1997 - 2000 гг. "Структурная перестройка и экономический рост" намечен комплекс мер по коренному реформированию хозяйственной деятельности, практическая реализация которых должна оказать самое непосредственное воздействие на состояние платежей между предприятиями. В частности, в программе определено, что преимущества при распределении государственных инвестиций на конкурсной основе, возможность реструктуризации долгов бюджету и внебюджетным фондам, а также другие формы государственной поддержки (снижение налога на прибыль, право на ускоренную амортизацию, получение отдельных налоговых льгот и т.д.) смогут иметь только те предприятия, которые будут отвечать определенным критериям эффективности их деятельности.
Среди них определены такие, как ведение реестра акционеров независимым регистратором (для акционерных обществ), переход на международные стандарты бухгалтерского учета, отсутствие текущей задолженности по оплате налогов, переход на уплату НДС и акцизов по методу отгрузки, а также, что особенно важно в настоящее время, существенное сокращение неденежных форм расчетов вплоть до полного отказа от бартера.
Кроме того, предусмотрено разработать систему экономических нормативов, аналогичных устанавливаемым Банком России для коммерческих банков, которые позволят более объективно оценивать результаты хозяйственной и финансовой деятельности предприятий.
При этом наряду со стимулированием реформирующихся предприятий намечено ужесточить санкции к предприятиям, допускающим неплатежи, неуплату налогов, активнее будет задействован механизм банкротства. Для снижения остроты данной проблемы необходимо обеспечить создание действенной судебной процедуры для быстрого удовлетворения исков между поставщиком и покупателем, а также системы принуждения к исполнению судебных решений. Здесь должна быть повышена роль арбитражных судов как средства разрешения хозяйственных споров.
При этом в качестве приоритетного направления в совершенствовании процедур банкротства предусмотрено развитие законодательных, а не внесудебных процедур. Последнее особенно важно потому, что сегодня механизм банкротства неэффективно функционирующих предприятий работает крайне неудовлетворительно; несовершенно и законодательство в этой области. В частности, существенное негативное воздействие на систему платежей и взаиморасчетов оказывает процедура длительного замораживания средств в процессе осуществления банкротства предприятий.
В сложившихся в настоящее время условиях банковские организации могут сыграть ключевую роль в реструктуризации накопленной задолженности предприятий, помогая им в разрешении проблемы неплатежей. Банки, выступающие основными кредиторами предприятий, должны были бы создавать и возглавлять клубы кредиторов таких предприятий. Государственные органы, в первую очередь Федеральное управление по делам несостоятельности, деятельность которого сегодня сосредоточена на получении недоимки по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, могут активно привлекать банки - кредиторы предприятий к процедурам реорганизации и санирования фирм и акционерных обществ. Формальное банкротство таких предприятий выступает лишь в качестве одного из инструментов санационной процедуры, направленной на смену неспособных управляющих. Оно вело бы к фактическому пролонгированию кредиторской задолженности предприятий.
Уже сегодня многими предприятиями принимаются меры по оформлению дебиторской задолженности векселями. Осуществляется продажа долгов (цессия). Данная работа может быть усилена и ускорена целенаправленными действиями клубов кредиторов.
Следует отметить, что выпуск векселей первоначально инициировался в результате нехватки оборотных средств предприятий. Неплатежи заставляли предприятия прибегать к векселям главным образом в тех случаях, когда отсутствуют другие способы уплаты своих долгов.
Сегодня кредиторы могут использовать векселя в качестве физического инструмента защиты своих прав. Регулирование вексельного обращения осложняется тем, что установление государством прямых административных ограничений на операции с векселями противоречит законодательству Российской Федерации. Поэтому невозможно установить ограничения сверх тех, которые разрешены международным договором Российской Федерации (Женевской вексельной конвенцией). Центральный банк Российской Федерации установил нормативы ликвидности и нормативы обязательных резервов для кредитных организаций по вексельным обязательствам.
В этих условиях очень важной становится роль профессиональных специализированных организаций, обеспечивающих условия деятельности на рынке путем самоорганизации участников.
Страницы: 5 из 12 <-- предыдущая cодержание следующая -->