Официальные документы
Налог на прибыль организаций. Транспортный налог
Сохранение нереформированных структур на уровне отдельных предприятий, неэффективность управления ими являются сегодня главным препятствием для роста капитальных вложений в экономике России. Этот же фактор мешает достижению высокой конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем и внутреннем рынках, а следовательно, лишает такие предприятия источников притока финансовых средств, порождая неплатежи со стороны предприятий, неспособных реализовать свою продукцию.
Нехватка ресурсов для инвестиционных целей в России - одно из проявлений структурного кризиса, обусловивших низкий платежеспособный спрос на продукцию инвестиционного назначения. В целом финансовые ресурсы в экономике есть, причем в количестве, достаточном для инвестиционного подъема. Эти средства имеются и у предпринимательских структур, и у населения. Однако они уходят либо во внешний сектор, включая и нелегальный отток капитала за рубеж, либо в теневую экономику. По официальным данным, размер теневой экономики в России достиг 25% ВВП. Размер теневых доходов населения оценивается Госкомстатом России в 25% от легально получаемых.
Решение этих проблем без улучшения финансового состояния предприятий и организаций реального сектора экономики невозможно. А оно, как показывают итоги первой половины 1997 г., остается одной из основных проблем российской экономики. И кризис неплатежей в свою очередь обостряет эту проблему.
За время проведения реформы нынешний кризис неплатежей стал уже третьим. Первый ("шоковый") протекал с 1992 г. по первую половину 1993 г. В этот период неплатежи стали реакцией предприятий на необходимость адаптироваться к резкому росту цен после их либерализации. В определенной мере поддерживая уровень выпуска продукции, неплатежи способствовали росту инфляции издержек, приводили к сжатию платежеспособного спроса и обесценению оборотных средств. Снижение уровня неплатежей было достигнуто за счет централизованных зачетов, сопровождавшихся кредитной эмиссией и неизбежным увеличением инфляции.
Для "кризиса ликвидности" (1993 - 1995 гг.) были характеры ужесточение бюджетных ограничений, усиление зависимости производства от наличия собственных средств, превращение неплатежей в ограничитель выпуска продукции. Кризис был обусловлен в основном неплатежами простаивавших и убыточных предприятий. Его структурная природа стала выявляться все отчетливее.
Текущий "кризис самофинансирования", начавшийся в конце 1995 г., количественно и качественно отличается от предыдущих и, видимо, приближается к своему пику. Нынешний подъем волны неплатежей происходит на фоне снижения темпов инфляции.
Рассматривая эту проблему, следует признать, что неплатежи в российской экономике вызваны целым комплексом взаимосвязанных причин, их порождающих, важнейшими среди которых являются:
- - неэффективность многих предприятий, являющихся источником цепочки неплатежей, и недостаточная задействованность процедур банкротства для их отсечения;
- - неэффективное управление предприятиями, и прежде всего финансовое;
- - отсутствие у неэффективных предприятий ресурсов для пополнения оборотных средств;
- - неразвитость финансовых рынков (в том числе рынка долгов) и используемых финансовых инструментов;
- - высокие ставки банковского кредита;
- - неполное выполнение государством своих финансовых обязательств, что в основном является следствием принятия нереальных бюджетов;
- - несовершенство налоговой системы, низкая налоговая дисциплина и недостаточная требовательность к налогоплательщикам со стороны государства.
Последовательно рассматривая указанные причины возникновения и сохранения кризиса неплатежей в российской экономике, следует отметить следующее.
Низкий коэффициент использования производственных мощностей, проявляющийся в падении эффективности основных фондов, и неэффективное использование трудовых ресурсов оказывают существенное влияние на рост производственных издержек. Следствием этих процессов стало нарастание избыточных затрат, а следовательно, резкое снижение уровня рентабельности.
Несоответствие издержек производства конкурентному уровню цен в условиях спросовых ограничений предприятия пытаются компенсировать увеличением объема бартерных операций, сокращением выпуска продукции, наращиванием объемов неплатежей, прежде всего налоговых и по оплате труда.
Недоимка по платежам в консолидированный бюджет составила 133,9 трлн. руб. (16,5% к ВВП).
По предварительным данным, задолженность по налоговым платежам в бюджетную систему в мае увеличилась более чем на 7%.
Страницы: 3 из 12 <-- предыдущая cодержание следующая -->
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА, ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ
(Доклад Банка России от 17.09.1997. О проблеме неплатежей в российской экономике и возможных путях ее решения)Налог на прибыль организаций. Транспортный налог
Однако наметившиеся в российской экономике в первом полугодии 1997 г. позитивные процессы не охватывают все ее сферы. Не может не беспокоить тот факт, что продолжается спад инвестиционной активности.
По сравнению с прошлым годом инвестиции за шесть месяцев 1997 г. сократились на 8%. В этих условиях прогноз на 1997 г., предполагающий увеличение прироста инвестиций на 1 - 2%, представляется нереалистичным.
2. Повышение эффективности производства,
реформа предприятий - подлинное решение проблемы
платежеспособности
реформа предприятий - подлинное решение проблемы
платежеспособности
Сохранение нереформированных структур на уровне отдельных предприятий, неэффективность управления ими являются сегодня главным препятствием для роста капитальных вложений в экономике России. Этот же фактор мешает достижению высокой конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем и внутреннем рынках, а следовательно, лишает такие предприятия источников притока финансовых средств, порождая неплатежи со стороны предприятий, неспособных реализовать свою продукцию.
Нехватка ресурсов для инвестиционных целей в России - одно из проявлений структурного кризиса, обусловивших низкий платежеспособный спрос на продукцию инвестиционного назначения. В целом финансовые ресурсы в экономике есть, причем в количестве, достаточном для инвестиционного подъема. Эти средства имеются и у предпринимательских структур, и у населения. Однако они уходят либо во внешний сектор, включая и нелегальный отток капитала за рубеж, либо в теневую экономику. По официальным данным, размер теневой экономики в России достиг 25% ВВП. Размер теневых доходов населения оценивается Госкомстатом России в 25% от легально получаемых.
Решение этих проблем без улучшения финансового состояния предприятий и организаций реального сектора экономики невозможно. А оно, как показывают итоги первой половины 1997 г., остается одной из основных проблем российской экономики. И кризис неплатежей в свою очередь обостряет эту проблему.
За время проведения реформы нынешний кризис неплатежей стал уже третьим. Первый ("шоковый") протекал с 1992 г. по первую половину 1993 г. В этот период неплатежи стали реакцией предприятий на необходимость адаптироваться к резкому росту цен после их либерализации. В определенной мере поддерживая уровень выпуска продукции, неплатежи способствовали росту инфляции издержек, приводили к сжатию платежеспособного спроса и обесценению оборотных средств. Снижение уровня неплатежей было достигнуто за счет централизованных зачетов, сопровождавшихся кредитной эмиссией и неизбежным увеличением инфляции.
Для "кризиса ликвидности" (1993 - 1995 гг.) были характеры ужесточение бюджетных ограничений, усиление зависимости производства от наличия собственных средств, превращение неплатежей в ограничитель выпуска продукции. Кризис был обусловлен в основном неплатежами простаивавших и убыточных предприятий. Его структурная природа стала выявляться все отчетливее.
Текущий "кризис самофинансирования", начавшийся в конце 1995 г., количественно и качественно отличается от предыдущих и, видимо, приближается к своему пику. Нынешний подъем волны неплатежей происходит на фоне снижения темпов инфляции.
Рассматривая эту проблему, следует признать, что неплатежи в российской экономике вызваны целым комплексом взаимосвязанных причин, их порождающих, важнейшими среди которых являются:
- - неэффективность многих предприятий, являющихся источником цепочки неплатежей, и недостаточная задействованность процедур банкротства для их отсечения;
- - неэффективное управление предприятиями, и прежде всего финансовое;
- - отсутствие у неэффективных предприятий ресурсов для пополнения оборотных средств;
- - неразвитость финансовых рынков (в том числе рынка долгов) и используемых финансовых инструментов;
- - высокие ставки банковского кредита;
- - неполное выполнение государством своих финансовых обязательств, что в основном является следствием принятия нереальных бюджетов;
- - несовершенство налоговой системы, низкая налоговая дисциплина и недостаточная требовательность к налогоплательщикам со стороны государства.
Последовательно рассматривая указанные причины возникновения и сохранения кризиса неплатежей в российской экономике, следует отметить следующее.
Низкий коэффициент использования производственных мощностей, проявляющийся в падении эффективности основных фондов, и неэффективное использование трудовых ресурсов оказывают существенное влияние на рост производственных издержек. Следствием этих процессов стало нарастание избыточных затрат, а следовательно, резкое снижение уровня рентабельности.
Несоответствие издержек производства конкурентному уровню цен в условиях спросовых ограничений предприятия пытаются компенсировать увеличением объема бартерных операций, сокращением выпуска продукции, наращиванием объемов неплатежей, прежде всего налоговых и по оплате труда.
Недоимка по платежам в консолидированный бюджет составила 133,9 трлн. руб. (16,5% к ВВП).
По предварительным данным, задолженность по налоговым платежам в бюджетную систему в мае увеличилась более чем на 7%.
Страницы: 3 из 12 <-- предыдущая cодержание следующая -->