Судебные решения, арбитраж
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Капцова Т.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ракуновой Л.И.,
судей Шишкина И.В., Цуркан Л.С.,
при секретаре Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 марта 2014 года апелляционную жалобу М.Г.А. на решение Волоколамский городского суда Московской области от 6 декабря 2013 года по делу по иску М.Г.А. к Министерству социальной защиты населения Московской области о признании незаконным отказа в выплате ежемесячного пособия на детей,
заслушав доклад судьи Шишкина И.В.,
объяснения представителей истца, ответчика
установила:
М.Г.А. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Московской области, просила обязать ответчика выплатить ежемесячное пособие на детей в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума за период с марта по август 2013 г. в размере 19 272 руб., за сентябрь и октябрь 2013 г. в размере 6424 руб., а также обязать выплачивать ежемесячное пособие на детей по февраль 2014 г. включительно, взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 200 руб. и расходы на оплату услуг представителя в размере 20000 руб.
Требования мотивировала тем, что 29.03.2013 г. обратилась к ответчику с заявлением о продлении выплаты ежемесячных пособий на двоих несовершеннолетних детей 2006 и 2011 года рождения за период с марта по август 2013 г. Сама истица не работает, находиться на иждивении супруга, который является индивидуальным предпринимателем и занимается сборкой мебели на дому у заказчиков. При предоставлении заявления о продлении выплаты ежемесячного пособия на детей, истицей были представлены документы, подтверждающие доход ее мужа в качестве индивидуального предпринимателя за три предшествующих календарных месяца: кассовая книга, вкладные листы кассовой книги с приходными кассовыми ордерами, квитанциями, предназначенными для осуществления наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению, расходные кассовые ордера, свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика ЕНВД, копии трудовых книжек истицы и ее супруга, документы на детей. Считает, что представленные документы подтверждает доход ее супруга за три месяца: за январь 2012 г. в сумме 20020 руб., за январь 2013 г. - 15416 руб., за февраль 2013 г. - 14452 руб. Итого, среднедушевой доход семьи истца составил 4157,33 руб., что ниже прожиточного минимума, установленного в размере 7679 руб. на душу населения для Московской области на 1 квартал 2013 г. Полагает, что имеет право на получение ежемесячного пособия на детей 2141 руб. в месяц на дочь (1 год 11 месяцев) и 1071 руб. на сына (7 лет 6 месяцев) за период с марта по август 2013 г. Общая сумма причитающегося пособия за указанный период составляет 19272 руб. Ответчик отказал в выплате пособия ссылаясь на то, что не представлен журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов КО-3, не представлена книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств КО-5, в кассовых книгах и приходных кассовых ордерах содержаться противоречивые сведения, Истец повторно обратилась к ответчику. В выплате пособия также было отказано, так как кассовые книги представлены не в едином экземпляре. Вывод ответчика о наличии у ИП М.А.Т. двух кассовых книг за один период не соответствует фактическим обстоятельствам. В качестве оснований для отказа ответчик ссылался на то, что на всех листах кассовой книги за 2012 г. и 2013 г. в графе "номер документа" указан одинаковый номер "1", а в РКО, ПКО, квитанциях в графе "номер документа" указаны иные номера. Однако, в нормативных документах по ведению кассовых операций в РФ не содержится требований к порядку заполнения данной графы.
Истица в судебное заседание не явилась, ее представитель настаивал на удовлетворении иска.
Ответчик иск не признал.
Решением Волоколамского городского суда Московской области от 06.12.2013 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не соглашаясь с решением, в апелляционной жалобе истица просит его отменить как незаконное и необоснованное.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене.
В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19.12.2003 г. "О судебном решении" решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Настоящее решение суда первой инстанции указанным требованиям закона не соответствует исходя из следующего.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований суд исходил из того, что определить точное поступление денежных средств ИП М.А.Т. и соответственно его доход по представленным документам в управление социальной защиты населения не представляется возможным.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласиться не может.
Как следует из материалов дела истец М.Г.А. в настоящий проживает с супругом М.А.Т. и двумя детьми 2006 и 2011 года рождения в г. Волоколамске Московской области. М.А.Т. с 27.09.2012 г. постановлен на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, является налогоплательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Истец в настоящий момент не работает, ее супруг занимается сборкой мебели у физических лиц на дому.
29.03.2013 г. М.Г.А. обратилась в территориальное отделение Министерства социальной защиты населения Московской области о продлении выплаты ежемесячных пособий на детей с марта по август 2013 года, представив для этой цели необходимые документы. Доход ИП М.А.Т. за 3 месяца, предшествующих месяцу обращения составил 20020 руб. за декабрь; 15416 руб. за январь 2013 года; 14452 руб. В итоге доход семьи за 3 месяца предшествующий обращению составил 49888 руб., а среднедушевой доход 4157 руб. 33 коп., соответственно.
Согласно ответу Волоколамского Управления социальной защиты населения N 21.02-357-1 от 16.05.2013 г., истцу отказано в продлении выплаты.
Основанием для отказа явилось не предоставление журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов, книги учета принятых кассиром денежных средств, оформление предпринимателем кассовых книг в нарушение требованиям действующего законодательства, наличие противоречивых данных в представленных финансовых документах.
27.09.2013 г. истец повторно обращался в УСЗН о продлении выплаты пособия на детей с сентября 2013 года по февраль 2014 года. Согласно представленным в материалы дела документам, подтверждающие сведения о доходах семьи, совокупный доход составил 73426 руб., среднедушевой не превысил установленного размера прожиточного минимума в Московской области в 8057 руб. и составил 6118 руб. 83 коп.
22.10.2013 г. М.А.Г. повторно отказано в продлении выплаты на детей, по основаниям несоответствия представленным документам требованиям действующего законодательства.
Законом Московской области от 12.01.2006 г. N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" (далее Закон) регулируются отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в Московской области. Законом определено, что социальное пособие - денежная помощь, оказываемая гражданам, за счет средств бюджета Московской области и в порядке, определяемом Правительством МО.
В силу 7 Закона право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленную в соответствии с законодательством Московской области. Право на единовременное пособие при рождении ребенка определяется в порядке и на условиях, действующих на день обращения за его назначением.
В целях реализации Закона постановлением Правительства Московской области от 14.08.2012 N 989/30 утвержден Порядок назначения и выплаты социальных пособий в Московской области (далее Порядок), который устанавливает условия назначения и выплаты социальных пособий, предусмотренных указанным Законом, а также правила учета доходов и исчисления величины среднедушевого дохода семьи для их назначения.
В соответствии со ст. 12. Порядка ежемесячное пособие на ребенка (далее - ежемесячное пособие) назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему (далее - заявитель), на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, если указанное лицо и ребенок, на которого назначается пособие, имеют место жительства в Московской области.
Ежемесячное пособие не выплачивается опекунам (попечителям), получающим в установленном законодательством Российской Федерации порядке денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством).
Ежемесячное пособие назначается, выплачивается и продлевается территориальным структурным подразделением по месту жительства заявителя.
Согласно пп. "г" п. 13 Порядка для назначения и выплаты ежемесячного пособия заявителю в числе прочих сведений необходимо представить документы, подтверждающие сведения о доходах семьи за три месяца, предшествующих месяцу обращения.
Пункт 92 Порядка разъясняет о том, что в доход семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, включаются все виды заработной платы по всем местам работы и иные выплаты, полученные в связи с трудовой деятельностью по месту работы; средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством; выплаты, осуществляемые органами и организациями, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности; выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, а также компенсация при выходе в отставку; дополнительные выплаты, установленные работодателем сверх сумм, начисленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, денежное довольствие и иные выплаты военнослужащим и приравненным к ним лицам; единовременное пособие, выплачиваемое при увольнении военнослужащих и других приравненных к ним лиц.
Кроме того, учитываются доходы, полученные в результате предпринимательской деятельности, в результате деятельности крестьянского фермерского и личного подсобного хозяйства. (п. "в". ст. 94 Порядка).
В соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", законами Московской области N 13/98-ОЗ "О прожиточном минимуме в Московской области", N 28/2013-ОЗ "О потребительской корзине в Московской области" и постановлением Правительства Московской области от 10.07.2013 N 518/29 "Об утверждении Порядка исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Московской области" Правительством Московской области установлена величина прожиточного минимума в Московской области за II квартал 2013 года на душу населения - 8057 рублей, для трудоспособного населения - 8962 рубля, пенсионеров - 6044 рубля, детей - 7694 рубля.
Пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации дает понятие предпринимательской деятельности, которая должна осуществляться самостоятельно, на свой риск, и быть направленной на систематическое получение прибыли.
Согласно пункту 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Пункт 2 статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.
Согласно статьям 4, 7, 34 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России наделен монопольным правом организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, определения порядка ведения кассовых операций; по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций, подлежащих официальному опубликованию в "Вестнике Банка России".
В целях реализации предоставленных ему законодателем полномочий Банк России издал Положение от 12 октября 2011 г. N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" (далее Положение), определяющее порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетами Банка России на территории Российской Федерации для организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения.
Согласно пункту 5.1 Положения для учета поступающих в кассу наличных денег, за исключением наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и выдаваемых из кассы, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ведут кассовую книгу 0310004.
Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001 (расходному кассовому ордеру 0310002), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги (пункт 5.2 Положения).
В силу пункта 5.6 Положения обособленное подразделение после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня передает лист кассовой книги 0310004 за этот рабочий день не позднее следующего рабочего дня юридическому лицу.
В случае оформления кассовой книги 0310004 на бумажном носителе обособленным подразделением передается отрывной второй экземпляр листа кассовой книги 0310004, а в случае оформления кассовой книги 0310004 с применением технических средств - распечатанный на бумажном носителе второй экземпляр листа кассовой книги 0310004.
Пунктом 1.6 Положения установлено, что кассовые операции ведутся у юридического лица, индивидуального предпринимателя кассовым или иным работником, определенным указанными лицами из числа своих работников (далее - кассир), с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми кассир должен ознакомиться под роспись. При наличии у юридического лица, индивидуального предпринимателя нескольких кассиров один из них выполняет функции старшего кассира. Кассовые операции могут проводиться руководителем.
Из материалов дела следует, что кассовая книга за 2012 г. и 2013 г. заполнены непосредственно индивидуальным предпринимателем - М.А.Т.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Факт хозяйственной жизни - это сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (п. 8 ст. 3 Закона N 402-ФЗ).
1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). В нем не содержатся требования о необходимости составления первичных учетных документов по унифицированным формам.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" для юридических лиц всех форм собственности, кроме кредитных организаций, утверждены унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, к которым относятся приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.
Пунктом 2 названного Постановления предусмотрено, что указанную документацию обязаны вести юридические лица всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющие кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
Исходя из системного толкования приведенных выше норм, экономические субъекты вправе самостоятельно принимать оптимальные для них формы первичных учетных документов.
Из представленных материалов дела усматривается, что ИП М.А.Т. для учета поступлений и выдачи наличных денежных средств ведется кассовая книга, ПКО, РКО, которые по мнению судебной коллегии по своей форме и содержанию не входят в противоречие с требованиями, предъявляемыми действующим законодательством к первичным учетным документам индивидуального предпринимателя.
Согласно сообщению МИФНС N 5 по Республике Татарстан от 24.03.2014 г. представленные ИП М.А.Т. сведения о доходах за 4 кв. 2012 года, с 1-го по 4 квартал 2014 года в инспекцию представлены своевременно, нарушений не установлено.
По смыслу положений закона получатель пособия на ребенка два раза в год представляет в территориальное структурное подразделение Министерства социальной защиты населения Московской области документы, подтверждающие сведения о доходах семьи. Документы представляются в течение трех месяцев по окончании полугодия, в течение которого предоставлялось ежемесячное пособие на ребенка. В случае не представления документов, подтверждающих сведения о доходах семьи, в указанные сроки выплата ежемесячного пособия на ребенка прекращается.
Поскольку в ходе разрешения настоящего спора достоверно установлено, что среднедушевой доход семьи М.Г.А. не превышает величину прожиточного минимума в Московской области, то истец имеет право на получение ежемесячного пособия на детей за спорный период времени.
Принимая во внимание, что период выплаты пособия ограничен сроком 6 месяцев, из материалов дела усматривается, что за выплатой пособия истец обращался в марте и сентябре 2013 года, то период выплаты составит с марта 2013 года по февраль 2014 года включительно.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, связанных с рассмотрением дела, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Принимая во внимание, что исковые требования истца подлежат удовлетворению, с ответчика в ее пользу подлежит взысканию уплаченная при обращении в суд государственная пошлина в размере 200 руб.
По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, к числу которых согласно статье 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относятся и расходы на оплату услуг представителей.
Норма статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставляет суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение расходов по оплате услуг представителя. Реализация данного права судом возможна лишь в случаях, если он признает эти расходы чрезмерными с учетом конкретных обстоятельств дела. Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные стороной, в пользу которой принято судебное решение, с противной стороны в разумных пределах является одним из правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителей, соблюдения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон.
Согласно представленному в дело договору об оказании юридических услуг от 01.10.2013 г., истец понес расходы на оплату услуг представителя в сумме 20000 руб.
С учетом сложности дела, объема выполненных работ представителем, разумности и объективности размер судебных расходов связанных с оплатой услуг представителя судебная коллегия определяет в сумме 5000 руб.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Волоколамского городского суда Московской области от 6 декабря 2013 года отменить.
Постановить по делу новое решение.
Обязать Министерство социальной защиты населения Московской области выплатить М.Г.А. ежемесячное пособие на детей - М.Д. 16 ноября 2011 года рождения, М.Д. 9 апреля 2006 года рождения, за период с марта 2013 года по февраль 2014 года включительно.
Взыскать с Министерства социальной защиты населения Московской области в пользу М.Г.А. судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 5000 (пять тысяч) руб., по оплате государственной пошлины в размере 200 (двести) руб.
Апелляционную жалобу М.Г.А. удовлетворить частично.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.03.2014 ПО ДЕЛУ N 33-4834/14
Разделы:Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 марта 2014 г. по делу N 33-4834/14
Судья Капцова Т.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ракуновой Л.И.,
судей Шишкина И.В., Цуркан Л.С.,
при секретаре Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 марта 2014 года апелляционную жалобу М.Г.А. на решение Волоколамский городского суда Московской области от 6 декабря 2013 года по делу по иску М.Г.А. к Министерству социальной защиты населения Московской области о признании незаконным отказа в выплате ежемесячного пособия на детей,
заслушав доклад судьи Шишкина И.В.,
объяснения представителей истца, ответчика
установила:
М.Г.А. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Московской области, просила обязать ответчика выплатить ежемесячное пособие на детей в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума за период с марта по август 2013 г. в размере 19 272 руб., за сентябрь и октябрь 2013 г. в размере 6424 руб., а также обязать выплачивать ежемесячное пособие на детей по февраль 2014 г. включительно, взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 200 руб. и расходы на оплату услуг представителя в размере 20000 руб.
Требования мотивировала тем, что 29.03.2013 г. обратилась к ответчику с заявлением о продлении выплаты ежемесячных пособий на двоих несовершеннолетних детей 2006 и 2011 года рождения за период с марта по август 2013 г. Сама истица не работает, находиться на иждивении супруга, который является индивидуальным предпринимателем и занимается сборкой мебели на дому у заказчиков. При предоставлении заявления о продлении выплаты ежемесячного пособия на детей, истицей были представлены документы, подтверждающие доход ее мужа в качестве индивидуального предпринимателя за три предшествующих календарных месяца: кассовая книга, вкладные листы кассовой книги с приходными кассовыми ордерами, квитанциями, предназначенными для осуществления наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению, расходные кассовые ордера, свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика ЕНВД, копии трудовых книжек истицы и ее супруга, документы на детей. Считает, что представленные документы подтверждает доход ее супруга за три месяца: за январь 2012 г. в сумме 20020 руб., за январь 2013 г. - 15416 руб., за февраль 2013 г. - 14452 руб. Итого, среднедушевой доход семьи истца составил 4157,33 руб., что ниже прожиточного минимума, установленного в размере 7679 руб. на душу населения для Московской области на 1 квартал 2013 г. Полагает, что имеет право на получение ежемесячного пособия на детей 2141 руб. в месяц на дочь (1 год 11 месяцев) и 1071 руб. на сына (7 лет 6 месяцев) за период с марта по август 2013 г. Общая сумма причитающегося пособия за указанный период составляет 19272 руб. Ответчик отказал в выплате пособия ссылаясь на то, что не представлен журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов КО-3, не представлена книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств КО-5, в кассовых книгах и приходных кассовых ордерах содержаться противоречивые сведения, Истец повторно обратилась к ответчику. В выплате пособия также было отказано, так как кассовые книги представлены не в едином экземпляре. Вывод ответчика о наличии у ИП М.А.Т. двух кассовых книг за один период не соответствует фактическим обстоятельствам. В качестве оснований для отказа ответчик ссылался на то, что на всех листах кассовой книги за 2012 г. и 2013 г. в графе "номер документа" указан одинаковый номер "1", а в РКО, ПКО, квитанциях в графе "номер документа" указаны иные номера. Однако, в нормативных документах по ведению кассовых операций в РФ не содержится требований к порядку заполнения данной графы.
Истица в судебное заседание не явилась, ее представитель настаивал на удовлетворении иска.
Ответчик иск не признал.
Решением Волоколамского городского суда Московской области от 06.12.2013 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не соглашаясь с решением, в апелляционной жалобе истица просит его отменить как незаконное и необоснованное.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене.
В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19.12.2003 г. "О судебном решении" решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Настоящее решение суда первой инстанции указанным требованиям закона не соответствует исходя из следующего.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований суд исходил из того, что определить точное поступление денежных средств ИП М.А.Т. и соответственно его доход по представленным документам в управление социальной защиты населения не представляется возможным.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласиться не может.
Как следует из материалов дела истец М.Г.А. в настоящий проживает с супругом М.А.Т. и двумя детьми 2006 и 2011 года рождения в г. Волоколамске Московской области. М.А.Т. с 27.09.2012 г. постановлен на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, является налогоплательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Истец в настоящий момент не работает, ее супруг занимается сборкой мебели у физических лиц на дому.
29.03.2013 г. М.Г.А. обратилась в территориальное отделение Министерства социальной защиты населения Московской области о продлении выплаты ежемесячных пособий на детей с марта по август 2013 года, представив для этой цели необходимые документы. Доход ИП М.А.Т. за 3 месяца, предшествующих месяцу обращения составил 20020 руб. за декабрь; 15416 руб. за январь 2013 года; 14452 руб. В итоге доход семьи за 3 месяца предшествующий обращению составил 49888 руб., а среднедушевой доход 4157 руб. 33 коп., соответственно.
Согласно ответу Волоколамского Управления социальной защиты населения N 21.02-357-1 от 16.05.2013 г., истцу отказано в продлении выплаты.
Основанием для отказа явилось не предоставление журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов, книги учета принятых кассиром денежных средств, оформление предпринимателем кассовых книг в нарушение требованиям действующего законодательства, наличие противоречивых данных в представленных финансовых документах.
27.09.2013 г. истец повторно обращался в УСЗН о продлении выплаты пособия на детей с сентября 2013 года по февраль 2014 года. Согласно представленным в материалы дела документам, подтверждающие сведения о доходах семьи, совокупный доход составил 73426 руб., среднедушевой не превысил установленного размера прожиточного минимума в Московской области в 8057 руб. и составил 6118 руб. 83 коп.
22.10.2013 г. М.А.Г. повторно отказано в продлении выплаты на детей, по основаниям несоответствия представленным документам требованиям действующего законодательства.
Законом Московской области от 12.01.2006 г. N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" (далее Закон) регулируются отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в Московской области. Законом определено, что социальное пособие - денежная помощь, оказываемая гражданам, за счет средств бюджета Московской области и в порядке, определяемом Правительством МО.
В силу 7 Закона право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленную в соответствии с законодательством Московской области. Право на единовременное пособие при рождении ребенка определяется в порядке и на условиях, действующих на день обращения за его назначением.
В целях реализации Закона постановлением Правительства Московской области от 14.08.2012 N 989/30 утвержден Порядок назначения и выплаты социальных пособий в Московской области (далее Порядок), который устанавливает условия назначения и выплаты социальных пособий, предусмотренных указанным Законом, а также правила учета доходов и исчисления величины среднедушевого дохода семьи для их назначения.
В соответствии со ст. 12. Порядка ежемесячное пособие на ребенка (далее - ежемесячное пособие) назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему (далее - заявитель), на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, если указанное лицо и ребенок, на которого назначается пособие, имеют место жительства в Московской области.
Ежемесячное пособие не выплачивается опекунам (попечителям), получающим в установленном законодательством Российской Федерации порядке денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством).
Ежемесячное пособие назначается, выплачивается и продлевается территориальным структурным подразделением по месту жительства заявителя.
Согласно пп. "г" п. 13 Порядка для назначения и выплаты ежемесячного пособия заявителю в числе прочих сведений необходимо представить документы, подтверждающие сведения о доходах семьи за три месяца, предшествующих месяцу обращения.
Пункт 92 Порядка разъясняет о том, что в доход семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, включаются все виды заработной платы по всем местам работы и иные выплаты, полученные в связи с трудовой деятельностью по месту работы; средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством; выплаты, осуществляемые органами и организациями, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности; выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, а также компенсация при выходе в отставку; дополнительные выплаты, установленные работодателем сверх сумм, начисленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, денежное довольствие и иные выплаты военнослужащим и приравненным к ним лицам; единовременное пособие, выплачиваемое при увольнении военнослужащих и других приравненных к ним лиц.
Кроме того, учитываются доходы, полученные в результате предпринимательской деятельности, в результате деятельности крестьянского фермерского и личного подсобного хозяйства. (п. "в". ст. 94 Порядка).
В соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", законами Московской области N 13/98-ОЗ "О прожиточном минимуме в Московской области", N 28/2013-ОЗ "О потребительской корзине в Московской области" и постановлением Правительства Московской области от 10.07.2013 N 518/29 "Об утверждении Порядка исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Московской области" Правительством Московской области установлена величина прожиточного минимума в Московской области за II квартал 2013 года на душу населения - 8057 рублей, для трудоспособного населения - 8962 рубля, пенсионеров - 6044 рубля, детей - 7694 рубля.
Пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации дает понятие предпринимательской деятельности, которая должна осуществляться самостоятельно, на свой риск, и быть направленной на систематическое получение прибыли.
Согласно пункту 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Пункт 2 статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.
Согласно статьям 4, 7, 34 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России наделен монопольным правом организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, определения порядка ведения кассовых операций; по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций, подлежащих официальному опубликованию в "Вестнике Банка России".
В целях реализации предоставленных ему законодателем полномочий Банк России издал Положение от 12 октября 2011 г. N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" (далее Положение), определяющее порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетами Банка России на территории Российской Федерации для организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения.
Согласно пункту 5.1 Положения для учета поступающих в кассу наличных денег, за исключением наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и выдаваемых из кассы, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ведут кассовую книгу 0310004.
Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001 (расходному кассовому ордеру 0310002), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги (пункт 5.2 Положения).
В силу пункта 5.6 Положения обособленное подразделение после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня передает лист кассовой книги 0310004 за этот рабочий день не позднее следующего рабочего дня юридическому лицу.
В случае оформления кассовой книги 0310004 на бумажном носителе обособленным подразделением передается отрывной второй экземпляр листа кассовой книги 0310004, а в случае оформления кассовой книги 0310004 с применением технических средств - распечатанный на бумажном носителе второй экземпляр листа кассовой книги 0310004.
Пунктом 1.6 Положения установлено, что кассовые операции ведутся у юридического лица, индивидуального предпринимателя кассовым или иным работником, определенным указанными лицами из числа своих работников (далее - кассир), с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми кассир должен ознакомиться под роспись. При наличии у юридического лица, индивидуального предпринимателя нескольких кассиров один из них выполняет функции старшего кассира. Кассовые операции могут проводиться руководителем.
Из материалов дела следует, что кассовая книга за 2012 г. и 2013 г. заполнены непосредственно индивидуальным предпринимателем - М.А.Т.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Факт хозяйственной жизни - это сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (п. 8 ст. 3 Закона N 402-ФЗ).
1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). В нем не содержатся требования о необходимости составления первичных учетных документов по унифицированным формам.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" для юридических лиц всех форм собственности, кроме кредитных организаций, утверждены унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, к которым относятся приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.
Пунктом 2 названного Постановления предусмотрено, что указанную документацию обязаны вести юридические лица всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющие кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
Исходя из системного толкования приведенных выше норм, экономические субъекты вправе самостоятельно принимать оптимальные для них формы первичных учетных документов.
Из представленных материалов дела усматривается, что ИП М.А.Т. для учета поступлений и выдачи наличных денежных средств ведется кассовая книга, ПКО, РКО, которые по мнению судебной коллегии по своей форме и содержанию не входят в противоречие с требованиями, предъявляемыми действующим законодательством к первичным учетным документам индивидуального предпринимателя.
Согласно сообщению МИФНС N 5 по Республике Татарстан от 24.03.2014 г. представленные ИП М.А.Т. сведения о доходах за 4 кв. 2012 года, с 1-го по 4 квартал 2014 года в инспекцию представлены своевременно, нарушений не установлено.
По смыслу положений закона получатель пособия на ребенка два раза в год представляет в территориальное структурное подразделение Министерства социальной защиты населения Московской области документы, подтверждающие сведения о доходах семьи. Документы представляются в течение трех месяцев по окончании полугодия, в течение которого предоставлялось ежемесячное пособие на ребенка. В случае не представления документов, подтверждающих сведения о доходах семьи, в указанные сроки выплата ежемесячного пособия на ребенка прекращается.
Поскольку в ходе разрешения настоящего спора достоверно установлено, что среднедушевой доход семьи М.Г.А. не превышает величину прожиточного минимума в Московской области, то истец имеет право на получение ежемесячного пособия на детей за спорный период времени.
Принимая во внимание, что период выплаты пособия ограничен сроком 6 месяцев, из материалов дела усматривается, что за выплатой пособия истец обращался в марте и сентябре 2013 года, то период выплаты составит с марта 2013 года по февраль 2014 года включительно.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, связанных с рассмотрением дела, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Принимая во внимание, что исковые требования истца подлежат удовлетворению, с ответчика в ее пользу подлежит взысканию уплаченная при обращении в суд государственная пошлина в размере 200 руб.
По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, к числу которых согласно статье 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относятся и расходы на оплату услуг представителей.
Норма статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставляет суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение расходов по оплате услуг представителя. Реализация данного права судом возможна лишь в случаях, если он признает эти расходы чрезмерными с учетом конкретных обстоятельств дела. Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные стороной, в пользу которой принято судебное решение, с противной стороны в разумных пределах является одним из правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителей, соблюдения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон.
Согласно представленному в дело договору об оказании юридических услуг от 01.10.2013 г., истец понес расходы на оплату услуг представителя в сумме 20000 руб.
С учетом сложности дела, объема выполненных работ представителем, разумности и объективности размер судебных расходов связанных с оплатой услуг представителя судебная коллегия определяет в сумме 5000 руб.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Волоколамского городского суда Московской области от 6 декабря 2013 года отменить.
Постановить по делу новое решение.
Обязать Министерство социальной защиты населения Московской области выплатить М.Г.А. ежемесячное пособие на детей - М.Д. 16 ноября 2011 года рождения, М.Д. 9 апреля 2006 года рождения, за период с марта 2013 года по февраль 2014 года включительно.
Взыскать с Министерства социальной защиты населения Московской области в пользу М.Г.А. судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 5000 (пять тысяч) руб., по оплате государственной пошлины в размере 200 (двести) руб.
Апелляционную жалобу М.Г.А. удовлетворить частично.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)