Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.10.2015 N 13АП-18809/2015 ПО ДЕЛУ N А26-1774/2015

Разделы:
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2015 г. по делу N А26-1774/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Сомовой Е.А., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Сердюк К.С.
при участии:
от истца (заявителя): Кацнельсон Е.Л. по доверенности от 26.02.2015
от ответчика (должника): Евсеевой В.Д. по доверенности от 23.09.2015 N 1.4-20/80
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18809/2015) ООО "ТекСтрой" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.06.2015 по делу N А26-1774/2015 (судья Цыба И.С.), принятое
по иску (заявлению) ООО "ТекСтрой"
к ИФНС России по г. Петрозаводску
о признании недействительным решения

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ТекСтрой" (далее - заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску (далее - ответчик, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 01.09.2014 N 3.3-05/448.
Решением суда от 11.06.2015 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции, считая его незаконным, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Инспекции их отклонил.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании заявления Общества от 28.11.2011 о переходе на упрощенную систему налогообложения Инспекция направила налогоплательщику сообщение о том, что при соблюдении критериев, установленных статьями 346.11 - 346.13 НК РФ, Общество имеет право применять упрощенную систему налогообложения с 01.01.2012 с объектом налогообложения "Доходы, уменьшенные на величину расходов", кроме видов деятельности, подлежащих налогообложению в виде ЕНВД (т. 1, л.д. 107).
В Инспекцию 10.07.2012 поступило уведомление об отказе ООО "ТекСтрой" в применении упрощенной системы налогообложения и переходе на общеустановленную систему налогообложения с 01.04.2012. Данное уведомление поступило в налоговый орган по ТКС через ООО "Земельное бюро".
Инспекцией данное уведомление не принято, налоговым органом 11.07.2012 в адрес ООО "Земельное бюро" направлен ответ о том, что в соответствии с приказом ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@ письмо от 10.07.2012 по налогоплательщику ООО "ТекСтрой", направленное в Инспекцию по электронной почте через ООО "Земельное бюро", не принято к рассмотрению в связи с отсутствием полномочий ООО "Земельное бюро" подавать и подписывать ЭЦП письма (заявления) ООО "ТекСтрой".
ООО "ТекСтрой" 20.07.2012 представлена налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2012 г. (регистрационный номер 25076683), по результатам проведения камеральной проверки которой вынесено решение об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость от 19.02.2013 в сумме 126978 руб., решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения N 3.3/05/202 от 19.02.2013, доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 1 899 814 руб. и пени в сумме 9051,73 руб.
Обществом 29.03.2014 в Инспекцию представлена уточненная N 3 налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2012 года, в которой заявлены налоговые вычеты в сумме 417 804 руб. по НДС в связи с приобретением на территории РФ товаров (работ, услуг).
Инспекцией проведена камеральная проверка указанной декларации, по результатам которой составлен акт N 3.3-06/4179 (т. 1, л.д. 87-92).
В ходе проверки налоговым органом в подтверждение правомерности возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость в адрес Общества направлено требование о представлении документов (информации) от 05.05.2014 N 3.3-11/2392 о предоставлении следующих копий документов:
- - книга покупок - книга продаж (заверенная копия);
- - договоры с контрагентами, договоры на выполнение работ (оказание услуг), договоры поставки, договоры подряда и др.;
- - документы, подтверждающие оприходование товаров, ТМЦ (счета-фактуры, товарные и товарно-транспортные накладные, акты выполненных работ, оказанных услуг, инвентарные карточки учета ОС, акты приема-передачи ОС, акты ввода в эксплуатацию), карточки счетов (оборотные ведомости) по субконто 41, 60/1, 60/2, 62/1, 62. 76, 51, 68/2 - расчеты по НДС, 19 - с расшифровкой по субсчетам, а также с расшифровкой оборотов по корсчетам всех запрашиваемых субконто;
- - карточка счета 90.1;
- - документы, подтверждающие оприходование товаров, ТМЦ (товарные и товарно-транспортные накладные, акты выполненных работ, оказанных услуг, - сведения о производственных площадях, производственном оборудовании (с приложением при наличии: договоров аренды, документов, подтверждающих право собственности) в случае если не представлялись ранее;
- - указать способ доставки товара от поставщика с приложением транспортных товаросопроводительных документов, сведений о грузоперевозчике (договоры на оказание транспортных услуг, договоры аренды автотранспортных средств и др.)
- приказ об учетной политике предприятия для целей налогообложения на 2012 г. Причина представления уточненной декларации N 3.
Указанное требование Обществом исполнено, документы представлены. 11.06.2014 Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено сообщение N 12804 с требованием представления пояснений по тому факту, что согласно представленному ООО "ТекСтрой" заявлению от 28.11.2011 ООО "ТекСтрой" с 01.01.2012 находится на упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения "Доходы, уменьшенные на величину расходов", однако Обществом представлена налоговая отчетность за 1, 2 кварталы 2012 г. по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль, а также налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество за 1 и 2 кварталы 2012 г.
Ответ на сообщение от 11.06.2014 N 12804 от Общества не поступил, причина представления уточненной декларации N 3 по НДС за 2 квартал 2012 г. не пояснена.
06.05.2014 Обществом представлены документы для проведения камеральной проверки уточненной налоговой декларации N 3 по НДС, представленной 30.03.2014, а именно книга покупок за 2 квартал 2012 г., счета-фактуры и товарные накладные полученные, приказ об учетной политике для целей налогового учета, счет-фактура N 00000001 от 05.06.2012, справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) N 1 от 05.06.2012, акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) N 1 от 05.06.2012, договор строительного подряда N 02-05-2012 от 02.05.2012, заключенного с заказчиком ООО "Лагуна" ИНН 1001056008 на выполнение работ по устройству стяжек по адресу г. Петрозаводск, ул. Зеленая, д. 4, приложение N 1 к договору N 02-05-2012 от 02.05.2012, договор поставки от 25.06.2012, заключенный с поставщиком "Петрозаводская судоходная компания" ИНН 1001176190 на поставку строительных материалов согласно соглашению о договорной цене к договору поставки от 25.06.2012.
При проведении камеральной проверки уточненной N 3 декларации по НДС за 2 квартал 2012 года Инспекцией установлено, что являясь налогоплательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения с 01.01.2012, во втором квартале 2012 г. ООО "ТекСтрой" выставляло счета-фактуры покупателям с выделением в них НДС. Общая сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная покупателям согласно счету-фактуре N 00000001 от 05.06.2012 во втором квартале 2012 г., выставленному покупателю ООО "Лагуна", составила 189813,60 руб.
В уточненной налоговой декларации N 3 по НДС, представленной в Инспекцию 30.03.2014, Обществом за 2 квартал 2012 г. заявлены налоговые вычеты по НДС, в связи с приобретением на территории РФ товаров (работ, услуг), в сумме 417804 руб.
Инспекция пришла к выводу о том, что Общество, являясь налогоплательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не имеет права на применение налоговых вычетов по НДС, заявленных в уточненной налоговой декларации N 3 по НДС за 2 квартал 2012 г., в сумме 417804 руб.
Решением от 01.09.2014 N 3.3-05/448 налоговый орган доначислил Обществу НДС в сумме 189 814 руб., начислил пени по НДС в сумме 40 262 руб. 71 коп. и уменьшил сумму налога, излишне заявленного к возмещению, на 227 990 руб.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество направило апелляционную жалобу в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия от 10.11.2014 N 13-11/10718@ решение Инспекции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Общества - без удовлетворения.
Полагая, что решение Инспекции не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного решения недействительным.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд отмечает следующее.
Как установлено пунктом 1 статьи 346.11 НК РФ, организациями и индивидуальными предпринимателями УСН применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к УСН или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 346.11 НК РФ применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности). Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.
Согласно пункту 6 статьи 346.13 НК РФ налогоплательщик, применяющий УСН, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения. При этом пунктом 3 названной статьи установлено, что до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения налогоплательщики не вправе, если иное не установлено данной статьей.
Уведомление об отказе в применении УСН при сроке представления данного уведомления не позднее 15.01.2011, в адрес Инспекции от Общества не поступало
В Инспекцию 10.07.2012 поступило уведомление об отказе ООО "ТекСтрой" в применении упрощенной системы налогообложения и переходе на общеустановленную систему налогообложения с 01.04.2012. Данное уведомление поступило в налоговый орган по ТКС через ООО "Земельное бюро" (т. 1., л.д. 108 - 109).
Налоговым законодательством налогоплательщику предоставлено право добровольно принимать решение о переходе с УСН на иной режим налогообложения, но при обязательном соблюдении условий такого перехода. В связи с чем положениями главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлены четкие сроки для реализации налогоплательщиком своего решения о переходе с УСН на иной режим налогообложения посредством направления в налоговый орган соответствующего уведомления.
В случае нарушения соответствующего порядка налогоплательщик признается налогоплательщиком, применяющим УСН, и несет в этой связи обязанности по уплате и исчислению соответствующих налогов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации для этой категории налогоплательщиков.
При таких обстоятельствах, приняв во внимание, что в соответствии с пунктом 6 статьи 346.13 НК РФ налогоплательщик, применяющий УСН, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в данном случае предприниматель, не являясь плательщиком НДС, не вправе был заявлять налоговый вычет по НДС.
Действительно налоговый орган должен осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства и информировать налогоплательщиков об их правах и обязанностях, о факте нарушения налогоплательщиком норм налогового законодательства, регулирующего порядок отказа от применения УСН.
Вместе с тем, поскольку переход налогоплательщиков на УСН и на возврат к иным режимам налогообложения носит добровольный характер, то в случае несоблюдения налогоплательщиком условий перехода с УСН на общий режим налогообложения у налоговых органов нет оснований выносить решение об отказе в таком переходе.
В материалы дела представлены налоговые декларации по НДС, налогу на прибыль со второго квартал по 1 квартал 2015 года, платежные документы об оплате налогов за 2012 год. Налоговые декларации налоговым органом были приняты, решений по ним не вынесено.
Поскольку Общество фактически с 01.07.2012 осуществляло хозяйственную деятельность, оформляло первичные документы и представлял налоговые декларации, соответствующие общей системе налогообложения, оно обоснованно применяло общий налоговый режим и учитывало налоговые вычеты по НДС.
Отсутствие заявления о переходе с УСН на общий режим налогообложения при представлении в налоговый орган налоговых деклараций по общему режиму не лишает налогоплательщика права на изменение режима налогообложения (Постановления ФАС Уральского округа от 09.10.2012 N Ф09-9293/12, от 09.08.2012 N Ф09-6218/12, от 18.06.2012 N Ф09-4979/12, ФАС Центрального округа от 22.09.2010 N А48-673/2010, ФАС Уральского округа в Постановлении от 04.09.2013 N Ф09-8269/13 по делу N А76-24663/2012, Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 14.03.2014 по делу N А53-10176/2013, Определение N ВАС-1687/14 по делу N А76-3543/2013).
Нарушение налогоплательщиком срока направления уведомления, установленного п. 6 ст. 346.13 НК РФ, не является основанием для признания незаконным применения им общей системы налогообложения, в связи с тем что отказ от применения УСН носит уведомительный характер и НК РФ не предусмотрены последствия пропуска данного срока в виде запрета налогоплательщику применять иной режим налогообложения. Применение УСН является льготным режимом для налогоплательщика, поэтому он по своему усмотрению имеет право его не применять. Отказ от применения упрощенной системы налогообложения - это право налогоплательщика и оно носит уведомительный характер.
Выбор режима налогообложения является правом налогоплательщика и специального документа, подтверждающего право применять упрощенную систему, либо отказ от ее применения, не требуется.
При этом добровольность перехода на УСН предполагает наличие у налогоплательщика права до начала ее применения изменить свое решение и остаться на общем режиме налогообложения вне зависимости от причины.
Налоговая отчетность по УСН в Инспекцию предпринимателем не представлялась. Единый налог по УСН за весь период деятельности предпринимателя не исчислялся, в бюджет не уплачивался.
Повторное начисление налога (УСН) на объекты, на которые уже начислен налог по иной системе налогообложения не предусмотрено.
С 01.07.2012 Общество осуществляло хозяйственную деятельность, оформляло первичные документы и представляло налоговые декларации, соответствующие общей системе налогообложения, апелляционный суд счел обоснованным применение им данного налогового режима и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.
Следовательно, поскольку фактически заявитель не перешел на УСН с 01.07.2012, не применял данную систему налогообложения, у него отсутствует обязанность восстановить суммы НДС, правомерно принятые к вычету во 2 квартале 2012 года.
Представленные первичные учетные документы по налоговым вычетам за 2 квартал 2012 года по налоговой декларации по НДС нареканий со стороны налогового органа не имеют.
Таким образом, апелляционный суд пришел к выводу о том, что во втором квартале 2012 году заявитель правомерно применял общую систему налогообложения, в связи с чем оснований для доначисления НДС и соответствующих пеней у налогового органа не имелось.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Заявленные требований следует удовлетворить и признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску от 01.09.2014 N 3.3-05/448.
Судебные расходы по уплате госпошлины в размере 6 000 руб. за рассмотрение дела в суде первой и апелляционных инстанций следует взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ТекСтрой".
Обществу следует возвратить 3000 руб. излишне уплаченной госпошлины по платежному поручению N 203 от 24.08.2015 года.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.06.2015 по делу N А26-1774/2015 отменить.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску от 01.09.2014 N 3.3-05/448.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ТекСтрой" расходы по уплате госпошлины в размере 6 000 руб. за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанций.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "ТекСтрой" 3 000 руб. излишне уплаченной госпошлины по платежному поручению N 203 от 24.08.2015 года.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
И.А.ДМИТРИЕВА

Судьи
Е.А.СОМОВА
Н.О.ТРЕТЬЯКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)