Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 06.12.2013 ПО ДЕЛУ N А55-9138/2013

Разделы:
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 2013 г. по делу N А55-9138/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Абдулвагапова Р.Г.,
судей Мухаметшина Р.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 19
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05.07.2013 (судья Мешкова О.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013 (председательствующий судья Бажан П.В., судьи Марчик Н.Ю., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-9138/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Фармация", Самарская область (ОГРН 1076381001080) о признании недействительным решения филиала N 19 государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 12.04.2013 N 80001,

установил:

открытое акционерное общество "Фармация", Самарская область (далее - ОАО "Фармация", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения филиала N 19 государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социального страхования РФ, ответчик) от 12.04.2013 N 80001 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.07.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Фонд социального страхования РФ с принятыми по делу судебными актами не согласился, просит их отменить и отказать в удовлетворении заявления ОАО "Фармация". При этом ответчик полагает, что судами неправильно применены нормы материального права, поскольку выплаты работникам аптечной организации, которые на основании норм Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) не имеют права на занятие фармацевтической деятельностью или не допущены к ее осуществлению, облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.
В отзыве на кассационную жалобу заявитель не согласился с доводами ответчика по основаниям, отраженным в тексте обжалованных судебных актов.
Стороны по делу, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в кассационной инстанции, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены либо изменения обжалованных судебных актов исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Фондом социального страхования РФ с 15.03.2013 по 20.03.2012 была проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ на основе расчета ОАО "Фармация" (форма 4-ФСС РФ), представленного 14.01.2013 за период с 01.01.2012 по 31.12.2012. По итогам проверки Фондом социального страхования РФ составлен акт проверки от 20.03.2013 N 80001.
Решением Фонда социального страхования РФ от 12.04.2013 N 80001, с учетом представленных заявителем возражений на акт проверки от 20.03.2013 N 80001, ОАО "Фармация" было привлечено к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 15 910 рублей 19 копеек. Также указанным решением заявителю доначислена и предложена к уплате недоимка по страховым взносам на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ в сумме 79 550 рублей 97 копеек. Ответчиком было установлено нарушение заявителем порядка применения пониженных тарифов страховых взносов, установленного пунктом 10 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
Не согласившись с вышеуказанным решением Фонда социального страхования РФ, ОАО "Фармация" оспорило его в судебном порядке.
Судебные инстанции удовлетворили заявленные требования, признав решение Фонда социального страхования РФ от 12.04.2013 N 80001 недействительным. При этом судами установлено следующее.
ОАО "Фармация" является действующим юридическим лицом, его основным видом деятельности согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц является розничная торговля фармацевтическими товарами. Заявитель имеет лицензию от 12.08.2010 N Ло-63-02-000389 на осуществление фармацевтической деятельности и осуществляет розничную торговлю лекарственными средствами. При этом заявитель является плательщиком единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) для отдельных видов деятельности, что подтверждается уведомлением о постановке на учет в налоговом органе как плательщика ЕНВД.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ заявитель является плательщиком страховых взносов.
В статье 58 Закона N 212-ФЗ установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 - 2027 годов.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, - для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) и уплачивающих ЕНВД, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих ЕНВД для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
В силу части 3.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в 2012 - 2013 годы для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 8, 10 - 12 части 1 статьи 58 данного Закона, применяются следующие тарифы страховых взносов, в том числе в 2012 году: ПФР - 20%; ФСС РФ - 0,0%; ФФОМС - 0,0%.
Заявитель при расчете размера страховых взносов применил тариф - 0,0% с учетом того, что он является фармацевтической организацией, имеющей соответствующую лицензию и является плательщиком ЕНВД.
Фонд социального страхования РФ в своем решении сослался на то, что аптечные организации, уплачивающие ЕНВД, применяют пониженные тарифы в 2012 - 2013 годах только в отношении выплат и вознаграждений, производимых в пользу работников, которые на основании статьи 100 Закона N 323-ФЗ имеют право на занятие фармацевтической деятельностью, а именно в отношении лиц, получивших высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющих сертификат специалиста.
Суды посчитали позицию ответчика ошибочной исходя из следующего.
Согласно пункту 33 статьи 4 Закона N 61-ФЗ под фармацевтической деятельностью понимается деятельность, включающая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
На основании пункта 35 статьи 4 Закона N 61-ФЗ аптечная организация - это организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями указанного Закона.
В силу части 1 статьи 55 Закона N 61-ФЗ аптечными организациями осуществляется розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии.
Фармацевтическая деятельность согласно пункту 1 статьи 52 Закона N 61-ФЗ осуществляется, в том числе, аптечными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат отдельные виды деятельности, в том числе фармацевтическая деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, которым установлен порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, в том числе аптечными организациями.
В силу пункта 2 указанного Постановления фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно установленному перечню (приложение к утвержденному Положению), в том числе хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, заявителем ведется деятельность как облагаемая единым налогом на вмененный доход, так и по общему режиму налогообложения. законодательство не содержит запрета на применение пониженных тарифов страховых взносов при совмещении режимов.
Из материалов дела усматривается, что при проведении проверки заявителем ответчику предоставлялась справка от 11.03.2013 о занятых в деятельности, подлежащей налогообложению в 2012 году по удельному весу реализации товаров и лицах, занятых в деятельности, подлежащей налогообложению в 2012 году по общему режиму. Также заявителем предоставлена справка от 11.03.2013 об удельном весе от реализации товаров (работ, услуг) за 2012 год, подлежащих налогообложению по общему режиму.
Приказом от 20.12.2011 N 41 заявителем утверждено положение об учетной политике для целей налогообложения на 2012 год и порядок ведения раздельного учета доходов и расходов в целях налогообложения различных видов деятельности в ОАО "Фармация". Пунктом 3.3 порядка ведения раздельного учета определен список лиц, занятых в деятельности, подлежащей налогообложению по общему режиму. К ним относятся: генеральный директор; заместитель генерального директора; провизор-технолог; главный бухгалтер; работники ЦБ; санитарка-мойщица; уборщица; фасовщик; водители. Их зарплата определяется по удельному весу от реализации товаров (работ, услуг) по району.
Провизор-аналитик, фармацевт, провизор технолог, фасовщик заняты в деятельности, подлежащей налогообложению по общему режиму, по ним полностью исчисляются страховые взносы.
На основании удельного веса от реализации товаров заявителем составляется расчет по начисленным страховым взносам на обязательное социальное страхование. При этом в налогооблагаемую базу включается лишь часть зарплаты генерального директора; заместителя генерального директора; провизора-технолога; главного бухгалтера; работников ЦБ; санитарки-мойщицы; уборщицы; фасовщика и водителей в соответствии с вышеуказанным процентом. При этом заработная плата провизора-аналитика; фармацевта; провизора технолога и фасовщика, работающих только по общему режиму, облагается налогом в полном объеме.
Остальные сотрудники работают в рамках деятельности, облагаемой ЕНВД, и по ним заявителем обоснованно применяется пониженный тариф страховых взносов 0%. Общая начисленная к уплате сумма страховых взносов в размере 32 267 рублей 91 копеек за 2012 год включена в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование.
В связи с этим ОАО "Фармация" относится к категории плательщиков страховых взносов, имеющих право применять пониженные тарифы страховых взносов на основании пункта 10 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
На основании пункта 2 части 1 статьи 100 Закона N 323-ФЗ право на занятие фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.
Согласно законодательному определению понятия фармацевтической деятельности, указанный вид деятельности включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарственными препаратами, их отпуску, хранению, перевозке, изготовлению лекарственных препаратов, в котором помимо фармацевтов-провизоров, других лиц, имеющих фармацевтическое образование, участвуют и иные работники аптечной организации.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что работники аптеки самостоятельно не осуществляют фармацевтическую деятельность. В силу части 1 статьи 52 Закона N 61-ФЗ такую деятельность осуществляет аптечная организация, а, следовательно, вывод ответчика о том, что фармацевтическая деятельность осуществляется отдельными работниками аптеки, несостоятелен и не соответствует нормам Закона N 61-ФЗ.
Судебные инстанции правомерно указали, что заявитель вправе применять пониженные тарифы страховых взносов к вознаграждениям, выплачиваемым всем работникам, участвующим в деятельности общества, облагаемой ЕНВД. Довод Фонда социального страхования РФ о том, что с доходов работников, не занятых фармацевтической деятельностью, аптеки должны уплачивать страховые взносы, применяя общий, а не льготный тариф, правильно отклонен судами.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 05.07.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013 по делу N А55-9138/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Р.Г.АБДУЛВАГАПОВ

Судьи
Р.Р.МУХАМЕТШИН
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)