Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.12.2012 ПО ДЕЛУ N А66-7281/2012

Разделы:
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2012 г. по делу N А66-7281/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бландовым Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Эко-Сервис" Кухоревой З.В. по доверенности от 10.01.2012, Удальцовой А.А. по доверенности от 10.12.2012, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области Котыло И.В. по доверенности от 10.12.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 4 октября 2012 года по делу N А66-7281/2012 (судья Басова О.А.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Эко-Сервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 30.03.2012 N 471 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) в сумме 438 656 рублей и соответствующих пеней в сумме 161 144,23 рублей.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 4 октября 2012 года заявленные обществом требования удовлетворены.
Инспекция с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на нарушение судом норм материального права.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании с доводами в ней изложенными не согласились, решение суда считают законным и обоснованным.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, инспекцией в отношении общества проведена выездная налоговая проверка по различным налогам и сборам за период с 01.01.2008 по 31.12.2011. Результаты проверки отражены в акте от 06.03.2012 N 6, на основании которого принято решение от 30.03.2012 N 471 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно данному решению обществу начислены налоги, пени, штрафы, в том числе - ЕНВД в сумме 438 656 рублей и соответствующие пени в сумме 161 144,23 рублей.
В оспариваемом решении инспекцией зафиксировано налоговое правонарушение, выразившееся в занижении суммы ЕНВД за 2008 год по деятельности от продажи газа в розницу на АГЗС, расположенных в поселке Максатиха (далее - АГЗС N 1) и в селе Лесное Тверской области (далее - АГЗС N 2). По мнению инспекции, в рассматриваемом случае при исчислении единого налога общество занизило физический показатель "площадь торгового места".
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области от 25.06.2012 N 08 - 11/141 решение инспекции в указанной части оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенным решением инспекции в части, общество обратилось в Арбитражный суд Тверской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) система налогообложения в виде ЕНВД устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно подпунктам 6 и 7 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, а также розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, либо объекты нестационарной торговой сети.
Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика. Налоговой базой для исчисления суммы ЕНВД признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности (пункты 1 и 2 статьи 346.29 НК РФ).
Пунктом 3 статьи 346.29 НК РФ установлены физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц, которые применяются при исчислении ЕНВД. При осуществлении розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, для исчисления ЕНВД используется физический показатель "площадь торгового зала (в квадратных метрах)", а при осуществлении розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, и через объекты нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых не превышает 5 квадратных метров, - "торговое место", а в случае если площадь торгового места превышает 5 квадратных метров - "площадь торгового места в квадратных метрах".
Основные понятия, используемые в главе 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации, определены в статье 346.27 НК РФ.
Торговое место - место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов.
Применительно к рассматриваемым правоотношениям при исчислении ЕНВД должен применяться физический показатель "торговое место".
В свою очередь в статье 346.27 НК РФ, содержащей основные понятия, используемые в главе 26.3 НК РФ, отсутствует понятие "площадь торгового места".
С 01.01.2008 в связи со вступлением в силу Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" деятельность по реализации газа на АГЗС стала относиться к розничной торговле, осуществляемой в объектах стационарной торговой сети (не имеющей торговых залов).
Материалами дела подтверждается, что в 2008 году осуществляло розничную торговлю газом через принадлежащие ему АГЗС N 1 и 2. По данному виду деятельности в спорный период применялась система налогообложения в виде ЕНВД с определением налоговой базы с использованием физического показателя "площадь торгового места".
Обществом за 1 - 4 кварталы 2008 года представлены налоговые декларации по ЕНВД, в соответствии с которыми налог по АГЗС N 1 исчислен исходя из площади торгового места в размере 155 кв. м, по АГЗС N 2 - 136 кв. м.
Инспекция в ходе проверки пришла к выводу о том, что площадь торгового места по АГЗС N 1 составляет 387,8 кв. м, по АГЗС N 2 - 291 кв. м.
Расхождение обусловлено тем, что общество при расчете площади торгового места по АГЗС N 1 учитывало площадь рабочей площадки (97,5 кв. м), включающей заправочную и аварийную емкости и заправочный пост, площадь заправочной площадки (27,0 кв. м) и операторской с бухгалтерией (30,0 кв. м). Площадь проездов, имеющихся на АГЗС, и подъездов к АГЗС заявитель не учитывал.
Аналогичным образом обществом произведен расчет площади торгового места по АГЗС N 2. Учтена площадь рабочей площадки, включающей заправочную емкость (50 кв. м), площадь заправочной площадки (67,5 кв. м), площадь операторской (18 кв. м).
По мнению инспекции, площадь подъездов к АГЗС и проездов, имеющихся на АГЗС, не подлежит исключению из расчетов, так как они используются непосредственно для совершения сделок розничной купли-продажи.
Однако понятие торгового места, содержащееся в статье 346.27 НК РФ, не содержит упоминания о площади земельного участка, занимаемого объектом, включающим различные строения (сооружения, конструкции), каким является АГЗС, и размер которой определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов. Приведенное понятие не подлежит расширительному толкованию. Законодателем определено, что помимо земельных участков, используемых для совершения сделок розничной купли-продажи, в площадь торгового места также включаются только те земельные участки, которые используются для размещения объектов розничной торговли, не имеющих торговых залов, прилавков, лотков и других объектов.
Таким образом, из общей площади здания, строения, земельного участка, которая находится в собственности или на ином праве, законодатель выделил лишь ту часть площади здания, строения, земельного участка, которая необходима именно для исчисления ЕНВД, а именно: здания, строения и (или) земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли, то есть место, где расположены палатки, ларьки и другие аналогичные объекты. Все остальные площади не включаются для исчисления ЕНВД.
При определении физического показателя "площадь торгового места" налогоплательщик должен учитывать только фактически используемую при розничной торговле площадь, а не общую площадь земельного участка, который находится в пользовании (собственности) заявителя.
Применительно к АГЗС в площадь торгового места должны включаться участок, непосредственно используемый для совершения сделки розничной купли-продажи, и земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли, не имеющих торговых залов, прилавков, столов, лотков и других объектов, в частности - площади операторских, через окна которой производятся расчеты с покупателями, а также площади, предназначенные для заправки автомобилей газовым топливом.
Площади подъезда к АГЗС, проезда до топливно-раздаточных колонок и операторской не являются участками, непосредственно используемыми для совершения сделки розничной купли-продажи, равно как и участками, используемыми для размещения объектов организации розничной торговли, не имеющих торговых залов.
В рассматриваемом случае из документов на проектирование принадлежащих обществу АГЗС следует, что общая площадь земельного участка, предоставленного под строительство АГЗС N 1, составляет 439 кв. м, (под застройкой - 39 кв. м, в том числе площадь кассы - 13,82 кв. м, под проездами и площадками - 374 кв. м, под озеленением - 26 кв. м).
Общая площадь земельного участка, предоставленного под строительство АГЗС N 2, составляет 625 кв. м, (под застройкой - 33 кв. м, в том числе площадь кассы - 6,45 кв. м, под проездами и площадками - 497 кв. м, под озеленением - 97 кв. м).
Данные в отношении конкретных объектов, расположенных на территории принадлежащих обществу АГЗС, детализированы в экспликациях зданий и сооружений, являющихся частью плана расположения сооружений, изготовленных в 2012 году. При этом сторонами не оспаривается, что состав и площади сооружений, находящихся на территории АГЗС, с 2008 года не изменялись, а приведенные в документах данные о них на 2012 год соответствуют данным на 2008 год.
Согласно планам и экспликациям площади зданий и сооружений, находящихся на АГЗС N 1, составляют: рабочая площадка - 97,5 кв. м (в том числе заправочная и аварийная емкости, заправочный пост), заправочная площадка - 27,0 кв. м, операторская с бухгалтерией - 30,0 кв. м, всего - 154,50 кв. м. При этом площадь операторской по АГЗС N 1 следует определять без учета площади бухгалтерии, не используемой для совершения сделок купли-продажи и составляющей 5,0 м.
Площади зданий и сооружений, находящихся на АГЗС N 2, составляют: рабочая площадка (в том числе заправочная емкость) - 50 кв. м, заправочная площадка - 67,5 кв. м, операторская - 18 кв. м, всего - 135,50 кв. м.
Таким образом, для совершения сделок розничной купли-продажи обществом правомерно использовалась площадь торгового места, определяемая как сумма вышеперечисленных площадей.
Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Апелляционная инстанция считает, что инспекция не доказала, что площадь торгового места, используемого для осуществления розничной торговли газом, составила земельный участок площадью 387,8 кв. м по АГЗС N 1 и 291 кв. м по АГЗС N 2, включая площади подъездов к АГЗС и проездов, имеющихся на АГЗС.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования общества.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы инспекции не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 4 октября 2012 года по делу N А66-7281/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Б.РАЛЬКО
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)