Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.11.2007 N 19АП-4719/2007 ПО ДЕЛУ N А35-4283/06-С10

Разделы:
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 ноября 2007 г. по делу N А35-4283/06-С10


Резолютивная часть постановления объявлена 30.10.2007 г.
Полный текст постановления изготовлен 06.11.2007 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей: Осиповой М.Б.,
Шеина А.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Овсянниковой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Курская птицефабрика" на решение Арбитражного суда Курской области от 21.08.2007 года по делу N А35-4283/06-С10 (судья Гвоздилина О.Ю.) по заявлению ОАО "Курская птицефабрика" к МИФНС России N 5 по Курской области о признании частично недействительным ее решения N 56 от 27.03.2006 г.,
при участии:
от налогоплательщика: Асеева В.Н., заместителя главного бухгалтера, доверенность б/н от 02.07.2007 г., паспорт серии <...> N <...>, выдан ОМ N 2 УВД г. Курска 14.11.2003 г.,
от налогового органа: Шевелевой М.А., специалиста 1 разряда, доверенность N 7 от 03.09.2007 г., удостоверение УР N 309880 действительно до 31.12.2009 г.,
установил:

ОАО "Курская птицефабрика" обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным решения МИФНС России N 5 по Курской области N 56 от 27.03.2006 г. в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 46803 руб. 40 коп., предложения уплатить НДС в сумме 143516 руб., пени за несвоевременную уплату НДС в сумме 4682 руб. 99 коп. и внесения необходимых исправлений в бухгалтерский учет.
Решением Арбитражного суда Курской области от 21.08.2007 г. заявленные требования удовлетворены частично. Решение МИФНС России N 5 по Курской области N 56 от 27.03.2006 г. признано недействительным в части привлечения ОАО "Курская птицефабрика" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 23401 руб. 70 коп. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
ОАО "Курская птицефабрика" не согласилась с данным решением и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 28.12.2005 г. ОАО "Курская птицефабрика" представило в МИФНС России N 5 по Курской области уточненную налоговую декларацию по НДС за октябрь 2005 года, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 951015 руб.
При этом, в разделе 4 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобожденные от налогообложения)" данной декларации налогоплательщиком заявлена льгота по НДС согласно п. п. 20 п. 3 ст. 149 НК РФ в сумме 1435159 руб., в связи с тем, что удельный вес выручки от реализации сельскохозяйственной продукции в общем объеме выручки за октябрь 2005 года ОАО "Курская птицефабрика" составил 86,77%.
По результатам камеральной проверки указанной декларации, МИФНС России N 5 по Курской области было принято решение N 56 от 27.03.2006 г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неполную уплату НДС в сумме 46803 руб. 40 коп. Кроме того, данным решением налогоплательщику предложено уплатить НДС в сумме 143516 руб., пени за несвоевременную уплату НДС в сумме 4682 руб. 99 коп., а также внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Основанием для принятия указанного решения послужил вывод налогового органа о несоблюдении налогоплательщиком условий для применения льготы, предусмотренной п. п. 20 п. 3 ст. 149 НК РФ, в котором определено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории РФ операции по реализации продукции собственного производства организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет не менее 70 процентов, в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда.
Не согласившись с выводами налогового органа, ОАО "Курская птицефабрика" обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованный судебный акт по существу спора.
Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав, признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
На основании п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
В то же время в соответствии с подпунктом 20 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат обложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации операции по реализации продукции собственного производства организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет не менее 70%, в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы.
Как усматривается из оспариваемого решения, при доначислении НДС, пени и налоговых санкций, налоговый орган исходил из того, что критерии отнесения организаций к сельскохозяйственным товаропроизводителям содержатся в ст. 1 Федерального закона от 08.12.1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", согласно которой сельскохозяйственный товаропроизводитель - это физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.
Таким образом, основным критерием отнесения организаций к категории сельскохозяйственных производителей является не статус организации, а доля сельскохозяйственного производства в общем объеме производимой продукции.
Учитывая, что Налоговый кодекс РФ не содержит определения понятия сельскохозяйственная продукция, налоговый орган в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ исходил из критериев, указанных в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, согласно которому к сельскохозяйственной деятельности относится разведение сельскохозяйственной птицы (код 01.24), и Общероссийском классификаторе продукции ОК005-93, утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 г. N 301 (коды 97 0000 "Продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства" и 98 0000 "Продукция животноводства").
В соответствии с данным Классификатором мясо птицы является продукцией мясной промышленности. К продукции сельского хозяйства относится птица для убоя, которая не является готовой продукцией, а является сырьем для производства мяса. Однако, учитывая отраслевые особенности производства птицеводческих хозяйств и тот факт, что процесс забоя и обработки птицы является последним звеном в технологическом процессе производства мяса птицы, его следует рассматривать как первичную переработку сельскохозяйственной продукции. Об этом также свидетельствует ГОСТ 25391-82 "Мясо цыплят бройлеров", согласного которому промышленной переработкой в птицеводстве считается глубокая переработка, то есть приготовление фарша, различных рубленных, колбасно-кулинарных и консервных изделий на основе мяса птицы.
Таким образом, налоговый орган сделал вывод о том, что мясо птицы (тушка), полученное в результате убоя птицы собственного производства, относится к сельскохозяйственной продукции, а колбасные изделия, копчености и фарш являются готовой продукцией мясной промышленности, в связи с чем, в целях правильного применения льготы по НДС доходом от реализации сельскохозяйственной продукции будет являться выручка от реализации только указанной выше сельскохозяйственной продукции.
Рассматривая настоящее дело, суд первой инстанции обоснованно признал правомерными доводы налогового органа.
Как следует из оборотно-сальдовой ведомости по счету 90.1 по номенклатуре продукция за октябрь 2005 года выручка от реализации сельскохозяйственной продукции без НДС составила 25704082 руб. 40 коп., в том числе от реализации мяса птицы (тушек) - 24844479 руб. 25 коп., живой птицы - 126923 руб. 02 коп., мяса птицы (тушек) отделений - 221432 руб. 42 коп., продукции растениеводства - 58562 руб. 76 коп., яйца - 452684 руб. 95 коп. Общая выручка от реализации продукции без НДС составила - 48250834 руб. 83 коп. Таким образом, удельный вес сельскохозяйственной продукции в общем объеме реализации составляет 53,27% (25704082,4/48250834,83).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у ОАО "Курская птицефабрика" права на применение льготы по НДС, предусмотренной пп. 20 п. 3 ст. 149 НК РФ и указал на следующее.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации. ОКВЭД построен на основе гармонизации с официальной версией на русском языке Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе. ОКВЭД предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них.
ОКВЭД используется при решении следующих основных задач, связанных с: классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации; определением основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов; разработкой нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности; осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов; подготовкой статистической информации для сопоставлений на международном уровне; кодированием информации о видах экономической деятельности в информационных системах и ресурсах, едином государственном регистре предприятий и организаций, других информационных регистрах; обеспечением потребностей органов государственной власти и управления в информации о видах экономической деятельности при решении аналитических задач.
Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности. Экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг).
ОКВЭД включает перечень классификационных группировок видов экономической деятельности и их описания (приложение А).
В разделе А "Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" класса 01 "Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях" подкласса 01.2 "Животноводство", содержится группа 01.24 "Разведение сельскохозяйственной птицы". Согласно данная описаниям группировка включает: разведение сельскохозяйственной птицы (индеек, уток, гусей, цесарок) на мясо, племенной птицы и молодняка; производство куриных яиц и яиц прочей сельскохозяйственной птицы.
В разделе D "Обрабатывающие производства" подраздела DA "Производство пищевых продуктов, включая напитки и табака" класса 15 "Производство пищевых продуктов, включая напитки" подкласс 15.1 "Производство мяса и мясопродуктов", имеются группы: группа 15.11 "Производство мяса", группа 15.12 "Производство мяса сельскохозяйственной птицы и кроликов" подгруппа 15.12.1 "Производство мяса и пищевых субпродуктов сельскохозяйственной птицы и кроликов". Согласно описаниям эта группировка включает: подготовку мяса птицы, кроликов и аналогичных животных, производство свежего или замороженного мяса птицы в пропорциях, производство свежих или замороженных пищевых субпродуктов птицы, эта группировка также включает: предоставление услуг по убою птицы, кроликов и аналогичных животных. Эта группировка не включает: производство жира сельскохозяйственной птицы (15.11.3); фасование мяса птицы за собственный счет предприятий и организаций оптовой торговли (51.32.12); предоставление услуг по фасованию и упаковыванию мяса птицы и кроликов (74.82) группа 15.13 "Производство продуктов из мяса, мяса птицы, мясных продуктов и крови животных" (Согласно описаниям группировок эта группировка включает: производство сушеного, соленого или копченого мяса; производство мясных продуктов: сосисок и сарделек, салями, сервелата и других копченых колбас, паштетов, заливных, рубленного мяса, вареного окорока, мясных экстрактов, соков и т.п.; производство готовых мясных блюд; производство мясных консервов с использованием различных способов консервирования; производство пищевой муки и порошка из мяса и мясных субпродуктов; производство порошка, муки и гранул из мяса, костей и зубов, непригодных для питания человека, это группировка не включает: фасование мяса, мяса птицы и кроликов за собственный счет предприятий и организаций оптовой торговли (51.32); предоставление услуг по фасованию и упаковыванию мяса, мяса птицы и кроликов (74.82) подгруппа 15.13.9 "Предоставление услуг по тепловой обработке и прочим способам переработки мясных продуктов".
В разделе G "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" группа 51.32 "Оптовая торговля мясом, мясом птицы, продуктами и консервами из мяса и мяса птицы" (Эта группировка также включает: оптовую торговлю мясом животных и птиц, являющихся объектами охоты (мясом дичи), оптовую торговлю продуктами и консервами из мяса (дичи) подгруппа 51.32.1 "Оптовая торговля мясом и мясом птицы, включая субпродукты" (51.32.11 "Оптовая торговля мясом, включая субпродукты", 51.32.12 "Оптовая торговля мясом птицы, включая субпродукты"), подгруппа 51.32.2 "Оптовая торговля продуктами из мяса и мяса птицы", подгруппа 51.32.3 "Оптовая торговля консервами из мяса и мяса птицы", группа 51.33 "Оптовая торговля молочными продуктами, яйцами, пищевыми маслами и жирами подгруппа 51.33.2 "Оптовая торговля яйцами" (Эта группировка также включает: оптовую торговлю продуктами из яиц), группа 52.22 "Розничная торговля мясом, мясом птицы, продуктами и консервами из мяса и мяса птицы", подгруппа 52.22.1 "Розничная торговля мясом и мясом птицы, включая субпродукты", подгруппа 52.22.2 "Розничная торговля продуктами из мяса и мяса птицы", подгруппа 52.22.3 "Розничная торговля консервами из мяса и мяса птицы".
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 г. N 301, производимая налогоплательщиком продукция относится к продукции животноводства, включенной в группу 98 0000 "Продукция животноводства". Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 г. N 17, деятельность по убою скота и птицы, производству свежего, охлажденного или замороженного мяса животных или домашней птицы, производству мясных продуктов относится к деятельности по переработке сельскохозяйственной продукции, включенной в раздел D "Обрабатывающая промышленность", а результат переработки - продукция переработки кур - относится к группе 920000 Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 "Продукция мясной, молочной, рыбной, мукомольно-крупяной, комбикормовой и микробиологической промышленности", подгруппа 921000 "Продукция мясной и птицеперерабатывающей промышленности".
С учетом анализа положений различных федеральных законов, нормативных актов, общероссийских классификаторов, действующих как в спорный период, а также того, что при производстве реализуемой в счет оплаты труда продукции (как следует из пояснений налогоплательщика) использовались специи и другие составляющие по рецептурам колбас, фаршей и других продуктов переработки, суд первой инстанции сделал правильный вывод о необоснованности применения ОАО "Курская птицефабрика" льготы по НДС, предусмотренной пп. 20 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Судом первой инстанции правомерно не принят во внимание расчет удельного веса доходов от реализации сельскохозяйственной продукции, представленный налогоплательщиком, согласно которому удельный вес доходов от реализации сельскохозяйственной продукции за октябрь 2005 года составил 86,77%.
Данный расчет составлен в соответствии со ст. 346.2 НК РФ главы 26.1. "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)".
Статьей 346.1 НК РФ предусмотрено, что система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) устанавливается настоящим Кодексом и применяется наряду с общим режимом налогообложения. Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
В соответствии с п. 3 ст. 346.1 НК РФ переход на уплату единого сельскохозяйственного налога организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом и Таможенным кодексом Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого сельскохозяйственного налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
В целях настоящей главы сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов. В целях настоящей главы к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся также градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, отвечающие критериям, предусмотренным абзацем третьим пункта 7 статьи 333.3 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 346.2 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 346.3 НК РФ сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, подают в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого сельскохозяйственные товаропроизводители переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога, в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) заявление. При этом сельскохозяйственные товаропроизводители в заявлении о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога указывают данные о доле дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), полученном ими по итогам календарного года, предшествующего году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Учитывая, что ОАО "Курская птицефабрика" не является плательщиком единого сельскохозяйственного налога и, соответственно, положения данной главы не распространяются на осуществляемую налогоплательщиком деятельность, представленный в материалы дела расчет удельного веса доходов от реализации сельскохозяйственной продукции не может служить основанием для применения льготы по НДС.
Кроме того, в указанной главе также имеется разделение сельскохозяйственного производства на производство, переработку первичную и последующую (промышленную) переработку. Порядок применения доли, указанный в главе 26.1 НК РФ, и аналогия расчета неприменимы при расчете доли для применения пп. 20 п. 3 ст. 149 НК РФ.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что ОАО "Курская птицефабрика" не соблюдены условия, предусмотренные пп. 20 п. 3 ст. 149 НК РФ и, соответственно, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований налогоплательщика о признании недействительным решения МИФНС России N 5 по Курской области в части доначисления НДС в сумме 143516 руб., пени за несвоевременную уплату НДС в сумме 4682 руб. 99 коп.
Вместе с тем, признавая недействительным решение МИФНС России N 5 по Курской области в части привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 23401 руб. 70 коп. суд первой инстанции обоснованно применил смягчающие вину обстоятельства, а именно: тяжелое финансовое положение налогоплательщика, совершение налогового правонарушения впервые, и с учетом положений ст. ст. 112, 114 НК РФ правомерно уменьшил размер налоговых санкций в два раза.
В апелляционной жалобе ОАО "Курская птицефабрика" не приводит правовых обоснований, по которым она не согласна с решением суда первой инстанции в указанной части.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Курской области от 21.08.2007 г. по делу N А35-4283/06-С10 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "Курская птицефабрика" без удовлетворения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина, уплаченная при подаче апелляционной жалобы, возврату не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Курской области от 21.08.2007 года по делу N А35-4283/06-С10 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "Курская птицефабрика" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Председательствующий судья
В.А.СКРЫННИКОВ
Судьи
М.Б.ОСИПОВА
А.Е.ШЕИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)