Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 4 декабря 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 декабря 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Голубцова В.Г., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ситниковой Т.В.,
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя индивидуального предпринимателя Хабибуллина Марселя Альбертовича
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 11 сентября 2017 года по делу N А71-6514/2017,
принятое судьей Калининым Е.В.
по заявлению индивидуального предпринимателя Хабибуллина Марселя Альбертовича (ИНН 183109157785, ОГРНИП 314183105500011)
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (ИНН 1831078833, ОГРН 1021801153010)
третьи лица: Межрайонная ИФНС России N 10 по Удмуртской Республике, Октябрьский РОСП г. Ижевска УФССП России по Удмуртской Республике
о взыскании налога и пени в сумме 241 556 руб. 28 коп.,
Индивидуальный предприниматель Хабибуллин Марсель Альбертович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (далее - фонд, Управление) о взыскании неправильно начисленных налога и пени в сумме 241 556,28 руб.
Определением от 05.07.2017 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрайонную ИФНС России N 10 по Удмуртской Республике (далее - налоговый орган) и Октябрьский РОСП г. Ижевска УФССП России по Удмуртской Республике.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 сентября 2017 года в удовлетворения заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправомерное взыскание с него страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее также - ОПС) и пени в сумме 241 556,28 руб.
Фонд представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие оснований для возврата страховых взносов и пени в сумме 241 556,28 руб. ввиду наличия за предпринимателем задолженности по страховым взносам и пеням в сумме 24 863,18 руб.
Третьи лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, отзыв на апелляционную жалобу не представили, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
29.11.2017 от заявителя поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, приложенных к ходатайству.
Рассмотрев ходатайство заявителя в порядке, установленном ст. 159, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд находит основания для его удовлетворения в части представления сведений Управления и налогового органа о состоянии расчетов с бюджетом по страховым взносам на ОПС и обязательное медицинское страхование (далее - ОМС), поскольку такие документы в силу ст. 65 АПК РФ должны быть представлены самим Управлением при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Оснований для приобщения к делу платежных поручений от 15.11.2017 и 17.11.2017 N 658264 об уплате налога на доходы физических лиц, заявлений о его возврате не имеется, так как эти документы не относятся к предмету настоящего спора (о возврате излишне взысканных страховых взносов на ОПС).
В приобщении к делу копий заявлений от 26.09.2017 и 16.11.2017 о возврате взносов также отказано, поскольку действия, предпринятые заявителем после вынесения обжалуемого судебного акта, не могут повлиять на законность и обоснованность данного акта.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) заявитель, как индивидуальный предприниматель, являлся в 2014-2016 гг. плательщиком страховых взносов на ОПС и ОМС, согласно статье 14 данного Закона обязан был исчислять страховые взносы в размере, определенном данной статьей.
Согласно пункту 1 части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, величина подлежащих уплате страховых взносов определяется в фиксированном размере как увеличенное в 12 раз произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы (далее - МРОТ, который на 2014 год составил 5554 руб.), и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Закона (26%).
Таким образом, на 2014 год фиксированный размер страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет 17328,48 руб. (5554 руб. x 26% x 12).
Заявитель по настоящему делу произвел фиксированный платеж за 2014 г. в сумме 14698,26 руб., поскольку был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 24.02.2014, что соответствует расчету фонда (л.д. 35).
Согласно пункту 2 части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, величина подлежащих уплате страховых взносов составляет указанный выше фиксированный размер плюс 1 процент от суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
Согласно статье 16 Закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно, страховые взносы уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Установив из декларации предпринимателя по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за 2014 год, что его доходы от предпринимательской деятельности за этот период (без учета расходов) составили 9 782 928,67 руб., однако предприниматель страховые взносы в сумме 94 829,29 руб. ((9 782 928,67 - 300 000) руб. x 1%) к 01.04.2015 не доплатил, Управление направило ему требование от 20.04.2016 об уплате недоимки по страховым взносам в сумме 94 829,29 руб. и пени в сумме 11004,94 руб. (л.д. 36-37).
Поскольку в установленный требованием срок взносы и пени не были уплачены, фонд на основании решения от 15.07.2016 N 019S02160029528 направил в банк инкассовые поручения от 15.07.2016 на списание с расчетного счета предпринимателя денежных средств в счет уплаты вышеуказанных сумм взносов и пени (л.д. 68-69).
Инкассовые поручения исполнены банком полностью в период с 18.07.2016 по 31.08.2016, что подтверждается копиями платежных ордеров за этот период, представленными в суд в электронном виде вместе с исковым заявлением (л.д. 11). Фонд факт взыскания с предпринимателя страховых взносов в сумме 94 829,29 руб. и пени в сумме 11 004,94 руб. не оспорил.
С учетом МРОТ на 01.01.2015 в размере 5965 руб. фиксированный размер страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на 2015 год составил 18610,80 руб.
Установив из декларации предпринимателя по НДФЛ за 2015 год, что его доходы от предпринимательской деятельности за этот период (без учета расходов) составили 12 760 217 руб., однако предприниматель страховые взносы в сумме 124 602,17 руб. ((12 760 217 - 300 000) руб. x 0,01) не доплатил, Управление направило ему требование от 18.07.2016 об уплате недоимки по страховым взносам в сумме 124 602,17 руб. и пени в сумме 4861,56 руб. (л.д. 38-39).
Поскольку в установленный требованием срок взносы и пени не были уплачены, фонд на основании решения от 25.08.2016 N 019S02160032966 направил в банк инкассовые поручения от 30.08.2016 на списание с расчетного счета предпринимателя денежных средств в счет уплаты взносов в сумме 124 602,17 руб. и пени в сумме 4861,56 руб. (л.д. 66-67).
Инкассовые поручения исполнены банком полностью в период с 31.08.2016 по 19.09.2016, что подтверждается копиями платежных ордеров за этот период, представленными в суд в электронном виде вместе с исковым заявлением (л.д. 11), и не оспаривается фондом.
Требованием от 27.10.2016 фонд также предъявил предпринимателю к уплате пени в сумме 6258,32 руб., начисленные за неуплату в установленный законом срок страховых взносов за 2014-2015 гг. начиная соответственно с 21.04.2016 и 19.07.2016 (со дня, следующего за нем направления требования об уплате недоимки по страховым взносам), и по день поступления страховых взносов в бюджет ПФР (л.д. 40-41).
В отсутствие добровольного исполнения решения (постановления) фонда на взыскание пени в сумме 6258,32 руб., оно направлено на исполнение в Октябрьский РОСП г. Ижевска УФССП России по Удмуртской Республике, в связи с чем денежные средства в счет уплаты этой суммы пени поступили на депозитный счет указанного подразделения службы судебных приставов, что подтверждается чеком-ордером от 27.02.2017 (копия представлена в суд в электронном виде вместе с исковым заявлением, л.д. 11). Фонд факт взыскания с предпринимателя пени в сумме 6258,32 руб. не оспорил.
Считая взносы и пени излишне взысканными, предприниматель представил в Управление 06.03.2017 заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов и пеней (л.д. 32).
Уведомлением от 21.03.2017 N 50 фонд в возврате страховых взносов и пеней отказал, сославшись на часть 3 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ).
Предприниматель, полагая, что фондом допущено нарушение его прав и законных интересов, обратился в арбитражный суд.
Судом принято вышеприведенное решение.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ установлено, что в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом:
для плательщиков страховых взносов, уплачивающих НДФЛ, - в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс).
В соответствии с пунктом 2 ст. 227 Кодекса налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, в том числе индивидуальные предприниматели, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 225 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса (13%), процентная доля налоговой базы.
Согласно п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса (13%), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 настоящего Кодекса.
К указанным вычетам относятся, в том числе профессиональные налоговые вычеты, или фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов (ст. 221 НК РФ).
Таким образом, налоговой базой для плательщиков НДФЛ (при получении доходов, облагаемых по ставке 13%) является не выручка, а доходы, уменьшенные на величину расходов, и иные налоговые вычеты.
Поскольку часть 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ при определении дохода отсылает к статье 227 НК РФ, а последняя через статью 225 к статье 210 Кодекса, при толковании понятия "доход" для целей применения Закона N 212-ФЗ необходимо учитывать налоговую базу, указанную статье 210 НК РФ, то есть доходы, уменьшенные на величину расходов.
В Постановлении от 30.11.2016 N 27-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" Конституционный Суд Российской Федерации также разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на ОПС, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, который уплачивает НДФЛ и не производит выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода.
Как следует из представленных в дело деклараций предпринимателя по НДФЛ, а также письменных пояснений налогового органа, доходы страхователя за 2014 год за вычетом расходов составили 165 461 руб., за 2015 год - 245 231 руб. (л.д. 50-53), то есть менее 300 000 руб.
Следовательно, обязанность по доплате страховых взносов за 2014-2015 гг. в срок не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом, у предпринимателя отсутствовала, в связи с чем страховые взносы в сумме 219 431,46 руб. (94 829,29 руб. + 124 602,17 руб.) и соответствующие пени в сумме 22 124,82 руб. (11 004,94 + 4861,56 + 6258,32) являются излишне взысканными.
В пункте 3 части 1 статьи 28 Закона N 212-ФЗ определено, что плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган ПФР направляет его в соответствующий налоговый орган (часть 4 статьи 21).
Отказывая в возврате предпринимателю излишне взысканных взносов и пени, фонд сослался на часть 3 статьи 21 Закона N 250-ФЗ, согласно которой решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
Суд первой инстанции отказ фонда в возврате взносов по данному основанию признал правомерным, поскольку им в материалы дела представлены сведения о наличии за предпринимателем задолженности по страховым взносам на ОПС и ОМС за 2016 г. в сумме 23 153,30 руб. (л.д. 71), а предпринимателем доказательств погашения этой задолженности не представлено.
Апелляционный суд считает, что суд первой инстанции неверно истолковал часть 3 статьи 21 Закона N 250-ФЗ. В данной норме не указано, что при наличии задолженности по страховым взносам орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов. Из части 3 статьи 21 не следует, что сам по себе факт наличия задолженности по страховым взносам является основанием для отказа в возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в сумме, превышающей эту задолженность.
Кроме того, установление в законе административного (внесудебного) порядка возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов никоим образом не препятствует обращению страхователей в суд с исковым заявлением о взыскании (возврате) излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов.
Так, в пункте 65 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении исков налогоплательщиков о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафа, судам необходимо исходить из того, что положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования таких споров.
Поэтому указанные имущественные требования налогоплательщик может предъявить в суд независимо от оспаривания ненормативных правовых актов налоговых органов и по основаниям в том числе необоснованности начисления сумм налога, пеней, штрафа, уплатив государственную пошлину в соответствующем размере (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ).
В настоящем деле предприниматель не оспаривал решение фонда об отказе в возврате страховых взносов и пени, а просил суд взыскать с фонда денежную сумму излишне взысканных страховых взносов, пеней (241 556,28 руб.).
Таким образом, излишне взысканные с предпринимателя страховые взносы за 2014-2015 гг. в сумме 219 431,46 руб. подлежали возврату предпринимателю за вычетом числящейся за ним задолженности по страховым взносам за 2016 г. в сумме 23 153,30 руб., то есть в сумме 196 278,16 руб.
Оснований для удержания пени по страховым взносам за 2016 г. апелляционный суд не усматривает, поскольку расчет данной пени фонд (или налоговый орган) в материалы дела не представил, как и доказательств предъявления ее предпринимателю (выставления соответствующего требования на уплату пени).
Так как суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, судебный акт следует отменить, заявленные требования удовлетворить частично, обязав фонд возвратить предпринимателю излишне взысканные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 196 278,13 руб., пени в сумме 22 124,82 руб.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при обращении в суд с настоящими заявлением предприниматель обязан был уплатить госпошлину в сумме 7831 руб. (исходя из имущественного требования в размере 241 556,28 руб.), при обращении с апелляционной жалобы - госпошлину в сумме 3000 руб. (итого - 10831 руб.). То есть исходя из суммы удовлетворенных требований (218 402,95 руб.) на фонд следовало бы отнести 11025,18 руб.
Однако при обращении в суд первой инстанции госпошлина уплачена лишь в сумме 300 руб., при обращении в суд апелляционной инстанции - в сумме 150 руб.
В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" в случае если ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, а истцу, в пользу которого принят судебный акт, которым заканчивается рассмотрение спора по существу, была предоставлена отсрочка ее уплаты и государственная пошлина истцом не уплачена, государственная пошлина не взыскивается с ответчика, поскольку отсутствуют основания для ее взыскания в федеральный бюджет.
В то же время законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (пункт 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46).
Таким образом, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с фонда в размере расходов, фактически понесенных заявителем, то есть в сумме 450 руб.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
1. Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 сентября 2017 года по делу N А71-6514/2017 отменить в части.
2. Заявленные требования удовлетворить частично.
3. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (ИНН 1831078833, ОГРН 1021801153010) возвратить индивидуальному предпринимателю Хабибуллину Марселю Альбертовичу (ИНН 183109157785, ОГРНИП 314183105500011) излишне взысканные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 196278,13 руб., пени в сумме 22124,82 руб.
4. В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
5. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (ИНН 1831078833, ОГРН 1021801153010) в пользу индивидуального предпринимателя Хабибуллина Марселя Альбертовича (ИНН 183109157785, ОГРНИП 314183105500011) расходы по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе в сумме 450 (четыреста пятьдесят) руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.12.2017 N 17АП-15372/2017-АК ПО ДЕЛУ N А71-6514/2017
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2017 г. N 17АП-15372/2017-АК
Дело N А71-6514/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 4 декабря 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 декабря 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Голубцова В.Г., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ситниковой Т.В.,
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя индивидуального предпринимателя Хабибуллина Марселя Альбертовича
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 11 сентября 2017 года по делу N А71-6514/2017,
принятое судьей Калининым Е.В.
по заявлению индивидуального предпринимателя Хабибуллина Марселя Альбертовича (ИНН 183109157785, ОГРНИП 314183105500011)
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (ИНН 1831078833, ОГРН 1021801153010)
третьи лица: Межрайонная ИФНС России N 10 по Удмуртской Республике, Октябрьский РОСП г. Ижевска УФССП России по Удмуртской Республике
о взыскании налога и пени в сумме 241 556 руб. 28 коп.,
установил:
Индивидуальный предприниматель Хабибуллин Марсель Альбертович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (далее - фонд, Управление) о взыскании неправильно начисленных налога и пени в сумме 241 556,28 руб.
Определением от 05.07.2017 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрайонную ИФНС России N 10 по Удмуртской Республике (далее - налоговый орган) и Октябрьский РОСП г. Ижевска УФССП России по Удмуртской Республике.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 сентября 2017 года в удовлетворения заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправомерное взыскание с него страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее также - ОПС) и пени в сумме 241 556,28 руб.
Фонд представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие оснований для возврата страховых взносов и пени в сумме 241 556,28 руб. ввиду наличия за предпринимателем задолженности по страховым взносам и пеням в сумме 24 863,18 руб.
Третьи лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, отзыв на апелляционную жалобу не представили, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
29.11.2017 от заявителя поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, приложенных к ходатайству.
Рассмотрев ходатайство заявителя в порядке, установленном ст. 159, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд находит основания для его удовлетворения в части представления сведений Управления и налогового органа о состоянии расчетов с бюджетом по страховым взносам на ОПС и обязательное медицинское страхование (далее - ОМС), поскольку такие документы в силу ст. 65 АПК РФ должны быть представлены самим Управлением при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Оснований для приобщения к делу платежных поручений от 15.11.2017 и 17.11.2017 N 658264 об уплате налога на доходы физических лиц, заявлений о его возврате не имеется, так как эти документы не относятся к предмету настоящего спора (о возврате излишне взысканных страховых взносов на ОПС).
В приобщении к делу копий заявлений от 26.09.2017 и 16.11.2017 о возврате взносов также отказано, поскольку действия, предпринятые заявителем после вынесения обжалуемого судебного акта, не могут повлиять на законность и обоснованность данного акта.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) заявитель, как индивидуальный предприниматель, являлся в 2014-2016 гг. плательщиком страховых взносов на ОПС и ОМС, согласно статье 14 данного Закона обязан был исчислять страховые взносы в размере, определенном данной статьей.
Согласно пункту 1 части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, величина подлежащих уплате страховых взносов определяется в фиксированном размере как увеличенное в 12 раз произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы (далее - МРОТ, который на 2014 год составил 5554 руб.), и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Закона (26%).
Таким образом, на 2014 год фиксированный размер страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет 17328,48 руб. (5554 руб. x 26% x 12).
Заявитель по настоящему делу произвел фиксированный платеж за 2014 г. в сумме 14698,26 руб., поскольку был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 24.02.2014, что соответствует расчету фонда (л.д. 35).
Согласно пункту 2 части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, величина подлежащих уплате страховых взносов составляет указанный выше фиксированный размер плюс 1 процент от суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
Согласно статье 16 Закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно, страховые взносы уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Установив из декларации предпринимателя по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за 2014 год, что его доходы от предпринимательской деятельности за этот период (без учета расходов) составили 9 782 928,67 руб., однако предприниматель страховые взносы в сумме 94 829,29 руб. ((9 782 928,67 - 300 000) руб. x 1%) к 01.04.2015 не доплатил, Управление направило ему требование от 20.04.2016 об уплате недоимки по страховым взносам в сумме 94 829,29 руб. и пени в сумме 11004,94 руб. (л.д. 36-37).
Поскольку в установленный требованием срок взносы и пени не были уплачены, фонд на основании решения от 15.07.2016 N 019S02160029528 направил в банк инкассовые поручения от 15.07.2016 на списание с расчетного счета предпринимателя денежных средств в счет уплаты вышеуказанных сумм взносов и пени (л.д. 68-69).
Инкассовые поручения исполнены банком полностью в период с 18.07.2016 по 31.08.2016, что подтверждается копиями платежных ордеров за этот период, представленными в суд в электронном виде вместе с исковым заявлением (л.д. 11). Фонд факт взыскания с предпринимателя страховых взносов в сумме 94 829,29 руб. и пени в сумме 11 004,94 руб. не оспорил.
С учетом МРОТ на 01.01.2015 в размере 5965 руб. фиксированный размер страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на 2015 год составил 18610,80 руб.
Установив из декларации предпринимателя по НДФЛ за 2015 год, что его доходы от предпринимательской деятельности за этот период (без учета расходов) составили 12 760 217 руб., однако предприниматель страховые взносы в сумме 124 602,17 руб. ((12 760 217 - 300 000) руб. x 0,01) не доплатил, Управление направило ему требование от 18.07.2016 об уплате недоимки по страховым взносам в сумме 124 602,17 руб. и пени в сумме 4861,56 руб. (л.д. 38-39).
Поскольку в установленный требованием срок взносы и пени не были уплачены, фонд на основании решения от 25.08.2016 N 019S02160032966 направил в банк инкассовые поручения от 30.08.2016 на списание с расчетного счета предпринимателя денежных средств в счет уплаты взносов в сумме 124 602,17 руб. и пени в сумме 4861,56 руб. (л.д. 66-67).
Инкассовые поручения исполнены банком полностью в период с 31.08.2016 по 19.09.2016, что подтверждается копиями платежных ордеров за этот период, представленными в суд в электронном виде вместе с исковым заявлением (л.д. 11), и не оспаривается фондом.
Требованием от 27.10.2016 фонд также предъявил предпринимателю к уплате пени в сумме 6258,32 руб., начисленные за неуплату в установленный законом срок страховых взносов за 2014-2015 гг. начиная соответственно с 21.04.2016 и 19.07.2016 (со дня, следующего за нем направления требования об уплате недоимки по страховым взносам), и по день поступления страховых взносов в бюджет ПФР (л.д. 40-41).
В отсутствие добровольного исполнения решения (постановления) фонда на взыскание пени в сумме 6258,32 руб., оно направлено на исполнение в Октябрьский РОСП г. Ижевска УФССП России по Удмуртской Республике, в связи с чем денежные средства в счет уплаты этой суммы пени поступили на депозитный счет указанного подразделения службы судебных приставов, что подтверждается чеком-ордером от 27.02.2017 (копия представлена в суд в электронном виде вместе с исковым заявлением, л.д. 11). Фонд факт взыскания с предпринимателя пени в сумме 6258,32 руб. не оспорил.
Считая взносы и пени излишне взысканными, предприниматель представил в Управление 06.03.2017 заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов и пеней (л.д. 32).
Уведомлением от 21.03.2017 N 50 фонд в возврате страховых взносов и пеней отказал, сославшись на часть 3 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ).
Предприниматель, полагая, что фондом допущено нарушение его прав и законных интересов, обратился в арбитражный суд.
Судом принято вышеприведенное решение.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ установлено, что в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом:
для плательщиков страховых взносов, уплачивающих НДФЛ, - в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс).
В соответствии с пунктом 2 ст. 227 Кодекса налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, в том числе индивидуальные предприниматели, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 225 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса (13%), процентная доля налоговой базы.
Согласно п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса (13%), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 настоящего Кодекса.
К указанным вычетам относятся, в том числе профессиональные налоговые вычеты, или фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов (ст. 221 НК РФ).
Таким образом, налоговой базой для плательщиков НДФЛ (при получении доходов, облагаемых по ставке 13%) является не выручка, а доходы, уменьшенные на величину расходов, и иные налоговые вычеты.
Поскольку часть 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ при определении дохода отсылает к статье 227 НК РФ, а последняя через статью 225 к статье 210 Кодекса, при толковании понятия "доход" для целей применения Закона N 212-ФЗ необходимо учитывать налоговую базу, указанную статье 210 НК РФ, то есть доходы, уменьшенные на величину расходов.
В Постановлении от 30.11.2016 N 27-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" Конституционный Суд Российской Федерации также разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на ОПС, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, который уплачивает НДФЛ и не производит выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода.
Как следует из представленных в дело деклараций предпринимателя по НДФЛ, а также письменных пояснений налогового органа, доходы страхователя за 2014 год за вычетом расходов составили 165 461 руб., за 2015 год - 245 231 руб. (л.д. 50-53), то есть менее 300 000 руб.
Следовательно, обязанность по доплате страховых взносов за 2014-2015 гг. в срок не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом, у предпринимателя отсутствовала, в связи с чем страховые взносы в сумме 219 431,46 руб. (94 829,29 руб. + 124 602,17 руб.) и соответствующие пени в сумме 22 124,82 руб. (11 004,94 + 4861,56 + 6258,32) являются излишне взысканными.
В пункте 3 части 1 статьи 28 Закона N 212-ФЗ определено, что плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган ПФР направляет его в соответствующий налоговый орган (часть 4 статьи 21).
Отказывая в возврате предпринимателю излишне взысканных взносов и пени, фонд сослался на часть 3 статьи 21 Закона N 250-ФЗ, согласно которой решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
Суд первой инстанции отказ фонда в возврате взносов по данному основанию признал правомерным, поскольку им в материалы дела представлены сведения о наличии за предпринимателем задолженности по страховым взносам на ОПС и ОМС за 2016 г. в сумме 23 153,30 руб. (л.д. 71), а предпринимателем доказательств погашения этой задолженности не представлено.
Апелляционный суд считает, что суд первой инстанции неверно истолковал часть 3 статьи 21 Закона N 250-ФЗ. В данной норме не указано, что при наличии задолженности по страховым взносам орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов. Из части 3 статьи 21 не следует, что сам по себе факт наличия задолженности по страховым взносам является основанием для отказа в возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в сумме, превышающей эту задолженность.
Кроме того, установление в законе административного (внесудебного) порядка возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов никоим образом не препятствует обращению страхователей в суд с исковым заявлением о взыскании (возврате) излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов.
Так, в пункте 65 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении исков налогоплательщиков о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафа, судам необходимо исходить из того, что положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования таких споров.
Поэтому указанные имущественные требования налогоплательщик может предъявить в суд независимо от оспаривания ненормативных правовых актов налоговых органов и по основаниям в том числе необоснованности начисления сумм налога, пеней, штрафа, уплатив государственную пошлину в соответствующем размере (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ).
В настоящем деле предприниматель не оспаривал решение фонда об отказе в возврате страховых взносов и пени, а просил суд взыскать с фонда денежную сумму излишне взысканных страховых взносов, пеней (241 556,28 руб.).
Таким образом, излишне взысканные с предпринимателя страховые взносы за 2014-2015 гг. в сумме 219 431,46 руб. подлежали возврату предпринимателю за вычетом числящейся за ним задолженности по страховым взносам за 2016 г. в сумме 23 153,30 руб., то есть в сумме 196 278,16 руб.
Оснований для удержания пени по страховым взносам за 2016 г. апелляционный суд не усматривает, поскольку расчет данной пени фонд (или налоговый орган) в материалы дела не представил, как и доказательств предъявления ее предпринимателю (выставления соответствующего требования на уплату пени).
Так как суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, судебный акт следует отменить, заявленные требования удовлетворить частично, обязав фонд возвратить предпринимателю излишне взысканные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 196 278,13 руб., пени в сумме 22 124,82 руб.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при обращении в суд с настоящими заявлением предприниматель обязан был уплатить госпошлину в сумме 7831 руб. (исходя из имущественного требования в размере 241 556,28 руб.), при обращении с апелляционной жалобы - госпошлину в сумме 3000 руб. (итого - 10831 руб.). То есть исходя из суммы удовлетворенных требований (218 402,95 руб.) на фонд следовало бы отнести 11025,18 руб.
Однако при обращении в суд первой инстанции госпошлина уплачена лишь в сумме 300 руб., при обращении в суд апелляционной инстанции - в сумме 150 руб.
В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" в случае если ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, а истцу, в пользу которого принят судебный акт, которым заканчивается рассмотрение спора по существу, была предоставлена отсрочка ее уплаты и государственная пошлина истцом не уплачена, государственная пошлина не взыскивается с ответчика, поскольку отсутствуют основания для ее взыскания в федеральный бюджет.
В то же время законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (пункт 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46).
Таким образом, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с фонда в размере расходов, фактически понесенных заявителем, то есть в сумме 450 руб.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
1. Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 сентября 2017 года по делу N А71-6514/2017 отменить в части.
2. Заявленные требования удовлетворить частично.
3. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (ИНН 1831078833, ОГРН 1021801153010) возвратить индивидуальному предпринимателю Хабибуллину Марселю Альбертовичу (ИНН 183109157785, ОГРНИП 314183105500011) излишне взысканные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 196278,13 руб., пени в сумме 22124,82 руб.
4. В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
5. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (ИНН 1831078833, ОГРН 1021801153010) в пользу индивидуального предпринимателя Хабибуллина Марселя Альбертовича (ИНН 183109157785, ОГРНИП 314183105500011) расходы по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе в сумме 450 (четыреста пятьдесят) руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Е.В.ВАСИЛЬЕВА
Е.В.ВАСИЛЬЕВА
Судьи
В.Г.ГОЛУБЦОВ
Г.Н.ГУЛЯКОВА
В.Г.ГОЛУБЦОВ
Г.Н.ГУЛЯКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)