Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 12.12.2017 N Ф10-5085/2017 ПО ДЕЛУ N А36-13004/2016

Требование: О признании недействительным решения налогового органа, обязании налогового органа возвратить пени и штрафные санкции, а также взысканный путем зачета налог на прибыль.

Разделы:
Налог на прибыль организаций
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил налог на прибыль пени, штраф в связи с необоснованным применением обществом льготной налоговой ставки в отношении доходов от размещения временно свободных денежных средств на банковских депозитах, а также от полученных процентов по договорам займа.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2017 г. по делу N А36-13004/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 05.12.2017 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Чаусовой Е.Н.
Судей Ермакова М.Н., Радюгиной Е.А.
При участии в заседании:
от ООО "АЛУ-ПРО" (ОГРН 1045009151880; Липецкая область, Грязинский район, с. Казинка, территория ОЭЗ ППТ Липецк) Тишинского Н.А. - представителя (доверен. от 28.08.2017 г. N 27/1), Торшиной С.А. - представителя (доверен. от 28.08.2017 г. N 28/1)
от Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Липецкой области (Липецкая область, г. Грязи, ул. Пионерская, 7) Строкова Е.М. - представителя (доверен. от 01.12.2017 г. N 03-07/17), Гулевской С.С. - представителя (доверен. от 01.12.2017 г. N 03-07/16)
от УФНС России по Липецкой области (г. Липецк, ул. Октябрьская, 26) Гулевской С.С. - представителя (доверен. от 27.03.2017 г. N 05-26/191)
от Управления финансов Липецкой области (г. Липецк, ул. Плеханова, 4) не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 26.05.2017 г. (судья Тонких Л.С.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2017 г. (судьи Осипова М.Б., Михайлова Т.Л., Ольшанская Н.А.) по делу N А36-13004/2016,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "АЛУ-ПРО" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Липецкой области от 03.08.2016 г. N 13242 и обязании налогового органа возвратить обществу пени и штрафные санкции в сумме 57393 руб. и 62271 руб. соответственно, а также взысканный путем зачета налог на прибыль, уплаченный в территориальный бюджет, в сумме 245412 руб., а также уплатить проценты за пользование незаконно взысканными денежными средствами в порядке, предусмотренном ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации за период с 02.10.2016 г. по дату фактического возврата денежных средств.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление ФНС России по Липецкой области, Управление финансов Липецкой области.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 26.05.2017 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2017 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией ФНС России N 1 по Липецкой области проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2015 год, представленной ООО "АЛУ-ПРО" 10.03.2016 г., по результатам которой составлен акт от 23.06.2016 г. N 11551 и принято решение от 03.08.2016 г. N 13242 о доначислении налога на прибыль в сумме 1245412 руб., пени в сумме 57393 руб., применении штрафа в сумме 249082 руб., мотивированное необоснованном применением обществом льготной налоговой ставки в отношении доходов от размещения временно свободных денежных средств на банковских депозитах, а также от полученных процентов по договорам займа.
Решением Управления ФНС России по Липецкой области от 03.11.2016 г. N 181 решение инспекции отменено в части привлечения ООО "АЛУ-ПРО" к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 186811 руб. 50 коп., в связи с наличием обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность. В остальной части решение инспекции оставлено без изменения.
Инспекцией произведен зачет доначисленного налога на прибыль в сумме 1245412 руб., обществом уплачено 57393 руб. пени и 62271 руб. штрафа.
Не согласившись с решением инспекции, ООО "АЛУ-ПРО" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях главы 25 НК РФ для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 274 НК РФ налоговой базой для целей настоящей главы признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 настоящего Кодекса, подлежащей налогообложению.
Согласно пункту 1 статьи 284 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) для организаций - резидентов особой экономической зоны законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны. При этом размер указанной налоговой ставки не может быть выше 13,5 процента.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.07.2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" особой экономической зоной является часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
На основании части 1 статьи 9 Федерального закона N 116-ФЗ резидентом промышленно-производственной особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности или деятельности по логистике либо соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной особой экономической зоне в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона N 116-ФЗ резидент промышленно-производственной особой экономической зоны осуществляет в данной особой экономической зоне промышленно-производственную деятельность или деятельность по логистике.
Для целей настоящего Федерального закона под промышленно-производственной деятельностью понимаются производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация, под деятельностью по логистике понимается оказание услуг по обеспечению перевозок и складированию товаров. При этом резидент промышленно-производственной особой экономической зоны вправе осуществлять в промышленно-производственной особой экономической зоне только деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении промышленно-производственной деятельности или соглашением об осуществлении технико-внедренческой деятельности.
В соответствии со статьей 2 Закона Липецкой области от 29.05.2008 г. N 151-ОЗ "О применении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет" (в редакции, действовавшей в проверяемый период) для резидентов федеральной особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории Липецкой области в отношении прибыли, полученной от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны, установлены налоговые ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, в размере:
- - 0 процентов - сроком на пять лет с момента получения прибыли, а в случае выпуска экспортно-ориентированной и (или) импортозамещающей продукции, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации указанной продукции составляет не менее 50 процентов, сроком на семь лет с момента получения прибыли;
- - 5 процентов - сроком на пять лет, с шестого по десятый год включительно, начиная с момента получения прибыли;
- - 13,5 процента - по истечении десяти лет, начиная с момента получения прибыли.
Судами установлено, что предметом Соглашения, заключенного обществом 20.10.2008 г. с Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами, является ведение резидентом промышленно-производственной и логистической деятельности в особой экономической зоне в соответствии с прилагаемым к Соглашению бизнес-планом, а именно: производство алюминиевых профилей; создание резидентом промышленного комплекса; создание управляющей компанией объектов инфраструктуры ОЭЗ.
Факт осуществления предусмотренной Соглашением деятельности установлен судами и не оспаривается инспекцией.
Общество в проверяемый период открыло банковские вклады, а также предоставляло процентные займы работникам. Доходы от указанных действий налогоплательщика в 2015 году составили, соответственно, 10824418 руб. и 109580 руб.
Как установлено судами и налоговым органом не опровергнуто, на депозитных вкладах были размещены денежные средства, полученные обществом исключительно от реализации того товара, производство и реализация которого предусмотрены Соглашением от 20.10.2008 г., а полученные от такого использования капитала проценты направлены обществом также на развитие промышленно-производственной деятельности, предусмотренной названным Соглашением.
В отношении процентов, полученных в связи с предоставлением работникам займов, суд апелляционной инстанции, проанализировав представленные в материалы дела Положение об оплате и стимулировании труда ООО "АЛУ-ПРО", Регламент выплат работникам налогоплательщика единовременной материальной помощи, договоры денежного займа, расчетные листки, регистры, трудовые договоры, приказы, установил, что спорные выплаты направлены на обеспечение потребностей общества квалифицированным персоналом, что предусмотрено Соглашением и бизнес-планом.
При этом суд указал, что предоставление обществом своим работникам таких выплат не отвечает признакам деятельности по предоставлению потребительских займов, в том числе и в части требований к порядку заключения и условиям договора.
В этой связи суд апелляционной инстанции посчитал ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что предоставление обществом займов своим работникам является самостоятельным видом деятельности, осуществляемой налогоплательщиком за рамками Соглашения.
Доводы налогового органа о том, что пониженной ставкой облагается только прибыль, полученная от производства алюминиевого профиля и, поэтому, проценты, полученные обществом в результате размещения денежных средств на счетах в банках, и проценты от предоставления займов своим работникам, должны облагаться по ставке 20%, отклоняются, поскольку для целей применения пониженной налоговой ставки резидентом промышленно-производственной особой экономической зоны значение имеет объективная связь рассматриваемых доходов (расходов) с деятельностью налогоплательщика в особой экономической зоне.
Иной подход приводит к ограничению области применения пониженной ставки налога только прибылью от реализации товаров (работ, услуг), что не вытекает из положений пункта 1 статьи 284 Налогового кодекса, Закона об особых экономических зонах и не соответствует целям поощрения, государственной поддержки инвестиций (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.11.2017 г. N 306-КГ17-9355).
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Липецкой области от 26.05.2017 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2017 г. по делу N А36-13004/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 291.1, ст. 291.2 АПК РФ.
Председательствующий
Е.Н.ЧАУСОВА

Судьи
М.Н.ЕРМАКОВ
Е.А.РАДЮГИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)