Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 08.09.2016 ПО ДЕЛУ N А60-36648/2016

Разделы:
Водный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 сентября 2016 г. по делу N А60-36648/2016


Резолютивная часть решения объявлена 01 сентября 2016 года
Полный текст решения изготовлен 08 сентября 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.Э. Криночкиной рассмотрел в судебном заседании материалы дела N А60-36648/2016
по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган)
к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 15 Объединения исправительных колоний N 4 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области (ИНН 6650000337, ОГРН 1026601817440, далее - учреждение "Исправительная колония N 15")
о взыскании задолженности по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) на товары производимые на территории Российской Федерации в сумме 1 385 470 руб. 00 коп., соответствующих пеней в сумме 451 717 руб. 00 коп., соответствующего штрафа в размере 124 380 руб. 00 коп., налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 225 073 руб. 00 коп., соответствующих пеней в сумме 10 367 руб. 37 коп., соответствующего штрафа в размере 32 280 руб. 00 коп., налогу на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет в сумме 25 008 руб. 00 коп., соответствующих пеней в сумме 326 руб. 63 коп., соответствующего штрафа в размере 3 587 руб. 00 коп., по водному налогу в сумме 3 841 руб. 00 коп., соответствующих пеней в сумме 1 097 руб. 82 коп., соответствующего штрафа в размере 272 руб. 00 коп., по пеням по НДФЛ налоговых агентов, за исключением доходов по ст. 227, 227 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 1 199 576 руб. 91 коп., соответствующего штрафа в размере 2 166 314 руб. 43 коп.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В судебном заседании приняли участие представители:
- инспекции - Середкина Н.Н. (доверенность от 31.08.2016 N 30), Лопух Н.А. (доверенность от 31.08.2016 N 09);
- учреждения "Исправительная колония N 15" - Вяткин А.А. (доверенность от 08.06.2015 N 141/4-6975).
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Инспекция обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с учреждения "Исправительная колония N 15" задолженности по НДС на товары производимые на территории Российской Федерации в сумме 1 385 470 руб. 00 коп., соответствующих пеней в сумме 451 717 руб. 00 коп., соответствующего штрафа в размере 124 380 руб. 00 коп., налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 225 073 руб. 00 коп., соответствующих пеней в сумме 10 367 руб. 37 коп., соответствующего штрафа в размере 32 280 руб. 00 коп., налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 25 008 руб. 00 коп., соответствующих пеней в сумме 326 руб. 63 коп., соответствующего штрафа в размере 3 587 руб. 00 коп., по водному налогу в сумме 3 841 руб. 00 коп., соответствующих пеней в сумме 1 097 руб. 82 коп., соответствующего штрафа в размере 272 руб. 00 коп., по пеням по НДФЛ налоговых агентов, за исключением доходов по ст. 227, 227 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 1 199 576 руб. 91 коп., соответствующего штрафа в размере 2 166 314 руб. 43 коп.
Определением суда от 04.08.2016 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 01.09.2016.
В ходе судебного заседания инспекцией к материалам дела приобщены материалы налоговой проверки.
Учреждением "Исправительная колония N 15" приобщен к материалам дела отзыв на заявление.
Суд завершил рассмотрение всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание, с учетом отсутствия возражений со стороны участвующих в деле лиц открыл судебное заседание суда первой инстанции.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

инспекцией проведена выездная налоговая проверка за период с 01.01.2012 по 08.12.2015 в отношении учреждения "Исправительная колония N 15".
В ходе проверки были установлено, что учреждение "Исправительная колония N 15" приобретало отруби пшеничные и комбикорм для животных, содержащихся в подсобном хозяйстве, выписывало счета-фактуры без НДС по внутрисистемной реализации между бюджетом и внебюджетной деятельностью для нужд осужденных учреждения: продукция подсобного хозяйства - мясо свинина, мясо говядина, субпродукты, молоко и относило реализацию продукции подсобного хозяйства к внутрисистемной организации в соответствии с подп. 11 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации. Налогоплательщиком не облагалась НДС продукция подсобного хозяйства, которая шла на питание осужденных. Сумма НДС по отрубям пшеничным и комбикорму не подлежит вычету в общеустановленном порядке в соответствии с п. 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации.
Проверкой установлено, что в книгу покупок включены счета-фактуры на приобретение комбикорма у индивидуального предпринимателя Полковникова М.Ю. и отруби гранулированные у общества с ограниченной ответственностью "Престиж", у общества с ограниченной ответственностью "Калачевский завод комбикормов".
Инспекцией сделан вывод о том, что осуществляемые федеральными казенными учреждениями уголовно-исполнительной системы операции по реализации товаров подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке. Доначисленный НДС составил 1 385 470 руб. (1 429 237 руб.), в том числе за 2012 год - 763 571 руб., в том числе 124 673 руб. с реализации товаров в магазине; 69 422 руб. с реализации готовой продукции в столовой; 505 537 руб. с реализации товаров осужденным; 63 939 руб. - не приняты налоговые вычеты по комбикорму и отрубям гранулированным. За 2013 год доначислено 592 636 руб., в том числе 400 656 руб. с разницы сумм НДС, исчисленным налогоплательщиком с реализации товаров в магазине, осужденным и готовой продукции в столовой и начисленным в результате проверки; 102 077 руб. с продуктов на склад учреждения "Исправительная колония N 15"; 89 903 руб. - не приняты налоговые вычеты по комбикорму и отрубям гранулированным. За 2014 год уменьшена сумма НДС в размере 16 940 руб., в том числе 27 801 руб. - уменьшена сумма НДС с разницы сумм НДС, исчисленным с реализации товаров в магазине, осужденным и готовой продукции в столовой Учреждения и начисленным в результате проверки; 10 861 руб. - не приняты налоговые вычеты по комбикорму. За 2015 год доначислено 46 203 руб., в том числе 135 руб. с реализации товаров в магазине; 2156 руб. с реализации готовой продукции в столовой; 43 912 руб. с реализации товаров осужденным.
По результатам выездной налоговой проверки на основании первичных учетных бухгалтерских документов (счета-фактуры, приходные кассовые ордера, акты отоваренных чеков по реализации товара осужденным) установлены нарушения п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации, выразившееся в неполной уплате суммы НДС за 2012 - 2015 годы в результате неполного исчисления налога с реализации товара в магазине, реализации товара осужденным, готовой продукции в столовой. Данное нарушение повлекло за собой неуплату (неполную уплату) НДС, что повлекло ответственность по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит начислению штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога. Неполная уплата НДС за 2012 - 2015 годы в сумме 1 385 470 руб. в результате занижения налогооблагаемой базы привело к взысканию штрафа по 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 124 380 руб. 00 коп.
За несвоевременное внесение налога на добавленную стоимость начислены пени в сумме 451 717 руб. 00 коп. Пени начислены на общую сумму задолженности и рассчитаны по процентной ставке равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Также при проверке полноты и своевременности представления сведений о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов по форме 2НДФЛ установлено следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 230 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым агентом сведения о доходах физических лиц за проверяемый период 2012 - 2014 годы представлены:
- - за 2012 год сведения по форме 2 НДФЛ представлены своевременно 30.03.2013 в количестве 850 документов. Сведения представлены не в полном объеме. Не представлены сведения по форме 2НДФЛ на 19 физических лиц. Протокол приема сведений по форме 2НДФЛ от 01.04.2013 N 2722. Общая сумма совокупного годового дохода составила 110 886 086 руб. 77 коп., налоговая база составила 105 949 335 руб. 43 коп., общая сумма исчисленного налога составляет 13 773 425 руб., удержанного налога 13 773 425 руб.;
- - за 2013 год сведения по форме 2 НДФЛ представлены своевременно 28.03.2014 в количестве 827 документов. Сведения представлены не в полном объеме. Не представлены сведения по форме 2НДФЛ на 10 физических лиц. Протокол приема сведений по форме 2НДФЛ от 28.03.2014 N 2334. Общая сумма совокупного годового дохода составила 166 992 009 руб. 46 коп., налоговая база составила 162 820 750 руб. 25 коп., общая сумма исчисленного налога составляет 21 167 867 руб., удержанного налога 21 144 950 руб. Сумма налога не удержанная налоговым агентом составила 22 917 руб. 00 коп. При проверке представления сведений по форме 2 НДФЛ установлены расхождения между исчисленной суммой НДФЛ за 2013 и удержанной суммой НДФЛ в сумме 22 917 руб.
В нарушение п. 5 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиком не представлены сведения с признаком 2 о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов по форме 2НДФЛ на 10 физических лиц
В нарушение п. 5 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации сведения о доходах физических лиц за 2013 год в количестве 10 документов налогоплательщиком в налоговый орган не представлены по сроку представления. Срок представления - не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода.
Данное правонарушение квалифицируется по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации, выразившееся в непредставлении в установленный срок налоговым агентом в налоговый орган документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом, и влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.
В нарушение п. 2 ст. 230 Налогового кодекса Российской Федерации сведения о доходах физических лиц за 2012 - 2013 годы в количестве 29 документов налогоплательщиком в налоговый орган не представлены по сроку представления. Срок представления - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Данное правонарушение квалифицируется по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации, выразившееся в непредставлении в установленный срок налоговым агентом в налоговый орган документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом, и влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ
- за 2014 год сведения по форме 2НДФЛ представлены своевременно 31.03.2015 в количестве 733 документов. Общая сумма совокупного годового дохода составила 148 342 117 руб. 89 коп., налоговая база составила 145 553 850 руб. 98 коп., общая сумма исчисленного налога составляет 18 921 998 руб., удержанного налога 18 921 998 руб.
Налог на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации по состоянию на 08.12.2015 г (день начала проведения выездной налоговой проверки) должен быть перечислен в бюджетную систему Российской Федерации по ноябрь 2015 г.
В нарушение п. 6 ст. 226 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиком перечисления НДФЛ в бюджетную систему Российской Федерации за проверяемый период производились не в полном объеме и не своевременно.
За период с 2012 по 2015 годы исчислено и удержано НДФЛ с фактически выплаченной заработной платы 61 092 164 руб. За период с 2012 по 2015 перечислено НДФЛ с фактически выплаченной заработной платы 57 237 295 руб. 99 коп.
В нарушение п. 6 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации сумма неправомерно неперечисленного налога на доходы физических лиц с фактически выплаченной заработной платы по состоянию на 08.12.2015 (день начала проведения выездной налоговой проверки) составила 3 854 868 руб. 01 коп. за 2013, 2015 годы.
В нарушение п. 3 ст. 24, п. 3 ст. 45, п. 2 ст. 58, п. 6 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиком не выполнены обязанности налогового агента по перечислению налога на доходы с физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации.
Данное правонарушение квалифицируется по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации выразившееся в неправомерном неперечислении (неполном перечислении) в установленный Кодексом срок сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом в бюджетную систему Российской Федерации в 2013 году, 2015 году в результате невыполнения налоговым агентом обязанности по перечислению налога, что привело к взысканию штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога, который составил 2 166 314 руб. 43 коп.
Учреждению "Исправительная колония N 15" в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени за несвоевременное перечисление НДФЛ в бюджетную систему Российской Федерации в сумме 1 199 576 руб. 91 коп. Пени начислены на общую сумму задолженности и рассчитаны по процентной ставке равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Непредставление в установленный срок налоговым агентом налоговому органу сведений о доходах физических лиц за 2012 - 2013 годы в количестве 39 документов влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый не представленный документ всего на сумму 7 800 руб. 00 коп.
Также учреждение "Исправительная колония N 15" в соответствии с установленным законодательством сроки предоставило в налоговый орган налоговые декларации по налогу на прибыль за 2012, 2013, 2014 годы.
Проверкой установлено, что налогоплательщик привлекал осужденных к труду, о чем свидетельствует штатное расписание, приказы о трудоустройстве осужденных к труду, наряды на выполненные работы с начислением им заработной платы. Учреждением "Исправительная колония N 15" получены доходы от реализации услуг (выполненных работ), товаров, реализации товаров, полученные с привлечением осужденных к оплачиваемому труду: продукция подсобного хозяйства; производство и реализация пиломатериала; вязание мочалок, услуги по ремонту автотранспорта. В проверяемом периоде налогоплательщик также получал доходы без привлечения осужденных к труду: реализация товаров в магазине; реализация товаров осужденным; реализация готовой продукции в столовой; услуги по предоставлению комнаты для длительных свиданий.
Согласно штатного расписания, представленного Учреждением "Исправительная колония N 15", в магазине, ларьке для реализации товаров осужденным, в столовой работают вольнонаемные. Кроме этого налогоплательщиком представлены "Отчеты о доходах и расходах по дополнительному бюджетному финансированию без привлечения осужденных к труду". При проверке налоговых деклараций по налогу на прибыль установлено следующее.
В первичной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2012 год налогоплательщик полностью включили все полученные доходы от реализации готовой продукции, оказанных услуг, выполненных работ, реализации товаров в магазине, готовых блюд в столовой, предоставление комнат длительного свидания.
В первичной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2013 год налогоплательщик включил полученные доходы от реализации готовой продукции, реализации товаров в магазине, готовых блюд в столовой.
Налоговая декларация по налогу на прибыль за 2014 год представлена с нулевыми оборотами.
При проверке правильности налоговых деклараций по налогу на прибыль за 2012, 2013 годы установлено следующее:
- 2012 год, доходы от торговой деятельности и деятельности столовой по результатам проверки составили 5 416 959 руб., расходы - 5 063 237 руб. Налогооблагаемая база по налогу на прибыль за 2012 год составила 353 722 руб. Таким образом, в ходе проверки доначислен налог на прибыль за 2012 год в сумме 70 744 руб.
- 2013 год, доходы от торговой деятельности и деятельности столовой по результатам проверки составили 5 733 506 руб., расходы - 4 836 820 руб. Налогооблагаемая база по налогу на прибыль за 2013 год составила 896 686 руб. Таким образом, в ходе проверки доначислен налог на прибыль за 2013 год в сумме 179 337 руб.
- 2014 год, доходы от торговой деятельности по результатам проверки за 2014 год составили 1 211 023 руб., расходы - 1 232 057 руб. Убыток за 2014 год составил 21 034 руб.
Всего по акту проверки доначислен налог на прибыль в сумме 250 081 руб., в том числе за 2012 год - 70 744 руб. по торговой деятельности и деятельности столовых; за 2013 год - 179 337 руб. по торговой деятельности и деятельности столовых.
В результате выездной налоговой проверки на основании первичных учетных бухгалтерских документов (приходные кассовые ордера, акты отоваренных чеков, счета-фактуры) установлены нарушения п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации, выразившееся в неполной уплате суммы налога на прибыль за 2012 - 2013 годы. Данное нарушение повлекло за собой неуплату (неполную уплату) налога на прибыль, что влечет за собой ответственность по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации и подлежит начислению штрафа размере 20% от суммы неуплаченного налога.
Неполная уплата налога на прибыль за 2012 - 2013 годы в сумме 25 008 руб., выразившееся в неполной уплате суммы налога на прибыль в результате занижения налогооблагаемой базы, что привело к взысканию штрафа по 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 20% от неуплаченной суммы налога 3 587 руб. 00 коп. Начислены пени в сумме 326 руб. 63 коп.
Неполная уплата налога на прибыль за 2012 - 2013 годы в сумме 225 073 руб., выразившееся в неполной уплате суммы налога на прибыль в результате занижения налогооблагаемой базы, что повлекло взыскание штрафа по 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 20% от неуплаченной суммы налога 32 280 руб. 00 коп. Начислены пени в сумме 10 367 руб. 37 коп.
Проверкой также установлено, что в соответствии с п. 1 ст. 333.8 Налогового кодекса Российской Федерации учреждение "Исправительная колония N 15" являлось налогоплательщиком водного налога в связи с осуществлением деятельности, связанной с забором воды из водных объектов.
В соответствии со ст. 46, 48 Водного кодекса Российской Федерации и ст. 11 Закона РФ "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 учреждением оформлена лицензия на водопользование от 13.05.2008 регистрационный номер СВЕ 02512 ВЭ, выданная Федеральным агентством по недропользованию по Уральскому федеральному округу на добычу питьевых подземных вод на водозаборном участке колодца для хозяйственно-питьевого водоснабжения предприятия на территории Сосьвинского городского округа. Срок действия лицензии - по 28 февраля 2033 года
В соответствии со ст. 90 Водного кодекса Российской Федерации отделом водных ресурсов Федерального агентства водных ресурсов Нижне-Обского бассейнового Управления МПР по Свердловской области налогоплательщику утвержден лимит водопотребления максимальный среднегодовой водоотбор из колодца ограничить величиной заявленной потребности - 160 м{\super 3/сут., что составляет 58,4 тыс. м{\super 3 в год.
При проверке правильности начисления водного налога за 2012, 2013, 2014 и 9 месяцев 2015 года установлено следующее.
Объем забранной воды в учреждении Исправительная колония N 15" в связи с отсутствием водоизмерительных приборов определялся в соответствии с подп. 2 ст. 333.10 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным методом исходя из норм водопотребления. Журналы учета воды не ведутся, отчеты 2-ТП (водхоз) для проверки не представлены.
На балансе налогоплательщика числится одна скважина. Приборами учета скважина не оборудована. Нормы расхода водопотребления установлены СНиП 2.04.01-85.
В случае отсутствия у организации, осуществляющей забор воды из водного объекта для водоснабжения и при невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств налоговая база по водному налогу может определяться исходя из индивидуальных норм водопотребления, установленных данной организации лицензией на водопользование и заключенным в соответствии с ней договором пользования водным объектом.
В налоговых декларациях по водному налогу налогоплательщик налоговую базу по водному налогу определяло из расчета фактического потребления воды, рассчитанного исходя из норм расхода воды потребителям, утвержденные СНиП 2.04.01-85. Норма расхода воды в сутки для расчета водного налога составила 190 л в сутки на одного осужденного и 20 л на одного служащего.
Лимит водопотребления на 2012 - 2015 годы составил 58,8 тыс. м{\super 3 забранной воды, в том числе по кварталам - 14,7 тыс. м{\super 3 забранной воды. Лимит водопотребления утвержден Министерством природных ресурсов РФ Федеральным агентством водных ресурсов Нижне-Обское бассейновое водное управление отделом водных ресурсов по Свердловской области 25.12.2007 года в соответствии с лицензией, регистрационный от 13.05.2008 номер СВЕ 02512 ВЭ.
В соответствии с п. 3 ст. 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за 1 тонну м{\super 3 воды, забранной из водного объекта. Учреждением при расчете водного налога применена ставка в соответствии с Налоговым кодексом - 70 руб. за 1 тонну м{\super 3 воды.
При проверке правильности исчисления водного налога за 2012 - 2015 годы установлено следующее.
Налогоплательщик осуществлял сверхлимитный забор воды из водного объекта.
В соответствии с п. 3 ст. 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за 1 тонну м{\super 3, забранной из водного объекта. Пятикратный размер налоговой ставки за 1 тонну составит 350 руб.
Налогоплательщик в нарушение п. 2 ст. 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговую ставку в части такого превышения в 2012 и 2013 годах применяли в однократном размере 70 руб. за 1 тонну тыс. м{\super 3 воды, забранной из водного объекта.
За 2014 и 2015 год нарушений по исчислению водного налога проверкой не установлено.
В результате выездной налоговой проверки на основании лицензии на добычу подземных вод установлены нарушения п. 2 ст. 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации, выразившееся в неполной уплате суммы водного налога за 2012 - 2013 годы в результате не полного исчисления налога при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования. Данное нарушение повлекло за собой неуплату (неполную уплату) водного налога, что влечет за собой ответственность по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации и подлежит начислению штрафа размере 20% от суммы неуплаченного налога.
Неполная уплата водного налога за 2012 - 2013 годы в сумме 3 841 руб., выразившееся в неполной уплате суммы водного налога в результате занижения налогооблагаемой базы, что привело к взысканию штрафа по 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 20% от неуплаченной суммы налога 272 руб. 00 коп. Начислены пени в сумме 1097 руб. 82 коп.
Результаты проверки проведенной в отношении учреждения "Исправительная колония N 15" оформлены актом от 20.02.2016 N 10-13/6, на основании которого вынесено решение от 31.03.2016 N 10-13/16 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
На основании указанного решения налогоплательщик привлечен к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа, по ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа, по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа, начислены пени, доначислен налог на прибыль, НДС, водный налог, всего на общую сумму 5 637 111 руб. 16 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 06.07.2016 N 689/16, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение инспекции оставлено без изменения.
В связи с несвоевременным исполнением обязанности по уплате налогов, штрафов, пеней в адрес налогоплательщика направлено требование N 692 об уплате со сроком исполнения до 06.06.2016.
Ввиду того, что указанная задолженность налогоплательщиком не погашена, налоговый орган обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.
В силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
По п. 1, 3 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно п. 1, 2 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
С момента направления требования об уплате налога начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога.
По п. 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. 46 и 47 данного Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 47 Кодекса.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 3 ст. 46 Кодекса). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с п. 1 ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
Судом установлено, что задолженность учреждения "Исправительная колония N 15" по уплате налогов, штрафов, пеней в сумме 5 637 111 руб. 16 коп. подтверждена материалами дела (выпиской из лицевого счета, решением инспекции от 31.03.2016 N 10-13/16, решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 06.07.2016 N 689/16). При этом, не оспаривая нарушения, выявленные инспекцией в ходе выездной проверки, учреждение "Исправительная колония N 15" просит учесть смягчающие ответственность обстоятельства и уменьшить размер штрафных санкций.
Статьей 112 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения.
Согласно п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" если при рассмотрении дела, связанного с применением санкции за налоговое правонарушение, будет установлено наличие хотя бы одного из смягчающих ответственность обстоятельств (п. 1 ст. 112 Налогового кодекса Российской Федерации), суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с п. 3 ст. 114 Налогового кодекса Российской Федерации уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой Кодекса.
Учитывая, что п. 3 ст. 114 Налогового кодекса Российской Федерации установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза.
Налогоплательщик ссылается на следующие обстоятельства.
Задолженность по оплате налога возникла в результате того, что налогоплательщик является учреждением исполняющим наказание в виде лишения свободы и финансируется за счет средств федерального бюджета. Финансирование осуществляется не в полном объеме, в результате чего учреждение "Исправительная колония N 15" вынуждено отвлекать денежные средства из средств полученных от приносящей доход деятельности на содержание спецконтингента (лиц, осужденных к лишению свободы), а именно приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости. Средства, выделяемые из федерального бюджета на соответствующий год, согласно кодов экономической классификации, должны быть использованы и направлены строго по целевому назначению, в противном случае учреждение "Исправительная колония N 15" будет нести ответственность, согласно действующему законодательству.
В настоящее время в УФК по Свердловской области выставлены исполнительные листы и РНО по налогам и сборам, пени и штрафы на сумму 790 000 руб., оплатить которые налогоплательщиком не представляется возможным, так как на основании приказа ФСИН России от 20.10.2015 N 966 осуществляются мероприятия, связанные с ликвидацией учреждение "Исправительная колония N 15". В связи с ликвидацией учреждения "Исправительная колония N 15" и закрытием деятельности связанной с привлечением осужденных к труду доходы от разделки и продажи лесопродукции не поступают. Внебюджетная деятельность не осуществляется. С января 2016 года операции по расходованию средств на лицевых счетах учреждения приостановлены, что подтверждается уведомлениями о приостановлении операций по расходованию средств.
В проверяемый период с 2012 года в учреждении по приносящей доход деятельности имелась кредиторская задолженность на 01.01.2013 в размере 21 133 915 руб. 57 коп., на 01.01.2014 в размере 12 894 773 руб. 64 коп., на 01.01.2015 в размере 6 078 619 руб. 30 коп., неоднократно задерживалась выплата заработной платы сотрудникам, оплату налоговых и прочих обязательных платежей. Финансовое положение учреждения "Исправительная колония N 15" очень тяжелое. За проверяемый период 2012 - 2014 сменились два главных бухгалтера. Согласно справки отдела кадров в учреждении с 01.04.2014 по настоящее время должность главного бухгалтера бухгалтерии вакантна. Поэтому учреждение было лишено возможности произвести уплату задолженности в связи с отсутствием денежных средств на счетах учреждения.
Представитель налогоплательщика пояснил, что сумма задолженности по уплате указанных налогов будет погашаться по мере поступления денежных средств на счета учреждения "Исправительная колония N 15".
Судом установлено, что при вынесении решения от 31.03.2016 N 10-13/16 в части взыскания штрафа по НДФЛ, инспекцией в качестве смягчающих, учтены следующие обстоятельства: отсутствие намерения совершить налоговое правонарушение; добровольная уплата доначисленного налога.
При указанных обстоятельствах штраф по НДФЛ снижен в 4 раза.
При рассмотрении дела и доводов налогоплательщика, суд счел, что инспекцией не учтены дополнительные смягчающие обстоятельства:
- - особая социальная значимость учреждения "Исправительная колония N 15";
- - прекращение деятельности налогоплательщика в связи, с чем привлечение налогоплательщика к ответственности не будет отвечать целям предотвращения аналогичных правонарушений в будущем, поскольку учреждение "Исправительная колония N 15" перестает существовать.
С учетом того, что даже при наличии одного смягчающего обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению в два раза, в связи с установлением четырех смягчающих обстоятельств размер штрафа по НДФЛ может быть снижен в 5 раз.
Судом также установлено, что по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, водному налогу смягчающие обстоятельства инспекцией не учтены.
Тем не менее, суд счел, что по данным налогам имеются три смягчающих обстоятельства, одно из которых установлено при наложении штрафа по НДФЛ: отсутствие намерения совершить налоговое правонарушение; особая социальная значимость учреждения "Исправительная колония N 15"; прекращение деятельности налогоплательщика в связи, с чем привлечение к налоговой ответственности не будет отвечать целям предотвращения правонарушения в дальнейшем. В связи с наличием трех смягчающих обстоятельств суд счел соразмерным уменьшение сумм штрафов по НДС, налогу на прибыль, водному налогу в 4 раза.
В п. 59 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что в силу п. 1 ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации в случае пропуска налоговым органом срока принятия решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика названный орган и установленный данным пунктом срок вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога.
При применении этой нормы судам необходимо исходить из того, что указанное требование налогового органа подлежит рассмотрению по существу по правилам главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В частности, в ходе судебного разбирательства устанавливается наличие оснований для взыскания заявленных сумм, проверяется правильность расчета взыскиваемой суммы.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2016 N 304-КГ16-3143 по делу N А27-1958/2015 разъяснено, что когда налогоплательщик инициирует процедуру истребования излишне взысканного налога, суд также решает вопрос о законности ненормативного правового акта, возможно обязание налогового органа возвратить налог, уже взысканный в излишней сумме на основании незаконного акта, без его признания недействительным.
Руководствуясь указанными разъяснениями, судом осуществлена проверка правильности начисления взыскиваемых инспекцией недоимок, пеней, штрафов. Нарушений в начислении недоимок по НДС, налогу на прибыль и водному налогу, соответствующих пеней судом не установлено. Вместе с тем к налоговой ответственности налогоплательщик привлечен без учета всех имеющихся в отношении учреждения "Исправительная колония N 15" смягчающих обстоятельств и принципов назначения штрафа при наличии нескольких смягчающих обстоятельств. При таких обстоятельствах в части взыскания штрафов требования налогового органа подлежат частичному удовлетворению, сумма подлежащего уплате штрафа по НДФЛ снижается в пять раз при наличии четырех смягчающих обстоятельств, суммы штрафов по НДС, налогу на прибыль и водному налогу уменьшаются в четыре раза при наличии трех смягчающих обстоятельств. В остальной части требования инспекции удовлетворяются.
Шестимесячный срок обращения с соответствующим заявлением налоговым органом не пропущен, в связи с чем суд признал заявленные инспекцией требования в остальной части правомерными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым арбитражными судами, заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина, уменьшенная в два раза с учетом имущественного положения налогоплательщика, на основании п. 3 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 4 ч. 1 ст. 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 24 289 руб. 00 коп. подлежит взысканию с заинтересованного лица в доход бюджета Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Взыскать с Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 15 Объединения исправительных колоний N 4 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области в доход бюджета задолженность по налогу на добавленную стоимость в сумме 1 385 470 руб. 00 коп., пени в сумме 451 717 руб. 00 коп., штраф в сумме 31 095 руб., по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, в сумме 225 073 руб. 00 коп., пени в сумме 10 367 руб. 37 коп., штраф в сумме 8070 руб. 00 коп., по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 25 008 руб. 00 коп., пени в сумме 326 руб. 63 коп., штраф в сумме 896 руб. 75 коп., по водному налогу в сумме 3841 руб. 00 коп., пени в сумме 1097 руб. 00 коп., штраф в сумме 68 руб. 00 коп., по пеням по налогу на доходы физических лиц в сумме 1 199 576 руб. 91 коп., штраф по налогу на доходы физических лиц в сумме 1 733 051 руб. 00 коп.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
3. Взыскать с Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 15 Объединения исправительных колоний N 4 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области в доход федерального бюджета 24 289 руб. 00 коп. государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
С.Е.КАЛАШНИК




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)