Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 13.04.2016 ПО ДЕЛУ N 44Г-14/2016

Разделы:
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 апреля 2016 г. по делу N 44г-14/2016


Президиум Верховного Суда Республики Карелия
в составе: председательствующего Накваса А.В.
судей Галашевой И.Н., Переплесниной Е.М., Злобина А.В., Гуляевой Н.А., Кабанен Н.И., Гирдюка В.С.
рассмотрел гражданское дело по кассационной жалобе С. на решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 30 июля 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 13 ноября 2015 года по делу по иску С. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Олонец Республики Карелия об отмене решения об отказе в назначении пенсии, включении периодов работы в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и назначении пенсии,
заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Карелия Тарасовой Р.П., объяснения представителя ответчика Л., действующей по доверенности возражавшей по доводам жалобы, Президиум

установил:

заявленные требования мотивированы тем, что решением ответчика истцу было отказано в назначении пенсии по старости в связи с отсутствием стажа работы по Списку N 2.
Истец указал, что при этом в стаж работы по Списку N 2 не были включены следующие периоды работы:
- - с 30.03.1987 по 01.10.1991 на <...> в качестве сучкоруба и раскряжевщика, т.к. записи в трудовой книжке и карточке формы Т-2 противоречат другу, при этом должность не соответствует профессии, указанной в Списке N 2, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173;
- - с 25.11.1993 по 20.01.1994, с 22.01.1994 по 08.06.1994, с 20.11.1994 по 11.12.1994 в качестве кочегара в ЖКХ "<...>",
- с 12.10.2000 по 01.12.2000 в <...>,
- с 01.03.2005 по 16.05.2005, с 13.10.2005 по 10.05.2006 в<...>
- с 02.10.2006 по 12.03.2007 в..
- с 07.10.2011 по 18.06.2012, с 01.10.2012 по 13.05.2012 в <...> в качестве машиниста котельной.
Ответчик не включил в стаж льготной работы вышеуказанные периоды, указав, что представленные документы не содержат сведений об использовании в котельной в качестве топлива в эти периоды угля.
С 01.12.2009 по 31.12.2014 истец на территории Олонецкого района РК осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя как глава крестьянско-фермерского хозяйства, оплачивал единый сельскохозяйственный налог.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, истец просил признать решение ГУ - УПФ в г. Олонец РК от 23.01.2015 N 4606/15 незаконным, отменить его, зачесть в стаж работы по Списку N 2 указанные периоды работы; зачесть в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы в качестве индивидуального предпринимателя в г. Олонец РК в период с 01.12.2009 по 06.10.2011, с 19.06.2012 по 30.09.2012, с 14.05.2013 по 22.09.2013, с 01.01.2014 по 31.12.2014; обязать ответчика назначить пенсию по старости с момента возникновения права.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО <...>.
В части требований о включении в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периодов работы в качестве индивидуального предпринимателя в г. Олонец РК в период с 01.12.2009 по 06.10.2011, с 19.06.2012 по 30.09.2012, с 14.05.2013 по 22.09.2013, с 01.01.2014 по 31.12.2014, принят отказ истца от иска, производство по гражданскому делу в этой части прекращено.
Решением Олонецкого районного суда Республики Карелия от 30 июля 2015 года (с учетом определения от 08.09.2015 года об исправлении описки) иск удовлетворен частично.
Суд обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Олонец РК включить в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на льготных условиях, периоды работы С. в качестве сучкоруба и раскряжевщика на <...> с 30.03.1987 по 01.10.1991, в качестве кочегара, машиниста котельной в <...> с 25.11.1993 по 20.01.1994, с 22.01.1994 по 08.06.1994, с 20.11.1994 по 11.12.1994, в <...> с 12.10.2000 по 01.12.2000.
С ответчика в пользу С. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> руб.
Апелляционным определением судебной коллеги по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 13 ноября 2015 года вышеуказанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит об отмене обозначенных судебных постановлений. В обоснование жалобы указывает, что судом неверно произведен подсчет стажа работы в тяжелых условиях, необходимый для досрочного назначения пенсии в период его работы в качестве сучкоруба и раскряжевщика на <...> спортинвентаря с 30.03.1987 по 01.10.1991; в качестве кочегара, машиниста котельной в <...> с 25.11.1993 по 20.01.1994, с 22.01.1994 по 08.06.1994; с 20.11.1994 по 11.12.1994; в <...> с 12.10.2000 по 01.12.2000.
Полагает, что судами необоснованно не включены в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на льготных условиях, периоды работы в качестве кочегара, машиниста котельной в <...> с 01.03.2005 по 16.05.2005 и с 13.10.2005 по 10.05.2006; в <...> с 02.10.2006 по 12.03.2007; в <...>. с 07.10.2011 по 18.06.2012 и с 01.10.2012 по 13.05.2013.
Определением судьи Верховного Суда Республики Карелия Тарасовой Р.П. от 29 марта 2016 года гражданское дело с кассационной жалобой переданы на рассмотрение в суд кассационной инстанции.
В соответствии со статьей 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Из дела усматривается, что истец С., <...>, обратился в ГУ - УПФ РФ в г. Олонец РК с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением N <...> от <...>. истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. п. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях в РФ" в связи с отсутствием стажа работы по Списку N 2.
Согласно трудовой книжке истца, он был принят на работу на <...> на должность сучкоруба 3-го разряда на мастерский участок 30.03.1987.01.10.1987 в связи с введением новых тарифных условий истцу был установлен 3-й разряд штабелевщика. 03.01.1991 истец переведен раскряжевщиком 4-го разряда на мастерском участке. 01.10.1991 уволен с предприятия.
Работа истца на <...> в качестве сучкоруба и раскряжевщика на лесосеках в указанный период времени подтверждается архивной справкой МКУ "Олонецкий муниципальный архив", табелями учета рабочего времени и карточкой формы Т-2, в которой содержится указание на работу истца в тех же должностях в спорные периоды, а также иными документами и показаниями свидетелей.
Вышеуказанный период с 30.03.1987 по 01.10.1991 обоснованно включен судом в специальный стаж, в указанной части решение суда законно и обоснованно, сторонами не обжалуется.
Требования истца о включении в стаж работы с тяжелыми условиями труда периодов работы в котельной удовлетворены судом частично, при этом суды первой и апелляционной инстанции исходили из следующего.
Согласно подпункту "б" пункта 1 постановления Правительства РФ от 18.07.2002 N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.
Указанным Списком предусмотрена профессия - "Машинист (кочегар) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы (код 23200000-13786).
По сведениям, содержащимся в трудовой книжке истца, он работал в качестве кочегара (машиниста котельной) с 25.11.1993 по 20.01.1994, с 22.01.1994 по 08.06.1994, с 20.11.1994 по 11.12.1994 в <...>, с 12.10.2000 по 01.12.2000 в <...>, с 01.03.2005 по 16.05.2005, с 13.10.2005 г по 10.05.2006 в <...> с 02.10.2006 по 12.03.2007 в <...>", с 07.10.2011 по 18.06.2012, с 01.10.2012 по 13.05.2013 в <...> Указанные периоды работы истца включены в страховой стаж.
Судом также установлено, что котельная, расположенная по адресу: дер. <...> со дня эксплуатации была предназначена для работы на угле. В 1991-2005 гг. в котельной действовал котел КВ-300 (введен в эксплуатацию в 1987 г.), в качестве основного вида топлива использовался уголь, в качестве дополнительного - дрова. В 2005 г. в котельной были установлены два котла КСВ-0,4. Паспорта на установленные в котельной дер. <...> котлы не содержат сведений о видах используемого топлива, о ремонте, переоборудовании или замене в ходе эксплуатации. По заключению ООО "Консалтинговая компания "КРОНОС-Карелия" о технических характеристиках твердотопливных котлов марки КВ-300 и КСВ-0,4, котел марки КВ-300 в качестве топлива предполагал использование исключительно угля, котел марки КСВ-0,4 допускал использование как каменного угля в качестве основного топлива, так и дров и торфобрикетов в качестве резервного. По данным <...> осуществляющего эксплуатацию котельной в дер. <...> с сентября 2011 г., в период с сентября 2011 г. и до окончания отопительного сезона 2012-2013 гг. в качестве топлива использовались только топливные дрова. Согласно сведений Карелиястата, в 2003 г., 2005 г., в 2011-2012 гг. для работы котельных Олонецкого района использовались и уголь, и дрова; данными о видах топлива за 1993-1994 гг. и 2006-2007 гг. орган государственной статистики не располагает.
Исходя из подтверждения факта занятости в течение полного рабочего времени, судом включены в стаж работы истца с тяжелыми условиями труда, дающими право на назначение пенсии на льготных условиях, периоды работы истца кочегаром, машинистом котельной с 25.11.1993 по 20.01.1994, с 22.01.1994 по 08.06.1994, с 20.11.1994 по 11.12.1994 в <...> с 12.10.2000 по 01.12.2000 в.., поскольку представленными доказательствами подтверждено использование в данные периоды в котельной в качестве основного вида топлива угля.
Разрешая спор по настоящему делу, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суды первой и апелляционной инстанции, с учетом отказа во включении иных периодов работы истца в должности машиниста котельной в специальный стаж работы, в связи с непредоставлением достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих, что в качестве топлива в котельной дер. <...> начиная с 2005 г. использовался только уголь, пришли к выводу о том, что с учетом общей продолжительности стажа истца по Списку N 2, доказанного в судебном заседании, и с учетом периода, зачтенного ответчиком, стаж работы истца в тяжелых условиях, необходимый для досрочного назначения пенсии истцу, составляет менее требуемого, поэтому не имеется оснований для назначения истцу пенсии по достижении возраста 52 лет.
Между тем, с таким выводом судов согласиться нельзя по следующим мотивам.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшими на момент приобретения права. Исчисление стажа за период работы до 01.01.2002 года (в т.ч. льготного стажа) может производится в соответствии с Законом РФ от 20.11.1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в РФ", т.е. в данном случае - в полуторном размере.
Право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п. п. 2 п. 1 ст. 30 ФЗ N 400-ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях" (вступил в действие с 01.01.2015 года) сохраняется ранее достижения возраста, установленного ст. 8 данного ФЗ, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего ФЗ, на один год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы.
Лицам, отработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет либо в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера не менее 20 календарных лет, данный возраст снижается еще на 5 лет.
Аналогичные нормы содержались в ст. 7, ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях", действовавшего с 01.01.2002 года по 31.12.2014 года.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 6 марта 2003 г. N 107-О, гарантируется сохранение права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в равной мере всем гражданам, которые на день введения в действие Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" уже имели необходимый стаж работы с тяжелыми условиями труда (в том числе тем, кто был занят на работах с тяжелыми условиями труда в период до 1 января 1992 года и именно тогда выработал требуемый специальный стаж). При этом из предписаний подпункта 2 пункта 1 и пункта 3 статьи 27, а также иных статей данного Федерального закона не следует, что право граждан указанной категории на досрочное назначение трудовой пенсии по старости может быть поставлено в зависимость от того, являются ли в настоящее время тяжелыми (или перестали считаться таковыми) те работы, которые в период их выполнения гражданином относились, согласно действовавшим нормативным правовым актам, к работам с тяжелыми условиями труда (в частности, были включены в Список N 2 1956 года) и до 1 января 2002 года засчитывались в стаж, дающий право на пенсию, назначаемую при пониженном пенсионном возрасте.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 г. N 239), установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10. При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10.
В Списке N 2, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, раздел "Лесозаготовки" отсутствует. Однако в силу статьи 133.1 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" время выполняемых до 1 января 1992 года подземных работ, работ с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также других работ с тяжелыми условиями труда, дающих до 1 января 1992 года право на получение пенсии на льготных условиях, подлежало зачету в специальный трудовой стаж, с учетом которого назначалась пенсия по старости наравне с работами, указанными соответственно в пунктах "а" (Список N 1) и "б" (Список N 2) статьи 12 данного Закона.
Суммирование стажа работы в целях сохранения прав граждан с применением ст. 13 Закона РФ N 340-1 по Списку N 2 (1956 год), действовавшим до 01.01.1992 года, Списку N 2 (1991 год), с учетом п. 2 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516 "Об утверждении правил на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" возможно, но лишь при условии назначения пенсии по Списку N 2.
На основании п. п. 3, 4 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (пункт 3), засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (пункт 3). Периоды работы (деятельности), имевшие место до вступления в силу настоящего Федерального Закона (пункт 4), могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Исходя из системного толкования названных норм права, Правил, постановления и определения Конституционного Суда РФ, обоснованности включения в стаж с тяжелыми условиями труда периодов, указанных в судебных постановлениях, названный стаж по состоянию на 01.01.1992 года в календарном исчислении 4 года 6 месяцев 1 день, в полуторном - 6 лет 9 месяцев 1 день, что более половины требуемого стажа (требуется 12 лет 6 месяцев); в сумме по состоянию на 01.01.2002 года льготный стаж составит 5 лет 02 месяца 26 дней в календарном исчислении, в полуторном 7 лет 10 месяцев 22 дня. Таким образом, право на получение льготной пенсии по основанию тяжелые условия труда у истца возникло при достижении возраста 52 лет.
Поскольку на день вступления в силу Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях" у истца было выработано не менее половины требуемого стажа на работах, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, он имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по нормам подпункта 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с уменьшением пенсионного возраста на три года.
На основании изложенного, Президиум находит, что судебные постановления в части отказа в назначении истцу льготной пенсии с учетом уменьшения возраста нельзя признать законными и обоснованными. В указанной части судебные постановления подлежат отмене.
Учитывая, что судами первой и апелляционной инстанций допущена ошибка в применении норм материального права, обстоятельства дела установлены полно и правильно, Президиум находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое судебное постановление в указанной части.
Установлено, что ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в г. Олонец РК реорганизовано путем слияния с рядом других Управлений и создано новое юридическое лицо - Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное). В силу статьи 44 ГПК РФ в случае выбытия одной из сторон в установленном решением суда правоотношении (реорганизация юридического лица путем слияния) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства. Все действия, совершенные до вступления правопреемника в процесс, обязательны для него в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Руководствуясь статьей 44, пунктом 5 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум

постановил:

произвести замену стороны (ответчика) ее правопреемником - ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное).
Отменить решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 30 июля 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 13 ноября 2015 года в части отказа в назначении трудовой пенсии С. вынести в указанной части новое решение:
"Обязать ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) назначить С. досрочную страховую пенсию по старости на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях" с 12.07.2015 года".
В остальной части указанные судебные постановления оставить без изменения, а кассационную жалобу С. - без удовлетворения.

Председательствующий
А.В.НАКВАС




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)