Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обстоятельства: Ответчик, имея продолжаемый преступный умысел, используя свое служебное положение, с целью получения личной материальной выгоды похитил путем присвоения вверенные ему денежные средства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ившиной Т.В.,
судей областного суда Морозовой Л.В., Полшковой Н.В.,
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Красногвардейского района Оренбургской области, действующего в интересах Оренбургской области и неопределенного круга лиц на решение Красногвардейского районного суда Оренбургской области от 31 мая 2017 года по гражданскому делу по иску прокурора Красногвардейского района Оренбургской области в интересах Оренбургской области и неопределенного круга лиц к М. о взыскании материального ущерба, причиненного коррупционным правонарушением,
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В., объяснения прокурора Христич Т.В., поддержавшей доводы апелляционного представления, ответчика М., представителя третьего лица Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области Д., представителя третьего лица ГБУ "Красногвардейское районное управление ветеринарии" Ч., возражавших против удовлетворения представления, судебная коллегия
установила:
Прокурор Красногвардейского района Оренбургской области в интересах Оренбургской области и неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указав, что вступившим в законную силу приговором Красногвардейского районного суда Оренбургской области от 01 ноября 2016 года М. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью *** Уголовного кодекса РФ (эпизод с июня 2009 года по декабрь 2012 года), частью *** Уголовного кодекса РФ (эпизод с июня 2009 года по ноябрь 2013 года). В ходе рассмотрения данного дела установлено, что М., являясь начальником государственного бюджетного учреждения "Красногвардейское районное управление ветеринарии" (далее - ГБУ "Красногвардейское райветуправление"), будучи наделенным в соответствии с занимаемой должностью организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, являясь должностным лицом, за период времени с 2009 года по 2012 год похитил путем присвоения, используя свое должностное положение вверенные ему денежные средства, принадлежащие Оренбургской области в лице министерства сельского хозяйства пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области в общей сумме 112 836,76 руб. (в том числе НДФЛ в общей сумме 16 860,67 руб.), чем причинил Оренбургской области в лице министерства сельского хозяйства пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области имущественный вред на общую сумму 129 697,43 руб. Он же, имея продолжаемый преступный умысел, используя свое служебное положение начальника ГБУ "Красногвардейское райветуправление", с целью получения личной материальной выгоды, в виде выплаты премий по итогам работы за период времени с 2009 года по 2013 год от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности ГБУ "Красногвардейское райветуправление" похитил путем присвоения, вверенные ему денежные средства в общей сумме 255 251,16 руб. (в том числе НДФЛ в общей сумме 36661,85 руб.), чем причинил ГБУ "Красногвардейское райветуправление" имущественный вред на общую сумму 291 913,01 руб.
Сумма ущерба в размере 115 417,57 руб. М. добровольно возмещена. Остаток невозмещенной суммы бюджету Оренбургской области (по первому эпизоду хищения бюджетных средств) составляет 14 279,86 руб. (129 697,43 - 115417,57). Денежные средства в размере 223 513,73 руб., присвоенные ответчиком в период с 2009 по 2011 годы, им добровольно не возмещены.
Прокурор просил взыскать с М. в качестве возмещения ущерба, причиненного коррупционным преступлением, денежные средства в размере 237 793,59 руб. в пользу Оренбургской области.
Решением Красногвардейского районного суда Оренбургской области от 31 мая 2017 года требования вышеназванного искового заявления удовлетворены частично.
Суд постановил: взыскать с М. в пользу Оренбургской области в счет возмещения ущерба денежную сумму в размере 14 279,86 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
Взыскать с М. государственную пошлину в доход бюджета администрации муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области в размере 571,19 руб.
В апелляционном представлении прокурор Красногвардейского района Оренбургской области просит решение суда отменить в части отклоненных требований, заявленные исковые требования прокуратуры района удовлетворить в полном объеме.
Представитель третьего лица Министерства финансов Оренбургской области, извещенный о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не просил.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам жалобы в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Основанием гражданско-правовой ответственности, установленной статьей 1064 Гражданского кодекса РФ, является правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие), нарушающее субъективные права других участников гражданских правоотношений.
При этом необходима совокупность следующих условий: наличие ущерба, виновное и противоправное поведение причинителя вреда и причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и ущербом.
По смыслу данной нормы вред рассматривается как всякое умаление охраняемого законом материального или нематериального блага, любые неблагоприятные изменения в охраняемом законом благе, которое может быть как имущественным, так и неимущественным (нематериальным).
Причинение имущественного вреда порождает обязательство между причинителем вреда и потерпевшим, вследствие которого на основании статьи 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу приговором Красногвардейского районного суда Оренбургской области от 01 ноября 2016 года было установлено, что преступными действиями М. Оренбургской области в лице Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области причинен материальный ущерб на сумму 129 697,43 руб., ГБУ "Красногвардейское управление ветеринарии" причинен материальный ущерб на сумму 291 913,01 руб.
М. материальный ущерб в размере 115 417,57 руб. возмещен в добровольном порядке.
Поскольку факт совершения ответчиком противоправных виновных действий, повлекших причинение Оренбургской области ущерба, установлен вступившим в законную силу приговором суда, каких-либо доказательств, опровергающих указанное обстоятельство, ответчиком не представлено, сумма ущерба, причиненного бюджету Оренбургской области хищением его денежных средств и подлежащая взысканию с М. определена судом в размере 14 279,86 (129 697,43 - 115 417,57) за вычетом суммы, добровольно погашенной ответчиком.
Решение суда в указанной части не обжалуется сторонами, в связи с чем оснований для его проверки судебной коллегий не имеется.
Однако с данными выводами суда первой инстанции согласиться нельзя, а довод апелляционного представления, о том, что в период с 2009 г. по 2011 г. ответчиком было присвоено денежных средств на сумму 223513,73 руб., полученных возглавляемым им учреждением от приносящей доход деятельности, чем причинен ущерб бюджету Оренбургской области, заслуживает внимание по следующим основаниям.
Гражданский кодекс РФ не регламентирует содержание права самостоятельного распоряжения имуществом, приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности. Учреждение вправе распоряжаться таким имуществом без согласия собственника, но с соблюдением правил о его целевой правоспособности.
Под целевой правоспособностью следует понимать наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в учредительных документах.
Совершение ответчиком противоправных деяний, в результате которых причинен ущерб, не служит достижению целей, ради которых было создано учреждение.
Вышеназванным приговором суда было установлено, что М., имея продолжаемый преступный умысел, используя свое служебное положение - начальника ГБУ "Красногвардейское управление ветеринарии" с целью получения личной материальной выгоды, в виде выплаты премий по итогам работы за период времени с 2009 г. по 2013 г. от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности ГБУ "Красногвардейское управление ветеринарии" похитил путем присвоения, вверенные ему денежные средства в общем размере - 255 251,16 руб., чем причинил ГБУ "Красногвардейское управление ветеринарии" имущественный вред на общую сумму 291 913,01 руб.
Согласно п. 1.3 Устава ГБУ "Красногвардейское управление ветеринарии" его учредителем является Оренбургская область в лице министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.
В силу пункта 2 статьи 26.14 указанного Закона - органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 26.13 данного Закона - каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет. Формирование, утверждение, исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и контроль за его исполнением осуществляются органами субъекта Российской Федерации самостоятельно с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом и Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации.
На ГБУ "Красногвардейское райветуправление" (ранее ГУ "Красногвардейское райветуправление"), как на государственное учреждение, распространяются положения Бюджетного кодекса РФ, которым возможность применения к бюджетным правоотношениям норм гражданского законодательства не определена.
К неналоговым доходам бюджетов относятся доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, что закреплено в пункте 3 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений).
В соответствии с пунктом 5 этой статьи доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включается в состав доходов бюджета с учетом положений пункта 3 настоящей статьи.
Частью 10 статьи 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" пункт 5 статьи 41 (в части, касающейся доходов от сдачи в аренду государственного (муниципального) имущества, переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средств безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности) Бюджетного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяется со дня вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности.
Вместе с тем, в пункте 3 части 11 статьи 5 Федерального закона N 63-ФЗ от 26 апреля 2007 года указано, что бюджетное учреждение на основании закона (решения) о бюджете вправе использовать на обеспечение своей деятельности, полученные им средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства от иной приносящей доход деятельности на основании документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (муниципальные правовые акты), а также положения устава бюджетного учреждения.
Кроме того, пунктом 140 статьи 1 Федерального закона N 63-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2008 года, изложена в новой редакции статья 161 Бюджетного кодекса РФ. Из указанной нормы исключено положение о самостоятельности бюджетного учреждения при расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.
Федеральным законом от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" из неналоговых доходов субъектов РФ исключены доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями субъектов РФ. Указанным Законом установлен переходный период с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года.
В переходный период законом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления устанавливается: порядок и направления использования бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации, являющимися получателями бюджетных средств, и казенными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными бюджетными учреждениями, являющимися получателями бюджетных средств, и муниципальными казенными учреждениями) доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации (муниципальной собственности) и переданного в оперативное управление указанным учреждениям, и (или) полученных ими средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований, средств от иной приносящей доходы деятельности (п. 3 ч. 16 ст. 33).
При этом, согласно ч. ч. 1, 2 ст. 3 Закона Оренбургской области от 17 ноября 2010 г. N 4011/922-IV-ОЗ установлено, что в 2011 году доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в областной собственности и переданного в оперативное управление казенным учреждениям или являющимся получателями бюджетных средств бюджетным учреждениям Оренбургской области, созданным в сферах культуры и искусства, здравоохранения, социальной защиты населения, образования, а также архивным учреждениям, в полном объеме учитываются в доходах областного бюджета и отражаются в сметах доходов и расходов указанных учреждений.
Поступившие вышеуказанные средства отражаются на лицевых счетах соответствующих государственных учреждений, открытых в министерстве финансов Оренбургской области, и направляются на содержание этих учреждений в качестве дополнительного источника финансового обеспечения содержания и развития их материально-технической базы, а также на уплату налогов с доходов, получаемых от сдачи имущества в аренду, сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов областного бюджета на 2011 год.
Установлено, что в 2011 году средства, полученные от оказания платных услуг казенными учреждениями Оренбургской области или бюджетными учреждениями Оренбургской области, являющимися получателями бюджетных средств, а также полученные ими безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, средства от иной приносящей доход деятельности, учитываются на лицевых счетах, открытых вышеуказанным учреждениям в министерстве финансов Оренбургской области, и расходуются указанными учреждениями в пределах остатков средств на этих лицевых счетах в соответствии с генеральными разрешениями, оформленными в установленном министерством финансов Оренбургской области порядке, и сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности, утвержденными в порядке, определяемом главными распорядителями средств областного бюджета.
На основании изложенного, судебная коллегия считает требования искового заявления обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку, как установлено приговором суда, руководителем ГБУ "Красногвардейское райветуправление" М. денежные средства, полученные от осуществления учреждением предпринимательской деятельности, были присвоены в нарушение Положений "О премировании и других выплатах стимулирующего характера руководителям областных государственных учреждений, подведомственных Министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области", утвержденных приказом N 17 от 04 марта 2009 г., заместителя председателя Правительства - министра сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области и приказами N 138 от 09 ноября 2009 г., N 27 от 21 марта 2011 г. заместителя председателя Правительства - министра сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, а также нормативно-правовых документов ГБУ "Красногвардейское райветуправление" устанавливающих порядок премирования, материального стимулирования и льготных выплат работникам учреждения.
В силу действующего порядка использования доходов от предпринимательской деятельности, приносящей доход, бюджетное учреждение вправе использовать на обеспечение своей деятельности, в частности, средства от оказания платных услуг с учетом следующих ограничений: на основании закона о бюджете, на основании генерального разрешения главного распорядителя бюджетных средств, в соответствии со сметой доходов и расходов приносящей доход деятельности, в порядке, установленном финансовым органом.
Незаконным присвоением средств от предпринимательской деятельности ответчик причинил ущерб непосредственно бюджету Оренбургской области и, как следствие, неопределенному кругу лиц, поскольку указанные средства не были направлены на обеспечение основной деятельности учреждения, для которой данное учреждение было создано его учредителем - Оренбургской областью.
Из смысла части 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ следует, что вопросы кому был причинен ущерб, и в каком размере подлежат разрешению в гражданском деле.
В связи с чем указание в приговоре на то, что потерпевшим является ГБУ "Красногвардейское управление ветеринарии" не является обязательным для разрешения настоящего спора, поскольку в рамках расследования по уголовному делу не исследовались сложившиеся правоотношения с учетом положений бюджетного законодательства.
Так как в силу статьи 120 Гражданского кодекса РФ в редакции, действующей в спорный период, государственное или муниципальное учреждение могло быть бюджетным или автономным учреждением, доводы третьего лица о том, что до 2011 года ГБУ "Красногвардейское управление ветеринарии" не было бюджетным учреждением, а являлось государственным учреждением, подлежат отклонению.
Как следует из постановления Правительства Оренбургской области от 15 августа 2011 г. N 738-п государственные учреждения, подведомственные министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности были переименованы в государственные бюджетные учреждения в целях приведения их правового положения в соответствие с требованиями Федерального закона от 08 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Не приведение наименования государственных учреждений подведомственных министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области в соответствие с требованиями Гражданского кодекса РФ до вынесения указанного постановления Правительства Оренбургской области не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку после переименования указанного учреждения, его деятельность не изменилась.
То есть до переименования учреждение фактически осуществляло свою деятельность как государственное бюджетное учреждение.
Учитывая, что право на обращение прокурора в соответствии с процессуальным законодательством РФ в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, закреплено и в пункте 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", при подаче настоящего искового заявления прокурор воспользовался своим правом, предоставленным ему законом и является надлежащим истцом, оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований у суда не было.
При таких обстоятельствах решение суда в указанной части подлежит отмене с вынесением в этой части нового решения об удовлетворении заявленных требований. Также с учетом удовлетворенных требований решение должно быть изменено в части размера взыскиваемой с М. государственной пошлины. С ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета, исходя из положений ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ в размере 5577,94 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Красногвардейского районного суда Оренбургской области от 31 мая 2017 г. отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании с М. денежной суммы в размере 223 513,73 руб.
Вынести в данной части новое решение, которым данные требования прокурора удовлетворить. Взыскать с М. в пользу Оренбургской области в счет возмещения ущерба 223 513,73 руб.
Это же решение изменить в части размера взыскиваемой с М. государственной пошлины.
Взыскать с М. в доход бюджета муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области сумму госпошлины в размере 5 577,94 руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.08.2017 ПО ДЕЛУ N 33-5915/2017
Требование: О взыскании материального ущерба, причиненного коррупционным правонарушением.Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обстоятельства: Ответчик, имея продолжаемый преступный умысел, используя свое служебное положение, с целью получения личной материальной выгоды похитил путем присвоения вверенные ему денежные средства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 августа 2017 г. по делу N 33-5915-2017
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ившиной Т.В.,
судей областного суда Морозовой Л.В., Полшковой Н.В.,
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Красногвардейского района Оренбургской области, действующего в интересах Оренбургской области и неопределенного круга лиц на решение Красногвардейского районного суда Оренбургской области от 31 мая 2017 года по гражданскому делу по иску прокурора Красногвардейского района Оренбургской области в интересах Оренбургской области и неопределенного круга лиц к М. о взыскании материального ущерба, причиненного коррупционным правонарушением,
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В., объяснения прокурора Христич Т.В., поддержавшей доводы апелляционного представления, ответчика М., представителя третьего лица Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области Д., представителя третьего лица ГБУ "Красногвардейское районное управление ветеринарии" Ч., возражавших против удовлетворения представления, судебная коллегия
установила:
Прокурор Красногвардейского района Оренбургской области в интересах Оренбургской области и неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указав, что вступившим в законную силу приговором Красногвардейского районного суда Оренбургской области от 01 ноября 2016 года М. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью *** Уголовного кодекса РФ (эпизод с июня 2009 года по декабрь 2012 года), частью *** Уголовного кодекса РФ (эпизод с июня 2009 года по ноябрь 2013 года). В ходе рассмотрения данного дела установлено, что М., являясь начальником государственного бюджетного учреждения "Красногвардейское районное управление ветеринарии" (далее - ГБУ "Красногвардейское райветуправление"), будучи наделенным в соответствии с занимаемой должностью организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, являясь должностным лицом, за период времени с 2009 года по 2012 год похитил путем присвоения, используя свое должностное положение вверенные ему денежные средства, принадлежащие Оренбургской области в лице министерства сельского хозяйства пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области в общей сумме 112 836,76 руб. (в том числе НДФЛ в общей сумме 16 860,67 руб.), чем причинил Оренбургской области в лице министерства сельского хозяйства пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области имущественный вред на общую сумму 129 697,43 руб. Он же, имея продолжаемый преступный умысел, используя свое служебное положение начальника ГБУ "Красногвардейское райветуправление", с целью получения личной материальной выгоды, в виде выплаты премий по итогам работы за период времени с 2009 года по 2013 год от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности ГБУ "Красногвардейское райветуправление" похитил путем присвоения, вверенные ему денежные средства в общей сумме 255 251,16 руб. (в том числе НДФЛ в общей сумме 36661,85 руб.), чем причинил ГБУ "Красногвардейское райветуправление" имущественный вред на общую сумму 291 913,01 руб.
Сумма ущерба в размере 115 417,57 руб. М. добровольно возмещена. Остаток невозмещенной суммы бюджету Оренбургской области (по первому эпизоду хищения бюджетных средств) составляет 14 279,86 руб. (129 697,43 - 115417,57). Денежные средства в размере 223 513,73 руб., присвоенные ответчиком в период с 2009 по 2011 годы, им добровольно не возмещены.
Прокурор просил взыскать с М. в качестве возмещения ущерба, причиненного коррупционным преступлением, денежные средства в размере 237 793,59 руб. в пользу Оренбургской области.
Решением Красногвардейского районного суда Оренбургской области от 31 мая 2017 года требования вышеназванного искового заявления удовлетворены частично.
Суд постановил: взыскать с М. в пользу Оренбургской области в счет возмещения ущерба денежную сумму в размере 14 279,86 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
Взыскать с М. государственную пошлину в доход бюджета администрации муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области в размере 571,19 руб.
В апелляционном представлении прокурор Красногвардейского района Оренбургской области просит решение суда отменить в части отклоненных требований, заявленные исковые требования прокуратуры района удовлетворить в полном объеме.
Представитель третьего лица Министерства финансов Оренбургской области, извещенный о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не просил.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам жалобы в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Основанием гражданско-правовой ответственности, установленной статьей 1064 Гражданского кодекса РФ, является правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие), нарушающее субъективные права других участников гражданских правоотношений.
При этом необходима совокупность следующих условий: наличие ущерба, виновное и противоправное поведение причинителя вреда и причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и ущербом.
По смыслу данной нормы вред рассматривается как всякое умаление охраняемого законом материального или нематериального блага, любые неблагоприятные изменения в охраняемом законом благе, которое может быть как имущественным, так и неимущественным (нематериальным).
Причинение имущественного вреда порождает обязательство между причинителем вреда и потерпевшим, вследствие которого на основании статьи 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу приговором Красногвардейского районного суда Оренбургской области от 01 ноября 2016 года было установлено, что преступными действиями М. Оренбургской области в лице Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области причинен материальный ущерб на сумму 129 697,43 руб., ГБУ "Красногвардейское управление ветеринарии" причинен материальный ущерб на сумму 291 913,01 руб.
М. материальный ущерб в размере 115 417,57 руб. возмещен в добровольном порядке.
Поскольку факт совершения ответчиком противоправных виновных действий, повлекших причинение Оренбургской области ущерба, установлен вступившим в законную силу приговором суда, каких-либо доказательств, опровергающих указанное обстоятельство, ответчиком не представлено, сумма ущерба, причиненного бюджету Оренбургской области хищением его денежных средств и подлежащая взысканию с М. определена судом в размере 14 279,86 (129 697,43 - 115 417,57) за вычетом суммы, добровольно погашенной ответчиком.
Решение суда в указанной части не обжалуется сторонами, в связи с чем оснований для его проверки судебной коллегий не имеется.
Однако с данными выводами суда первой инстанции согласиться нельзя, а довод апелляционного представления, о том, что в период с 2009 г. по 2011 г. ответчиком было присвоено денежных средств на сумму 223513,73 руб., полученных возглавляемым им учреждением от приносящей доход деятельности, чем причинен ущерб бюджету Оренбургской области, заслуживает внимание по следующим основаниям.
Гражданский кодекс РФ не регламентирует содержание права самостоятельного распоряжения имуществом, приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности. Учреждение вправе распоряжаться таким имуществом без согласия собственника, но с соблюдением правил о его целевой правоспособности.
Под целевой правоспособностью следует понимать наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в учредительных документах.
Совершение ответчиком противоправных деяний, в результате которых причинен ущерб, не служит достижению целей, ради которых было создано учреждение.
Вышеназванным приговором суда было установлено, что М., имея продолжаемый преступный умысел, используя свое служебное положение - начальника ГБУ "Красногвардейское управление ветеринарии" с целью получения личной материальной выгоды, в виде выплаты премий по итогам работы за период времени с 2009 г. по 2013 г. от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности ГБУ "Красногвардейское управление ветеринарии" похитил путем присвоения, вверенные ему денежные средства в общем размере - 255 251,16 руб., чем причинил ГБУ "Красногвардейское управление ветеринарии" имущественный вред на общую сумму 291 913,01 руб.
Согласно п. 1.3 Устава ГБУ "Красногвардейское управление ветеринарии" его учредителем является Оренбургская область в лице министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.
В силу пункта 2 статьи 26.14 указанного Закона - органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 26.13 данного Закона - каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет. Формирование, утверждение, исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и контроль за его исполнением осуществляются органами субъекта Российской Федерации самостоятельно с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом и Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации.
На ГБУ "Красногвардейское райветуправление" (ранее ГУ "Красногвардейское райветуправление"), как на государственное учреждение, распространяются положения Бюджетного кодекса РФ, которым возможность применения к бюджетным правоотношениям норм гражданского законодательства не определена.
К неналоговым доходам бюджетов относятся доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, что закреплено в пункте 3 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений).
В соответствии с пунктом 5 этой статьи доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включается в состав доходов бюджета с учетом положений пункта 3 настоящей статьи.
Частью 10 статьи 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" пункт 5 статьи 41 (в части, касающейся доходов от сдачи в аренду государственного (муниципального) имущества, переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средств безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности) Бюджетного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяется со дня вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности.
Вместе с тем, в пункте 3 части 11 статьи 5 Федерального закона N 63-ФЗ от 26 апреля 2007 года указано, что бюджетное учреждение на основании закона (решения) о бюджете вправе использовать на обеспечение своей деятельности, полученные им средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства от иной приносящей доход деятельности на основании документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (муниципальные правовые акты), а также положения устава бюджетного учреждения.
Кроме того, пунктом 140 статьи 1 Федерального закона N 63-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2008 года, изложена в новой редакции статья 161 Бюджетного кодекса РФ. Из указанной нормы исключено положение о самостоятельности бюджетного учреждения при расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.
Федеральным законом от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" из неналоговых доходов субъектов РФ исключены доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями субъектов РФ. Указанным Законом установлен переходный период с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года.
В переходный период законом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления устанавливается: порядок и направления использования бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации, являющимися получателями бюджетных средств, и казенными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными бюджетными учреждениями, являющимися получателями бюджетных средств, и муниципальными казенными учреждениями) доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации (муниципальной собственности) и переданного в оперативное управление указанным учреждениям, и (или) полученных ими средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований, средств от иной приносящей доходы деятельности (п. 3 ч. 16 ст. 33).
При этом, согласно ч. ч. 1, 2 ст. 3 Закона Оренбургской области от 17 ноября 2010 г. N 4011/922-IV-ОЗ установлено, что в 2011 году доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в областной собственности и переданного в оперативное управление казенным учреждениям или являющимся получателями бюджетных средств бюджетным учреждениям Оренбургской области, созданным в сферах культуры и искусства, здравоохранения, социальной защиты населения, образования, а также архивным учреждениям, в полном объеме учитываются в доходах областного бюджета и отражаются в сметах доходов и расходов указанных учреждений.
Поступившие вышеуказанные средства отражаются на лицевых счетах соответствующих государственных учреждений, открытых в министерстве финансов Оренбургской области, и направляются на содержание этих учреждений в качестве дополнительного источника финансового обеспечения содержания и развития их материально-технической базы, а также на уплату налогов с доходов, получаемых от сдачи имущества в аренду, сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов областного бюджета на 2011 год.
Установлено, что в 2011 году средства, полученные от оказания платных услуг казенными учреждениями Оренбургской области или бюджетными учреждениями Оренбургской области, являющимися получателями бюджетных средств, а также полученные ими безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, средства от иной приносящей доход деятельности, учитываются на лицевых счетах, открытых вышеуказанным учреждениям в министерстве финансов Оренбургской области, и расходуются указанными учреждениями в пределах остатков средств на этих лицевых счетах в соответствии с генеральными разрешениями, оформленными в установленном министерством финансов Оренбургской области порядке, и сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности, утвержденными в порядке, определяемом главными распорядителями средств областного бюджета.
На основании изложенного, судебная коллегия считает требования искового заявления обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку, как установлено приговором суда, руководителем ГБУ "Красногвардейское райветуправление" М. денежные средства, полученные от осуществления учреждением предпринимательской деятельности, были присвоены в нарушение Положений "О премировании и других выплатах стимулирующего характера руководителям областных государственных учреждений, подведомственных Министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области", утвержденных приказом N 17 от 04 марта 2009 г., заместителя председателя Правительства - министра сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области и приказами N 138 от 09 ноября 2009 г., N 27 от 21 марта 2011 г. заместителя председателя Правительства - министра сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, а также нормативно-правовых документов ГБУ "Красногвардейское райветуправление" устанавливающих порядок премирования, материального стимулирования и льготных выплат работникам учреждения.
В силу действующего порядка использования доходов от предпринимательской деятельности, приносящей доход, бюджетное учреждение вправе использовать на обеспечение своей деятельности, в частности, средства от оказания платных услуг с учетом следующих ограничений: на основании закона о бюджете, на основании генерального разрешения главного распорядителя бюджетных средств, в соответствии со сметой доходов и расходов приносящей доход деятельности, в порядке, установленном финансовым органом.
Незаконным присвоением средств от предпринимательской деятельности ответчик причинил ущерб непосредственно бюджету Оренбургской области и, как следствие, неопределенному кругу лиц, поскольку указанные средства не были направлены на обеспечение основной деятельности учреждения, для которой данное учреждение было создано его учредителем - Оренбургской областью.
Из смысла части 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ следует, что вопросы кому был причинен ущерб, и в каком размере подлежат разрешению в гражданском деле.
В связи с чем указание в приговоре на то, что потерпевшим является ГБУ "Красногвардейское управление ветеринарии" не является обязательным для разрешения настоящего спора, поскольку в рамках расследования по уголовному делу не исследовались сложившиеся правоотношения с учетом положений бюджетного законодательства.
Так как в силу статьи 120 Гражданского кодекса РФ в редакции, действующей в спорный период, государственное или муниципальное учреждение могло быть бюджетным или автономным учреждением, доводы третьего лица о том, что до 2011 года ГБУ "Красногвардейское управление ветеринарии" не было бюджетным учреждением, а являлось государственным учреждением, подлежат отклонению.
Как следует из постановления Правительства Оренбургской области от 15 августа 2011 г. N 738-п государственные учреждения, подведомственные министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности были переименованы в государственные бюджетные учреждения в целях приведения их правового положения в соответствие с требованиями Федерального закона от 08 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Не приведение наименования государственных учреждений подведомственных министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области в соответствие с требованиями Гражданского кодекса РФ до вынесения указанного постановления Правительства Оренбургской области не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку после переименования указанного учреждения, его деятельность не изменилась.
То есть до переименования учреждение фактически осуществляло свою деятельность как государственное бюджетное учреждение.
Учитывая, что право на обращение прокурора в соответствии с процессуальным законодательством РФ в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, закреплено и в пункте 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", при подаче настоящего искового заявления прокурор воспользовался своим правом, предоставленным ему законом и является надлежащим истцом, оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований у суда не было.
При таких обстоятельствах решение суда в указанной части подлежит отмене с вынесением в этой части нового решения об удовлетворении заявленных требований. Также с учетом удовлетворенных требований решение должно быть изменено в части размера взыскиваемой с М. государственной пошлины. С ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета, исходя из положений ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ в размере 5577,94 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Красногвардейского районного суда Оренбургской области от 31 мая 2017 г. отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании с М. денежной суммы в размере 223 513,73 руб.
Вынести в данной части новое решение, которым данные требования прокурора удовлетворить. Взыскать с М. в пользу Оренбургской области в счет возмещения ущерба 223 513,73 руб.
Это же решение изменить в части размера взыскиваемой с М. государственной пошлины.
Взыскать с М. в доход бюджета муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области сумму госпошлины в размере 5 577,94 руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)