Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2017 года
текст постановления изготовлен в полном объеме 21 ноября 2017 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Н. Хайкиной
судей: С.В. Кривошеиной, Т.В. Павлюк
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мавлюкеевой А.М. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Кравченок Е.С. - доверенность от 06.10.17
от заинтересованного лица: Кудряшова Н.П. - доверенность от 17.01.17
от третьего лица: без участия, извещен
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального автономного учреждения "Спортивный клуб "Темп" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13 сентября 2017 года по делу N А27-10032/2017
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Кемеровской области, г. Юрга (ОГРН 1044230008822, ИНН 4230002514)
к муниципальному автономному учреждению "Спортивный клуб "Темп", г. Юрга (ОГРН
1034230000023, ИНН 4230017493)
третье лицо: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Юрге и Юргинском районе Кемеровской области, г. Юрга (ОГРН
1064230009062, ИНН 4230022091)
о взыскании 1 082 971,69 рублей,
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Кемеровской области (далее - заявитель, Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с муниципального автономного учреждения "Спортивный клуб "Темп" (далее - заинтересованное лицо, МАУ "СК "Темп", учреждение) недоимки на обязательное медицинское страхование в сумме 568 875,12 руб., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 204 550,60 руб., штрафа в сумме 7 208,13 руб.; пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 78 838,14 руб., штрафа в сумме 2 826,87 руб., всего в сумме 862 298,86 руб.
Определением суда от 17.07.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Юрге и Юргинском районе Кемеровской области (далее - третье лицо, пенсионный фонд).
Решением от 13.09.2017 Арбитражного суда Кемеровской области требования Инспекции удовлетворены: с МАУ "СК "Темп" взыскана недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 568 875,12 руб., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 204 550,60 руб., штраф в сумме 7 208,13 руб.; пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 78 838,14 руб., штраф в сумме 2 826,87 руб., всего в сумме 862 298,86 руб. в доход федерального бюджета 20 246 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым по делу решением, учреждение обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит признать несоразмерным и снизить размер штрафа на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование с соблюдением принципов справедливости и соразмерности.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении N 2-П от 19.01.2016, Постановлении N 4-П от 25.02.2014, статус заинтересованного лица, социальную значимость его деятельности, совершение правонарушения впервые.
Пенсионный фонд в представленном в порядке статьи 262 АПК РФ отзыве на апелляционную жалобу просит решение от 13.09.2017 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-10032/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу МАУ "СК "Темп" - без удовлетворения.
Третье лицо, извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание апелляционной инстанции представитель явился. На основании части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционный суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя третьего лица.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Юрге и Юргинском районе Кемеровской области была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, достоверности индивидуальных сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и стаже застрахованных лиц плательщиком страховых взносов МАУ "СК "Темп" за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
По результатам проверки составлен акт от 30.06.2016 N 052/026/20-2016 и принято решение от 06.10.2016 N 052/026/20-2016 о привлечении МАУ "СК "Темп" к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ, действующий в период проведения проверки) за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в сумме 200 707,84 руб.
Указанным решением учреждению также предложено уплатить недоимку по страховым взносам в общей сумме 1 003 539,18 рублей и пени в сумме 303 084,07 рублей.
Основанием для привлечения к ответственности, начисления страховых взносов, пени, в оспариваемых суммах послужил вывод пенсионного фонда о неправомерном применении учреждением пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Решением от 23.01.2017 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-24421/2016, оставленным без изменения постановлением от 05.04.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда, решение пенсионного фонда от 06.10.2016 N 052/026/20-2016 признано недействительным в части привлечения МАЦ "СК "Темп" к ответственности за неполную уплату страховых взносов в виде штрафа в размере, превышающем 10 035 рублей.
Пенсионный фонд направил в адрес МАУ "СК "Темп" требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 07.11.2016 N 052S01160233473 с предложением в срок до 18.11.2016 уплатить указанную недоимку, а также пени и штраф.
Неисполнение МАУ "СК "Темп" в добровольном порядке требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 07.11.2016 N 052S01160233473, послужило основанием для обращения Инспекции в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные налоговым органом требования, суд первой инстанции исходил из того, что у МАУ "СК "Темп" отсутствовало право на применение пониженного тарифа при исчислении страховых взносов, доначисление страховых взносов, пени и штрафа является законным и обоснованным, требование пенсионного фонда об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в добровольном порядке не исполнено.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) МАУ "СК "Темп" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Порядок привлечения плательщиков страховых взносов к ответственности и взыскания штрафов установлен Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Статьей 58 Закона N 212-ФЗ предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011-2027 годов.
Возможность применения льготного тарифа, предусмотренного статьей 58 Закона N 212-ФЗ, является правом страхователя, носит заявительный характер посредством его декларирования в подаваемых уполномоченному органу расчетах и может быть реализована только при соблюдении установленных в статье 58 Закона N 212-ФЗ условий, при этом обязанность документального подтверждения права на указанную льготу возложена на страхователя.
Согласно подпункту "у" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с ОКВЭД) которых являются, в частности, "деятельность спортивных объектов", в связи с чем в течение 2013-2018 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФР - 20%, на обязательное медицинское страхование в ФФОМС - 0%.
При этом, частью 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ определено, что соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 указанной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
Таким образом, применение плательщиком страховых взносов пониженного тарифа возможно при соблюдении совокупности следующих условий: нахождение на упрощенной системе налогообложения, наличие основного вида деятельности согласно ОКВЭД - "деятельность спортивных объектов", доля доходов от деятельности спортивных объектов не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
В соответствии с частью 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 НК РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса, в том числе доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
В силу положений подпункта 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ и во взаимосвязи с положениями подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ полученные заявителем денежные средства в виде субсидий не учитываются при определении объекта налогообложения, однако эти поступления, согласно пункту 2 статьи 249 и пункту 1 статьи 251 НК РФ, включаются в общий состав доходов.
Статья 251 НК РФ "Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы" содержит перечень доходов, которые не учитываются при исчислении базы по налогу на прибыль и, следовательно, по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Для автономных учреждений с учетом специфики их деятельности среди доходов, приведенных в статье 251 НК РФ, таковыми являются доходы, поименованные в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ - доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.
Из указанных норм права следует, что в случае, если основным доходом плательщика страховых взносов - муниципального учреждения является доход, полученный в виде средств в рамках целевого бюджетного финансирования, которые не учитываются при налогообложении, деятельность указанного учреждения, осуществляемая вне рамок бюджетного финансирования, не может считаться основным видом деятельности муниципального учреждения, в связи с чем у данного плательщика страховых взносов отсутствует право на применение пониженного тарифа страховых взносов.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что учреждение в проверяемый период применяло упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности МАУ "СК "Темп" является "деятельность спортивных объектов" - код по ОКВЭД 91.61, утвержденного постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст.
Судом также установлено, что общая сумма доходов учреждения в 2013 году составила 14 339 970 руб., доходы от предпринимательской деятельности - 7 025 206,74 руб.; в 2014 году средства бюджетного финансирования составили 7 814 000 руб. (32,88%), доходы от предпринимательской деятельности - 5 105 118 рублей (39,52%), следовательно, доля доходов учреждения от основного вида экономической деятельности "деятельность спортивных объектов" (субсидии и инвестиции, выделенные учреждению, включаются в общую долю доходов организации, но не учитываются при определении суммы доходов от основного вида экономической деятельности, поскольку они не являются доходом учреждения от реализации продукции и оказанных услуг) составляет менее 7% в общем объеме доходов.
Исходя из изложенного, а также учитывая, что если основным доходом плательщика страховых взносов - муниципального учреждения является доход, полученный в виде средств в рамках целевого бюджетного финансирования, которые не учитываются при налогообложении, деятельность указанного учреждения, осуществляемая вне рамок бюджетного финансирования, не может считаться основным видом деятельности муниципального учреждения, суд первой инстанции пришел правильному выводу о том, что учреждение не имело право на применение пониженного тарифа в размере 20% (в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФР) и 0% (в отношении страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС) при начислении страховых взносов на базу для начисления страховых взносов сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ) в 2013-2015 годах, а должно применять общие тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФР - 22%, на обязательное медицинское страхование в ФФОМС - 5,1%.
Доначисление страховых взносов, начисление пени, правомерность привлечения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, проверено судом первой инстанции, подтверждено материалами дела и вступившим в законную силу решением от 23.01.2017 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-24421/2016, и лицами, участвующими в настоящем деле не оспаривается.
В соответствии с пунктом 3 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Порядок направления органом контроля за уплатой страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафа соблюден (л.д. 43-47 т. 1); доказательств исполнения требования в добровольном порядке в материалы дела не представлено.
Кроме того, как правильно отметил суд первой инстанции, возможность применения пониженного тарифа страховых взносов некоммерческими организациями появилась с 01.01.2012, а именно с введением в действие Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ нормы пункта 11 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, из состава которых исключены государственные и муниципальные учреждения.
Следовательно, наличие у учреждения организационно-правовой формы "муниципальное автономное учреждение", является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в применении пониженных тарифов страховых взносов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе о необходимости снижения размера штрафа, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях N 4-П от 25.02.2014 и N 2-П от 19.01.2016, в том числе относительно статуса заинтересованного лица, социальной значимости его деятельности, совершения правонарушения впервые, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций в рамках дела N А27-24421/2016, получили надлежащую правовую оценку, результате которой отражены в судебных актах судов первой и апелляционной инстанций; судебные акты арбитражных судов проверены судом округа и оставлены без изменения.
В целом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 156, 110, 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13 сентября 2017 года по делу N А27-10032/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального автономного учреждения "Спортивный клуб "Темп" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.11.2017 N 07АП-9467/2017 ПО ДЕЛУ N А27-10032/2017
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2017 г. по делу N А27-10032/2017
резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2017 года
текст постановления изготовлен в полном объеме 21 ноября 2017 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Н. Хайкиной
судей: С.В. Кривошеиной, Т.В. Павлюк
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мавлюкеевой А.М. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Кравченок Е.С. - доверенность от 06.10.17
от заинтересованного лица: Кудряшова Н.П. - доверенность от 17.01.17
от третьего лица: без участия, извещен
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального автономного учреждения "Спортивный клуб "Темп" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13 сентября 2017 года по делу N А27-10032/2017
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Кемеровской области, г. Юрга (ОГРН 1044230008822, ИНН 4230002514)
к муниципальному автономному учреждению "Спортивный клуб "Темп", г. Юрга (ОГРН
1034230000023, ИНН 4230017493)
третье лицо: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Юрге и Юргинском районе Кемеровской области, г. Юрга (ОГРН
1064230009062, ИНН 4230022091)
о взыскании 1 082 971,69 рублей,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Кемеровской области (далее - заявитель, Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с муниципального автономного учреждения "Спортивный клуб "Темп" (далее - заинтересованное лицо, МАУ "СК "Темп", учреждение) недоимки на обязательное медицинское страхование в сумме 568 875,12 руб., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 204 550,60 руб., штрафа в сумме 7 208,13 руб.; пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 78 838,14 руб., штрафа в сумме 2 826,87 руб., всего в сумме 862 298,86 руб.
Определением суда от 17.07.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Юрге и Юргинском районе Кемеровской области (далее - третье лицо, пенсионный фонд).
Решением от 13.09.2017 Арбитражного суда Кемеровской области требования Инспекции удовлетворены: с МАУ "СК "Темп" взыскана недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 568 875,12 руб., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 204 550,60 руб., штраф в сумме 7 208,13 руб.; пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 78 838,14 руб., штраф в сумме 2 826,87 руб., всего в сумме 862 298,86 руб. в доход федерального бюджета 20 246 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым по делу решением, учреждение обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит признать несоразмерным и снизить размер штрафа на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование с соблюдением принципов справедливости и соразмерности.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении N 2-П от 19.01.2016, Постановлении N 4-П от 25.02.2014, статус заинтересованного лица, социальную значимость его деятельности, совершение правонарушения впервые.
Пенсионный фонд в представленном в порядке статьи 262 АПК РФ отзыве на апелляционную жалобу просит решение от 13.09.2017 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-10032/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу МАУ "СК "Темп" - без удовлетворения.
Третье лицо, извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание апелляционной инстанции представитель явился. На основании части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционный суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя третьего лица.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Юрге и Юргинском районе Кемеровской области была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, достоверности индивидуальных сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и стаже застрахованных лиц плательщиком страховых взносов МАУ "СК "Темп" за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
По результатам проверки составлен акт от 30.06.2016 N 052/026/20-2016 и принято решение от 06.10.2016 N 052/026/20-2016 о привлечении МАУ "СК "Темп" к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ, действующий в период проведения проверки) за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в сумме 200 707,84 руб.
Указанным решением учреждению также предложено уплатить недоимку по страховым взносам в общей сумме 1 003 539,18 рублей и пени в сумме 303 084,07 рублей.
Основанием для привлечения к ответственности, начисления страховых взносов, пени, в оспариваемых суммах послужил вывод пенсионного фонда о неправомерном применении учреждением пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Решением от 23.01.2017 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-24421/2016, оставленным без изменения постановлением от 05.04.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда, решение пенсионного фонда от 06.10.2016 N 052/026/20-2016 признано недействительным в части привлечения МАЦ "СК "Темп" к ответственности за неполную уплату страховых взносов в виде штрафа в размере, превышающем 10 035 рублей.
Пенсионный фонд направил в адрес МАУ "СК "Темп" требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 07.11.2016 N 052S01160233473 с предложением в срок до 18.11.2016 уплатить указанную недоимку, а также пени и штраф.
Неисполнение МАУ "СК "Темп" в добровольном порядке требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 07.11.2016 N 052S01160233473, послужило основанием для обращения Инспекции в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные налоговым органом требования, суд первой инстанции исходил из того, что у МАУ "СК "Темп" отсутствовало право на применение пониженного тарифа при исчислении страховых взносов, доначисление страховых взносов, пени и штрафа является законным и обоснованным, требование пенсионного фонда об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в добровольном порядке не исполнено.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) МАУ "СК "Темп" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Порядок привлечения плательщиков страховых взносов к ответственности и взыскания штрафов установлен Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Статьей 58 Закона N 212-ФЗ предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011-2027 годов.
Возможность применения льготного тарифа, предусмотренного статьей 58 Закона N 212-ФЗ, является правом страхователя, носит заявительный характер посредством его декларирования в подаваемых уполномоченному органу расчетах и может быть реализована только при соблюдении установленных в статье 58 Закона N 212-ФЗ условий, при этом обязанность документального подтверждения права на указанную льготу возложена на страхователя.
Согласно подпункту "у" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с ОКВЭД) которых являются, в частности, "деятельность спортивных объектов", в связи с чем в течение 2013-2018 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФР - 20%, на обязательное медицинское страхование в ФФОМС - 0%.
При этом, частью 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ определено, что соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 указанной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
Таким образом, применение плательщиком страховых взносов пониженного тарифа возможно при соблюдении совокупности следующих условий: нахождение на упрощенной системе налогообложения, наличие основного вида деятельности согласно ОКВЭД - "деятельность спортивных объектов", доля доходов от деятельности спортивных объектов не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
В соответствии с частью 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 НК РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса, в том числе доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
В силу положений подпункта 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ и во взаимосвязи с положениями подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ полученные заявителем денежные средства в виде субсидий не учитываются при определении объекта налогообложения, однако эти поступления, согласно пункту 2 статьи 249 и пункту 1 статьи 251 НК РФ, включаются в общий состав доходов.
Статья 251 НК РФ "Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы" содержит перечень доходов, которые не учитываются при исчислении базы по налогу на прибыль и, следовательно, по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Для автономных учреждений с учетом специфики их деятельности среди доходов, приведенных в статье 251 НК РФ, таковыми являются доходы, поименованные в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ - доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.
Из указанных норм права следует, что в случае, если основным доходом плательщика страховых взносов - муниципального учреждения является доход, полученный в виде средств в рамках целевого бюджетного финансирования, которые не учитываются при налогообложении, деятельность указанного учреждения, осуществляемая вне рамок бюджетного финансирования, не может считаться основным видом деятельности муниципального учреждения, в связи с чем у данного плательщика страховых взносов отсутствует право на применение пониженного тарифа страховых взносов.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что учреждение в проверяемый период применяло упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности МАУ "СК "Темп" является "деятельность спортивных объектов" - код по ОКВЭД 91.61, утвержденного постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст.
Судом также установлено, что общая сумма доходов учреждения в 2013 году составила 14 339 970 руб., доходы от предпринимательской деятельности - 7 025 206,74 руб.; в 2014 году средства бюджетного финансирования составили 7 814 000 руб. (32,88%), доходы от предпринимательской деятельности - 5 105 118 рублей (39,52%), следовательно, доля доходов учреждения от основного вида экономической деятельности "деятельность спортивных объектов" (субсидии и инвестиции, выделенные учреждению, включаются в общую долю доходов организации, но не учитываются при определении суммы доходов от основного вида экономической деятельности, поскольку они не являются доходом учреждения от реализации продукции и оказанных услуг) составляет менее 7% в общем объеме доходов.
Исходя из изложенного, а также учитывая, что если основным доходом плательщика страховых взносов - муниципального учреждения является доход, полученный в виде средств в рамках целевого бюджетного финансирования, которые не учитываются при налогообложении, деятельность указанного учреждения, осуществляемая вне рамок бюджетного финансирования, не может считаться основным видом деятельности муниципального учреждения, суд первой инстанции пришел правильному выводу о том, что учреждение не имело право на применение пониженного тарифа в размере 20% (в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФР) и 0% (в отношении страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС) при начислении страховых взносов на базу для начисления страховых взносов сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ) в 2013-2015 годах, а должно применять общие тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФР - 22%, на обязательное медицинское страхование в ФФОМС - 5,1%.
Доначисление страховых взносов, начисление пени, правомерность привлечения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, проверено судом первой инстанции, подтверждено материалами дела и вступившим в законную силу решением от 23.01.2017 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-24421/2016, и лицами, участвующими в настоящем деле не оспаривается.
В соответствии с пунктом 3 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Порядок направления органом контроля за уплатой страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафа соблюден (л.д. 43-47 т. 1); доказательств исполнения требования в добровольном порядке в материалы дела не представлено.
Кроме того, как правильно отметил суд первой инстанции, возможность применения пониженного тарифа страховых взносов некоммерческими организациями появилась с 01.01.2012, а именно с введением в действие Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ нормы пункта 11 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, из состава которых исключены государственные и муниципальные учреждения.
Следовательно, наличие у учреждения организационно-правовой формы "муниципальное автономное учреждение", является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в применении пониженных тарифов страховых взносов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе о необходимости снижения размера штрафа, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях N 4-П от 25.02.2014 и N 2-П от 19.01.2016, в том числе относительно статуса заинтересованного лица, социальной значимости его деятельности, совершения правонарушения впервые, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций в рамках дела N А27-24421/2016, получили надлежащую правовую оценку, результате которой отражены в судебных актах судов первой и апелляционной инстанций; судебные акты арбитражных судов проверены судом округа и оставлены без изменения.
В целом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 156, 110, 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13 сентября 2017 года по делу N А27-10032/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального автономного учреждения "Спортивный клуб "Темп" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий
С.Н.ХАЙКИНА
С.Н.ХАЙКИНА
Судьи
С.В.КРИВОШЕИНА
Т.В.ПАВЛЮК
С.В.КРИВОШЕИНА
Т.В.ПАВЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)