Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обстоятельства: Истец указал, что, несмотря на уведомления и требования об уплате налога на доходы физических лиц и пени, задолженность не погашена.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Николаева Л.А.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Оконешниковой М.М.,
судей Осиповой А.А., Игнатьевой А.Р.,
при секретаре Я.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 01 июня 2017 года, которым
по административному делу по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 Республики Саха (Якутия) к Б. о взыскании обязательных платежей и санкций, которым
постановлено:
Административный иск Межрайонной ИФНС N 5 по РС (Я) к Б. о взыскании обязательных платежей и санкций - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Игнатьевой А.Р., пояснения представителя административного истца П., административного ответчика Б., судебная коллегия
установила:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N 5 Республики Саха (Якутия) обратилась в суд с административным иском к Б. о взыскании авансовых платежей и санкций. Заявленные требования обосновывали тем, что административный ответчик состоит на учете в инспекции в качестве плательщика налога на доходы физических лиц. 30.04.2013 г. Б. предоставил в инспекцию декларацию по форме 3-НДФЛ за 2012 г. с суммой налога к уплате ******** руб. 29.04.2014 г. Б. предоставил в инспекцию декларацию по форме 3-НДФЛ за 2013 г. с суммой налога к уплате ******** руб. В связи с несвоевременной уплатой налога в период с 22.09.2013 г. по 03.08.2015 г. начислены пени в размере 10 351,05 руб. Несмотря на уведомления и требования об оплате налога на доходы физических лиц и пени задолженность не погашена. Указывая на данные обстоятельства, просили суд взыскать с ответчика недоимку по налогу на доходы физических лиц в размере 7 280 руб., пени в размере 10 351,07 руб.
Судом принято указанное выше решение.
Не согласившись с вынесенным решением, зам. начальника МРИ ФНС РФ N 5 РС (Я) Л. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В жалобе указывает на то, что в 2013 г. ответчик предоставил налоговую первичную налоговую декларацию с уменьшением суммы дохода, и не указал авансовые платежи, которые были в предыдущей налоговой декларации, что явилось основанием для возникновения налоговой недоимки.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о взыскании налога на доходы физических лиц и пени за 2014 г., суд исходил из того, что сумма начисленных авансовых платежей оплачена административным ответчиком.
С данным выводом суда первой инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 13 Налогового кодекса Российской Федерации одним из федеральных налогов является налог на доходы физических лиц.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. п. 5 - 6 ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 227 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят налогоплательщики, в том числе физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.
Судебной коллегией установлено и материалами дела подтверждается, что Б. является плательщиком налога на доходы физических лиц.
30 апреля 2013 г. Б. представил в МРИ ФНС России N 5 по РС (Я) налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2012 г. и самостоятельно исчислил к уплате налог на доходы физических лиц в размере ******** руб.
09.07.2013 г. Б. оплатил сумму налога в размере ******** руб.
29 апреля 2014 г. Б. представил в МРИ ФНС России N 5 по РС (Я) налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2013 г. и самостоятельно исчислил к уплате налог на доходы физических лиц в размере ******** руб.
11.06.2014 г. Б. оплатил сумму налога в размере ******** руб.
Согласно статье 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу статьи 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
К числу таких плательщиков относятся, в том числе адвокаты (подпунктом 2 пункта 1 статьи 227 НК РФ). Налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК РФ (пункт 1 статьи 227 НК РФ). Налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 этого Кодекса (пункта 5 статьи 227 НК РФ). Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений данной статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 6 статьи 227 НК РФ).
Пунктом 7 статьи 227 НК предусмотрено, что в случае появления в течение года у налогоплательщиков, указанных в пункте 1 настоящей статьи (в том числе адвокатов), доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.
Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в п. 1 настоящей статьи видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 настоящего Кодекса (пункт 8 статьи 227 НК РФ).
Согласно пункту 9 статьи 227 НК РФ авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений: 1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей; 2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей; 3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
В соответствии с пунктом 10 статьи 227 НК РФ в случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления деятельности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по не наступившим срокам уплаты.
Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации.
Судебная коллегия приходит к выводу, что налогоплательщик Б., располагая в течение налогового периода информацией об уменьшении более чем на 50% дохода относительно дохода, заявленного в первичной декларации 3-НДФЛ за 2012 г., не исполнил обязанность, предусмотренную пунктом 10 статьи 227 НК РФ, и не предоставил в Инспекцию новую декларацию о доходах, что явилось основанием для возникновения налоговой недоимки.
Поскольку судом первой инстанции допущено нарушение и неправильное применение норм процессуального права, которое привело к принятию необоснованного решения, судебная коллегия полагает решение суда отменить с принятием нового решения об удовлетворении административного иска и взыскании с Б. суммы задолженности по налогу на доходы физических лиц в размере 7 280 руб. и пени в сумме 10 351,07 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 01 июня 2017 года по данному делу отменить, вынести новое решение.
Административный иск Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 Республики Саха (Якутия) к Б. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать с Б. в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 Республики Саха (Якутия) недоимку по налогу на доходы физических лиц 7 280 руб., пени в размере 10 351,07 руб. Всего 17 631 (семнадцать тысяч шестьсот тридцать один) рубль 07 копейки.
Взыскать с Б. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 02.08.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-2896/2017
Требование: О взыскании недоимки по НДФЛ, пени.Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обстоятельства: Истец указал, что, несмотря на уведомления и требования об уплате налога на доходы физических лиц и пени, задолженность не погашена.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 августа 2017 г. по делу N 33а-2896/17
Судья Николаева Л.А.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Оконешниковой М.М.,
судей Осиповой А.А., Игнатьевой А.Р.,
при секретаре Я.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 01 июня 2017 года, которым
по административному делу по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 Республики Саха (Якутия) к Б. о взыскании обязательных платежей и санкций, которым
постановлено:
Административный иск Межрайонной ИФНС N 5 по РС (Я) к Б. о взыскании обязательных платежей и санкций - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Игнатьевой А.Р., пояснения представителя административного истца П., административного ответчика Б., судебная коллегия
установила:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N 5 Республики Саха (Якутия) обратилась в суд с административным иском к Б. о взыскании авансовых платежей и санкций. Заявленные требования обосновывали тем, что административный ответчик состоит на учете в инспекции в качестве плательщика налога на доходы физических лиц. 30.04.2013 г. Б. предоставил в инспекцию декларацию по форме 3-НДФЛ за 2012 г. с суммой налога к уплате ******** руб. 29.04.2014 г. Б. предоставил в инспекцию декларацию по форме 3-НДФЛ за 2013 г. с суммой налога к уплате ******** руб. В связи с несвоевременной уплатой налога в период с 22.09.2013 г. по 03.08.2015 г. начислены пени в размере 10 351,05 руб. Несмотря на уведомления и требования об оплате налога на доходы физических лиц и пени задолженность не погашена. Указывая на данные обстоятельства, просили суд взыскать с ответчика недоимку по налогу на доходы физических лиц в размере 7 280 руб., пени в размере 10 351,07 руб.
Судом принято указанное выше решение.
Не согласившись с вынесенным решением, зам. начальника МРИ ФНС РФ N 5 РС (Я) Л. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В жалобе указывает на то, что в 2013 г. ответчик предоставил налоговую первичную налоговую декларацию с уменьшением суммы дохода, и не указал авансовые платежи, которые были в предыдущей налоговой декларации, что явилось основанием для возникновения налоговой недоимки.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о взыскании налога на доходы физических лиц и пени за 2014 г., суд исходил из того, что сумма начисленных авансовых платежей оплачена административным ответчиком.
С данным выводом суда первой инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 13 Налогового кодекса Российской Федерации одним из федеральных налогов является налог на доходы физических лиц.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. п. 5 - 6 ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 227 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят налогоплательщики, в том числе физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.
Судебной коллегией установлено и материалами дела подтверждается, что Б. является плательщиком налога на доходы физических лиц.
30 апреля 2013 г. Б. представил в МРИ ФНС России N 5 по РС (Я) налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2012 г. и самостоятельно исчислил к уплате налог на доходы физических лиц в размере ******** руб.
09.07.2013 г. Б. оплатил сумму налога в размере ******** руб.
29 апреля 2014 г. Б. представил в МРИ ФНС России N 5 по РС (Я) налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2013 г. и самостоятельно исчислил к уплате налог на доходы физических лиц в размере ******** руб.
11.06.2014 г. Б. оплатил сумму налога в размере ******** руб.
Согласно статье 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу статьи 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
К числу таких плательщиков относятся, в том числе адвокаты (подпунктом 2 пункта 1 статьи 227 НК РФ). Налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК РФ (пункт 1 статьи 227 НК РФ). Налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 этого Кодекса (пункта 5 статьи 227 НК РФ). Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений данной статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 6 статьи 227 НК РФ).
Пунктом 7 статьи 227 НК предусмотрено, что в случае появления в течение года у налогоплательщиков, указанных в пункте 1 настоящей статьи (в том числе адвокатов), доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.
Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в п. 1 настоящей статьи видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 настоящего Кодекса (пункт 8 статьи 227 НК РФ).
Согласно пункту 9 статьи 227 НК РФ авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений: 1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей; 2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей; 3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
В соответствии с пунктом 10 статьи 227 НК РФ в случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления деятельности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по не наступившим срокам уплаты.
Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации.
Судебная коллегия приходит к выводу, что налогоплательщик Б., располагая в течение налогового периода информацией об уменьшении более чем на 50% дохода относительно дохода, заявленного в первичной декларации 3-НДФЛ за 2012 г., не исполнил обязанность, предусмотренную пунктом 10 статьи 227 НК РФ, и не предоставил в Инспекцию новую декларацию о доходах, что явилось основанием для возникновения налоговой недоимки.
Поскольку судом первой инстанции допущено нарушение и неправильное применение норм процессуального права, которое привело к принятию необоснованного решения, судебная коллегия полагает решение суда отменить с принятием нового решения об удовлетворении административного иска и взыскании с Б. суммы задолженности по налогу на доходы физических лиц в размере 7 280 руб. и пени в сумме 10 351,07 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 01 июня 2017 года по данному делу отменить, вынести новое решение.
Административный иск Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 Республики Саха (Якутия) к Б. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать с Б. в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 Республики Саха (Якутия) недоимку по налогу на доходы физических лиц 7 280 руб., пени в размере 10 351,07 руб. Всего 17 631 (семнадцать тысяч шестьсот тридцать один) рубль 07 копейки.
Взыскать с Б. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Председательствующий
М.М.ОКОНЕШНИКОВА
Судьи
А.А.ОСИПОВА
А.Р.ИГНАТЬЕВА
М.М.ОКОНЕШНИКОВА
Судьи
А.А.ОСИПОВА
А.Р.ИГНАТЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)