Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2017 года
Полный текст решения изготовлен 24 октября 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.В. Хачева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Л.А. Шилиной, рассмотрел в судебном заседании дело N А60-33326/2017 по заявлению индивидуального предпринимателя Чамовских Анны Владимировны (ИНН 666102986902, ОГРНИП 313667122600022)
к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (ИНН 6661009187, ОГРН 1026605235623)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области (ИНН 6661102940, ОГРН 1026605228154), Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга (ИНН 6661009067, ОГРН 1046604027414)
о признании ненормативного акта недействительным,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Пулькин Я.В., представитель по доверенности от 14.12.2016;
- от заинтересованного лица - Декабрьская Т.В., представитель по доверенности N Д/58 от 07.08.2017;
- от третьих лиц:
- от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области - Лошкарева Н.А., представитель по доверенности N 01-11631 от 31.07.2017;
- от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга - представитель не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
Индивидуальный предприниматель Чамовских Анна Владимировна обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области о признании недействительным решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов N 1069 от 21.06.2017 года, об обязании осуществить перерасчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с суммы дохода, превышающего 300 000 руб. в соответствие с представленным расчетом заявителя, об обязании вернуть заявителю излишне уплаченные суммы страховых взносов в сумме 197 542 руб. 61 коп.
До принятия судом решения по существу спора заявителем заявлено ходатайство об уточнении требований, просит признать недействительным решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области N 1069 от 21.06.2017 г. об отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Чамовских Анны Владимировны путем принятия решения о возврате индивидуальному предпринимателю Чамовских Анне Владимировне излишне уплаченных страховых взносов в сумме 197 542 руб. 61 коп.
Уточнение заявленных требований принято судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заинтересованное лицо представило отзыв, в котором просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд
установил:
Индивидуальный предприниматель Чамовских Анна Владимировна 06.06.2017 года обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 197 542 руб. 61 коп.
Уведомлением от 22.06.2017 Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области сообщило о принятом решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов от 21.06.2017 N 1069 по страховым взносам по расчетным периодам в сумме 197 542 руб. 61 коп.
Решением Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области от 21.06.2017 N 1069 индивидуальному предпринимателю отказано в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в размере 197 512 руб. 61 коп. со ссылкой на то, что факт излишней уплаты не установлен в связи с имеющейся задолженностью.
Полагая, что решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов от 21.06.2017 N 1069 вынесено неправомерно, индивидуальный предприниматель Чамовских Анна Владимировна обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
При разрешении настоящего вопроса суд исходит из следующего.
Согласно статье 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов (часть 1 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ).
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (часть 3 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 21 Закона N 250-ФЗ на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
Оспариваемым решением заявителю отказано в проведении возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов на основании части 3 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ.
Статьей 18 действовавшего до 01.01.2017 Закона N 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты суммы страховых взносов. (ст. 25 Закона N 212-ФЗ).
В силу части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, был установлен статьей 14 Закона N 212-ФЗ, в соответствии с частью 1 которой, такие плательщики уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Частью 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ установлено, что размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено этой статьей: 1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз; 2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз. В целях применения положений части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации (ч. 8).
Пунктом 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что сумма налога при определении налоговой базы определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которой налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.
В соответствии с ч. 9 ст. 14 Закона N 212-ФЗ, налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 этой статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 ноября 2016 г. N 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения п. 1 ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования" и ст. 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
Согласно положениям ст. 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных п. 3 данной статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Статья 346.15 НК РФ устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.
Положения статьи 346.16 НК РФ содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, на предусмотренные ст. 346.16 НК РФ расходы.
Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30 ноября 2016 г. N 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.
Следовательно, при определении размера дохода для расчета размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, с объектом налогообложения в виде дохода, уменьшенного на величину расходов, необходимо учитывать величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением дохода. Указанная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации N 304-КГ16-16937 и отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017) (п. 27).
Таким образом, в целях определения фондом размера подлежащих уплате заявителем страховых взносов за 2014, 2015 и 2016 годы, подлежала учету информация о доходах предпринимателя за этот период, уменьшенных на величину расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, отраженных в налоговых декларациях за 2014, 2015 и 2016 гг.
Согласно налоговой декларации заявителя по упрощенной системе налогообложения за 2014 г. сумма полученного дохода (выручка - расходы) составила 8 374 774,00 руб. (строка 243 Раздела 2.2. Декларации).
В связи с этим, сумма к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с суммы дохода, превышающего 300 000,00 руб. за 2014 г. составляет (8 374 774,00 - 300 000,00) * 1% = 80 747,74 руб. Заявитель 31.03.2015 г. уплатил 121 299,36 руб.
Следовательно, переплата за 2014 г. составила 40 551,62 руб.
Согласно налоговой декларации Заявителя по упрощенной системе налогообложения за 2015 г. сумма полученного дохода (выручка - расходы) составила 4 066 408,00 руб. (строка 243 Раздела 2.2. Декларации).
В связи с этим, сумма к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с суммы дохода, превышающего 300 000,00 руб. за 2015 г. составляет (4 066 408,00 - 300 000,00) * 1% = 37 664,08 руб. Заявитель 10.03.2016 г. уплатила 130 275,60 руб.
Следовательно, переплата за 2015 г. составила 92 611,52 руб.
Согласно налоговой декларации Заявителя по упрощенной системе налогообложения за 2016 г. сумма полученного дохода (выручка - расходы) составила 7 411 589,00 руб. (строка 243 Раздела 2.2. Декларации).
В связи с этим, сумма к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с суммы дохода, превышающего 300 000,00 руб. за 2016 г. составляет (7 411 589,00 - 300 000,00) * 1% = 71 115,89 руб. Заявитель 16.02.2017 г. уплатила 135 495,36 руб.
Следовательно, переплата за 2016 г. составила 64 379,47 руб.
Таким образом, переплата за 3 года составила 40 551,62 + 92 611,52 + 64 379,47 = 197 542,61 руб.
С учетом изложенного, определение подлежащей уплате суммы страховых взносов без уменьшения величины доходов на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, привело к исчислению страховых взносов в завышенном размере и излишней их уплате.
Поскольку факт излишней уплаты предпринимателем страховых взносов за 2014 - 2016 годы, подтверждается материалами дела, у Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области отсутствовали законные основания для отказа в осуществлении возврата заявителю имеющейся переплаты.
При таких обстоятельствах требование заявителя о признании недействительным решения Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области N 1069 от 21.06.2017 г. подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области N 1069 от 21.06.2017 г. об отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Чамовских Анны Владимировны путем принятия решения о возврате индивидуальному предпринимателю Чамовских Анне Владимировне излишне уплаченных страховых взносов в сумме 197 542 руб. 61 коп.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (ИНН 6661009187, ОГРН 1026605235623) в пользу индивидуального предпринимателя Чамовских Анны Владимировны (ИНН 666102986902, ОГРНИП 313667122600022) 300 руб. - в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
6. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение". В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 24.10.2017 ПО ДЕЛУ N А60-33326/2017
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 октября 2017 г. по делу N А60-33326/2017
Резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2017 года
Полный текст решения изготовлен 24 октября 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.В. Хачева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Л.А. Шилиной, рассмотрел в судебном заседании дело N А60-33326/2017 по заявлению индивидуального предпринимателя Чамовских Анны Владимировны (ИНН 666102986902, ОГРНИП 313667122600022)
к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (ИНН 6661009187, ОГРН 1026605235623)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области (ИНН 6661102940, ОГРН 1026605228154), Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга (ИНН 6661009067, ОГРН 1046604027414)
о признании ненормативного акта недействительным,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Пулькин Я.В., представитель по доверенности от 14.12.2016;
- от заинтересованного лица - Декабрьская Т.В., представитель по доверенности N Д/58 от 07.08.2017;
- от третьих лиц:
- от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области - Лошкарева Н.А., представитель по доверенности N 01-11631 от 31.07.2017;
- от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга - представитель не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
Индивидуальный предприниматель Чамовских Анна Владимировна обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области о признании недействительным решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов N 1069 от 21.06.2017 года, об обязании осуществить перерасчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с суммы дохода, превышающего 300 000 руб. в соответствие с представленным расчетом заявителя, об обязании вернуть заявителю излишне уплаченные суммы страховых взносов в сумме 197 542 руб. 61 коп.
До принятия судом решения по существу спора заявителем заявлено ходатайство об уточнении требований, просит признать недействительным решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области N 1069 от 21.06.2017 г. об отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Чамовских Анны Владимировны путем принятия решения о возврате индивидуальному предпринимателю Чамовских Анне Владимировне излишне уплаченных страховых взносов в сумме 197 542 руб. 61 коп.
Уточнение заявленных требований принято судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заинтересованное лицо представило отзыв, в котором просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд
установил:
Индивидуальный предприниматель Чамовских Анна Владимировна 06.06.2017 года обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 197 542 руб. 61 коп.
Уведомлением от 22.06.2017 Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области сообщило о принятом решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов от 21.06.2017 N 1069 по страховым взносам по расчетным периодам в сумме 197 542 руб. 61 коп.
Решением Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области от 21.06.2017 N 1069 индивидуальному предпринимателю отказано в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в размере 197 512 руб. 61 коп. со ссылкой на то, что факт излишней уплаты не установлен в связи с имеющейся задолженностью.
Полагая, что решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов от 21.06.2017 N 1069 вынесено неправомерно, индивидуальный предприниматель Чамовских Анна Владимировна обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
При разрешении настоящего вопроса суд исходит из следующего.
Согласно статье 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов (часть 1 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ).
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (часть 3 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 21 Закона N 250-ФЗ на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
Оспариваемым решением заявителю отказано в проведении возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов на основании части 3 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ.
Статьей 18 действовавшего до 01.01.2017 Закона N 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты суммы страховых взносов. (ст. 25 Закона N 212-ФЗ).
В силу части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, был установлен статьей 14 Закона N 212-ФЗ, в соответствии с частью 1 которой, такие плательщики уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Частью 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ установлено, что размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено этой статьей: 1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз; 2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз. В целях применения положений части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации (ч. 8).
Пунктом 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что сумма налога при определении налоговой базы определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которой налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.
В соответствии с ч. 9 ст. 14 Закона N 212-ФЗ, налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 этой статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 ноября 2016 г. N 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения п. 1 ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования" и ст. 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
Согласно положениям ст. 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных п. 3 данной статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Статья 346.15 НК РФ устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.
Положения статьи 346.16 НК РФ содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, на предусмотренные ст. 346.16 НК РФ расходы.
Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30 ноября 2016 г. N 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.
Следовательно, при определении размера дохода для расчета размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, с объектом налогообложения в виде дохода, уменьшенного на величину расходов, необходимо учитывать величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением дохода. Указанная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации N 304-КГ16-16937 и отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017) (п. 27).
Таким образом, в целях определения фондом размера подлежащих уплате заявителем страховых взносов за 2014, 2015 и 2016 годы, подлежала учету информация о доходах предпринимателя за этот период, уменьшенных на величину расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, отраженных в налоговых декларациях за 2014, 2015 и 2016 гг.
Согласно налоговой декларации заявителя по упрощенной системе налогообложения за 2014 г. сумма полученного дохода (выручка - расходы) составила 8 374 774,00 руб. (строка 243 Раздела 2.2. Декларации).
В связи с этим, сумма к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с суммы дохода, превышающего 300 000,00 руб. за 2014 г. составляет (8 374 774,00 - 300 000,00) * 1% = 80 747,74 руб. Заявитель 31.03.2015 г. уплатил 121 299,36 руб.
Следовательно, переплата за 2014 г. составила 40 551,62 руб.
Согласно налоговой декларации Заявителя по упрощенной системе налогообложения за 2015 г. сумма полученного дохода (выручка - расходы) составила 4 066 408,00 руб. (строка 243 Раздела 2.2. Декларации).
В связи с этим, сумма к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с суммы дохода, превышающего 300 000,00 руб. за 2015 г. составляет (4 066 408,00 - 300 000,00) * 1% = 37 664,08 руб. Заявитель 10.03.2016 г. уплатила 130 275,60 руб.
Следовательно, переплата за 2015 г. составила 92 611,52 руб.
Согласно налоговой декларации Заявителя по упрощенной системе налогообложения за 2016 г. сумма полученного дохода (выручка - расходы) составила 7 411 589,00 руб. (строка 243 Раздела 2.2. Декларации).
В связи с этим, сумма к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с суммы дохода, превышающего 300 000,00 руб. за 2016 г. составляет (7 411 589,00 - 300 000,00) * 1% = 71 115,89 руб. Заявитель 16.02.2017 г. уплатила 135 495,36 руб.
Следовательно, переплата за 2016 г. составила 64 379,47 руб.
Таким образом, переплата за 3 года составила 40 551,62 + 92 611,52 + 64 379,47 = 197 542,61 руб.
С учетом изложенного, определение подлежащей уплате суммы страховых взносов без уменьшения величины доходов на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, привело к исчислению страховых взносов в завышенном размере и излишней их уплате.
Поскольку факт излишней уплаты предпринимателем страховых взносов за 2014 - 2016 годы, подтверждается материалами дела, у Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области отсутствовали законные основания для отказа в осуществлении возврата заявителю имеющейся переплаты.
При таких обстоятельствах требование заявителя о признании недействительным решения Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области N 1069 от 21.06.2017 г. подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области N 1069 от 21.06.2017 г. об отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Чамовских Анны Владимировны путем принятия решения о возврате индивидуальному предпринимателю Чамовских Анне Владимировне излишне уплаченных страховых взносов в сумме 197 542 руб. 61 коп.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (ИНН 6661009187, ОГРН 1026605235623) в пользу индивидуального предпринимателя Чамовских Анны Владимировны (ИНН 666102986902, ОГРНИП 313667122600022) 300 руб. - в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
6. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение". В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
Судья
И.В.ХАЧЕВ
И.В.ХАЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)