Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.09.2009 N 18АП-5555/2009 ПО ДЕЛУ N А47-9946/2008

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2009 г. N 18АП-5555/2009

Дело N А47-9946/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 сентября 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Малышева М.Б., судей Ивановой Н.А., Чередниковой М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Багдасарян Г.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19 мая 2009 года по делу N А47-9946/2008 (судья Жарова Л.А.), при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Бугурусланнефть" - Суругина Д.Н. (доверенность от 23.12.2008), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Оренбургской области - Старковой М.С. (доверенность от 21.08.2009 N 04-27/29), Белоусовой Г.М. (доверенность от 21.08.2009 N 04-27/28),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Бугурусланнефть" (далее - заявитель, налогоплательщик, ООО "Бугурусланнефть") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения от 10.10.2008 N 10-38/7074, вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Межрайонная инспекция).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 19 мая 2009 года требования, заявленные налогоплательщиком, удовлетворены.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, указывая на несоответствие выводов арбитражного суда первой инстанции фактическим обстоятельствам и на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. В частности, Межрайонная инспекция, ссылаясь на положения п. 2.3 Инструкции по нормированию технологических потерь нефти на нефтегазодобывающих предприятиях нефтяных компаний РФРД 153-39-018-97, утвержденной Минтопэнерго России 16.06.1997, а также на нормы п. 1 ст. 337, п. 7 ст. 339 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), полагает, что ООО "Бугурусланнефть" не включило в количество добытого полезного ископаемого, подлежащего налогообложению налогом на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ), "...расход нефти, использованной на собственные производственно-технологические нужды. В то же время согласно представленных документов: сводных актов о расходе нефти на собственные производственно-технологические нужды за июль 2008 года, сведений и накладных об отгрузке нефти с нефтеналива Заглядинской УПН (установки по подготовке нефти) установлена отгрузка нефти в количестве 183,631 тн.". Налоговый орган при этом также указывает на то, что, при проведении мероприятий налогового контроля согласился с доводами налогоплательщика о том, что 50 тонн нефти включены предприятием в налогооблагаемую базу, однако, по мнению Межрайонной инспекции, оставшиеся 133,631 тонн нефти не могут быть признаны нефтью возвратной, поскольку обществом с ограниченной ответственностью "Бугурусланнефть" не представлено доказательств повторной закачки нефти в недра. Заинтересованное лицо полагает, что нефть в количестве 183,631 т., соответствующая ГОСТ Р 51858-2002 "НЕФТЬ. Общие технологические условия" распределена налогоплательщиком следующим образом: ООО "УКРС" - 155,357 т.; ЦДНГ - 21,898 т.; Коряжский В.В. - 6,376 т. Налоговый орган указывает на то, что, в нарушение ст. 342 НК РФ, арбитражный суд первой инстанции при принятии обжалуемого в апелляционном порядке, решения, руководствовался технологическими документами общества с ограниченной ответственностью "Бугурусланнефть" в обоснование нормативов технологических потерь нефти, - не учитывая при этом, что в соответствии со ст. 342 Кодекса, нормативные потери полезных ископаемых исчисляются в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Оренбургской области в апелляционной жалобе ссылается на то, что, арбитражный суд первой инстанции необоснованно принял во внимание доводы ООО "Бугурусланнефть" о том, что нефть в количестве 133,63 т., не соответствует ГОСТ Р 51858-2002, поскольку: "Заявитель использует терминологию возвратной и невозвратной нефти со ссылкой на п. 6.3 Учетной политики ООО "Бугурусланнефть". При этом следует еще раз отметить следующее: Налоговым кодексом РФ, Инструкцией по нормированию технологических потерь нефти на нефтегазодобывающих предприятиях нефтяных компаний РФ РД 153-39-018-97, утвержденной Минтопэнерго России от 16.06.1997 г., Инструкцией по учету нефти для нефтегазодобывающих предприятий ОАО "ТНК-ВР", согласованная с Управлением по надзору в нефтяной и газовой промышленности Госгортехнадзора России письмом от 11.03.2004 N 10-03/268 (документ приводится заявителем в приложении к письменным пояснениям от 15.04.09) не используется... термин - возвратная и невозвратная нефть. Формула по исчислению валовой добычи нефти приведена как в пояснениях Общества так и в дополнениях к отзыву, данных Инспекцией. В этой формуле рассматривается количество нефти, сданное в систему магистральных трубопроводов ОАО АК "Транснефть", нефть, отпущенная сторонним организациям, нефть использованная на собственные нужды, на производство продукции, безвозвратные потери, наличие нефти на начало (конец) периода во всех объектах хранения. То есть термин возвратная и невозвратная нефть при исчислении не используется. Далее ООО "Бугурусланнефть" анализирует формулу валовой добычи нефти. При этом заявитель выражает не согласие с мнением Инспекции в части того, что нефть в количестве 133,412 тонн является нефтью, израсходованной на производственно-технические нужды. Однако, в сводном акте о расходе нефти на собственные производственно-технологические нужды по ООО "Бугурусланнефть" за июнь 2008 года разъясняется подробно использование нефти на данные нужды - 183,631 тонн, в том числе безвозвратные потери - 50,219 тонн. Ссылка Общества на то, что нефть (133,412 тонн) осталась в скважине после проведения операций не доказывает факт ее вторичного налогообложения. При этом ООО "Бугурусланнефть" анализирует оформленные Акты об использовании нефти на проведение технологической операции и доказывает, что все объемы отгруженной подрядчикам нефти использованы полностью на проведение скважинных операций. Инспекция с данным выводом согласна, так как об этом говорилось в ранее представленных в Арбитражный суд пояснениях. Однако, исходя из всех представленных налогоплательщиком документов, из подробного изучения технологических операций, можно сделать вывод: после проведения промывки скважины, с буровым раствором теряется подготовленная нефть и возникают именно безвозмездные потери, как и в аналогичной ситуации, приводимой Обществом при рассмотрении вопроса налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых объемов подготовленной нефти, израсходованной на собственные нужды в количестве 50 тонн. Возвратимся к сводному акту о расходе нефти на собственные производственно-технологические нужды за июнь 2008 года. Строка 3 Акта: получено нефти 10.06.2008-14,978 тн, израсходовано 14,978 тонн на С-Заглядинское месторождение, вид операции: СКО, промывка, безвозмездные потери - 14,978 тонн, обложено НДПИ. Строка 5: получено нефти 11.06.2008-16,978 тонн, израсходовано на С-Заглядинское месторождение - 16,978 тонн, вид операции - промывка, обложение НДПИ не произведено. Далее, рассмотрим Сведения об отпуске нефти с нефтеналива Заглядинской УПН цеха ППН ООО "Бугурусланнефть" за июнь 2008 года. Дата отпуска нефти 10.06.2008 г., накладная N 173, 174 на С-Заглядинское месторождение, вид операции - промывка, количество - 14,978 тонн; дата отпуска 11.06.2008 г. - накладная N 178, 179, количество 16,678 тонн, операция - промывка. Фактический баланс нефти по ООО "Бугурусланнефть" за июнь 2008 года: строка 6 Отпуск нефти на собственные нужды - 50 тонн. Идет неполное отражение объемов нефти, отпущенной на собственные нужды (по сводному акту отпущено 183,631 тонны. Разрыв в показателях составляет 133,631 тонны. ООО "Бугурусланнефть" указывает, что нефть в количестве 133,412 тонн по окончании технологических операций возвращается в систему сбора и подготовки нефти, кроме неизбежных потерь (расхода) нефти. Использованные 50 тонн нефти на проведение работ, по мнению Общества, являются потерями подготовленной нефти в рамках предусмотренных руководящих документов РД 153-39.0-105-01 "Методика расчета норм расхода подготовленной нефти на обработку призабойной зоны скважин". На остальные спорные 133,412 тонн, по доводам Общества, в отличие от актов использования безвозвратной нефти не содержится ссылок на Методику определения норм использования нефти на собственные технологические нужды. Инспекция, не согласна с данными доводами по следующим основаниям. В приложении к пояснениям Общество прилагало Сборник руководящих документов "Методика определения норм использования нефти на собственные технологические нужды нефтедобывающих организаций", при этом в книге 1 имеется документ РД 153-39.0-095-01 "Методика расчета норм расхода подготовленной нефти на проведение перфорации скважин". Данный документ рекомендовано использовать специалистам нефтедобывающих предприятий. Операция по перфорации скважин относится к оспариваемой. В приводимом документе однозначно говорится об использовании в процессе подготовленной нефти, что еще раз доказывает, что в технологии использована нефть, подлежащая обложению НДПИ, отвечающая ГОСТу. В ходе судебных разбирательств ООО "Бугурусланнефть" сделало выводы о том, что нефть в количестве 133,412 тн не соответствует общепринятому ГОСТу, и не может быть обложена налогом на добычу полезных ископаемых, так как она прошла не все стадии технологических операций. Следовательно, если Общество не признает оспариваемую нефть, как подлежащую налогообложению НДПИ согласно статьи 337 Налогового кодекса РФ, то автоматически данное добытое полезное ископаемое должно подлежать обложению НДПИ согласно пункту 8 статьи 339 Кодекса. Данная статья гласит: при реализации и (или) использовании минерального сырья до завершения комплекса технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых, количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого определяется, как количество полезного ископаемого, содержащегося в указанном минеральном сырье, реализованным и (или) использованным на собственные нужды в данном налоговом периоде. Факт реализации нефти сторонней организации (подрядчику) налогоплательщиком не опровергается. Документально реализацию подтверждает Общество Сводным актом о расходе нефти на собственные технологические нужды за июнь 2008 года, накладными на отпуск нефти на производственно-технологические нужды с Заглядинской УПН. В связи с этим налог на добычу полезных ископаемых налогоплательщику необходимо было исчислить за добытую нефть в количестве 133,412 тн. Донный довод не отражен в решении суда. Обществом также в суд представлена Технологическая схема Заглядинской УПН. На этой схеме ООО "Бугурусланнефть" выделило две основных ветки транспортировки нефти: 1-ая - транспортировка нефти на НПС "Похвистнево" (нефть, которая указывается Обществом в декларациях по НДПИ), 2-ая ветка - это нефть, попадающая в пункт налива нефти (нефть, не прошедшая стадию обработки С-2). Однако, в ходе судебного разбирательства на вопрос инспекции: через какую ветку прошла подготовленная нефть в количестве 50 тн, обложенная НДПИ? Представитель Общества подтвердил, что нефть прошла через 2-ю ветку. При этом по этой же ветке сливалась нефть в количестве 133,412 тн. Следовательно, наблюдается скрытый уход от налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых части нефти, а именно 133,412 тн. В связи с этим вышеуказанные факты еще раз доказывают правомерность позиции Инспекции при доначислении в ходе камеральной налоговой проверки ООО "Бугурусланнефть" НДПИ за июнь 2008 года". Налоговым органом также представлено дополнение к апелляционной жалобе, в котором Межрайонная инспекция ссылается на то, что, поскольку в отношении общества с ограниченной ответственностью "Бугурусланнефть" проводилась камеральная налоговая проверка, то, соответственно, надлежащей возможности для применения положений ст. 96 Налогового кодекса Российской Федерации у заинтересованного лица не имелось, и кроме того, в данном случае, необходимыми познаниями обладает должностное лицо налогового органа, проводившее камеральную налоговую проверку, так как, "Специалист отдела камеральных проверок N 1 инспекции перед оформлением акта проверки проходил практическую подготовку по изучению технологических операций, связанных с добычей нефти на нефтяных скважинах в г. Бузулуке. Работа велась в рамках выездной налоговой проверки по ряду вопросов, в том числе по правильности исчисления НДПИ. В процессе этой работы проводились беседы и встречи с ведущими специалистами предприятия ОАО "Оренбургнефть". Также специалист инспекции периодически повышает свою квалификацию, в частности в 2006-м году проходил краткосрочные курсы повышения квалификации по вопросам правильности исчисления НДПИ в городе Уфе...".
Налогоплательщик представил отзыв на апелляционную жалобу, которым ООО "Бугурусланнефть" просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения. В отзыве на апелляционную жалобу заявитель в частности, ссылается на соблюдение им, норм п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 337, п. п. 1, 2, 7 ст. 339 Налогового кодекса Российской Федерации, на несоответствие нефти в количестве 133,631 т., направленной с Заглядинской установки подготовки нефти, ГОСТ Р 51858-2002, а также, на п. 6.3 учетной политики ООО "Бугурусланнефть", соответствующей Инструкции по учету нефти в нефтегазодобывающих объединениях РД 39-30-627-81.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из имеющихся в деле документов следует, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Оренбургской области проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом с ограниченной ответственностью "Бугурусланнефть" налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за июнь 2008 года (т. 4, л.д. 68-77).
Налоговым органом составлен акт камеральной налоговой проверки от 08.09.2008 N 1896 (т. 1, л.д. 27-30), на который налогоплательщиком были представлены возражения (т. 1, л.д. 31-36), частично учтенные заинтересованным лицом при вынесении решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Оренбургской области 10.10.2008 вынесено решение N 10-38/7074 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" (т. 1, л.д. 37-43), которым ООО "Бугурусланнефть" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, штрафу 120.059 руб. 00 коп. за неуплату налога на добычу полезных ископаемых в результате неправильного исчисления налога. Также ООО "Бугурусланнефть" предложено уплатить доначисленный НДПИ в сумме 600.295 руб. 00 коп. и начисленные на основании ст. 75 НК РФ пени, составившие 16.508 руб. 00 коп.
По мнению налогового органа, в ходе проведенных мероприятий налогового контроля установлен факт несоблюдения заявителем норм п. 1 ст. 337 и п. 7 ст. 339 Налогового кодекса Российской Федерации.
Описание вмененного ООО "Бугурусланнефть" налогового правонарушения при этом сведено Межрайонной инспекцией, к следующему: "В соответствии с пунктом 7 статьи 339 НК РФ при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого (нефти), учитывается полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь). В нарушении указанной статьи плательщиком ООО "Бугурусланнефть" не включен в количество добытого полезного ископаемого расход нефти, использованной на собственные производственно-технологические нужды, в то время как, согласно, представленных первичных документов, - сводных актов о расходе нефти на собственные производственно-технологические нужды за июнь 2008 г., сведений и накладных об отгрузке нефти с нефтеналива Заглядинской УПН, установлена отгрузка нефти на собственные производственно-технологические нужды с Заглядинской УПН (установка подготовки нефти) в количестве 183,631тн.: Подготовка нефти на Заглядинской УПН включает в себя следующие основные стадии: учет поступающей нефтяной эмульсии; обработка поступающего сырья реагентом-деэмульгатором; предварительное обезвоживание нефти (раздельно по потокам); глубокое обезвоживание нефти (совместно) Электрообессоливание нефти (совместно) сепарацию товарной нефти (стабилизация); товарный парк. Исходя из основных стадий подготовки нефти, предусмотренной технологическим регламентом Заглядинской УПН (Тр 39-7524-04) следует: конечным результатом работы УПН является подготовка нефти к нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, в соответствии с требованиями ГОСТа Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия". Таким образом, на собственные производственно-технологические нужды, отгружалась нефть с Заглядинской УПН, соответствующая ГОСТу Р 51858-2002, которая является объектом налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых, согласно пункта 1 статьи 337 НК РФ и пункта 7 статьи 339 НК РФ. В результате вышеизложенного, ООО "Бугурусланнефть" необоснованно занижено количество добытого полезного ископаемого (нефти), израсходованного на собственные производственно-технологические нужды, в связи с чем, не исчислен и не уплачен налог на добычу полезных ископаемых за июнь 2008 г. в сумме 824904 руб. Данное нарушение подтверждается следующими документами: Фактический баланс нефти за июнь 2008 г., Сводный акт о расходе нефти на собственно-технологические нужды за июнь 2008 г. Сведения об отпуске нефти с нефтеналива Заглядинской КПН, Накладные на отпуск нефти на производственно-технологические нужды и топливо с нефтеналива Заглядинской УПН" (т. 1, л.д. 38, 39).
Частично принимая доводы налогоплательщика, изложенные в возражениях на акт камеральной налоговой проверки (в отношении безвозвратных потерь 50 тонн нефти, т. 1, л.д. 40), налоговый орган в то же время отклонил возражения ООО "Бугурусланнефть" в отношении нефти в количестве 133,631 тонн, указав в при этом в мотивировочной части решения от 10.10.2008 N 10-38/7074, следующее: "Налоговый орган при составлении Акта по исчислению НДПИ за июнь 2008 г. по нефти, использованной налогоплательщиком на собственные нужды, руководствовалось главой 26 Налогового Кодекса "Налог на добычу полезных ископаемых". В возражениях ООО "Бугурусланнефть" делает ссылку на то, что нефть в количестве 133,631тн. вновь возвращается в недра и налогоплательщик согласно Закона РФ от 21.02.92 г. "О недрах" статьи 1.2. утрачивает право собственности на добытое количество нефти. В данной статье Закона РФ говорится о недрах в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, которые являются государственной собственностью. Однако, согласно вышеуказанного Закона РФ статьи 11 абзац 3, статьи 7 абзац 4 и статьи 12 пункта 7 говорится о том, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца (ООО "Бугурусланнефть") на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока. Пользователь недр (ООО "Бугурусланнефть"), получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять его в границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией, в которой оговаривается согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье. ООО "Бугурусланнефть" ссылается на то, что в статье 339 НК РФ не предусмотрено возможности изменения государственными органами закрепленного в учетной политике и применяемого налогоплательщиком метода определения количества добытого полезного ископаемого. Действительно, метод определения количества добытого полезного ископаемого определен пунктом 2 статьи 339 НК РФ, в то время как количество добытого полезного ископаемого определяется согласно пункта 1 статьи 337 НК РФ налогоплательщиком самостоятельно. Однако, ООО "Бугурусланнефть" самостоятельно предусмотрело включить в объем добытой нефти только "Нефть, сданную в систему УМН, отпущенную сторонним организациям, использованную на топливо, невозвратную нефть, использованную на производственно-технологические нужды, технологические потери в пределах, утвержденных норм, а также разницу в остатках нефти, находящейся в резервуарах, технологических аппаратах установок подготовки нефти и очистки сточных вод, в трубопроводах и нефтесборных сетях на начало и конец отчетного периода". Количество "возвратной" нефти в размере 133,631тн. налогоплательщик не посчитало нужным включить в объем добытого полезного ископаемого для исчисления НДПИ. Согласно главы 26 НК РФ "Налог на добычу полезных ископаемых" пункта 1 статьи 336 НК РФ объектом налогообложения признается полезное ископаемое, добытое из недр на территории Российской Федерации т.е. на участке недр, предоставленном ООО "Бугурусланнефть" в пользование в соответствии с законодательством российской Федерации, согласно пункта 1 статьи 337 НК РФ - полезным ископаемым признается продукция первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия) и согласно пункта 2 статьи 337 НК РФ одним из видов, которое добывает ООО "Бугурусланнефть" является полезное ископаемое нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная. Согласно представленных ООО "Бугурусланнефть" документов на камеральную проверку установлено, что добытое полезное ископаемое по своему качеству соответствует стандарту качества нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. В соответствии с технологическим регламентом Заглядинской УПН (Установка подготовки нефти) (ТР 39-7525-04), нефть соответствует ГОСТу Р 51858-2002 "Нефть.Общие технические условия", которая является объектом налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых, с учетом положений пункта 1 статьи 337 НК РФ и пункта 7 статьи 339 НК РФ. Основной вид деятельности ООО "Бугурусланнефть" - разведка и добыча углеводородного сырья. Согласно Инструкции "По нормированию технологических потерь нефти на нефтегазодобывающих предприятиях нефтяных компания Российской Федерации" РД 153-39-018-97, утвержденной 16.06.97 г. Минтопэнерго дается определение, что такое Добыча нефти. Добыча нефти - комплекс технологических и производственных процессов, связанных с извлечением нефти из недр на земную поверхность, сбором и подготовкой ее на промыслах по качеству, соответствующему требованиям действующих стандартов или нормативных документов. Представленные на Разногласие документы "Методики расчета норм использования подготовленной нефти на собственные технологические нужды нефтегазодобывающих организаций РД 153-39.0-094-01, РД 153-39.0-094-01, подтверждают то, что предприятие согласно данных Методик имеет право использовать определенное количество добытого полезного ископаемого на собственные производственно-технологические нужды. При добычи нефти, проводя определенные технологические операции, с использованием "возвратной нефти" в размере 133,631тн. ООО "Бугурусланнефть" увеличивает объем добычи полезного ископаемого (нефти) с получением дохода. Исходя из вышеизложенного и руководствуясь главой 26 Налогового Кодекса, следует, что налогоплательщиком ООО "Бугурусланнефть" в нарушении пункта 1 статьи 339 НК РФ необоснованно не включено в количество добытого полезного ископаемого в размере 133,631тн. в налоговую базу для исчисления НДПИ за июнь 2008 год".
Удовлетворяя заявленные налогоплательщиком, требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что, объект налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, в рассматриваемой ситуации, отсутствует, а кроме того, указал на то, что, акт камеральной налоговой проверки и решение налогового органа, в нарушение условий пп. 12 п. 3 ст. 100, п. 8 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации, не позволяют определить, в чем же именно, заключается вмененное обществу с ограниченной ответственностью "Бугурусланнефть", налоговое правонарушение.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными и соответствуют фактическим обстоятельствам.
В соответствии с п. 1 ст. 337 НК РФ, в целях главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации, указанные в пункте 1 статьи 336 настоящего Кодекса полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом полезным ископаемым признается продукция горно-добывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия). Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
Согласно пп. 3 п. 2 ст. 337 НК РФ, к углеводородному сырью относится, в числе прочего, нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная.
Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема (п. 1 ст. 339 НК РФ).
При определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено пунктом 8 настоящей статьи, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь). При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого (п. 7 ст. 339 НК РФ).
При реализации и (или) использовании минерального сырья до завершения комплекса технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых, количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого определяется как количество полезного ископаемого, содержащегося в указанном минеральном сырье, реализованном и (или) использованном на собственные нужды в данном налоговом периоде (п. 8 ст. 339 НК РФ).
Как отмечено выше, в оспариваемом ООО "Бугурусланнефть", решении налогового органа, Межрайонная инспекция не предъявляет налогоплательщику каких-либо претензий в отношении несоблюдения им, норм п. 8 ст. 339 Налогового кодекса Российской Федерации, указывая на нарушение обществом с ограниченной ответственностью "Бугурусланнефть", положений п. 7 ст. 339 НК РФ.
Между тем, налоговому органу следовало учитывать положения, закрепленные в п. 2 ст. 339 Кодекса, согласно которым количество добытого полезного ископаемого определяется прямым методом (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным методом (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод. Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.
Учетная политика ООО "Бугурусланнефть" на 2008 год утверждена приказом от 29.12.2007 N 1174/п (т. 4, л.д. 78).
Пунктом 6 учетной политики ООО "Бугурусланнефть" для целей налогового учета на 2008 год (т. 4, л.д. 79-117), в частности, дано определение полезных ископаемых и видам добытых полезных ископаемых, исходя из условий п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 337 Налогового кодекса Российской Федерации (пп. 6.1 п. 6, т. 4, л.д. 110). При этом налоговая база при добыче нефти определяется как количество добытой нефти в натуральном выражении; при определении количества добытого полезного ископаемого учитывается, полезное ископаемое в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь) (пп. 6.2 п. 6, т. 4, л.д. 110, 111).
Согласно пп. 6.3 п. 6 учетной политики ООО "Бугурусланнефть", количество добытого полезного ископаемого определяется: по нефти - прямым методом (посредством применения измерительных средств и устройств), с учетом фактических потерь, но не выше нормативов, утвержденных Правительством Российской Федерации. Объем добытой нефти включает в себя нефть, сданную в систему УМН, отпущенную сторонним предприятиям, использованную на топливо, невозвратную нефть, использованную на производственно-технологические нужды, технологические потери в пределах утвержденных норм, а также разницу в остатках нефти, находящейся в резервуарах, технологических аппаратах установок подготовки нефти и очистки сточных вод, в трубопроводах и нефтесборных сетях на начало и конец отчетного периода (т. 4, л.д. 111).
Открытым акционерным обществом "Сибирский научно-исследовательский институт нефтяной промышленности" разработано Обоснование нормативов технологических потерь нефти по месторождениям ООО "Бугурусланнефть" на 2009 год (заключительный отчет по договору от 11.01.2008 N 4 "Разработка нормативов технологических потерь нефти и попутного нефтяного газа на 2009 год. Определение фактических технологических потерь нефти и попутного газа на 2008 год") (т. 5, л.д. 1-61), исходя из условий которого (п. 1.2, т. 5, л.д. 11), сбор продукции скважин месторождений ООО "Бугурусланнефть" производится по герметизированной системе; ООО "Бугурусланнефть" производит сдачу предварительно подготовленной на УНП "Заглядино" и УНП "Красноярка" нефти ОАО АК "Транснефть" на КУУН "Похвистнево".
Действительно, Технологическим регламентом Заглядинской установки подготовки нефти ООО "Бугурусланнефть" ТР 39-7525-04 (т. 6, л.д. 10-107), установлено в частности (т. 6, л.д. 14), что товарной продукцией Заглядинской УПН является нефть 1 группы качества по ГОСТ Р 51858-2002 "НЕФТЬ. Общие технические условия".
В то же время, согласно п. 3.5 Технологического регламента Заглядинской установки подготовки нефти ООО "Бугурусланнефть" ТР 39-7525-04, отсепарированная обессоленная нефть поступает в товарный парк, в состав которого входят пять резервуаров и насосы откачки товарной нефти потребителю; товарная нефть в резервуарах проверяется на соответствие требованиям (по качеству) ГОСТ Р 51858-2002. При соответствии качества товарная нефть по согласованию с диспетчером откачивается насосами через оперативный узел учета потребителю - Бугурусланскому РНУ (районное нефтепроводное управление) НПС (нефтеперекачивающая станция) "Похвистнево" (т. 6, л.д. 35).
Налоговый орган в данном случае не опроверг доводы налогоплательщика о том, что, исходя из п. 3.4 Технологического регламента Заглядинской установки подготовки нефти ООО "Бугурусланнефть" ТР 39-7525-04 (т. 6, л.д. 32-35), и, исходя из технологической схемы Заглядинской УПН забор нефти на узел налива для собственных производственно-технологических нужд (т. 10, л.д. 62, 63), производится из теплообменника Т-1, до попадания в сепаратор С-2, из которого отсепарированная обессоленная нефть подается в товарные резервуары (т. 6, л.д. 33).
Из имеющихся в материалах дела накладных на отпуск нефти на производственно-технологические нужды и топливо (т. 2, л.д. 18-42) при этом следует, что ЦППН Заглядинской УПН обществу с ограниченной ответственностью "Управление капитального ремонта скважин" (ООО "УКРС"), на основании заключенного между ООО "Бугурусланнефть" и ООО "УКРС" договора на проведение работ по текущему ремонту скважин на условиях раздельного сервиса от 21.01.2008 N 13 (т. 5, л.д. 93-138) было отправлено 183,631 тонн нефти, из которых 133,412 тонн использовано в целях обратной промывки на скважине N 462 Журавлевско-Степановского месторождения ЦДНГ N 1, промывки и опрессовки паркера на скважине N 265 Султангулово-Заглядинского месторождения ЦДНГ N 3, промывки на скважине N 403 Завьяловского месторождения ЦДНГ N 1, опрессовки противовыбросного оборудования на скважине N 870 Кушниковского месторождения ЦДНГ N 3 на скважине N 44 Султангулово-Заглядинского месторождения ЦДНГ N 3. Данный факт подтверждается в свою очередь, сведениями об отпуске нефти с нефтеналива Заглядинской УПН ЦППН за июнь 2008 года (то есть, нефти, которая не может быть признана товарной) (т. 1, л.д. 94), и данными сводного акта в пункте приема-сдачи нефти "Похвистнево", налогоплательщиком-заявителем, ОАО АК "Транснефть" (товарной нефти) (т. 1, л.д. 99), актами об использовании нефти на проведение технологической операции (т. 3, л.д. 145-150), из содержания которых следует, что нефть в систему сбора нефти НГДУ "Бугурусланнефть", не возвращалась.
Исходя из условий РД 153-39.0-101-0 (т. 9, л.д. 105-112), при совершении вышеперечисленных операций, нефть, закачиваемая в скважины может быть извлечена после освоения скважины (вывод ее на режим работы), то есть, по сути, является "возвратной" нефтью.
Учитывая изложенное, арбитражный суд первой инстанции, проанализировав положения РД 39-30-627-81 (п. 1.2), п. п. 11.11, 14.4 Инструкции по учету нефти для нефтегазодобывающих предприятий ОАО "ТНК-ВР" от 15.10.2004 (стандарт организации), п. 93 Инструкции по заполнению Формы федерального государственного статистического наблюдения за эксплуатацией нефтяных скважин (Форма N 1-ТЭК (нефть)), утвержденной постановлением Госкомстата России от 29.05.1996 N 44, - пришел к правильному выводу о том, что, в данном случае, доначисление Межрайонной инспекцией налога на добычу полезных ископаемых на "возвратную" нефть, приведет к двойному налогообложению (об этом же свидетельствует противоречивый вывод налогового органа, изложенный в решении от 10.10.2008 N 10-38/7074, - о том, что "При добычи нефти, проводя определенные технологические операции, с использованием "возвратной нефти" в размере 133,631тн. ООО "Бугурусланнефть" увеличивает объем добычи полезного ископаемого (нефти) с получением дохода", т. 1, л.д. 42, - тем более, что объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых является не доход, но полезные ископаемые, исходя из условий п. 1 ст. 336 Налогового кодекса Российской Федерации).
Помимо изложенного, арбитражный апелляционный суд, так же как и арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу о том, что, Межрайонной инспекцией в данном случае не соблюдены нормы пп. 12 п. 3 ст. 100, п. 8 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации, так как, акт камеральной налоговой проверки, фактически содержит лишь описание этапов подготовки нефти на Заглядинской УПН, равно как, в решении от 10.10.2008 N 10-38/7074, воспроизведены соответствующие положения акта камеральной налоговой проверки, и не содержится ссылок на обстоятельства, на наличие которых указывала Межрайонная инспекция при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции и при подаче апелляционной жалобы, в связи с чем, не имеют значения доводы налогового органа о передаче ООО "Бугурусланнефть", нефти, физическому лицу, тем более, что данные выводы налогового органа опровергаются информацией, содержащейся в актах об использовании нефти на проведение технологической операции, сводном акте о расходе нефти на собственные производственно-технологические нужды.
В данном случае, арбитражный суд первой инстанции фактически дал надлежащую правовую оценку тем обстоятельствам, которые не исследовались и не устанавливались Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Оренбургской области в ходе камеральной налоговой проверки.
Налоговый орган, в свою очередь, ни в ходе проведения камеральной налоговой проверки, ни при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции, ни при рассмотрении апелляционной жалобы, не доказал, что нефть, использованная налогоплательщиком на производственно-технологические нужды ("возвратная нефть") соответствует ГОСТ Р 51858-2002.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Оренбургской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19 мая 2009 года по делу N А47-9946/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу: http://www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
М.Б.МАЛЫШЕВ

Судьи
Н.А.ИВАНОВА
М.В.ЧЕРЕДНИКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)