Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.06.2015 N 18АП-6065/2015 ПО ДЕЛУ N А47-8869/2014

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2015 г. N 18АП-6065/2015

Дело N А47-8869/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июня 2015 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихоновой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Газпром нефть Оренбург" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.04.2015 по делу N А47-8869/2014 (судья Цыпкина Е.Г.).
В судебном заседании приняли участие представители:
- закрытого акционерного общества "Газпром нефть Оренбург" - Зуева Ю.В. (доверенность N Д-193/2014 от 15.12.2014), Дыков А.В. (доверенность N Д-123/2014 от 23.09.2014);
- Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области - Полякова О.П. (доверенность N 03/01 от 12.01.2015), Кирпичева Е.В. (доверенность N 03/21 от 21.08.2014).

Закрытое акционерное общество "Газпром нефть Оренбург" (далее - заявитель, общество, ЗАО "Газпром нефть Оренбург") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области, налоговый орган) о признании недействительным решения от 14.03.2014 N 08-31/54 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 02.04.2015 (резолютивная часть решения объявлена 26.03.2015) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда, ЗАО "Газпром нефть Оренбург" обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым требования заявителя удовлетворить. В обоснование жалобы указывает на неверное толкование судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам. Полагает оспоренное решение инспекции не соответствующим закону и нарушающим права заявителя в сфере экономической деятельности. По мнению подателя жалобы, налоговым органом необоснованно доначислен обществу налог на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) по полезному ископаемому - нефть и необоснованно уменьшен НДПИ по полезному ископаемому - газовый конденсат. Заявитель считает неверным поддержанный судом первой инстанции вывод инспекции о том, что извлечение полезных ископаемых, предусмотренных ст. 337 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), из минерального сырья происходит в момент совершения технологических операций на установке подготовки нефти и газа (далее - УПНГ) заявителя. Общество обращает внимание на то, что технологической схемой разработки месторождения и Технологическим регламентом предусмотрена подача добытого углеводородного сырья до УПНГ для первичной подготовки, и затем на оренбургский газоперерабатывающий завод (далее - ОГПЗ) для дальнейшей стабилизации и очистки, и эта система является закрытой и непрерывной, а следовательно, комплекс технологических операций по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр завершается не на УПНГ, а на ОГПЗ. При этом, общество в проверяемый период не направляло частично подготовленное углеводородное сырье на ОГПЗ, а осуществляло его реализацию непосредственно на УПНГ в адрес ОАО "Газпром" на основании договора поставки, в соответствии с условиями которого цена сырья определяется по формуле, учитывающей в том числе стоимость переработки нестабильной нефти на ОГПЗ, процент выхода стабилизированной нефти из данного сырья, стоимость транспортировки стабильного газового конденсата. В указанной ситуации, по мнению заявителя, определение момента извлечения (добычи) полезного ископаемого не может быть поставлено в зависимость от момента реализации минерального сырья на УПНГ (которая обусловлена исключительно экономической целесообразностью), а признание нестабильной нефти, соответствующей СТО 51-526-2011 "Нефть нестабильная Восточного участка Оренбургского нефтегазоконденсатного месторождения" (далее - СТО 51-526-2011), полезным ископаемым - нефтью обезвоженной, обессоленной, стабилизированной не соответствует требованиям ст. 337 НК РФ. Также заявитель полагает, что результаты химического анализа нестабильной нефти, отраженные в протоколе испытаний от 21.01.2015 N 98, в соответствии с которыми давление насыщенных паров в продукции общества составляет более 100 кПа, опровергают выводы экспертного заключения от 11.12.2014 N 119/2014 о том, что нефть, соответствующая СТО 21-526-2011, является стабилизированной не менее, чем до требований ГОСТ Р 51858-2002. Помимо этого, заявитель указывает на то, что доводы, заявленные обществом в рамках настоящего дела, были предметом исследования судов в рамках дела N А47-11586/2006, судебные акты которых вступили в законную силу и на основании ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не подлежат дополнительному доказыванию.
Представители заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представители заинтересованного лица в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве. Полагают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Оценив изложенные в апелляционной жалобе доводы и исследовав представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Газпром нефть Оренбург" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1025602725862 и состоит на налоговом учете в МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области.
10.10.2013 обществом представлена в налоговый орган налоговая декларация по НДПИ за сентябрь 2013 года. В соответствии с которой, сумма налога к уплате в бюджет составила: по НДПИ нефть - 539835801 руб.; по НДПИ газ - 9925654 руб., по НДПИ газовый конденсат - 618790 руб.
В период с 18.10.2014 по 17.01.2014 инспекцией проведена камеральная налоговая проверка указанной декларации, результаты которой отражены в акте проверки от 31.01.2014 N 410, в котором отражен вывод о необоснованном уменьшении обществом количества добытого полезного ископаемого - нефти на количество газового конденсата, что привело к неуплате НДПИ по этому полезному ископаемому на 5915703 руб. и необоснованному исчислению НДПИ по газовому конденсату на 618790 руб.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки и представленных обществом возражений инспекцией принято решение от 14.03.2014 N 54 (исх. N 08-31/54) о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю доначислен и предложен к уплате НДПИ по полезному ископаемому - нефть в размере 5915703 руб., общество привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату налога в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 1041299 руб., заявителю начислены и предложены к уплате пени по состоянию на 14.03.2014 в размере 193646 руб., а также уменьшен НДПИ по полезному ископаемому - газовый конденсат, исчисленный в завышенном размере на 618790 руб. и предложено внести необходимые исправления в документы налогового и бухгалтерского учета.
Это решение было обжаловано обществом в УФНС России по Оренбургской области, которым принято решение от 14.05.2014 N 16-15/05642 об оставлении жалобы без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции от 14.03.2014, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя в полном объеме, суд первой инстанции руководствовался выводом о законности и обоснованности оспоренного ненормативного акта.
Оценив выводы суда первой инстанции по существу спора, суд апелляционной инстанции находит их обоснованными.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его вынесения возлагается на орган, принявший этот ненормативный правовой акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 2).
Пунктом 1 статьи 122 НК РФ установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 334 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 336 НК РФ установлено, что объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, если иное не предусмотрено пунктом 2 этой статьи, признаются в том числе полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. В целях главы 26 НК РФ залежью углеводородного сырья признается объект учета запасов одного из видов полезных ископаемых, указанных в подпункте 3 пункта 2 статьи 337 НК РФ (за исключением попутного газа), в государственном балансе запасов полезных ископаемых на конкретном участке недр, в составе которого не выделены иные объекты учета запасов (пп. 1 п. 1).
В соответствии со ст. 337 НК РФ, в целях главы 26 НК РФ указанные в пункте 1 статьи 336 НК РФ полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации. Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности (п. 1). Видами добытого полезного ископаемого является в том числе углеводородное сырье: нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная; газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья, прошедший технологию промысловой подготовки в соответствии с техническим проектом разработки месторождения до направления его на переработку. Для целей этой статьи переработкой газового конденсата является отделение гелия, сернистых и других компонентов и примесей при их наличии, получение стабильного конденсата, широкой фракции легких углеводородов и продуктов их переработки (пп. 3 п. 2).
Пунктом 7 статьи 339 НК РФ установлено, что при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено пунктом 8 этой статьи, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь). При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.
В силу п. 8 ст. 339 НК РФ при реализации и (или) использовании минерального сырья до завершения комплекса технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых, количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого определяется как количество полезного ископаемого, содержащегося в указанном минеральном сырье, реализованном и (или) использованном на собственные нужды в данном налоговом периоде.
Исходя из указанных положений, возникновение объекта обложения НДПИ связывается законом с моментом завершения всех технологических операций по извлечению из добываемого минерального сырья полезного ископаемого (в том числе нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, а также газового конденсата) и доведением его качества до определенного стандарта.
Газовый конденсат признается видом добытого полезного ископаемого после прохождения технологии промысловой подготовки в соответствии с техническим проектом разработки месторождения до направления его на переработку (отделение гелия, сернистых и других компонентов и примесей при их наличии, получение стабильного конденсата, широкой фракции легких углеводородов и продуктов их переработки).
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что ЗАО "Газпром нефть Оренбург" на основании лицензии ОРБ N 02272 НЭ осуществляет добычу углеводородного сырья на Восточном участке Оренбургского нефтегазового месторождения в соответствии с дополнением к Технологической схеме разработки Восточном участке Оренбургского НГКМ в пределах горного отвода ЗАО "Газпром нефть Оренбург", утвержденным в 2012 году (далее - Дополнение к технологической схеме), а также в соответствии с Технологическим регламентом на эксплуатацию 1-ой технологической линии установки подготовки нефти и газа от 29.12.2008 (далее - Технологический регламент-1) и Технологическим регламентом на эксплуатацию 2-ой технологической линии установки подготовки нефти и газа от 29.12.2008 (далее - Технологический регламент-2).
Дополнением к технологической схеме определена существующая система сбора, транспорта и подготовки продукции скважин месторождения, в соответствии с которой продукция скважин (нефть, газ, вода) под устьевым давлением поступает на групповые замерные установки (ГЗУ). После ГЗУ добываемая продукция поступает на УПНГ, где осуществляется первичная подготовка нефти и газа. Сырье на установку подается двумя раздельными потоками: поток высокого давления от высоконапорных скважин и поток низкого давления от низконапорных скважин. Установка подготовки нефти и газа состоит их двух технологических линий подготовки добываемой продукции. Первая технологическая линия (ТЛ-1) УПНГ в Восточной зоне ВУ ОНГКМ предназначена для первичной подготовки нефти и газа к транспорту на ОГПЗ. Сырьем для установки служат нефть, попутный и природный газ, газовый конденсат, поступающие из скважин, расположенных в Восточной зоне ВУ ОНГКМ. Вторая технологическая линия (ТЛ-2) УПНГ, которая работает параллельно с первой технологической линией (ТЛ-1) и обеспечивает полный цикл подготовки нефти и компримирования газа: прием пластовой нефти, поступающей от входного манифольда; предварительную сепарацию для снижения давления и отделения попутного газа; подогрев сырой нефти, обезвоживание и обессоливание в соответствии с техническими условиями; компримирование газа предельно низкого (ПНД) и низкого (НД) давлений, отделенных в установках сепарации и обезвоживания, для дальнейшей транспортировки на Оренбургский газоперерабатывающий завод (ОГПЗ); транспортировка частично подготовленной нефти на ОГПЗ. Товарной продукцией УПНГ является нестабильная нефть в смеси с газовым конденсатом и отсепарированный газ, поступающие на ОГПЗ для дальнейшей переработки. Выходными потоками с установки являются: товарный газ, направляемый в газопровод; товарная нефть, направляемая в нефтепровод; газ высокого давления, подготовленный для использования в системе газлифта; пластовая вода, утилизируемая путем закачки в поглощающий пласт; низконапорные газы выветривания, сжигаемые на факеле. Подготовка нефти и газа на УПНГ осуществляется методом одно- и двухступенчатой сепарации с подогревом сырьевых потоков. Газ из сепаратора высокого давления под собственным давлением направляется в товарный газопровод. Газ из входного сепаратора низкого давления (после дополнительного отделения жидкости в газосепараторе) компримируется газомотокомпрессорами и также направляется в товарный газопровод. Отсепарированная нефть в смеси с газовым конденсатом, насосом откачивается в товарный нефтепровод. Конденсат газовый нестабильный полученный путем осушки природного газа на блоке низкотемпературной сепарации направляется в сепарационный блок подготовки товарной нефти и далее в смеси с товарной нефтью откачивается в товарный нефтепровод.
Технологическим регламентом-1 установлено, что 1-ая технологическая линия УПНГ в Восточной зоне Оренбургского нефтегазоконденсатного месторождения предназначена для первичной подготовки нефти и газа к транспорту на ОГПЗ. Сырьем для установки служат нефть, попутный и природный газ, газовый конденсат, поступающие из скважин, расположенных в Восточной зоне Оренбургского нефтегазоконденсатного месторождения. Товарной продукцией установки является нефть нестабильная в смеси газовым конденсатом и газ нефтяной отсепарированный, поступающие на ОГПЗ для дальнейшей переработки. Получаемой продукцией является нефть нестабильная, соответствующая СТО 51-526-2011, газ нефтяной отсепарированный, соответствующий СТО 51-527-2011 "Газ нефтяной отсепарированный Восточного Участка Оренбургского нефтегазоконденсатного месторождения", утилизируемая вода, Деэмульгатор DMO-86478, ингибитор коррозии ИКТ-1, ингибитор коррозии ИН-КОРГАЗ-21Т, ингибитор коррозии CORTRON KRU-2097 Метанол технический, диэтиленгликоль, газ горючий природный промышленного назначения.
Эта технологическая схема явилась предметом исследования проведенной в ходе иной налоговой проверки ЗАО "Газпром нефть Оренбург" технической экспертизы (заключение специалиста экспертной организации от 11.12.2014 N 119/2014 - т. 9 л.д. 19-58). Заключение эксперта правомерно принято судом первой инстанции в качестве надлежащего доказательства по настоящему делу, как представленное налоговым органом в обоснование возражений против доводов общества, изложенных только при обращении в суд с рассматриваемым требованием.
Судом первой инстанции по итогам анализа указанной технологической схемы с учетом выводов, содержащихся в экспертном заключении сделан вывод о том, что газовый конденсат как отдельный вид углеводородного сырья технологию промысловой подготовки для получения нестабильного газового конденсата как товарной продукции не проходит (комплекс технологических операций по доведению извлеченного газового конденсата до надлежащего стандарта качества не отражен; операции по сепарации, обезвоживанию, обессоливанию, отделению от легких фракций и прочих примесей, в результате которых мог быть получен газовый конденсат, соответствующий определенному стандарту качества, не предусмотрены), техническими документами общества предусмотрена подготовка извлеченного из недр углеводородного сырья исключительно для получения товарной нефти, а газовый конденсат проходит подготовку совместно с нефтью.
Паспорт качества на газовый конденсат нестабильный, подтверждающий проверку соответствия углеводородного сырья требованиям стандарта, в рассматриваемом периоде заявителем не оформлялся, анализ компонентного состава газового конденсата в соответствии с п. п. 4.1.1.4 разработанного обществом СТО 51-528-2011 "Конденсат газовый нестабильный Восточного участка Оренбургского нефтегазоконденсатного месторождения" не проводился. На запрос инспекции от 16.12.2014 общество сообщило, что паспорт качества на газовый конденсат не оформлялся, так как газовый конденсат реализуется в смеси с нефтью.
Обществом в налоговый орган представлен график аналитического контроля качества продукции УНПГ ЗАО "Газпром нефть Оренбург" на 2013 год от 18.04.2013, из которого следует, что отбор проб конденсата газового нестабильного производится совместно с нестабильной нефтью на узле отбора проб конденсата (КУУ). Однако, в соответствии с Технологическим регламентом на эксплуатацию 1 технологической линии УПНГ, коммерческий узел учета нефти (КУУН) предназначен для измерения нефти брутто, поставляемой ЗАО "Газпром нефть Оренбург" на ОГПЗ, а потому осуществление контроля за соответствием физико-химических свойств газового конденсата на этой установке невозможно, что подтверждается также пояснениями специалиста Сперанского Б.В. от 16.01.2014..
Судом также установлено, что на основании договора поставки сырья от 01.09.2009 N СТ10/10 заявителем в 2013 году осуществлялась реализация в адрес ОАО "Газпром" нефти нестабильной (счета-фактуры от 30.09.2013 N 6200000456 и N 6200000457, товарная накладная на отпуск нефти от 30.09.2013 N 9). Иные виды углеводородного сырья (включая газовый конденсат) не реализовывались.
Исходя из указанных обстоятельств судом обоснованно отмечено, что общество не осуществляет промысловую подготовку газового конденсата как отдельного вида товарной продукции (либо направление его на переработку для получения стабильного газового конденсата, широкой фракции легких углеводородов и продуктов их переработки как отдельного вида полезного ископаемого), газовый конденсат не соответствует первому стандарту качества для отдельного добытого полезного ископаемого - СТО 51-528-2011, а потому газовый конденсат не может быть признан добытым полезным ископаемым по смыслу ст. 337 НК РФ.
В этой связи вывод инспекции о неправомерности исчисления обществом НДПИ по виду добытого полезного ископаемого - газовый конденсат (в сумме 618790 рублей) следует признать правильным.
В соответствии с СТО 51-526-2011, до требований которого должна доводиться продукция, получаемая на технологической линии УПНГ в Восточной зоне Оренбургского нефтегазоконденсатного месторождения, в продукции "Нефть нестабильная Восточного участка ОНГКМ" присутствует нестабильная нефть, нестабильный газовый конденсат, добываемый из природного газа газовых скважин методом низкотемпературной сепарации на блоке НТС, нефтяной газ и другие компоненты в соответствии с техническими требованиями.
При этом, технические требования нестабильного газового конденсата по СТО 51-528-2011 идентичны техническим требованиям нестабильной нефти по СТО 51-526-2011, ввиду чего, содержащийся в товарной продукцией нестабильный газовый конденсат по сути является нестабильной нефтью и не может быть от нее отделен.
Как отражено в п. п. 19, 28, 37 заключения специалиста экспертной организации N 119/2014 от 11.12.2014, из текстов регламентов на эксплуатацию УПНГ можно утверждать, что процессы обезвоживания, обессоливания и стабилизации нефти протекают в сепараторах и агрегатах УПНГ нераздельно и одновременно, что вытекает как из содержания техпроцесса, так и из конструкции оборудования и фундаментальной основы физико-химических процессов, протекающих в агрегатах УПНГ, то есть нефть, соответствующая требованиям СТО 51-526-2011 является стабилизированной не менее, чем до требований ГОСТ Р 51858-2002. Понятия "нефть нестабильная" и "нефть стабилизированная" не являются равнозначными. Различия заключаются в том, что "нефть стабилизированная" характеризует промежуточное состояние нефти, достигаемое в процессе трансформации из сырой в стабильную, при котором согласно ГОСТ Р 51858-2002 и ГОСТ 52340-2005 давление насыщенных паров не превышает 66,8 мм рт.ст. (500 кПа) и не приводит к кипению нефти при комнатной температуре (20°С) и нормальном давлении (760 мм рт.ст или 101 кПа), то есть исключает возможность того, что процесс стабилизации не проводился в принципе, но допускает возможность того, что этот процесс стабилизации был полностью завершен был полностью завершен. Понятие "нефть нестабильная" допускает возможность того, что процесс стабилизации не проводился вообще, но исключает возможность того, что процесс стабилизации был завершен. Нефть нестабильная Восточного участка Оренбургского нефтегазоконденсатного месторождения (СТО 51-526-2011) имеет высокую степень стабилизации, позволяющую производить ее дальнейшую транспортировку любыми видами используемых для этой цели коммуникаций с целью продажи и переработки, и, с точки зрения общепринятой в области технологии переработки нефти и газа терминологии, нестабильной не является.
В силу ст. 337 НК РФ признание нефти добытым полезным ископаемым возможно лишь после прохождения процедуры обезвоживания, обессоливания и стабилизации, до достижения первого соответствия определенному стандарту качества.
В рассматриваемом случае таким стандартом качества правомерно определен стандарт организации СТО 51-526-2011, которому соответствует первая качественная характеристика нефти, полученной заявителем в результате разработки ВУ ОНГКМ, и прошедшей процедуры обезвоживания, обессоливания и стабилизации. В этой связи указанная нефть обоснованно признана налоговым органом добытым полезным ископаемым.
При этом судом правильно отклонен, довод заявителя о том, что видом добываемого полезного ископаемого для целей налогообложения НДПИ является нефть, соответствующая исключительно требованиям национального стандарта - ГОСТ Р 51858-2002. Возможность признания полезным ископаемым добываемого сырья, соответствующего стандарту организации в отсутствие национальных, региональных и международных стандартов прямо предусмотрена п. 1 ст. 337 НК РФ. Поскольку национальный, региональный или международный стандарт на получаемую на технологической линии УПНГ в Восточной зоне Оренбургского нефтегазоконденсатного месторождения "нефть нестабильную" отсутствует, инспекцией в рассматриваемой ситуации правомерно применению стандарт организации - СТО 51-526-2011.
Также судом дана надлежащая оценка ссылке общества на результаты химического анализа нестабильной нефти, отраженные в протоколе испытаний от 21.01.2015 N 98, согласно которому добываемая нефть не соответствует требованиям ГОСТ Р 51858-2002 по показателям "Массовая доля сероводорода" и "Давление насыщенных паров". Судом в частности отмечено, что результаты такого химического анализа не опровергают установленного инспекцией факта наличия у добытой заявителем нефти признаков обезвоженности, обессоленности и стабилизированности, а также доведения такой нефти до требований стандарта СТО 51-526-2011.
Поскольку добытая заявителем нефть реализовывалась в налоговом периоде после получения продукта, соответствующего требованиям стандарта СТО 51-526-2011, судом отклонен довод общества о необходимости определения в рассматриваемой ситуации порядка определения количества добытого полезного ископаемого в соответствии с п. 8 ст. 339 НК РФ.
Таким образом, в результате разработки Восточного участка ОНГКМ заявитель получает полезное ископаемое - "нефть нестабильная", соответствующее стандарту организации СТО 51-526-2011, являющееся добытым полезным ископаемым по смыслу ст. 337 НК РФ, количество которого подлежит включению в налоговую базу по НДПИ. Исключение указанного полезного ископаемого из общего количества добытой в сентябре 2013 года нефти (1048,796 тонны) ввиду применения к нему ставки НДПИ, установленной для газового конденсата, представляется не соответствующим закону.
В этой связи решение инспекции о доначислении и предложении к уплате НДПИ по полезному ископаемому - нефть на сумму 5915703 руб., а также о начислении соответствующих сумм пеней в порядке ст. 75 НК и налоговых санкций в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ является законным и обоснованным.
Изложенная в апелляционной жалобе ссылка общества на преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора судебных актов арбитражных судов по делу N А47-11586/2006 не может быть принята во внимание, поскольку содержащиеся в этих судебных актах выводы сделаны применительно к иным фактическим обстоятельствам и на основе иного объема доказательств (в отношении иного налогового периода, без учета разработанных в 2012 году Технологических регламентов и представленного в рамках настоящего дела заключения специалиста).
Возражений в отношении примененного налоговым органом расчета налога, пеней и штрафа заявителем не приведены.
При таких обстоятельствах является обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований о признании оспоренного решения инспекции недействительным.
Всем доводам сторон суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Принимая во внимание изложенное, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 176, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.04.2015 по делу N А47-8869/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Газпром нефть Оренбург" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
А.А.АРЯМОВ

Судьи
Н.Г.ПЛАКСИНА
М.Б.МАЛЫШЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)