Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.03.2010 N 18АП-12056/2009 ПО ДЕЛУ N А07-19759/2009

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2010 г. N 18АП-12056/2009

Дело N А07-19759/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2010 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Толкунова В.М., судей Кузнецова Ю.А., Степановой М.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Мулярчик Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Салавату Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05 ноября 2009 г. по делу N А07-19759/2009 (судья Крылова И.Н.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Альянс" (далее - заявитель, ООО "ТК "Альянс", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Салавату Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция, ИФНС по г. Салавату) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неначислении процентов в размере 612703,89 рублей на несвоевременно возвращенную сумму излишне взысканного налога на игорный бизнес, взыскании с инспекции 612703,89 рублей процентов за несвоевременный возврат излишне взысканного налога на игорный бизнес (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, - т. 1, л.д. 144).
Решением суда от 05.11.2009 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда, заинтересованное лицо обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя апелляционной жалобы, суд при вынесении решения неправильно применил нормы материального права, не произвел оценку доводов налогового органа, указанных в отзыве на заявление, и документов, представленных налогоплательщиком в ходе судебного разбирательства.
По мнению инспекции, факт излишнего взыскания налога не был установлен судом, взыскание производилось только тех сумм, которые налогоплательщик самостоятельно исчислил и указал в декларациях по налогу на игорный бизнес, также не установлен и факт взыскания налога службой судебных приставов. Кроме того, инспекция ссылается на необоснованность вывода суда об излишнем взыскании, сделанном на основании решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.03.2007 по делу N А07-3240/2007, которым признано недействительным решение налогового органа от 29.05.2006 N 136 о взыскании налогов, сборов и пени за счет имущества налогоплательщика, полагая, что отмена судом решения налогового органа по формальным основаниям не отменяет конституционной обязанности налогоплательщика платить законно установленные налоги и сборы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Дело в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в отсутствие представителей сторон.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 27.02.2010 по 05.03.2010. О перерыве лица, участвующие в деле, извещены путем размещения публичного объявления на официальном интернет-сайте суда, указанном в определении о принятии апелляционной жалобы к производству, в соответствии с положениями информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.09.2006 N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", распечатка с интернет-сайта приобщена к протоколу судебного заседания.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "ТК "Альянс" просит оставить решение суда без изменения, указывая, что налог на игорный бизнес в размере 1890699,76 рублей перечислен взыскателю платежными поручениями в рамках возбужденного исполнительного производства, была взыскана сумма исполнительского сбора, исполнительный документ, на основании которого производилось взыскание, был отозван самим взыскателем. Заявитель отмечает, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.03.2007 по делу N А07-3240/2007 решение инспекции от 29.05.2006 N 136 о взыскании налогов, сборов и пени за счет имущества налогоплательщика в размере 6106274,87 рублей, на основании которого производилось спорное взыскание, было признано недействительным как противоречащее статьям 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), следовательно, такое решение не может влечь для налогоплательщика никаких последствий.
Кроме того, заявитель ссылается на подтверждение наличия излишне уплаченного налога на игорный бизнес по состоянию на 01.12.2006 в размере 13272000 рублей вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.11.2008 по делу N А07-6228/2007, подтвердившим право Общества на льготу, предусмотренную статьей 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", в связи с чем до 02.09.2007 налогоплательщик вправе был уплачивать налог на игорный бизнес по налоговой ставке, действовавшей на момент его государственной регистрации.
Как отмечает заявитель, только 18.08.2009 инспекция уведомила его письмом N 1617 о том, что на основании статьи 79 НК РФ произведен возврат излишне взысканного налога на игорный бизнес в сумме 1890699,76 рублей, сумма излишне взысканного налога и основание для его возврата (статья 79 НК РФ) подтверждены самим налоговым органом, расчет процентов произведен именно исходя из этой суммы и даты возврата.
Как полагает заявитель, не произведя начисление процентов за несвоевременный возврат излишне взысканного налога, инспекция нарушила положения пункта 5 статьи 79 НК РФ, что явилось основанием для обращения в суд за защитой нарушенных прав, не принятие в установленный срок мер по начислению и перечислению на расчетный счет процентов нарушает права и законные интересы налогоплательщика, причиной столь долгого бездействия является уклонение налогового органа от исполнения вступивших в законную силу решений суда по делам N А07-3240/2007, N А07-6228/2007.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, налоговым органом в порядке статьи 47 НК РФ вынесено решение от 29.05.2006 N 136 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика в размере 6106274,87 рублей (т. 1, л.д. 38).
Во исполнение указанного решения и постановления от 29.05.2006 N 136 (т. 1, л.д. 39) Салаватским городским отделом Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан 08.06.2006 возбуждено исполнительное производство N 10505-08/06 о взыскании с Общества 6106274,87 рублей задолженности с указанием взыскателя - ИФНС РФ по г. Салавату (т. 1, л.д. 40).
Согласно справке Салаватского городского отдела судебных приставов от 22.05.2009 N 18885 о движении денежных средств по депозитному счету Салаватского ГО УФССП по РБ следует, что сумма в размере 1922560,76 рублей, в том числе налог на игорный бизнес в размере 1890699,76 рублей, была взыскана с налогоплательщика следующими платежными поручениями: от 30.06.2006 N 643 на сумму 200000 рублей, от 31.07.2006 N 700 на сумму 300000 рублей, от 25.08.2006 N 968 на сумму 340699,76 рублей, от 10.10.2006 N 1279 на сумму 400000 рублей, от 13.11.2006 N 1484 на сумму 500000 рублей, от 28.11.2006 N 1618 на сумму 150000 рублей (т. 1, л.д. 41). Данные платежные поручения представлены в материалы дела (т. 1, л.д. 43-48).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.03.2007 по делу N А07-3240/2007 названное выше решение ИФНС по г. Салавату от 29.05.2006 N 136 о взыскании налогов, сборов и пени за счет имущества налогоплательщика, во исполнение которого произведено взыскание налога на игорный бизнес службой судебных приставов, признано недействительным в связи с нарушением сроков, порядка и процедур взыскания, установленных статьями 46 - 47 НК РФ (т. 1, л.д. 85-88). Данное решение суда заинтересованным лицом не обжаловалось, вступило в законную силу.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 20.04.2007 исполнительное производство окончено (т. 1, л.д. 42).
21.05.2007, 20.04.2009, 26.05.2009 и 11.08.2009 на основании статьи 79 НК РФ налогоплательщик обращался в налоговый орган с заявлениями о возврате излишне взысканного налога с начислением процентов (т. 1, л.д. 9-10, 12-14, 16-20).
Решением от 07.05.2009 N 242 инспекция отказала в осуществлении возврата указав, что суммы уплаты на депозитный счет службы судебных приставов по исполнительному производству, возбужденному на основании постановления от 29.05.2006 N 136, не подтверждаются перечислениями с депозитного счета приставов в бюджет (т. 1, л.д. 11).
В ответе на заявление от 18.06.2007 N 66-08/6519 инспекция сообщила налогоплательщику, что в связи с решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.03.2007 по делу N А07-3240/2007 решением налогового органа от 05.04.2007 N 57 постановление о взыскании налогов (сборов), а также пени за счет имущества отозвано, возврат налога не представляется возможным, поскольку отмена решения о взыскании за счет имущества не является основанием для прекращения обязанности по уплате налога (т. 1, л.д. 95).
Уведомлением от 18.08.2009 N 1617 налоговый орган сообщил налогоплательщику о возврате в порядке статьи 79 НК РФ налога на игорный бизнес в размере 1890699,76 рублей (т. 1, л.д. 21). Факт возврата подтверждается платежным поручением от 18.08.2009 N 592 с указанием даты списания 19.08.2009 (т. 1, л.д. 22).
Поскольку проценты за несвоевременный возврат излишне взысканного налога не были начислены налоговым органом и перечислены на расчетный счет налогоплательщика, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из подтверждения факта излишнего взыскания налога и неисполнения инспекцией положений пункта 5 статьи 79 НК РФ о начислении на эту сумму процентов. Мотивируя принятое решение, суд отклонил довод инспекции о самостоятельной уплате налогоплательщиком налога и невозможности применения в связи с этим положений статьи 79 НК РФ, указав, что взыскание подтверждается имеющимися в материалах дела платежными поручениями службы судебных приставов.
Выводы суда являются правильными, соответствующими конкретным обстоятельствам, материалам дела и законодательству.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Данному праву налогоплательщика корреспондирует обязанность налогового органа по осуществлению возврата или зачета излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов (статья 32 НК РФ).
Положения статей 31, 45, 46, 47 НК РФ, предоставляя налоговому органу право взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном настоящим Кодексом, подразумевают законность осуществляемых в конкретном случае процедур, то есть соблюдение установленных порядка и сроков взыскания.
Излишне взысканная сумма налога (пени, штрафа) через изъятие части имущества налогоплательщика означает ее поступление в бюджетную систему в результате принятой инспекцией процедуры принудительного исполнения налоговой обязанности, то есть меры государственного принуждения.
Порядок возврата суммы излишне взысканного налога регламентирован статьей 79 НК РФ.
В настоящем деле спорные суммы налога взысканы до 01.01.2007, следовательно, к порядку их возврата положения статьи 79 НК РФ применяются в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (пункт 9 статьи 7 данного Федерального закона).
Согласно пункту 2 статьи 79 НК РФ решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства. В случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы, начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи.
Налоговый орган не оспаривает, что об излишнем взыскании налога стало известно после принятия Арбитражным судом Республики Башкортостан решения от 21.03.2007 по делу N А07-3240/2007, признавшим недействительным решение ИФНС по г. Салавату от 29.05.2006 N 136 о взыскании, решение суда не было обжаловано и вступило в законную силу 22.04.2007. Согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Решение арбитражного суда об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов подлежит немедленному исполнению (часть 2 статьи 182, часть 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Налоговый орган обязан вернуться к прежнему состоянию расчетов между бюджетом и налогоплательщиком, независимо от наличия установленных судом оснований для признания ненормативного правового акта недействительным.
С первоначальным заявлением о возврате излишне взысканного налога налогоплательщик обратился в налоговый орган 21.05.2007 (т. 1, л.д. 95), что налоговый орган не отрицает, в ответе на заявление инспекция указала на отказ в возврате.
В соответствии с пунктом 4 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами. Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога и начисленные на эту сумму проценты подлежат возврату налоговым органом не позднее одного месяца со дня принятия решения налоговым органом, а в случае вынесения судом решения о возврате излишне взысканных сумм - в течение одного месяца после вынесения такого решения.
Законодательство Российской Федерации в области налогов и сборов нацелено на установление баланса частных и публичных интересов в сфере налогообложения и увязывает выплату налогоплательщику процентов за просрочку получения причитающихся платежей с незаконными задержками со стороны налоговых органов. Начисление в пользу налогоплательщика таких процентов по статье 79 НК РФ, имеющих компенсационно-восстановительную природу, обусловлено паритетностью к ней норм статьи 75 НК РФ, предусматривающей компенсацию потерь бюджета начислением пеней в случае несвоевременной уплаты налогоплательщиком налоговых платежей в бюджет.
Отказ налоговых органов выплатить проценты в качестве компенсации за просрочку причитающихся платежей нарушает справедливый баланс, который надлежит поддерживать между интересами частных лиц (налогоплательщиков) и публичными (фискальными) интересами.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 27.12.2005 N 503-О, от 23.06.2009 N 832-О-О положения статьи 79 НК РФ, предусматривая начисление процентов на сумму излишне взысканного налога, представляют собой дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны права частной собственности законом.
По мнению налогового органа, факт излишнего взыскания налога судом первой инстанции не установлен, поскольку по решению от 29.05.2006 N 136 производилось взыскание сумм налога, которые налогоплательщик самостоятельно исчислил и указал в декларациях по налогу на игорный бизнес.
Данная позиция инспекции не опровергает квалификацию сумм налога именно в качестве излишне взысканных, поскольку в отличие от самостоятельной уплаты налога признание незаконным взыскания в принудительной процедуре, осуществляемой налоговым органом, зависит и от законности самой процедуры, поскольку взысканный по незаконному акту налог не может считаться законно поступившим в бюджет.
Учитывая фактический порядок произведенного отчуждения части имущества налогоплательщика, рассматриваемые суммы налога являются именно излишне взысканными в рамках мер государственного принуждения. Как указано выше, согласно пункту 2 статьи 79 НК РФ налоговый орган возвращает налог, если признает факт его излишнего взыскания. В уведомлении от 18.08.2009 N 1617 о возврате налога инспекция самостоятельно указывает и руководствуется положениями статьи 79 НК РФ, определяя тем самым для себя природу этих средств в качестве излишне взысканных.
В силу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 17.10.2001 N 238-О, исполнение решения (постановления) налогового органа в рамках исполнительного производства означает осуществление соответствующих процедур, в том числе перечисления денежных средств в соответствующий бюджет для погашения задолженности по уплате налога уже иным, специально уполномоченным законом и несущим за это ответственность лицом (органом).
На основании решения от 29.05.2006 N 136 и принятого на его основе постановления инспекции от 29.05.2006 N 136 о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, являющегося исполнительным документом, Салаватским городским отделом Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан 08.06.2006 возбуждено исполнительное производство N 10505-08/06 с указанием взыскателя- ИФНС РФ по г. Салавату.
Перечисление спорных денежных средств по платежным поручениям от 30.06.2006 N 643 на сумму 200000 рублей, от 31.07.2006 N 700 на сумму 300000 рублей, от 25.08.2006 N 968 на сумму 340699,76 рублей, от 10.10.2006 N 1279 на сумму 400000 рублей, от 13.11.2006 N 1484 на сумму 500000 рублей, от 28.11.2006 N 1618 на сумму 150000 рублей, всего взыскано 1922560,76 рублей, в том числе налог на игорный бизнес в размере 1890699,76 рублей, производилось со счета службы судебных приставов, что, помимо реквизитов самих платежных поручений, подтверждается справкой Салаватского городского отдела судебных приставов от 22.09.2009 N 18883 о движении денежных средств по депозитному счету Салаватского ГО УФССП по РБ (т. 1, л.д. 41). Данные обстоятельства опровергают довод инспекции о неустановлении судом первой инстанции факта взыскания налога службой судебных приставов.
Таким образом, отчуждение части имущества налогоплательщика в пользу взыскателя произведено, факт излишнего взыскания налога на игорный бизнес в размере 1890699,76 рублей является доказанным.
Кроме того, в настоящем случае налоговый орган не отрицает, что взыскание спорных сумм налога на игорный бизнес не соответствовало действительному объему налогового обязательства Общества, поскольку ранее налогоплательщик не воспользовался льготой, предоставленной статьей 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", что привело к переплате налога по состоянию расчетов с бюджетом (решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.10.2008 N А07-6228/2007).
Поскольку факт неправомерного взыскания налога был установлен судом, то, осуществляя возврат налога, взысканного по незаконному акту, инспекция обязана была в соответствии со статьей 79 НК РФ начислить на нее проценты со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Таким образом, оспариваемое бездействие инспекции правомерно признано судом незаконным.
Предложенный заявителем расчет процентов за несвоевременный возврат излишне взысканного налога проверен судом апелляционной инстанции и признается правомерным. Сумма и период просрочки определены согласно представленным в дело доказательствам, положениям статьи 79 НК РФ не противоречат, начало начисления процентов по каждой сумме корректно определено со дня, следующего за днем взыскания, в окончание периода начисления процентов верно не включен день фактического списания последних средств на расчетный счет налогоплательщика. Контррасчет процентов инспекцией не представлен, арифметических ошибок не выявлено.
Таким образом, решение суда об удовлетворении заявленных требований является правильным. При разрешении спора судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по изложенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Взыскание с налогового органа расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения от уплаты при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05 ноября 2009 г. по делу N А07-19759/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Салавату Республики Башкортостан- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
В.М.ТОЛКУНОВ

Судьи
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
М.Г.СТЕПАНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)