Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.07.2014 N 15АП-2730/2014 ПО ДЕЛУ N А53-28375/2013

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2014 г. N 15АП-2730/2014

Дело N А53-28375/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Далоевым А.Т.,
при участии:
- от заявителя: представитель по доверенности от 30.12.2013 Матвеева И.А., паспорт;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.02.2014 по делу N А53-28375/2013, принятое судьей Ереминым Ф.Ф.,
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
к заинтересованному лицу Айвазян Татулу Мирановичу
о привлечении к административной ответственности

установил:

Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Айвазяна Татула Мирановича (далее - ИП Айвазян Т.М., предприниматель) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявленные требования мотивированы тем, что на момент проведения осмотра и в ходе проведения административного расследования предпринимателем не представлены документы, подтверждающие качество и легальность оборота алкогольной продукции, находящейся в розничной продаже в соответствии со ст. ст. 10.2, 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 04.02.2014 в удовлетворении заявления отказано. Решение мотивировано тем, что Федеральным законом от 21.12.2013 N 365-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с усилением уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" внесены изменения в часть 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми административная ответственность наступает за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом. В связи с изложенным суд сделал вывод о том, что частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административная ответственность индивидуального предпринимателя за реализацию алкогольной продукции при отсутствии товарно-транспортной накладной и справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, с 03.01.2014 не предусмотрена.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда первой инстанции отменить. В обоснование апелляционной жалобы указывает на следующее. Диспозиция части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответствует положениям ст. ст. 10.2, 16 Закона N 171-ФЗ, установившего перечень сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель управления настаивал на доводах апелляционной жалобы. В составе суда, рассматривающем дело, произведена замена: в связи с ежегодным трудовым отпуском судьи Филимоновой С.С. указанный судья распоряжением заменен на судью Ефимову О.Ю. Рассмотрение дела начато сначала.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 22.11.2013 в ходе производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, в отношении ИП Айвазян Т.М. установлено, что в помещении кафе "Шашлычный двор" по адресу: г. Ростове-на-Дону, пр. Театральный, 111, принадлежащего ИП Айвазян Т.М. осуществляется реализация алкогольной продукции, а именно:
- - водка "Парламент", емкость 0,5 л., крепость 40%, дата розлива 09.08.2012 года, производитель ООО "Парламент Продакшн" (адрес: Московская область, с. Балашиха, ул. Поповка, владение 5);
- водка "Хортица", емкость 0,5 л., крепость 40%, дата розлива 20.02.2013 года, производитель ООО "УДК" (адрес: Украина, Запорожская обл., с. Хортица, пер. Солнечный 5 А);
- коньяк "Седрак", емкость 0,5 л., крепость 40%, дата розлива 19.03.2013 года, производитель "Араратский Винный завод" (адрес: Армения, Араратский р-н, с. Арарат, ул. Гадофи, 19);
- напиток винный "Боска Анниверсари", емкость 0,75 л., крепость 7,5%, дата розлива 06.09.2013 года, производитель ЗАО "Вослито и Ко" (Литва);
- вермут "Мартини", емкостью 0,5 л., крепость 15%, дата розлива 03.05.2013 года, производитель "Мартини и России" (Италия, г. Турин, Песионе, 10023);
- вино сухое "Шардоне НР", емкостью 0,75 л., крепость 14%, дата розлива 20.08.2013 года, производитель ОАО АПФ "Фанагория" (адрес: Краснодарский край, п. Сенной, ул. Мира, 49),
22.11.2013 управлением в отношении ИП Айвазян Т.М. возбуждено дело об административном правонарушении N 11-17/156, предусмотренном ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
В ходе проведения административного расследования, ИП Айвазян Т.М. не представлены документы, сопровождающие оборот вышеуказанной алкогольной продукции в соответствии с требованиями ст. 10.2, ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", а именно: товарно-транспортные накладные, справки, прилагаемые к товарно-транспортным накладным, а также сертификаты соответствия или декларации о соответствии, удостоверения о качестве.
Таким образом, на момент проведения осмотра принадлежащих лицу помещений и находящихся там вещей и документов (протокол осмотра от 22.11.2013) установлен факт отсутствия документов, подтверждающих качество и легальность оборота алкогольной продукции, находящейся в розничной продаже, в соответствии со ст. 10.2, ст. 16 Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ.
Апелляционный суд полагает, что вывод суда первой инстанции о том, что частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административная ответственность индивидуального предпринимателя за реализацию алкогольной продукции при отсутствии товарно-транспортной накладной и справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, с 03.01.2014 не предусмотрена, не соответствует нормам материального права.
Согласно статье 10.2 Закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: 1) товарно-транспортная накладная; 2) справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); 3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); 4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции); 5) заверенные подписью руководителя организации и ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).
В соответствии с пунктом 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила), при продаже товаров продавец знакомит покупателя по его требованию с документами, указанными в данном пункте Правил, в том числе с сертификатом или декларацией о соответствии, копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат, товарно-сопроводительными документами.
Из материалов дела видно, что предприниматель реализовывал в розницу алкогольную продукцию без товарно-транспортных документов.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения (часть 1 статьи 1.7 Кодекса). Пунктом 2 статьи 1.7 Кодекса предусмотрено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу.
Во время совершения предпринимателем административного правонарушения пункт 2 статьи 14.16 Кодекса действовал в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 237-ФЗ - поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Федеральным законом от 21.12.2013 N 365-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с усилением уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 365-ФЗ) внесены изменения в статью 14.16 Кодекса, в том числе в часть 2 названной статьи, действующие с 03.01.2014.
Сделав вывод о том, что в действиях предпринимателя на момент рассмотрения заявления отсутствует объективная сторона правонарушения, суд исходил из изменения диспозиции части 2 статьи 14.16 Кодекса и имевшем место административном правонарушении, выразившемся в нахождении в розничной продаже в магазине предпринимателя алкогольной продукции без товарно-транспортных накладных, справок к товарно-транспортными накладным.
При этом суд не учел следующее.
Согласно статье 14.16 Кодекса в редакции Федерального закона от 21.12.2013 N 365-ФЗ:
- 1. Розничная продажа этилового спирта, в том числе этилового спирта по фармакопейным статьям, спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть) или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции;
- 2. Оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, частью 2 статьи 14.16 Кодекса в редакции Федерального закона от 21.12.2013 N 365-ФЗ усилена ответственность за оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, при этом в части этилового спирта частью 2 названной статьи ответственность предусмотрена за исключением розничной торговли, поскольку ответственность за розничную продажу этилового спирта предусмотрена частью 1 статьи 14.16 Кодекса.
Поскольку материалами дела подтверждается факт розничной продажи предпринимателем алкогольной продукции без товарно-транспортных документов, указанное нарушение подлежит квалификации по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ. Административная ответственность за нарушение Правил, выразившееся в розничной продаже алкогольной продукции без товарно-транспортных документов, как на момент совершения правонарушения, так и на момент рассмотрения заявления судом, установлена частью 2 статьи 14.16 Кодекса.
Однако, несмотря на ошибочные выводы арбитражного суда, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения заявленных по существу требований в силу следующего.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ, пункту 4 статьи 29.1 КоАП РФ арбитражный суд при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняет вопрос о наличии обстоятельств, исключающих производство по делу.
Одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса.
Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
В силу части 1 и 2 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что на момент принятия к производству апелляционной жалобы управления срок давности привлечения к административной ответственности истек.
При таких обстоятельствах, оставляя решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, суд апелляционной инстанции исходит из того, что на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции истек срок давности привлечения лица к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, в связи с чем требование о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ не может быть удовлетворено судом апелляционной инстанции.
В силу пункта 35 Постановление Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", при принятии постановления суд апелляционной инстанции действует в пределах полномочий, определенных статьей 269 АПК РФ. В случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
На изменение мотивировочной части судебного акта может быть также указано в резолютивной части постановления суда апелляционной инстанции.
Таким образом, суду апелляционной инстанции предоставлено право выбора применительно указанию на изменение мотивировочной части обжалуемого судебного акта в резолютивной части постановления либо только на приведение иной мотивировочной части в тексте постановления, которое зависит от судейского усмотрения апелляционной коллегии и обстоятельств конкретного дела.
С учетом изложенного, апелляционный суд не усматривает необходимости указания на изменение мотивировочной части обжалуемого судебного акта в резолютивной части постановления, считая достаточным приведение иной мотивировочной части в тексте настоящего постановления.
Нарушения норм процессуального права, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являющиеся безусловным основанием отмены судебного акта, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.02.2014 по делу N А53-28375/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО

Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.Ю.ЕФИМОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)