Судебные решения, арбитраж
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2012 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Кузнецова Ю.А., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Машировой Я.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Фаткуллина Амира Анваровича на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.02.2012 по делу N А76-19560/2011 (судья Котляров Н.Е.).
В судебном заседании приняли участие представители:
главы крестьянского (фермерского) хозяйства Фаткуллина Амира Анваровича - Фаткуллин А.А. (паспорт), Михеева М.С. (доверенность N 8-5810 от 23.12.2011).
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области - Горбунов С.В. доверенность (N 03-31/01513 от 31.01.2012).
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Фаткуллин Амир Анварович (далее - заявитель, Глава КФХ Фаткуллин А.А., налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области (далее - налоговый орган, инспекция, МИФНС N 10 по Челябинской области) о признании недействительным решения инспекции от 18.05.2011 N 16 в части доначисления земельного налога в сумме 83 772 руб., пени по земельному налогу в сумме 36 794 руб. 44 коп.
Решением суда первой инстанции от 27.02.2012 в удовлетворении требований заявителю отказано.
Не согласившись с указанным решением, Глава КФХ Фаткуллин А.А. обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленное требование удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что Фаткуллин А.А. является плательщиком единого сельскохозяйственного налога, иные виды деятельности им не осуществляются. Объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке, относятся к сельскохозяйственным зданиям. Земельный участок, предоставленный и используемый заявителем для размещения сельскохозяйственной базы, подлежит отнесению к землям населенного пункта с целевым использованием для сельскохозяйственного производства. В процессе использования Фаткуллиным А.А. земельного участка вид его разрешенного использования не изменялся, земельный участок использовался лишь для ведения сельскохозяйственного производства. Также в материалах дела не содержится доказательств того, что спорный земельный участок относится к землям промышленности. Полагает, что налоговый орган неправомерно произвел исчисление земельного налога по спорному земельному участку за 2007 год исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной в январе 2010 года.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Полагает, что спорный земельный участок с видом разрешенного использования "Для размещения производственной базы" относится к группе N 7 "Земли под промышленные объекты" вида функционального использования земель для целей ГКОЗ, утвержденных Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 17.10.2002 N П/337, так как в составе данного населенного пункта зоны сельскохозяйственного использования не предусмотрены. Также кадастровая стоимость данного земельного участка составляет 5 584 800 руб. и не изменялась с 12.08.2006. Налогоплательщиком не представлены сведения об изменении категории земли, вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка, результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, относящихся к проверяемому налоговому периоду.
В судебном заседании представители заявителя, налогового органа, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, дополнений к жалобе, отзыва на жалобу, заслушав представителей общества и инспекции, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка деятельности индивидуального предпринимателя Фаткуллина Амира Анваровича по вопросам соблюдения налогового законодательства, по результатам которой составлен акт проверки от 04.04.2011 N 15 и вынесено решение от 18.05.2011 N 16 о привлечении к ответственности за привлечения налогового правонарушения.
Указанным решением налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) за непредставление в установленный срок расчетов авансовых платежей по земельному налогу за 2 и 3 кварталы 2008 года в виде штрафа в сумме 100 руб., начислены пени в сумме 38 488,43 руб., в том числе по ЕСХН за 2007 г. - 1694,10 руб., по земельному налогу за 2007 г. - 36 794,44 руб., предложено уплатить недоимку в сумме 88 384 руб. в т.ч. по ЕСХН за 2007 г. - 4612 руб., по земельному налогу за 2007 г. - 83 772 руб.
Основанием доначисления недоимки и пеней по земельному налогу послужил вывод инспекции о том, что налогоплательщик неправомерно применял ставку по земельному налогу в размере 0,3%, в то время как подлежала применению налоговая ставка в размере 1,5% в соответствии с Решением Совета депутатов Еманжелинского сельского поселения от 21.12.2006 N 7.
Налогоплательщик в порядке апелляционного производства обжаловал принятое решение в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области N 16-07/001868 от 14.07.2011 апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения, решение инспекции от 18.05.2011 N 16 утверждено.
Не согласившись с данным решением инспекции в части доначисления земельного налога и соответствующих сумм пени, общество оспорило его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ставка в размере 0,3% применена налогоплательщиком неправомерно, поскольку в материалах дела не содержится доказательств отнесения спорного земельного участка к землям в составе зон сельскохозяйственного использования.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ч. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Пунктом 2 данной статьи установлено, что кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 1 статьи 396 НК РФ установлено, что сумма земельного налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Таким образом, земельный налог определяется как процент от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Таким образом, порядок определения кадастровой стоимости земельных участков законодательно определен и не является произвольным. Необходимо отметить, что налоговый орган не наделен полномочиями по изменению вида разрешенного использования земельного участка.
Судом первой инстанции установлено, и подтверждается материалами дела, что земельный участок, расположенный по адресу: Челябинская область Еткульский район с.Емажелинка ул. Дорожная, 105 А приобретен заявителем в собственность по договору купли-продажи земельного участка от 26.07.2005 N 143-зем., на основании распоряжения Территориального управления по Челябинской области Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 22.04.2005 N 688-р. В соответствии с п. 1.1 договора купли-продажи, указанный земельный участок имеет целевое использование - "для размещения производственной базы".
09 ноября 2005 г в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Фаткуллина А.А. на указанный земельный участок с кадастровым номером 74:07:1000043:0021, отнесенный к землям поселений, и выдано свидетельство серии 74 АБ N 177208.
В соответствии с п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно пп. 1 п. 1 указанной статьи такие ставки не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства.
Подпунктом 1 пункта 2 Решения от 21.12.2006 N 7 Совета депутатов Еманжелинского сельского поселения налоговая ставка земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства, установлена ставка в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости.
Согласно письму Еткульского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области от 10.08.2010 N 07/889, полученному по запросу инспекции от 09.08.2010 N 09-77/17245, при проведении Государственной кадастровой оценки земель с.Еманжелинка спорный земельный участок с видом разрешенного использования "для размещения производственной базы" относится к группе N 7 - "земли под промышленные объекты" вида функционального использования земель для целей ГКОЗ которой соответствует удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка - 279.24 руб. за кв. м.
Кроме того, в выписках из государственного земельного кадастра от 01.02.2010, а также от 20.01.2005 указан вид разрешенного использования "для размещения производственной базы".
Как указывалось выше, налоговый орган не наделен полномочиями по изменению вида разрешенного использования земельного участка.
Следовательно, при исчислении земельного налога в ходе выездной налоговой проверки за спорный земельный участок, принадлежащий главе КФХ Фаткуллину А.А, ставка земельного налога в размере 1,5% применена налоговым органом правомерно.
Довод заявителя о том, что налоговый орган неправомерно произвел исчисление земельного налога по спорному земельному участку за 2007 год исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной в январе 2010 года, не принимается судом апелляционной инстанции.
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 ст. 65 ЗК РФ предусмотрено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Источником сведений о кадастровой стоимости земельного участка, в соответствии с подп. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" является государственный кадастр недвижимости.
Судом установлено, что Постановлением Губернатора Челябинской области от 14.07.2003 N 309 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Челябинской области, - в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", и в соответствии с постановлением Губернатора Челябинской области от 11.05.2000 N 185 "О государственной кадастровой оценке всех категорий земель на территории Челябинской области", - а информационно-аналитическому управлению предписано опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
Постановление Губернатора Челябинской области от 14.07.2003 N 309 опубликовано в газете "Южноуральская панорама" от 22.07.2003 N 83.
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Такой Порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения плательщиков земельного налога (далее - Порядок) утвержден постановлением главы г. Челябинска от 22.03.2006 N 165-п, при этом, исходя из п. 1 данного Порядка, содержащего ссылку на п. 14 ст. 396 НК РФ, до налогоплательщиков земельного налога доводятся сведения о кадастровой стоимости земельных участков, полученной по результатам проведенной государственной кадастровой оценки земель города Челябинска. Пунктом 2 Порядка при этом установлено, что под первичной базой данных понимается согласованный главой города базовый реестр существующих земельных участков, сформированных исполнителями, который утвержден субъектом федерации на выполнение работ по определению кадастровой стоимости земельных участков. Организациям и физическим лицам, являющимися индивидуальными предпринимателями, кадастровая стоимость земельных участков доводится: 1) до крупных промышленных предприятий (открытые акционерные общества) - почтовыми отправлениями с уведомлением о вручении; 2) до прочих организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями - при непосредственном обращении их в отраслевой отдел администрации города (п. 3 Порядка).
Таким образом, заявитель мог обратиться с заявлением о предоставлении сведений о кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с п. 3 Порядка доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения плательщиков земельного налога, утвержденным Постановлением главы г. Челябинска от 22.03.2006 N 165-п.
Однако, налогоплательщик с таким заявлением в 2007 году не обращался.
Неопубликование в "Южноуральской панораме" приложений к Постановлению Губернатора Челябинской области от 14.07.2003 N 309 не влечет нарушения прав налогоплательщиков (граждан и организаций) на получение информации о кадастровой стоимости земельных участков и не может свидетельствовать о том, что указанное постановление нельзя признать официально опубликованным.
Таким образом, из системного толкования приведенных выше норм земельного, налогового законодательства следует, что размер кадастровой стоимости определяется специализированными органами, входящими в систему органов государственной кадастровой оценки земель, а органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации при утверждении представленных данных о кадастровой стоимости обязанностью, а также правом по ее ревизии не обладают.
Действия специализированных органов по определению размера кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего налогоплательщику, не признаны незаконными в судебном порядке.
По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области Еткульский отдел, представленным в налоговый орган 10.08.2010, "удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка (УПКСЗ), расположенного по адресу: Челябинская область Еткульский район, с.Еманжелинка, ул. Дорожная, 10А, с кадастровым номером 74:07:1000043:21, на землях населенных пунктов составляет 279,24 рублей за кв. м. Кадастровая стоимость определена в соответствии с Приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 N 222 на основании результатов ГКОЗ населенного пункта с.Еманжелинка Еткульского района Челябинской области...Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:07:1000043:21 и его УПКСЗ с 12.08.2006 г. не менялся.".
Кроме того, инспекцией в материалы дела представлено письмо Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области от 30.06.2011 N 100, из которого следует, "что про проведении работ по кадастровой оценке существующих земельных участков в Еткульском районе и составлению "Оценочных описей земельных участков" ООО Научно-производственной фирмой "Недра" в 2005 г. земельный участок с кадастровым номером 74:07:1000043:21, расположенный по адресу: Еткульский район, с. Еманжелинка, ул. Дорожная, д. 10 был включен в Акт определения кадастровой стоимости земельных участков с. Еманжелинка. Согласно данному Акту земельный участок был отнесен к 7 группе - земли под промышленными объектами с удельным показателем 279,27 руб. /кв. м, кадастровой стоимостью - 8 377 200 руб. При уточнении границ и площади земельного участка, внесением изменений в адресный план Фаткуллиным А.А. площадь земельного участка с кадастровым номером 74:07:1000043:21, расположенным по адресу: Еткульский район, с. Еманжелинка, ул. Дорожная, д. 10А составила 20 000 кв. м без изменения указанного ранее разрешенного использования. В результате уменьшения площади земельного участка как следствие и уменьшилась кадастровая стоимость. По состоянию на 01.01.2007 г. кадастровая стоимость земельного участка составляла 5 584 800 руб.".
Аналогичный ответ за номером N 115 был дан Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области 06.07.2011 главе КФХ Фаткуллину А.А.
У налогового органа отсутствовали полномочия и обязанности по проверке достоверности сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, а также правильности расчета кадастровой стоимости уполномоченным органом.
Указанные обстоятельства также не входят в предмет проверки при рассмотрении заявления о признании недействительным решения налогового органа, которым доначислен земельный налог исходя из сведений, содержащихся в официальном источнике информации о кадастровой стоимости земельного участка и полученных из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, с учетом положений части 3 статьи 201 АПК РФ, пришел к правильному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований о признании решения от 18.05.2011 N 16 недействительным в части доначисления земельного налога в сумме 83 772 руб., пени по земельному налогу в сумме 36 794,44 руб.
Принимая во внимание изложенное, оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба главы КФХ Фаткуллина А.А. - оставлению без удовлетворения.
Излишне уплаченная главой КФХ Фаткуллиным А.А. при подаче апелляционной жалобы по чеку-ордеру от 19.03.2012 государственная пошлина в размере 1 900 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.02.2012 по делу N А76-19560/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Фаткуллина Амира Анваровича - без удовлетворения.
Возвратить Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Фаткуллину Амиру Анваровичу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 900 руб., излишне уплаченную по чеку-ордеру от 19.03.2012.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.
Председательствующий судья
Н.А.ИВАНОВА
Судьи
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
М.Б.МАЛЫШЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.06.2012 N 18АП-3491/2012 ПО ДЕЛУ N А76-19560/2011
Разделы:Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2012 г. N 18АП-3491/2012
Дело N А76-19560/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2012 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Кузнецова Ю.А., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Машировой Я.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Фаткуллина Амира Анваровича на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.02.2012 по делу N А76-19560/2011 (судья Котляров Н.Е.).
В судебном заседании приняли участие представители:
главы крестьянского (фермерского) хозяйства Фаткуллина Амира Анваровича - Фаткуллин А.А. (паспорт), Михеева М.С. (доверенность N 8-5810 от 23.12.2011).
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области - Горбунов С.В. доверенность (N 03-31/01513 от 31.01.2012).
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Фаткуллин Амир Анварович (далее - заявитель, Глава КФХ Фаткуллин А.А., налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области (далее - налоговый орган, инспекция, МИФНС N 10 по Челябинской области) о признании недействительным решения инспекции от 18.05.2011 N 16 в части доначисления земельного налога в сумме 83 772 руб., пени по земельному налогу в сумме 36 794 руб. 44 коп.
Решением суда первой инстанции от 27.02.2012 в удовлетворении требований заявителю отказано.
Не согласившись с указанным решением, Глава КФХ Фаткуллин А.А. обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленное требование удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что Фаткуллин А.А. является плательщиком единого сельскохозяйственного налога, иные виды деятельности им не осуществляются. Объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке, относятся к сельскохозяйственным зданиям. Земельный участок, предоставленный и используемый заявителем для размещения сельскохозяйственной базы, подлежит отнесению к землям населенного пункта с целевым использованием для сельскохозяйственного производства. В процессе использования Фаткуллиным А.А. земельного участка вид его разрешенного использования не изменялся, земельный участок использовался лишь для ведения сельскохозяйственного производства. Также в материалах дела не содержится доказательств того, что спорный земельный участок относится к землям промышленности. Полагает, что налоговый орган неправомерно произвел исчисление земельного налога по спорному земельному участку за 2007 год исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной в январе 2010 года.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Полагает, что спорный земельный участок с видом разрешенного использования "Для размещения производственной базы" относится к группе N 7 "Земли под промышленные объекты" вида функционального использования земель для целей ГКОЗ, утвержденных Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 17.10.2002 N П/337, так как в составе данного населенного пункта зоны сельскохозяйственного использования не предусмотрены. Также кадастровая стоимость данного земельного участка составляет 5 584 800 руб. и не изменялась с 12.08.2006. Налогоплательщиком не представлены сведения об изменении категории земли, вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка, результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, относящихся к проверяемому налоговому периоду.
В судебном заседании представители заявителя, налогового органа, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, дополнений к жалобе, отзыва на жалобу, заслушав представителей общества и инспекции, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка деятельности индивидуального предпринимателя Фаткуллина Амира Анваровича по вопросам соблюдения налогового законодательства, по результатам которой составлен акт проверки от 04.04.2011 N 15 и вынесено решение от 18.05.2011 N 16 о привлечении к ответственности за привлечения налогового правонарушения.
Указанным решением налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) за непредставление в установленный срок расчетов авансовых платежей по земельному налогу за 2 и 3 кварталы 2008 года в виде штрафа в сумме 100 руб., начислены пени в сумме 38 488,43 руб., в том числе по ЕСХН за 2007 г. - 1694,10 руб., по земельному налогу за 2007 г. - 36 794,44 руб., предложено уплатить недоимку в сумме 88 384 руб. в т.ч. по ЕСХН за 2007 г. - 4612 руб., по земельному налогу за 2007 г. - 83 772 руб.
Основанием доначисления недоимки и пеней по земельному налогу послужил вывод инспекции о том, что налогоплательщик неправомерно применял ставку по земельному налогу в размере 0,3%, в то время как подлежала применению налоговая ставка в размере 1,5% в соответствии с Решением Совета депутатов Еманжелинского сельского поселения от 21.12.2006 N 7.
Налогоплательщик в порядке апелляционного производства обжаловал принятое решение в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области N 16-07/001868 от 14.07.2011 апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения, решение инспекции от 18.05.2011 N 16 утверждено.
Не согласившись с данным решением инспекции в части доначисления земельного налога и соответствующих сумм пени, общество оспорило его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ставка в размере 0,3% применена налогоплательщиком неправомерно, поскольку в материалах дела не содержится доказательств отнесения спорного земельного участка к землям в составе зон сельскохозяйственного использования.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ч. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Пунктом 2 данной статьи установлено, что кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 1 статьи 396 НК РФ установлено, что сумма земельного налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Таким образом, земельный налог определяется как процент от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Таким образом, порядок определения кадастровой стоимости земельных участков законодательно определен и не является произвольным. Необходимо отметить, что налоговый орган не наделен полномочиями по изменению вида разрешенного использования земельного участка.
Судом первой инстанции установлено, и подтверждается материалами дела, что земельный участок, расположенный по адресу: Челябинская область Еткульский район с.Емажелинка ул. Дорожная, 105 А приобретен заявителем в собственность по договору купли-продажи земельного участка от 26.07.2005 N 143-зем., на основании распоряжения Территориального управления по Челябинской области Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 22.04.2005 N 688-р. В соответствии с п. 1.1 договора купли-продажи, указанный земельный участок имеет целевое использование - "для размещения производственной базы".
09 ноября 2005 г в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Фаткуллина А.А. на указанный земельный участок с кадастровым номером 74:07:1000043:0021, отнесенный к землям поселений, и выдано свидетельство серии 74 АБ N 177208.
В соответствии с п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно пп. 1 п. 1 указанной статьи такие ставки не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства.
Подпунктом 1 пункта 2 Решения от 21.12.2006 N 7 Совета депутатов Еманжелинского сельского поселения налоговая ставка земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства, установлена ставка в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости.
Согласно письму Еткульского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области от 10.08.2010 N 07/889, полученному по запросу инспекции от 09.08.2010 N 09-77/17245, при проведении Государственной кадастровой оценки земель с.Еманжелинка спорный земельный участок с видом разрешенного использования "для размещения производственной базы" относится к группе N 7 - "земли под промышленные объекты" вида функционального использования земель для целей ГКОЗ которой соответствует удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка - 279.24 руб. за кв. м.
Кроме того, в выписках из государственного земельного кадастра от 01.02.2010, а также от 20.01.2005 указан вид разрешенного использования "для размещения производственной базы".
Как указывалось выше, налоговый орган не наделен полномочиями по изменению вида разрешенного использования земельного участка.
Следовательно, при исчислении земельного налога в ходе выездной налоговой проверки за спорный земельный участок, принадлежащий главе КФХ Фаткуллину А.А, ставка земельного налога в размере 1,5% применена налоговым органом правомерно.
Довод заявителя о том, что налоговый орган неправомерно произвел исчисление земельного налога по спорному земельному участку за 2007 год исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной в январе 2010 года, не принимается судом апелляционной инстанции.
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 ст. 65 ЗК РФ предусмотрено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Источником сведений о кадастровой стоимости земельного участка, в соответствии с подп. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" является государственный кадастр недвижимости.
Судом установлено, что Постановлением Губернатора Челябинской области от 14.07.2003 N 309 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Челябинской области, - в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", и в соответствии с постановлением Губернатора Челябинской области от 11.05.2000 N 185 "О государственной кадастровой оценке всех категорий земель на территории Челябинской области", - а информационно-аналитическому управлению предписано опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
Постановление Губернатора Челябинской области от 14.07.2003 N 309 опубликовано в газете "Южноуральская панорама" от 22.07.2003 N 83.
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Такой Порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения плательщиков земельного налога (далее - Порядок) утвержден постановлением главы г. Челябинска от 22.03.2006 N 165-п, при этом, исходя из п. 1 данного Порядка, содержащего ссылку на п. 14 ст. 396 НК РФ, до налогоплательщиков земельного налога доводятся сведения о кадастровой стоимости земельных участков, полученной по результатам проведенной государственной кадастровой оценки земель города Челябинска. Пунктом 2 Порядка при этом установлено, что под первичной базой данных понимается согласованный главой города базовый реестр существующих земельных участков, сформированных исполнителями, который утвержден субъектом федерации на выполнение работ по определению кадастровой стоимости земельных участков. Организациям и физическим лицам, являющимися индивидуальными предпринимателями, кадастровая стоимость земельных участков доводится: 1) до крупных промышленных предприятий (открытые акционерные общества) - почтовыми отправлениями с уведомлением о вручении; 2) до прочих организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями - при непосредственном обращении их в отраслевой отдел администрации города (п. 3 Порядка).
Таким образом, заявитель мог обратиться с заявлением о предоставлении сведений о кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с п. 3 Порядка доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения плательщиков земельного налога, утвержденным Постановлением главы г. Челябинска от 22.03.2006 N 165-п.
Однако, налогоплательщик с таким заявлением в 2007 году не обращался.
Неопубликование в "Южноуральской панораме" приложений к Постановлению Губернатора Челябинской области от 14.07.2003 N 309 не влечет нарушения прав налогоплательщиков (граждан и организаций) на получение информации о кадастровой стоимости земельных участков и не может свидетельствовать о том, что указанное постановление нельзя признать официально опубликованным.
Таким образом, из системного толкования приведенных выше норм земельного, налогового законодательства следует, что размер кадастровой стоимости определяется специализированными органами, входящими в систему органов государственной кадастровой оценки земель, а органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации при утверждении представленных данных о кадастровой стоимости обязанностью, а также правом по ее ревизии не обладают.
Действия специализированных органов по определению размера кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего налогоплательщику, не признаны незаконными в судебном порядке.
По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области Еткульский отдел, представленным в налоговый орган 10.08.2010, "удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка (УПКСЗ), расположенного по адресу: Челябинская область Еткульский район, с.Еманжелинка, ул. Дорожная, 10А, с кадастровым номером 74:07:1000043:21, на землях населенных пунктов составляет 279,24 рублей за кв. м. Кадастровая стоимость определена в соответствии с Приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 N 222 на основании результатов ГКОЗ населенного пункта с.Еманжелинка Еткульского района Челябинской области...Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:07:1000043:21 и его УПКСЗ с 12.08.2006 г. не менялся.".
Кроме того, инспекцией в материалы дела представлено письмо Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области от 30.06.2011 N 100, из которого следует, "что про проведении работ по кадастровой оценке существующих земельных участков в Еткульском районе и составлению "Оценочных описей земельных участков" ООО Научно-производственной фирмой "Недра" в 2005 г. земельный участок с кадастровым номером 74:07:1000043:21, расположенный по адресу: Еткульский район, с. Еманжелинка, ул. Дорожная, д. 10 был включен в Акт определения кадастровой стоимости земельных участков с. Еманжелинка. Согласно данному Акту земельный участок был отнесен к 7 группе - земли под промышленными объектами с удельным показателем 279,27 руб. /кв. м, кадастровой стоимостью - 8 377 200 руб. При уточнении границ и площади земельного участка, внесением изменений в адресный план Фаткуллиным А.А. площадь земельного участка с кадастровым номером 74:07:1000043:21, расположенным по адресу: Еткульский район, с. Еманжелинка, ул. Дорожная, д. 10А составила 20 000 кв. м без изменения указанного ранее разрешенного использования. В результате уменьшения площади земельного участка как следствие и уменьшилась кадастровая стоимость. По состоянию на 01.01.2007 г. кадастровая стоимость земельного участка составляла 5 584 800 руб.".
Аналогичный ответ за номером N 115 был дан Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области 06.07.2011 главе КФХ Фаткуллину А.А.
У налогового органа отсутствовали полномочия и обязанности по проверке достоверности сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, а также правильности расчета кадастровой стоимости уполномоченным органом.
Указанные обстоятельства также не входят в предмет проверки при рассмотрении заявления о признании недействительным решения налогового органа, которым доначислен земельный налог исходя из сведений, содержащихся в официальном источнике информации о кадастровой стоимости земельного участка и полученных из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, с учетом положений части 3 статьи 201 АПК РФ, пришел к правильному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований о признании решения от 18.05.2011 N 16 недействительным в части доначисления земельного налога в сумме 83 772 руб., пени по земельному налогу в сумме 36 794,44 руб.
Принимая во внимание изложенное, оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба главы КФХ Фаткуллина А.А. - оставлению без удовлетворения.
Излишне уплаченная главой КФХ Фаткуллиным А.А. при подаче апелляционной жалобы по чеку-ордеру от 19.03.2012 государственная пошлина в размере 1 900 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.02.2012 по делу N А76-19560/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Фаткуллина Амира Анваровича - без удовлетворения.
Возвратить Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Фаткуллину Амиру Анваровичу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 900 руб., излишне уплаченную по чеку-ордеру от 19.03.2012.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.
Председательствующий судья
Н.А.ИВАНОВА
Судьи
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
М.Б.МАЛЫШЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)