Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.08.2009 N 07АП-5647/08 ПО ДЕЛУ N А27-5996/2008-6

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 2009 г. N 07АП-5647/08


Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Кулеш
судей: М.Х. Музыкантовой,
Е.А. Залевской,
при ведении протокола судебного заседания судьей М.Х. Музыкантовой,
при участии:
от заявителя: Святкин С.И. по доверенности N 164 от 16.02.2009 г.; Белоусов В.Е. по доверенности N 200 от 05.05.2009 г.; Попова И.С. по доверенности N 227 от 28.07.2009 г., Домрачева Л.В. по доверенности N 149 от 11.02.2009 г.,
от заинтересованного лица: Поздняков К.И. по доверенности от 19.06.2009 г.; Феденев А.Е. по доверенности от 20.05.2009 г.,
от третьего лица: Управление по недропользованию по Кемеровской области - без участия, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25.05.2009 года по делу N А27-5996/2008-6 (судья А.Л. Потапов)
по заявлению открытого акционерного общества "Кузнецкие ферросплавы" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области о признании недействительным решения N 07дсп от 20.05.2008 г. в части,

установил:

Открытое акционерное общество "Кузнецкие ферросплавы" (далее - заявитель, налогоплательщик, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения N 07дсп от 20.05.2008 г. межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) в части доначисления:
- - недоимки по налогу на прибыль в размере 233 003 рублей, пени по налогу на прибыль в размере 12 150, 96 рублей, штрафа в размере 46 600, 60 рублей;
- - налога на добавленную стоимость в размере 216 981 рубль, сумм пени соответствующих сумме оспариваемого налога и штрафа в размере 43 396, 20 рублей;
- - единого социального налога в размере 23 931, 20 рублей, сумм пени соответствующих оспариваемой сумме налога и штрафа в размере 4784, 24 рубля;
- - страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 12 915, 95 рублей, пени в размере 45, 98 рублей;
- - налога на добычу полезных ископаемых в размере 8 071 350 рублей, сумм пени по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 2 086 431 рубль и штрафа в размере 1 614270 рублей;
- - штрафа, начисленного по пункту 1 статьи 126 НК РФ в размере 200 рублей (с учетом принятого судом ходатайства об уточнении заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 03.07.2008 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление по недропользованию по Кемеровской области (Кузбасснедра).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 01.08.2008 г. заявленные требования Общества удовлетворены частично.
Решение от 20.05.2008 N 07дсп признано недействительным в части доначисления:
- - налога на прибыль в размере 233 003 рублей, пени в размере 12 150, 96 рублей и штрафа в размере 46 600, 60 рублей;
- - НДС в размере 216 981 рубль, сумм пени и штрафа в размере 43 396, 20 рублей;
- - ЕСН в размере 23 931, 20 рубль, сумм пени и штрафа в размере 4 784, 24 рублей;
- - страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 12 915, 95 рублей, пени в размере 45, 98 рублей и штрафа в размере 200 рублей.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований ОАО "Кузнецкие ферросплавы" отказано.
Постановлением от 21.07.2008 г. Седьмого арбитражного апелляционной суда вышеуказанное решение Арбитражного суда Кемеровской области оставлено без изменения.
Постановлением кассационной инстанции от 12.03.2009 г. решение от 01.08.2008 г. Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 10.11.2008 г. Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-5996/2008-6 в части отказа ОАО "Кузнецкие ферросплавы" в признании недействительным решения от 20.05.2008 г. N 07дсп о доначислении налога на добычу полезных ископаемых, начислении соответствующей суммы пеней и привлечении к налоговой ответственности отменено.
В отмененной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области. В остальной части названные судебные акты оставлены без изменения.
Решением арбитражного суда Кемеровской области от 25.05.2009 г. заявленные требования Общества в части, направленной на новое рассмотрение, были удовлетворены.
Считая решение суда первой инстанции незаконным как вынесенным с нарушением норм материального права, инспекция обратилась в арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать Обществу в удовлетворении требований.
В качестве доводов апелляционной жалобы налоговый орган указал на то, что:
- - содержание стандарта СТП 001-05770748-2001 не соответствует требованиям протокола ГКЗ, лицензионному соглашению, проекту отработки месторождения;
- - налоговый орган имел право рассматривать кварцит фракции 0-25 мм в качестве добытого полезного ископаемого.
В своем отзыве на апелляционную жалобу Общество не согласилось с доводами налогового органа, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Управление по недропользованию по Кемеровской области представило отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
В судебном заседании представители инспекции и Общества поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечило.
Суд считает возможным в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотреть настоящее дело в отсутствие третьего лица.
В судебном заседании объявлялся перерыв 16 часов 15 минут 10.08.2009 г., после которого судебное заседание было продолжено в том же составе.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, проверив в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого судебного решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено материалами дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ОАО "Кузнецкие ферросплавы" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет, в том числе налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, налога на добычу полезных ископаемых.
Результаты проверки были отражены в акте N 31ДСП от 11.04.2008 г., на который налогоплательщиком принесены возражения.
По результатам проверки налоговым органом вынесено решение N 07дсп от 20.05.2008 г. "о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Указанным решением налогоплательщику, в том числе, доначислен налог на добычу полезных ископаемых в размере 8 071 350 рублей, пени по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 2 086 431 рублей и штраф в размере 1 614 270 рублей.
Общество, не согласившись с решением N 07дсп от 20.05.2008 г. налогового органа в указанной части, обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к следующим выводам:
- - переработка сырого кварцита на дробильно-обогатительной фабрике не относится к процессу извлечения полезного ископаемого;
- - в спорном периоде Обществом был уплачен НДПИ со всего объема кварцита соответствующему по качеству стандарту Общества до его переработки на дробильно-обогатительной фабрике;
- - фракция менее 25 мм является отходом дробления сырых кварцитов, то есть отходом переработки полезного ископаемого;
- - налоговым органом не доказана реализация в спорном периоде щебня получаемого путем добычи полезного ископаемого, а не путем переработки отходов производства товарного кварцита.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, при этом исходит из следующего.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых являются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия этих стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия); не признается полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
Согласно пункту 1 статьи 337 НК РФ в целях главы 26 НК РФ полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым.
В силу подпункта 7 пункта 2 статьи 337 НК РФ одним из видов добытого полезного ископаемого является горнорудное неметаллическое сырье (абразивные породы, жильный кварц, кварциты, карбонатные породы для металлургии, и так далее).
Из материалов дела следует, что ОАО "Кузнецкие ферросплавы" является недропользователем на основании выданной Территориальным агентством по недропользованию по Кемеровской области (Кузбасснедра) лицензии на право пользования недрами серия КЕММ 01190 ТЭ "Добыча кварцитов на месторождении "Сопка 248".
Количество добытого полезного ископаемого определялось ОАО "Кузнецкие ферросплавы" прямым методом в соответствии со статьей 339 НК РФ, данный метод предполагает применение налогоплательщиком при определении количества добытого полезного ископаемого применение измерительных средств и устройств (маркшейдерские замеры) с учетом фактических потерь полезного ископаемого, которое в количество добытого не включается.
Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определялась Обществом в соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 340 НК РФ, исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого.
Налоговый орган установил в ходе выездной налоговой проверки, что выручка от реализации щебня с отвала, его количество для целей определения стоимости единицы добытого щебня как полезного ископаемого за проверяемый налоговый период Обществом не учитывалось.
В результате Общество занизило стоимость единицы добытого полезного ископаемого - щебня, определяемую в соответствии с пунктом 3 статьи 340 НК РФ как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого к количеству реализованного добытого полезного ископаемого.
Согласно статье 29 Закона РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе.
Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.
Сведения, полученные в результате проведения такой экспертизы, в том числе и о количестве и качестве полезных ископаемых является основанием для постановки их на государственный баланс в соответствии со статьей 31 Закона N 2395-1, а также пунктом 7 Положения о порядке учета запасов полезных ископаемых, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 122 от 09.07.1997 г.
Балансовые запасы полезного ископаемого для месторождения "Сопка-248" утверждены Протоколом заседания государственной комиссии по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР от 28.09.1983 г. N 9309, как балансовые запасы кварцитов месторождения "Сопка 248", как сырье для производства ферросплавных марок КШ и КФ (ОСТ 14 49-80), кристаллического кремня марки КР-2, а также кварцитов фракции менее 25 мм, как сырья для изготовления набивных масс, раскислителей шлаков в металлургическом производстве, цементной добавки, а также для производства фильтрующих материалов и совместно с кварцитами, не удовлетворяющими требованиям к ферросплавному производству для производства щебня (ГОСТ 8267-82) песка (ГОСТ 8736-77) после его промывки.
В соответствии с пунктом 2. 2 Лицензионного соглашения к лицензии КЕМ 01190 ТЭ полезным ископаемым на месторождении "Сопка 248" являются кварциты, образующие сложной формы тела, залегающие среди вмещающих пород. В объеме вмещающей толщи кварциты занимают около 40%. По качеству выделяются кварциты марок КФ, КР-2 и КШ, пригодные для производства ферросплавов (КШ, КФ) и кристаллического кремния (КР-2). Фракции крупностью менее 25 мм, образующиеся при переработке сырых кварцитов, пригодны в качестве сырья для изготовления набивных масс, раскислителей шлаков в металлургии и цементной добавки. Отходы производства (до 60% от объема добытого кварцита) пригодны для производства строительных материалов (щебень и песок), при неполной реализации подлежат складированию в отдельные отвалы. Кроме того, на месторождении выделены кварциты не пригодные для металлургии, они могут быть использованы для производства щебня (ГОСТ 8267-82) и песка промывки (ГОСТ 8736-77).
Таким образом, продукцией разработки карьера является полезное ископаемое - кварцит, пригодный как для ферросплавного производства крупностью более 25 мм, так и для других целей крупностью менее 25 мм.
Следовательно, кварцит в зависимости от крупности может использоваться для разных целей, при этом как кварцит крупностью более 25 мм, так и кварцит крупностью менее 25 мм является полезным ископаемым.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, указал на то, что поскольку государственный, отраслевой, региональный или международный стандарт на добываемый кварцит отсутствует, Обществом был разработан и утвержден Стандарт предприятия (СТП 001-05770748-2001) на добываемый на руднике открытым способом кварцит.
Данным Стандартом определено, что извлекаемые балансовые запасы кварцита считаются добытыми из недр полезным ископаемым (товарной продукцией), подготовленным для реализации сторонним потребителям или переработки в продукцию более высокого передела после выполнения следующих основных процессов (работ): эксплуатационной разведки, выполнения вскрышных работ, бурения взрывных скважин для получения кондиционного куска полезного ископаемого, опробование взрывных скважин для получения качественных показателей минерального сырья, погрузки полезного сырья в транспортные средства.
В результате выполнения указанных работ добытый кварцит должен иметь крупность в пределах 25-800 мм и определенное содержание кремния, алюминия, марганца. Химический состав кварцита также закреплен данным Стандартом предприятия, в частности, массовая доля оксида кремния должна составлять не менее 97,0%.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что добытый кварцит крупностью 25-800 мм, первый по своему качеству соответствующий стандарту предприятия на добытое полезное ископаемое, является видом добытого полезного ископаемого и объектом налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых.
Указанный вывод нельзя признать обоснованным.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в своем постановлении от 12.03.2009 г. указал на необходимость исследовать вопросы о соответствии Стандарта предприятия и технологической инструкции, разработанных Обществом, действующему законодательству, соотнесены ли положения Стандарта предприятия с данными выданной налогоплательщику лицензии на право пользования недрами.
Суд апелляционной инстанции, выполняя указание кассационной инстанции, приходит к выводу о несоответствии Стандарта Общества как лицензионному соглашению к лицензии КЕМ 01190 ТЭ, так и проекту отработки месторождения "Корректировка проекта реконструкции объектов рудника" и Протоколу заседания государственной комиссии по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР от 28.09.1983 г. N 9309.
Согласно протоколу ГКЗ на месторождении "Сопка 248" годовая производительность сырого кварцита составляет 2516 тыс. тонн, всего за период разработки добыто 11186 тыс. тонн кварцитов. Выход товарного кварцита фракции 25-100 мм по данным предприятия составляет 43% от сырого кварцита.
Следовательно, протоколом ГКЗ разграничиваются понятия сырого и товарного кварцита, при этом протоколом ГКЗ устанавливается, что товарным кварцитом является кварцит с фракцией 25-100 мм.
Технологическим проектом отработки месторождения "Корректировка проекта реконструкции объектов рудника" установлено, что в результате осуществления работ по эксплуатационной разведке, выполнению вскрышных работ, бурению взрывных скважин, опробованию скважин, погрузке в транспортные средства, сырой кварцит крупностью 1000-0 мм, добытый в карьере, автомобилями типа БелАЗ доставляется в приемный бункер ДОФ.
В результате грохочения сырого кварцита на ДОФ, выполняемым по классу 25 мм на 2-х грохотах, получаются кварциты фракции 25-120 мм и 0-25 мм.
Кроме того, протоколом ГКЗ в отличие от Стандарта организации СТП 001-05770748-2001 указывается, что товарной продукцией является товарный кварцит фракции 25-100 мм, предназначенный для производства ферросплавов марок КФ и КШ, а не сырой кварцит фракции 25-800 мм, который предназначен только для извлечения товарных продуктов.
Суд первой инстанции, делая вывод о том, что полезным ископаемым является только товарный кварцит крупностью более 25 мм, не учел содержание пунктов 1.5 и 3.2 протокола ГКЗ на месторождении "Сопка 248", согласно которым предусмотрены балансовые запасы:
- - кварцитов, как сырья для производства ферросплавных марок КШ и КФ, соответствующих (ОСТ -14 49-80), кремния марки КР-2;
- - кварцитов фракции менее 25 мм как сырья для изготовления набивных масс, цементной добавки и совместно с кварцитами, не удовлетворяющими требованиям к ферросплавному производству для производства щебня.
С учетом изложенного, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что на месторождении "Сопка 248" различаются два вида добываемого полезного ископаемого: кварциты пригодные для ферросплавного производства фракции 25-120 мм, образующиеся после переработки сырого кварцита; и кварциты фракции 0-25, образующиеся после переработки сырого кварцита.
Суд апелляционной инстанции признает обоснованным довод налогового органа о том, что не может быть признан добытым полезным ископаемым сырой кварцит, так как из указанных документов, следует, что к полезному ископаемому предъявляются определенные требования, в частности фракционный состав, которому сырой кварцит не соответствует.
Также налоговым органом правомерно отмечено, что как кварциты, пригодные для ферросплавного производства, так и кварциты фракции 0-25 мм, образующиеся после переработки сырого кварцита, как добытые полезные ископаемые, соответствуют требованиям пункта 1 статьи 337 НК РФ.
Указанный вывод инспекции согласуется со следующими обстоятельствами.
Обществом на кварциты, пригодные для ферросплавного производства, разработаны технические условия ТУ 0750-002-05770748-2001 от 07.05.2004 г. в соответствии, с которыми крупность кварцита должна соответствовать фракции 25-120 мм, что полностью соответствует требованиям Лицензионного соглашения, соглашению к лицензии КЕМ 01190 ТЭ и содержанию Протокола ГКЗ на месторождении "Сопка 248".
Также и на кварциты фракции 0-25 мм, образующиеся после переработки сырого кварцита, Обществом разработаны технические условия ТУ 5711-00705770748-2003 от 04.03.2003 г., где кварцит, используемый в строительной индустрии, поименован как щебень нефракционный.
Поскольку пунктом 1 статьи 337 НК РФ установлено, что одним из требований предъявляемых к добытому полезному ископаемому является соответствие стандарту, а в случае отсутствия таких стандартов, соответствие стандарту либо техническим условиям, разработанных налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган обоснованно рассматривал кварцит фракции 0-25 мм в качестве добытого полезного ископаемого.
Является необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что переработка сырого кварцита на дробильно-обогатительной фабрике, в силу закрепления качества Стандартом предприятия относится к процессу извлечения полезного ископаемого в порядке пункта 1 статьи 337 НК РФ.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.12.2007 г. N 64 нормы статей 337, 339 НК РФ не могут быть истолкованы как означающие, что полезным ископаемым во всех случаях признается конечная продукция разработки месторождения, поскольку проектом разработки конкретного месторождения может быть предусмотрена необходимость осуществления в отношении полезного ископаемого операций, относящихся не только к добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, но и к его дальнейшей переработке.
В соответствии с лицензионным соглашением к лицензии КЕМ 01190 ТЭ и Протоколом заседания государственной комиссии по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР от 28.09.1983 г. N 9309 процессы, проводимые на дробильно-обогатительной фабрике, являются неотъемлемой частью именно извлечения полезного ископаемого и доведения до определенных требований установленных лицензией.
Вместе с тем, Стандарт предприятия СТП 001-05770748-2001 не учитывает указанные документы, поскольку не содержит процедуры грохочения, в связи с чем, получение кварцита крупностью 25-800 мм невозможно.
Кроме того, в апелляционной жалобе обоснованно отмечено, что, исходя из редакции пункта 1 статьи 337 НК РФ, следует, что добытым полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности, содержащаяся в фактически добытом минеральном сырье.
Согласно "Методическим рекомендациям по применению главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса Российской Федерации", утвержденным Приказом МНС от 02.04.2002 г. N БГ-3-21/170, под минеральным сырьем понимается порода, жидкость или иная смесь, фактически добытая (извлеченная) из недр.
В соответствии с данными Методическими рекомендациями, полезными ископаемыми является продукция горнодобывающей промышленности, содержащаяся в фактически добытом минеральном сырье, соответствующая стандарту качества.
В настоящем случае сырой кварцит является только извлеченным из недр минеральным сырьем, содержащем в себе продукцию горнодобывающей промышленности, а именно продукт крупностью 25-120 мм - кварциты марок КФ, пригодных для ферросплавного производства (ОСТ 14-49-80, ТУ 0750-002-05770748 от 07.05.2004 г.), и продукт крупностью 0-25 мм - кварцит, предназначенный для производства щебня (ТУ 5711-007-05770748-2003 от 04.03.2003 г.).
Таким образом, требования лицензионного соглашения к лицензии КЕМ 01190 ТЭ и Протокола заседания государственной комиссии по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР от 28.09.1983 г. N 9309 устанавливают необходимость осуществления в отношении сырого кварцита операций, относящихся не только к добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, но и к его дальнейшей переработке с целью получения двух видов полезных ископаемых.
При изложенных обстоятельствах доводы Общества о том, что кварцит фракцией менее 25 мм должен быть исключен из объектов налогообложения, несостоятельны.
Более того, пунктом 3.2.1 лицензионного соглашения к лицензии КЕМ 01190 ТЭ предусмотрены платежи Общества при пользовании недрами в соответствии с налоговым законодательством и законодательством о недрах - за право добычи кварцитов марок КФ, КР-2, КШ - 3% и за право добычи кварцитов для производства строительных материалов - 3%.
Арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что налоговым органом правильно с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства определена сумма недоимки, штрафа и пени.
В силу пункта 2 статьи 338 НК РФ налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.
Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 340 НК РФ.
Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии со статьей 339 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 340 НК РФ оценка стоимости добытых полезных ископаемых производится налогоплательщиком исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого либо в случае, если такая реализация отсутствует, - из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого.
Оценка стоимости полезного ископаемого, исходя из сложившихся у налогоплательщика цен реализации, возможна только в случае реализации налогоплательщиком продукции, признаваемой в соответствии со статьей 337 НК РФ полезным ископаемым.
Общество оценку стоимости добытых полезных ископаемых определяло в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 340 НК РФ, то есть с учетом цен реализации добытого полезного ископаемого.
Для целей определения стоимости единицы добытого полезного ископаемого, а впоследствии определения суммы налога на добычу полезных ископаемых выручка от реализации щебня, а также количество реализованного щебня учтены налогоплательщиком в налоговых декларациях по налогу на добытые полезные ископаемые за спорные периоды.
Статьей 52 НК РФ установлено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Уточненных налоговых деклараций ОАО "Кузнецкие ферросплавы" как в ходе проверки, так и до настоящего времени не подавало.
ОАО "Кузнецкий ферросплавы" самостоятельно, ссылаясь на лицензию N КЕ 101190 ТЭ, исчисляло налог на добычу полезных ископаемых, при этом, определяя в качестве полезного ископаемого кварцит, стоимостью 255 рублей за тонну и кварцит стоимостью 25 рублей за тонну.
Поскольку в проверяемый налоговый период Обществом производилась реализация кварцита, фракции менее 25 мм, оценку размера налога на добычу полезных ископаемых следует производить исходя из цен реализации соответствующего добытого полезного ископаемого.
Стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со статьей 339 НК РФ, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого.
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого рассчитывается как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с настоящим пунктом, к количеству реализованного добытого полезного ископаемого.
Налоговая ставка в соответствии с пунктом 2 статьи 342 НК РФ при добыче неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии (кварцит менее 25 мм), составляет 5, 5 процента.
В соответствии с пунктом 2 статьи 342 НК РФ, сумма налога по добытому полезному ископаемому (щебень) исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы по итогам каждого налогового периода, который в соответствии со статьей 341 НК РФ составляет один календарный месяц.
Суд апелляционной инстанции считает правомерным доначисление инспекцией налога на добычу полезных ископаемых, поскольку Обществом осуществлялась реализация кварцита фракции менее 25 мм, добытого на месторождении "Сопка-248" как с конвейера, так и с отвала, а исчисление и уплата налога производились по кварциту фракции менее 25 мм, реализованному с конвейера.
Инспекция правильно определила стоимость единицы подлежащего налогообложению полезного ископаемого как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого (70, 90, 100, 110 рублей за тонну) к количеству реализованного добытого полезного ископаемого, указанному Обществом в поданных налоговых декларациях.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, доначисление налога на добычу полезных ископаемых за 2005-2006 годы в указанном ранее размере правомерно.
Таким образом, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, что привело к принятию неверного решения, в связи с чем в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 АПК РФ решение суда первой инстанции от 25.05.2009 г. подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе заявителю в удовлетворении его требований по доначислению налога на добычу полезных ископаемых, соответствующих сумм пени и привлечению к налоговой ответственности в виде штрафа.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы налогового органа и освобождением государственных органов от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 рублей подлежит взысканию с открытого акционерного общества "Кузнецкие ферросплавы" в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 АПК РФ, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25.05.2009 года по делу N А27-5996/2008-6 отменить.
Принять новый судебный акт.
Требования открытого акционерного общества "Кузнецкие ферросплавы" о признании недействительным решения налогового органа N 07дсп от 20.05.2008 г. в части доначислении налога на добычу полезных ископаемых за 2005-2006 годы в сумме 8 071 380 рублей, начисления соответствующих сумм пени в размере 2 086 431 рубля и привлечения к налоговой ответственности по данному эпизоду в виде штрафа в размере 1 614 270 рублей оставить без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Кузнецкие ферросплавы" в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

Председательствующий
Т.А.КУЛЕШ

Судьи
Е.А.ЗАЛЕВСКАЯ
М.Х.МУЗЫКАНТОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)