Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.07.2015 N 09АП-23753/2015-АК ПО ДЕЛУ N А40-176367/14

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2015 г. N 09АП-23753/2015-АК

Дело N А40-176367/14

Резолютивная часть постановления объявлена "02" июля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "09" июля 2015 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Р.Г. Нагаева,
судей Н.О. Окуловой, Е.А. Солоповой
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.А. Ямщиковым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.03.2015 г. по делу N А40-176367/14, принятое судьей О.Ю. Паршуковой по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "КРК-ЦЕНТР" об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по г. Москве возвратить излишне уплаченный налог.
при участии в судебном заседании:
от ИФНС России N 29 по г. Москве - Индриков И.А. по дов. от 20.05.2015 N 05-24/012791
от ООО "КРК-ЦЕНТР" - Шишко И.В. по дов. от 27.01.2015

установил:

Решением от 30.03.2015 г. Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "КРК-ЦЕНТР" требования в полном объеме. На Инспекцию Федеральной налоговой службы N 29 по г. Москве возложена обязанность возвратить ООО "КРК-ЦЕНТР" излишне уплаченный налог на прибыль предприятий и организаций, зачисляемый в Федеральный бюджет в размере 217 782 руб., налог на прибыль предприятий и организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 2 510 975 руб., налог на прибыль предприятий и организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 710 259 руб. Инспекция Федеральной налоговой службы N 29 по г. Москве не согласилась с решением суда первой инстанции и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственностью "КРК-ЦЕНТР" требований по доводам, изложенным в апелляционной жалобе. В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель заявителя полагает решение суда обоснованным и правомерным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению. Отзыв на апелляционную жалобу представлен.
Проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого решения, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, 29 мая 2013 года принято решение о ликвидации ООО "КРК-ЦЕНТР" (ИНН 5032206525, ОГРН 1095032004220). Ликвидатором назначен Вайтукайтис Игорь Витутас-Антано. Указанный ликвидатор обратился в суд с заявлением (с учетом уточнения требований) об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по г. Москве возвратить ООО "КРК-ЦЕНТР" излишне уплаченный налог на прибыль предприятий и организаций, зачисляемый в Федеральный бюджет в размере, 217 782 руб., налог на прибыль предприятий и организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ в размере 2 510 975 руб., налог на прибыль предприятий и организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ в размере 710 259 руб. В ходе проведения инвентаризации расчетов было установлено наличие переплаты по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость, что подтверждается справкой о состоянии расчетов по налогам и сборам N 14244 по состоянию на 03.10.2013.
Согласно статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и. штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. В соответствии с пунктом 9 статьи 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
В данном случае 19 марта 2014 года Общество направило в адрес Инспекции ФНС России N 29 по городу Москве Заявление N 15/03 от 17.03.14 о возврате переплаты по следующим налогам: налог на прибыль предприятий и организаций, зачисляемый в федеральный бюджет в размере 217 782,00 рублей; налог на прибыль предприятий и организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ в размере 1 643 587, рублей; налог на прибыль предприятий и организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ в размере 2 510 975,00 рублей; налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ в размере 640 030,00 рублей.
В нарушение пункта 9 статьи 78 НК РФ Инспекция не сообщила Обществу о принятом решении о возврате (отказе в возврате) сумм излишне уплаченного налога. Денежные средства на расчетный счет Общества, указанный в заявлении не поступили. В порядке статьи 137 НК РФ Общество обратилось с жалобой в вышестоящий налоговый орган. Согласно решению Управления ФНС России по г. Москве жалоба была оставлена без удовлетворения. Из решения Управления следует, что основанием для отказа в возврате налога на прибыль послужил вывод Инспекции об отсутствии у Общества переплаты. Между тем, наличие переплаты по налогу на прибыль в размере 4 372 344 рублей подтверждено Справкой о состоянии расчетов N 14244 по состоянию на 03.1.2013, выданной самим же налоговым органом. Однако в решение Управления указало, что сведения отраженные в указанной справке являются некорректными, так как не отражают действительной суммы налоговых обязательств налогоплательщика.
Из указанного решения следует, что переплата головной организации по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ, в размере 2 510 975 рублей и по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет РФ, в размере 217 782 рублей образовалась в связи с представлением налоговых деклараций за 6 месяцев 2010 года, 9 месяцев 2010 года с суммой авансовых платежей к уменьшению. По обособленному подразделению ООО "КРК-ЦЕНТР" переплата по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ, в размере 1 643 587 рублей образовалась в связи с представлением налоговых деклараций по налогу на прибыль за 2010 год, 3 месяца 2011 года, 6 месяцев 2011 года и 9 месяцев 2011 года с суммой авансовых платежей к уменьшению. Таким образом, вся сумма переплаты по налогу на прибыль по головной организации в размере 2 728 757 рублей образовалась по итогам 2010 года, а по обособленному подразделению переплата в размере 1 643 587 рублей образовалась за период 2010-9 месяцев 2011 года. В решении Управление также указало, что вопрос о наличии переплаты и ее размер может быть рассмотрен при установлении факта переплаты налога, которая может быть сформирована путем уточнения налоговых обязательств налогоплательщиком. Общество представило в Инспекцию уточненные налоговые декларации за период, начиная с полугодия 2011 года, тем самым уточнив обязательства, на которые было указано в решении Управления. Однако налоговый орган не осуществил возврат имеющейся переплаты. В то же время, согласно справкам о состоянии расчетов N 57928, 57929 по состоянию на 28.10.2014 налоговые обязательства налогоплательщика - головной организации по налогу на прибыль не изменились: сумма переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ составила 2 510 975 рублей и по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет РФ составила 217 782 рублей. Переплата по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ по обособленному подразделению уменьшилась и составила 710 259 рублей. В связи с чем, Общество в ходе судебного разбирательства уточнило заявленные требования.
Положения статьи 287 НК РФ устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода, основывающееся на методе нарастающего итога. Суд первой инстанции правомерно указал, что в случае, когда налогоплательщиком не было заявлено требование о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода. Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в декларации, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 5 статьи 289 НК РФ). Принимая во внимание действующий порядок уплаты налога на прибыль, Суд обоснованно посчитал, что основания для возврата излишне уплаченного налога, а значит и течение срока, предусмотренного пунктом 7 статьи 78 НК РФ для подачи заявления на возврат за соответствующий налоговый период, возникают с даты представления налоговой декларации, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган.
Сумма переплаты по налогу на прибыль по головной организации в размере 2 728 757 рублей образовалась по итогам 2010 года - т.е. 28.03.2011 года. Срок подачи заявления о возврате переплаты до 28.03.2014 года. Сумма переплаты по обособленному подразделению в размере 710 259 рублей образовалась по итогам 2011 года - т.е. 28.03.2012 года. Срок подачи заявления о возврате переплаты до 28.03.2015 года. Заявление о возврате переплаты по налогам заявление N 15/03 от 17.03.2014 было направлено в Инспекцию почтой 19.03.2014, т.е. в пределах установленного трехлетнего срока.
Инспекция в своей апелляционной жалобе указывает на пропуск Обществом срока для возврата переплаты, очевидно пытаясь ввести суд апелляционной инстанции в заблуждение о том, что Обществом был пропущен трехлетний срок для возврата переплаты по налогу, однако речь идет о переплате по авансовым платежам по налогу на прибыль организаций, для возврата которой установлен принципиально иной порядок исчисления срока, приведенный ранее. Судебная практика, на которую ссылается в своей апелляционной жалобе Инспекция, относится к обстоятельствам дел, отличных от рассматриваемой ситуации, и потому не применима к настоящему спору. Однако Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) в своем Постановлении от 28.06.2011 N 17750/10 поставил точку в спорах, аналогичным рассматриваемому делу, и постановил, что в соответствии со ст. 55, 58, 286 и 287 НК РФ трехлетний срок, установленный для возврата излишне уплаченных налогов, в случае излишней уплаты авансовых платежей следует исчислять с момента представления итоговой декларации по налогу на прибыль.
В данном случае судом первой инстанции были проверены все сроки: как уплаты налога и авансовых платежей, так и подачи деклараций, а также заявления в налоговый орган о возврате переплаты, и соблюденные ООО "КРК-ЦЕНТР" в полной мере. В этой связи требования Заявителя об обязании Инспекцию Федеральной налоговой службы N 29 по г. Москве возвратить ООО "КРК-ЦЕНТР" излишне уплаченный налог на прибыль предприятий и организаций, зачисляемый в Федеральный бюджет в размере 217 782 руб., налог на прибыль предприятий и организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ в размере 2 510 975 руб., налог на прибыль предприятий и организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ в размере 710 259 руб. правомерно удовлетворены судом. Все доводы, на которые ссылается налоговый орган в апелляционной жалобе, были предметом исследования в суде первой инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение по данному делу, дана надлежащая правовая оценка доводам налогового органа и имеющимся в деле доказательствам. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по г. Москве.
Госпошлина по апелляционной жалобе подлежит распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. С учетом изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.03.2015 г. по делу N А40-176367/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
Р.Г.НАГАЕВ

Судьи
Е.А.СОЛОПОВА
Н.О.ОКУЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)