Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.12.2014 N 09АП-53247/2014 ПО ДЕЛУ N А40-48376/14

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2014 г. N 09АП-53247/2014

Дело N А40-48376/14

Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Р.Г. Нагаева
Судей Н.О. Окуловой, В.Я. Голобородько,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.В. Щетининым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ИФНС России N 1 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.10.2014
по делу N А40-48376/14, принятое судьей Я.Е. Шудашовой
по заявлению Некоммерческой организации "Федеральный Союз сельскохозяйственных потребительских кооперативов"

к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Москве

соответчик - Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области

о признании недоимки безнадежной к взысканию
при участии в судебном заседании:
от ИФНС России N 1 по г. Москве - Головешкин В.М. по дов. N 06-12/108 от 05.11.2014
иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены

установил:

Некоммерческая организация "Федеральный Союз сельскохозяйственных потребительских кооперативов" обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с требованием к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Москве о признании безнадежной к взысканию недоимки по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет - 17 559 руб.; по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации - 38 657 руб.; по налогу на добавленную стоимость - 15 081 руб.; по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет - 13 410 руб.; по ЕСН, зачисляемому в ФСС РФ - 6 483 руб. 50 коп.; по ЕСН, зачисляемому в ФФОМС - 2 461 руб.; по ЕСН, зачисляемому в ТФОМС - 4 470 руб.; по суммам пени: по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет - 13 363 руб. 13 коп.; по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации - 29 022 руб. 25 коп.; по налогу на добавленную стоимость - 11 804 руб. 45 коп.; по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет - 9 190 руб. 77 коп.; по ЕСН, зачисляемому в ФСС РФ - 4 444 руб.; по ЕСН, зачисляемому в ФФОМС - 1 687 руб. 32 коп.; по ЕСН, зачисляемому в ТФОМС - 3 063 руб. 88 коп.
Определением суда от 12.08.2014 в порядке ст. 47 АПК РФ к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.10.2014 по делу N А40-48376/14 признаны следующие суммы недоимки, возможность принудительного взыскания которых Инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по г. Москве утрачена, безнадежными ко взысканию, и обязанность по из уплате Некоммерческой организации "Федеральный Союз сельскохозяйственных потребительских кооперативов" прекращенной: по суммам налогов: по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет - 17 559 руб.; по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации - 38 657 руб.; по налогу на добавленную стоимость - 15 081 руб.; по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет - 13 410 руб.; по ЕСН, зачисляемому в ФСС РФ - 6 483 руб. 50 коп.; - по ЕСН, зачисляемому в ФФОМС - 2 461 руб.; - по ЕСН, зачисляемому в ТФОМС - 4 470 руб.; по суммам пени: по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет - 13 363 руб. 13 коп.; по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации - 29 022 руб. 25 коп.; по налогу на добавленную стоимость - 11 804 руб. 45 коп.; по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет - 9 190 руб. 77 коп.; по ЕСН, зачисляемому в ФСС РФ - 4 444 руб.; по ЕСН, зачисляемому в ФФОМС - 1 687 руб. 32 коп.; по ЕСН, зачисляемому в ТФОМС - 3 063 руб. 88 коп.
Не согласившись с вынесенным решением, ИФНС России N 1 по г. Москве обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе налоговый орган указывает на ненадлежащее исследование судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и отсутствие в решении суда надлежащей оценки доказательств по делу.
Информация о процессе размещена на сайте ВАС РФ в сети Интернет.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, руководствуясь ст. ст. 123, 156, 266 и 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.
Некоммерческая организация "Федеральный Союз сельскохозяйственных потребительских кооперативов" зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц 25.10.2002 за Основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1027739459340 и состоит на учете в ИФНС России N 1 по г. Москве.
Согласно справке N 7184 "О состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей" по состоянию на 19.09.2013 за ФССПК числится недоимка: по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет - 17 559 руб.; по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ - 38 657 руб.; по налогу на добавленную стоимость - 15 081 руб.; по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет - 13 410 руб.; по ЕСН, зачисляемому в ФСС РФ - 6 483 руб. 50 коп.; по ЕСН, зачисляемому в ФФОМС - 2 461 руб.; по ЕСН, зачисляемому в ТФОМС - 4 470 руб.
По указанным обязательствам налоговым органом начислены следующие суммы пени: по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет - 13 363 руб. 13 коп.; по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ - 29 022 руб. 25 коп.; по налогу на добавленную стоимость - 11 804 руб. 45 коп.; по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет - 9 190 руб. 77 коп.; по ЕСН, зачисляемому в ФСС РФ - 4 444 руб.; по ЕСН, зачисляемому в ФФОМС - 1 687 руб. 32 коп.; по ЕСН, зачисляемому в ТФОМС - 3 063 руб. 88 коп.
Недоимка по указанным обязательствам числится с 01.01.2008.
В соответствии с п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу п. 2 ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 и 47 НК РФ.
В силу п. 3 ст. 46 НК РФ предусмотрено, что решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Мероприятия по взысканию налогов и пени, предусмотренные ст. 46 Налогового кодекса РФ, налоговым органом с 2008 года не производились. Доказательств обратного суду не представлено.
Взыскание налогов и пени за счет имущества ФССПК в порядке, предусмотренном ст. 47 НК РФ, налоговым органом с 2008 года также не производилось.
В п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано следующее.
По смыслу положений ст. 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм пп. 5 п. 3 ст. 44 и пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счет; налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта.
Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
Инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию обязанности по их уплате прекращенной. Такое заявление облагается государственной пошлиной применительно к пп. 4 п. 1 ст. 333.21 НК РФ как иное заявление неимущественного характера и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства с учетом положений главы 22 АПК РФ.
При отсутствии упомянутого судебного акта, в том числе до момента вступления его силу в выдаваемой налоговым органом справке должно быть отражено реальное состояли расчетов налогоплательщика по налогам, пеням, штрафам, с учетом и тех задолженностей, возможность принудительного взыскания которых утрачена.
Таким образом, суммы налогов, начисленных ФССПК за 2007 год, могли быть взыскан налоговым органом в принудительном порядке в течение сроков, определенных Налоговым кодексом РФ.
Срок направления требования об уплате налога установлен ст. 70 НК РФ - 3 месяца со дня выявления недоимки - до 31.03.2008.
По истечении этого срока, налоговый орган вправе, в соответствии со ст. 46 НК РФ, в течение еще двух месяцев взыскать налог за счет средств налогоплательщика в банке.
В течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога налоговый орган был вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании суммы налога.
Налоговым органом не произведено всех указанных действий, поэтому 30.09.2008 возможность принудительного взыскания налогов с ФССПК, начисленных за 2007 год, утрачена.
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Поскольку срок взыскания задолженности по указанным выше налогам, начисленным ФССПК в 2007 году, истек, то пени на сумму недоимки с 30.09.2008 начислению также не подлежат. Начисленные с этого периода пени являются начисленными незаконно. Срок взыскания пеней, которые были начислены до 30.09.2008 также истек через 9 месяцев (3 месяца на направление требования и еще 6 на обращение в суд), т.е. 30.06.2009.
Возможность принудительного взыскания числящихся на лицевом счете ФССПК сумм задолженности по налогам и пени, налоговым органом утрачена.
Довод налогового органа о том, что с 01.01.2010 администратором платежей по ЕСН является Пенсионный Фонд не принимается судом, поскольку из пояснений Фонда следует, что ФССПК последний отчет в ПФР представлен в 2002 году. Уплату страховых взносов производило только в 2002 и 2006 годах. В указанный период администратором страховых взносов являлась налоговая инспекция.
Девятый арбитражный апелляционный суд, оценив представленные доказательства, приходит к выводу о том, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основанием для отмены решения, вынесенного Арбитражным судом г. Москвы. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 176, 266 - 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.10.2014 по делу N А40-48376/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
Р.Г.НАГАЕВ

Судьи
Н.О.ОКУЛОВА
В.Я.ГОЛОБОРОДЬКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)