Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2014 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Дудкиной О.В.
судей: Буяновой Н.В., Коротыгиной Н.В.
при участии в заседании:
- от заявителя (истца): Серова М.Г. по дов. от 03.01.2014 N 77АБ 1514072;
- от заинтересованного лица: Кулакова М.Н. по дов. от 03.04.2014 N 84.
рассмотрев 28 мая 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 8 по Московской области,
на решение от 30 сентября 2013 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Захаровой Н.А.,
на постановление от 17 декабря 2013 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Коноваловым С.А., Епифанцевой С.Ю., Коротковой Е.Н.,
по заявлению банка России в лице Московского ГТУ Банка России (ОГРН.1037700013020)
о признании недействительными решений, обязании возвратить излишне уплаченный земельный налог
к Межрайонной ИФНС России N 8 по Московской области (ОГРН.1075072000585)
установил:
Банк России в лице Московского ГТУ Банка России (далее - заявитель, банк) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Московской области (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительными решений от 10.10.2012 г. N 2299, N 2300, N 2301, N 2302, N 2303 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части п. 2.1 указанных решений, а также об обязании инспекции возвратить Банку России излишне уплаченный земельный налог за 2010-2011 г.г. в размере 11 760 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.09.2013, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013, требования Банка России удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального и процессуального права, и в удовлетворении требований банку отказать.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы.
Представитель банка возражал против отмены судебных актов по изложенным в них основаниям.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит ее подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Судами установлено, что банку на праве бессрочного пользования принадлежат земельные участки: кадастровый номер (к. н.) 50:38:0071204:3, расположенный по адресу: Московская область, г. Зарайск, ул. Урицкого, дом 1, общей площадью 1.368 кв. м; кадастровый номер 50:35:0030110:35, расположенный по адресу: Московская область, г. Луховицы, ул. Горького, дом 4, общей площадью 4.879 кв. м.
В 2010 - 2011 г.г. заявителем для определения налоговой базы по земельному налогу использовалась кадастровая стоимость земельного участка с к. н. 50:38:0071204:3 - 848 981 руб., налог исчислен по налоговой ставке 1,5% и уплачен в общем размере 25 469 руб., с к. н. 50:35:0030110:35 - 1 452 868 руб. 62 коп., налог исчислен по налоговой ставке 1,5% и уплачен в общем размере 43 586 руб.
Согласно Распоряжению Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" (далее - распоряжение от 25.11.2011 N 236-РМ) кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих банку, уменьшилась и составила, соответственно, 505 681 руб. и 1 404 224 руб. 99 коп.
В соответствии с п. 1.1 распоряжение от 25.11.2011 N 236-РМ результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области установлены по состоянию на 01.01.2010.
В связи с этим, посчитав, что изменение кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2010 г. влечет изменение налоговой базы по земельному налогу, заявитель произвел перерасчет налоговой обязанности по земельному налогу за 2010 г. и 2011 г. и представил в МИФНС России N 8 по Московской области уточненные расчеты по авансовым платежам и налоговые декларации по земельному налогу за 2010 г. и 2011 г. В указанных уточненных налоговых декларациях (расчетах), подлежащие уплате суммы налога (авансовых платежей) в отношении вышеуказанных земельных участков, были уменьшены пропорционально уменьшению их кадастровой стоимости.
В результате перерасчета земельного налога за 2010 и 2011 годы переплата по земельному участку с к. н. 50:38:0071204:3 составила 10 300 руб., по земельному участку с к. н. 50:35:0030110:35 переплата составила 1 460 руб.
В связи с этим заявитель 11.05.2012 обратился в инспекцию с заявлением о возврате переплаты по земельному налогу за 2010-2011 г.г. в общей сумме 11 760 руб.
Инспекцией проведены камеральные налоговые проверки уточненных налоговых декларации и расчетов по земельному налогу за 2010-2011 г.г., в ходе которых установлено неправомерное занижение банком кадастровой стоимости спорных земельных участков в связи с необоснованным применением результатов оценки, утвержденных Распоряжение от 25.11.2011 N 236-РМ.
По результатам камеральных проверок составлены акты и приняты оспариваемые решения об отказе в привлечении заявителя к налоговой ответственности, которыми Банку России доначислено и предложено уплатить суммы земельного налога.
Решениями УФНС России по Московской области апелляционные жалобы банка оставлены без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявление банка, суды двух инстанций руководствовались положениями ст. ст. 389, 390 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. ст. 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1.1 распоряжение от 25.11.2011 N 236-РМ, и исходили из того, что вновь утвержденные нормативно-правовым актом уполномоченного государственного органа результаты государственной кадастровой оценки земель, которыми установлена более низкая кадастровая стоимость земельных участков за прошлые налоговые периоды, применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, поскольку улучшают положение налогоплательщика (п. п. 4 и 5 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации).
При этом суды посчитали, что указание в п. 1.1 распоряжения на дату 01.01.2010 означает дату, начиная с которой применяется уточненная оценка кадастровой стоимости земельного участка.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов ошибочными, поскольку распоряжение от 25.11.2011 N 236-РМ не содержит прямого указания на то, что его положения распространяются на отношения, возникшие с 01.01.2011, как того требует действующее законодательство.
В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Поскольку распоряжение от 25.11.2011 N 236-РМ не содержит прямого положения о его распространении на предыдущие периоды, то в данном случае действует общее правило, предусмотренное п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
В соответствии с п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшей в спорном периоде, налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п. 3 ст. 391 Кодекса налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий кварталы календарного года (ст. 393 Кодекса). Сумма авансового платежа по данному налогу определяется как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
С учетом вышеизложенного, поскольку Распоряжение от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" было опубликовано 30.11.2011, то для целей налогообложения оно действует с 01.01.2012.
Следовательно, при перерасчете как земельного налога, так и авансовых платежей за 2010 - 2011 г.г., у банка отсутствовали правовые основания для применения распоряжения от 25.11.2011 N 236-РМ, не действующего в указанные налоговые (отчетные) периоды.
Данная позиция согласуется с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 26.07.2011 N 2647/11.
При таких обстоятельствах выводы суда об удовлетворении требований Банка России являются ошибочными.
Поскольку судами установлены все фактические обстоятельства дела и дополнительного исследования доказательств не требуется, но неправильно применены нормы материального права, судебная коллегия кассационной инстанции полагает возможным в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 30 сентября 2013 года по делу и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2013 года по делу N А41-23272/13 отменить.
В удовлетворении требования Банку России отказать.
Председательствующий судья
О.В.ДУДКИНА
Судьи
Н.В.БУЯНОВА
Н.В.КОРОТЫГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 02.06.2014 N Ф05-2239/14 ПО ДЕЛУ N А41-23272/13
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2014 г. по делу N А41-23272/13
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2014 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Дудкиной О.В.
судей: Буяновой Н.В., Коротыгиной Н.В.
при участии в заседании:
- от заявителя (истца): Серова М.Г. по дов. от 03.01.2014 N 77АБ 1514072;
- от заинтересованного лица: Кулакова М.Н. по дов. от 03.04.2014 N 84.
рассмотрев 28 мая 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 8 по Московской области,
на решение от 30 сентября 2013 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Захаровой Н.А.,
на постановление от 17 декабря 2013 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Коноваловым С.А., Епифанцевой С.Ю., Коротковой Е.Н.,
по заявлению банка России в лице Московского ГТУ Банка России (ОГРН.1037700013020)
о признании недействительными решений, обязании возвратить излишне уплаченный земельный налог
к Межрайонной ИФНС России N 8 по Московской области (ОГРН.1075072000585)
установил:
Банк России в лице Московского ГТУ Банка России (далее - заявитель, банк) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Московской области (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительными решений от 10.10.2012 г. N 2299, N 2300, N 2301, N 2302, N 2303 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части п. 2.1 указанных решений, а также об обязании инспекции возвратить Банку России излишне уплаченный земельный налог за 2010-2011 г.г. в размере 11 760 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.09.2013, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013, требования Банка России удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального и процессуального права, и в удовлетворении требований банку отказать.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы.
Представитель банка возражал против отмены судебных актов по изложенным в них основаниям.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит ее подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Судами установлено, что банку на праве бессрочного пользования принадлежат земельные участки: кадастровый номер (к. н.) 50:38:0071204:3, расположенный по адресу: Московская область, г. Зарайск, ул. Урицкого, дом 1, общей площадью 1.368 кв. м; кадастровый номер 50:35:0030110:35, расположенный по адресу: Московская область, г. Луховицы, ул. Горького, дом 4, общей площадью 4.879 кв. м.
В 2010 - 2011 г.г. заявителем для определения налоговой базы по земельному налогу использовалась кадастровая стоимость земельного участка с к. н. 50:38:0071204:3 - 848 981 руб., налог исчислен по налоговой ставке 1,5% и уплачен в общем размере 25 469 руб., с к. н. 50:35:0030110:35 - 1 452 868 руб. 62 коп., налог исчислен по налоговой ставке 1,5% и уплачен в общем размере 43 586 руб.
Согласно Распоряжению Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" (далее - распоряжение от 25.11.2011 N 236-РМ) кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих банку, уменьшилась и составила, соответственно, 505 681 руб. и 1 404 224 руб. 99 коп.
В соответствии с п. 1.1 распоряжение от 25.11.2011 N 236-РМ результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области установлены по состоянию на 01.01.2010.
В связи с этим, посчитав, что изменение кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2010 г. влечет изменение налоговой базы по земельному налогу, заявитель произвел перерасчет налоговой обязанности по земельному налогу за 2010 г. и 2011 г. и представил в МИФНС России N 8 по Московской области уточненные расчеты по авансовым платежам и налоговые декларации по земельному налогу за 2010 г. и 2011 г. В указанных уточненных налоговых декларациях (расчетах), подлежащие уплате суммы налога (авансовых платежей) в отношении вышеуказанных земельных участков, были уменьшены пропорционально уменьшению их кадастровой стоимости.
В результате перерасчета земельного налога за 2010 и 2011 годы переплата по земельному участку с к. н. 50:38:0071204:3 составила 10 300 руб., по земельному участку с к. н. 50:35:0030110:35 переплата составила 1 460 руб.
В связи с этим заявитель 11.05.2012 обратился в инспекцию с заявлением о возврате переплаты по земельному налогу за 2010-2011 г.г. в общей сумме 11 760 руб.
Инспекцией проведены камеральные налоговые проверки уточненных налоговых декларации и расчетов по земельному налогу за 2010-2011 г.г., в ходе которых установлено неправомерное занижение банком кадастровой стоимости спорных земельных участков в связи с необоснованным применением результатов оценки, утвержденных Распоряжение от 25.11.2011 N 236-РМ.
По результатам камеральных проверок составлены акты и приняты оспариваемые решения об отказе в привлечении заявителя к налоговой ответственности, которыми Банку России доначислено и предложено уплатить суммы земельного налога.
Решениями УФНС России по Московской области апелляционные жалобы банка оставлены без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявление банка, суды двух инстанций руководствовались положениями ст. ст. 389, 390 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. ст. 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1.1 распоряжение от 25.11.2011 N 236-РМ, и исходили из того, что вновь утвержденные нормативно-правовым актом уполномоченного государственного органа результаты государственной кадастровой оценки земель, которыми установлена более низкая кадастровая стоимость земельных участков за прошлые налоговые периоды, применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, поскольку улучшают положение налогоплательщика (п. п. 4 и 5 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации).
При этом суды посчитали, что указание в п. 1.1 распоряжения на дату 01.01.2010 означает дату, начиная с которой применяется уточненная оценка кадастровой стоимости земельного участка.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов ошибочными, поскольку распоряжение от 25.11.2011 N 236-РМ не содержит прямого указания на то, что его положения распространяются на отношения, возникшие с 01.01.2011, как того требует действующее законодательство.
В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Поскольку распоряжение от 25.11.2011 N 236-РМ не содержит прямого положения о его распространении на предыдущие периоды, то в данном случае действует общее правило, предусмотренное п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
В соответствии с п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшей в спорном периоде, налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п. 3 ст. 391 Кодекса налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий кварталы календарного года (ст. 393 Кодекса). Сумма авансового платежа по данному налогу определяется как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
С учетом вышеизложенного, поскольку Распоряжение от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" было опубликовано 30.11.2011, то для целей налогообложения оно действует с 01.01.2012.
Следовательно, при перерасчете как земельного налога, так и авансовых платежей за 2010 - 2011 г.г., у банка отсутствовали правовые основания для применения распоряжения от 25.11.2011 N 236-РМ, не действующего в указанные налоговые (отчетные) периоды.
Данная позиция согласуется с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 26.07.2011 N 2647/11.
При таких обстоятельствах выводы суда об удовлетворении требований Банка России являются ошибочными.
Поскольку судами установлены все фактические обстоятельства дела и дополнительного исследования доказательств не требуется, но неправильно применены нормы материального права, судебная коллегия кассационной инстанции полагает возможным в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 30 сентября 2013 года по делу и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2013 года по делу N А41-23272/13 отменить.
В удовлетворении требования Банку России отказать.
Председательствующий судья
О.В.ДУДКИНА
Судьи
Н.В.БУЯНОВА
Н.В.КОРОТЫГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)