Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-4746/2014

Требование: Об обязании выдать паспорт транспортного средства на автомобиль.

Разделы:
Акцизы
Обстоятельства: Отказ ответчика в выдаче паспорта транспортного средства препятствуют переселению истца по программе оказания содействия переселению в РФ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 октября 2014 г. по делу N 33-4746/2014


Судья: Вольтер Г.В.

Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Костикова С.И.,
судей Быстровой М.А., Науменко Б.И.
при секретаре К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Калининградского акцизного таможенного поста на решение Багратионовского районного суда Калининградской области от 05 сентября 2014 года, которым возложена обязанность на Калининградский акцизный таможенный пост (со статусом юридического лица) в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу выдать П.К.В. паспорт транспортного средства на автомобиль марки "Н.", 2001 года выпуска, без уплаты утилизационного сбора и представления сертификата соответствия, подтверждающего соответствие указанного транспортного средства экологическому классу не ниже пятого.
Заслушав доклад судьи Быстровой М.А., объяснения представителя Калининградского акцизного таможенного поста - К.Л., поддержавшей доводы жалобы, возражения на жалобу представителя П.К.В. - Б., судебная коллегия

установила:

П.К.В. обратилась в суд с иском, в котором просила обязать Калининградский акцизный таможенный пост выдать паспорт транспортного средства на принадлежащий ей автомобиль Н. 2001 года выпуска, VIN N, цвет синий без уплаты утилизационного сбора и предоставления сертификата соответствия, подтверждающего соответствие данного транспортного средства экологическому классу не ниже 5-го, указав, что прибыла из Республики Казахстан для постоянного проживания в Калининградскую область в качестве члена семьи своего супруга Ж., являющегося участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Как участником указанной госпрограммы, в качестве личного имущества был ввезен автомобиль Н. 2001 года выпуска. 19 июля 2014 года она обратилась в специализированный таможенный орган - Калининградский акцизный таможенный пост с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства в отношении указанного автомобиля, на что ей было сообщено, что для получения ПТС ей необходимо представить в таможенный орган сертификат соответствия ввезенного ТС экологическому классу не ниже пятого и уплатить утилизационный сбор. Отказ таможни в выдаче ей паспорта транспортного средства в отношении автомобиля Н. препятствуют реализации конституционного права на свободное пользование и распоряжение собственностью, и приводит к грубому нарушению прав ее семьи, переселяющейся из <данные изъяты> по Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Калининградский акцизный таможенный пост Центральной акцизной таможни просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность в виду неправильного применения судом норм материального права. Податель жалобы настаивает, что согласно Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, правовое положение участника данной Программы и членов его семьи различно и право на ввоз автомобиля без вышеуказанных ограничений предоставлено только участнику названной Программы, в то время как в данном случае собственником ввозимого автомобиля является П.К.В., относящийся к категории членов семьи участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.
Считает, что действия по отказу в выдаче П.К.В. паспорта транспортного средства в полной мере соответствуют требованиям закона.
П.К.В. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, извещена надлежащим образом, с заявлением об отложении рассмотрения жалобы не обращалась, с учетом положений ст. 167 и ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в ее отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела усматривается, что П.К.В. прибыла из <данные изъяты> для постоянного проживания в Калининградскую область в качестве члена семьи Ж., который является участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. При переселении ими в составе личного имущества был ввезен в РФ автомобиль "Н.", 2001 г. выпуска, VIN N. Свидетельство о регистрации транспортного средства выдано на имя П.К.В.
19 июля 2014 года П.К.В. обратилась в специализированный таможенный орган - Калининградский акцизный таможенный пост с заявлением о выдаче ей паспорта транспортного средства в отношении указанного автомобиля, в чем ей было отказано.
Давая оценку правомерности действий Калининградского акцизного таможенного поста по отказу в выдаче П.К.В. паспорта транспортного средства, суд пришел к правильному выводу о несоответствии их закону.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" транспортные средства, ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на территории РФ, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании.
В силу статьи 2 Федерального закона "О техническом регулировании" технический регламент является документом, принятым международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования, в том числе продукции.
Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2005 г. N 609 утвержден Технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" (далее - Технический регламент), который устанавливает требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой, оборудованной двигателями внутреннего сгорания, и применяется в целях защиты населения и окружающей среды от воздействия указанных выбросов. При этом в силу пункта 3 Технического регламента понятие "автомобильная техника, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации" включает в себя как впервые изготовленную в РФ, так и ввозимую на таможенную территорию РФ автомобильную технику.
Пунктом 10 Технического регламента определено, что уровень выбросов автомобильной техники, выпускаемой в обращение, на дату производства, не должен превышать технические нормативы, указанные в пункте 8 данного регламента.
В соответствии с пунктом 14 Технического регламента технические нормативы выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, экологического класса 2 введены в действие с даты вступления в силу Технического регламента (22 апреля 2006 г.), экологического класса 3 - с 1 января 2008 г., а экологического класса 4 - с 1 января 2010 г.
Из приведенных правовых норм следует, что автомобильная техника, в том числе ввозимая в РФ в целях ее эксплуатации, должна соответствовать техническим нормативам, установленным Техническим регламентом.
Согласно Постановлению Совета Министров - Правительства РФ от 18 мая 1993 г. N 477 "О введении паспортов транспортных средств" наличие паспортов транспортных средств позволяет осуществлять регистрацию транспортных средств и их допуск к участию в дорожном движении.
Приказом Министерства внутренних дел РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ от 23 июня 2005 г. N 496/192/134 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств.
Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Федеральной таможенной службы от 24 августа 2006 г. N 659/192/804 данное Положение дополнено пунктом 70, абзацем 4 которого предусмотрено, что в случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям Технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" паспорта транспортных средств не выдаются.
Из приведенных норм следует, что Техническим регламентом закреплены обязательные положения о введении с 1 января 2010 г. технических нормативов экологического класса 4 и запрета на выпуск в обращение автомобильной техники, имеющей экологический класс ниже указанного.
Принимая во внимание, что согласно пункту 3 Технического регламента датой выпуска автомобильной техники в обращение на территории Российской Федерации является дата оформления паспорта транспортного средства, оснований для выдачи с 1 января 2010 г. паспортов транспортных средств на автомобильную технику, имеющую экологический класс ниже 4-го, не имеется.
Кроме того, в силу требований пунктов 1 и 7 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в РФ, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности. Паспорта транспортных средств выдаются только на транспортные средства, в отношении которых уплачен утилизационный сбор.
Вместе с тем, пунктом 71 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств предусмотрено, что требования абзаца четвертого пункта 70 данного Положения, запрещающего выдачу паспортов транспортных средств в случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям Технического регламента, не распространяются, в частности, на автомобильную технику, ввозимую на территорию РФ в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" также установлено, что утилизационный сбор не уплачивается, в частности, в отношении транспортных средств, ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
При этом из содержания указанных норм в их взаимосвязи с положениями Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637, а также из того, что данные нормы введены в действие именно в связи с утверждением Президентом РФ данной Программы, следует, что используемое в пункте 71 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств и в пункте 6 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" понятие участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, является более широким по сравнению с приведенным в названной Государственной программе, и включает в себя как непосредственных указанных в этой Программе ее участников, так и членов их семей, переселяющихся совместно с ними на постоянное место жительства в РФ на определенных указанной Программой условиях и в связи с этим также принимающих участие в названной Государственной программе.
Иное противоречило бы смыслу Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, направленной на стимулирование процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в РФ и способствование такому переселению для решения демографической проблемы, стабилизации численности населения РФ, в первую очередь на территориях, стратегически важных для России, на создание социально-экономических и организационных условий переселения соотечественников на постоянное место жительства в РФ, и в которой указано, что основными принципами оказания содействия добровольному переселению соотечественников в РФ являются, в частности, обеспечение баланса интересов переселенцев и принимающего сообщества, приоритет мер социально-экономического стимулирования, определяющих условия и характер переселения, доступность информации об условиях участия в Государственной программе, правах и обязательствах участников Программы, объемах государственных гарантий и социальной поддержки.
Изложенные обстоятельства опровергают приведенный ответчиком в апелляционной жалобе довод о том, что право на ввоз автомобиля без вышеуказанных ограничений предоставлено только лицу, являющемуся непосредственным участником вышеназванной Программы, а не члену его семьи.
Кроме того, из представленного истцом суду апелляционной инстанции свидетельства следует, что П.К.В. состоит в браке с Ж. с 23 апреля 2010 года. Ввезенный ими в РФ автомобиль был приобретен в период брака, в связи с чем поступил в их общую совместную собственность.
Таким образом, отказ таможни в выдаче паспорта транспортного средства в отношении данного автомобиля приведет к нарушению прав не только П.К.В. как лица, на имя которого было зарегистрировано это имущество, но и сособственника указанного автомобиля Ж., являющегося участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявленные П.К.В. требования и обязал Калининградский акцизный таможенный пост выдать П.К.В. паспорт транспортного средства в отношении ввезенного ею с супругом в РФ автомобиля "Н.", 2001 г. выпуска.
Выводы суда основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательствах, которым суд дал в соответствии со ст. 67 ГПК РФ правильную оценку, с чем судебная коллегия соглашается.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, направлены на иное толкование норм материального права, иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения.
Все обстоятельства, имеющие значение для дела, определены и установлены судом первой инстанции полно и правильно, решение суда принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене решения в апелляционном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Багратионовского районного суда Калининградской области от 05 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)