Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Ершовой Л.А.
при секретаре Жуковой Н.П.
с участием прокурора Даниловой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 марта 2015 года гражданское дело по заявлению Зубехина В.В., Бекпусинова С.Н., Воронина И.Л. о признании недействующим пункта 5 "Положения об арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в муниципальных районах Омской области", утвержденного постановлением Правительства Омской области от 28 октября 2008 года N 176-п "Об арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в муниципальных районах Омской области" (в редакции от 4 июня 2014 года), в части установления максимального значения ставки арендной платы за земельный участок не выше 0,1,
установил:
постановлением Правительства Омской области от 28 октября 2008 года N 176-п "Об арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в муниципальных районах Омской области" (в редакции от 4 июня 2014 года) утверждено "Положение об арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в муниципальных районах Омской области" (далее - Положение). Первоначальный текст документа опубликован в издании "Омская правда" (N 145 от 6 ноября 2008 года) (том 1 л.д. 194).
Пунктом 5 Положения предусмотрено, что размер годовой арендной платы за земельные участки из земель населенных пунктов, предоставляемые в аренду для строительства, либо право аренды которых приобретается в связи с расположением на них зданий, строений, сооружений, за исключением земельных участков, указанных в пунктах 3, 5.1 настоящего Положения, определяется по формуле:
Ап = Кс x Сап, где:
- Ап - размер годовой арендной платы;
- Кс - кадастровая стоимость земельного участка из земель населенных пунктов по состоянию на 1 января года, за который производится расчет арендной платы;
- Сап - ставка арендной платы за земельный участок.
Значения Сап определяются органом местного самоуправления. При этом минимальное значение Сап не может быть ниже ставки земельного налога, а максимальное значение Сап не может быть выше 0,1 (том 1 л.д. 97 - 98).
Зубехин В.В., Бекпусинов С.Н., Воронин И.Л. обратились в суд с заявлением о признании недействующим пункта 5 Положения в части установления максимального значения ставки арендной платы за земельный участок (Сап) не выше 0,1 (том 1 л.д. 6 - 11, 187 - 189).
Указали, что оспариваемая норма противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации". Подпунктом "д" пункта 3 Правил установлен предельный размер арендной платы - 2 процента кадастровой стоимости земельного участка, если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Администрацией Омского муниципального района Омской области с каждым из заявителей заключен договор аренды земельного участка, выделенного под индивидуальное жилищное строительство.
На основании оспариваемого постановления Правительства Омской области Администрация Омского муниципального района Омской области приняла постановление от 10 ноября 2009 года N 2100-п "Об арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в Омском муниципальном районе Омской области". В приложении N 1 к указанному постановлению значение соответствующей ставки арендной платы установлено в размере 0,1 (или 10%), в результате чего подлежащая внесению арендная плата за земельный участок значительно превышает предельную арендную плату, предусмотренную Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.
В судебном заседании заявители Зубехин В.В., Бекпусинов С.Н., Воронин И.Л., представитель заявителей Павлов В.А. не участвовали, просили о рассмотрении дела в их отсутствие (том 2 л.д. 130). О слушании дела заявители и их представитель извещены надлежащим образом (том 2 л.д. 120 - 122).
Опрошенный в судебных заседаниях ранее представитель заявителей Павлов В.А. заявленное требование поддержал в полном объеме.
Представитель Правительства Омской области и Губернатора Омской области Коловатова А.В. против удовлетворения требования возражала, ссылаясь на принятие оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом представительной власти Омской области с соблюдением процедуры принятия, подписания и опубликования, отсутствие в нем положений, противоречащих федеральному законодательству (письменный отзыв - том 1 л.д. 174 - 178, том 2 л.д. 108 - 110).
Представитель Министерства имущественных отношений Омской области Магденко А.Ю., представитель Администрации Омского муниципального района Омской области Чернова Ю.В. против удовлетворения требований возражали по аналогичным основаниям (письменные отзывы - том 2 л.д. 45 - 47, 48 - 50, 95 - 100, 131 - 132).
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Даниловой А.А., полагавшей, что правовые основания для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим отсутствуют, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, разграничение государственной собственности, земельное законодательство. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", действующей с 1 марта 2015 года.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (в указанной редакции) размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
До 1 марта 2015 года аналогичные положения содержались в пункте 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации. Одновременно в пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусматривалось, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Данный пункт утратил силу с 1 марта 2015 года в связи с принятием Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ.
Статьей 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" предусмотрены полномочия Правительства Омской области в сфере регулирования земельных отношений, к которым отнесено установление порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (пункт 10).
Таким образом, оспариваемый заявителями нормативный правовой акт принят Правительством Омской области в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий; его опубликование произведено в установленном порядке в соответствии с пунктом 3 указа Губернатора Омской области от 30 марта 2004 г. N 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 во исполнение положений статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года) утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
- - принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
- - принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
- - принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
- - принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
- - принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
- - принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Этим же Постановлением утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
В 2007 - 2009 годах Зубехин В.В., Бекпусинов С.Н., Воронин И.Л. заключили с Омским муниципальным районом Омской области в лице Главы района договоры аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в Омском муниципальном районе Омской области: Бекпусинов С.Н. - 20 июня 2007 года, Воронин И.Л. - 24 июня 2009 года, Зубехин В.В. - 22 октября 2009 года (том 1 л.д. 25 - 34). По условиям договоров арендодатель передал в аренду каждому из заявителей земельный участок для индивидуального жилищного строительства сроком на три года.
На момент заключения договора аренды с Бекпусиновым С.Н. арендная плата за год определялась путем умножения кадастровой стоимости земельного участка на 1 января года, за который производился расчет, на ставку арендной платы (0,08%), и на коэффициент функционального использования земельного участка, равный 0,3. Данный порядок определялся решением Районного Совета от 28 апреля 2007 года N 23 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности на территории Омского муниципального района Омской области" (том 1 л.д. 30).
При заключении договоров аренды с Зубехиным В.В. и Ворониным И.Л. расчет годовой арендной платы за переданные земельные участки осуществлялся в соответствии с оспариваемым постановлением Правительства Омской области от 28 октября 2008 года N 176-п путем умножения кадастровой стоимости земельного участка на 1 января года, за который производится расчет, на ставку арендной платы за земельный участок, равную 1,5% (том 1 л.д. 27, 34).
Постановлением Администрации Омского муниципального района от 10 ноября 2009 года N 2100-п "Об арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в Омском муниципальном районе Омской области", принятым во исполнение постановление Правительства Омской области от 28 октября 2008 года N 176-п, утверждены новые ставки арендной платы. В частности, в приложении N 1 к постановлению Администрации Омского муниципального района от 10 ноября 2009 года N 2100-п значение ставки арендной платы за земельные участки, предоставляемые в аренду для строительства, установлено в размере 0,1 (том 1 л.д. 166).
В связи с указанными обстоятельствами расчет арендной платы за земельные участки, предоставленные в аренду заявителям, изменился.
5 декабря 2012 года Воронин И.Л. обратился к арендодателю земельного участка с заявлением о прекращении аренды, 9 января 2014 года между указанными сторонами договора подписано соглашение о расторжении договора аренды (том 2 л.д. 11, 12 - 13). Аналогичное соглашение заключено 11 ноября 2013 года арендодателем земельного участка и с Зубехиным В.В. (том 2 л.д. 34 - 44).
За Бекпусиновым С.Н. 15 января 2014 года зарегистрировано право собственности на арендуемый земельный участок (том 2 л.д. 17).
В судебном порядке с заявителей взыскана задолженность по внесению арендной платы: с Воронина И.Л. за период с 1 июля 2011 года до момента расторжения договора аренды в размере <...> руб. и неустойка в размере <...> руб., с Зубехина В.В. за период с 1 апреля 2011 года до момента расторжения договора аренды в размере <...> руб. и неустойка в размере <...> руб., с Бекпусинова С.Н. за период с 1 апреля 2011 года до момента возникновения права собственности на земельный участок в размере <...> руб. и неустойка <...> руб. Соответствующие судебные решения представлены в материалах дела.
Оспаривая пункт 5 Положения в части установления максимального значения ставки арендной платы за земельный участок не выше 0,1 от кадастровой стоимости земельного участка, заявители ссылаются на противоречие данной нормы подпункту "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Данный довод суд находит несостоятельным.
Как следует из прямого указания в пункте 1 Правил, установленные названными Правилами положения, в том числе определяющие конкретные ставки арендной платы в отношении тех или иных категорий земельных участков, распространяются исключительно на земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации.
Предоставив органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по установлению порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, федеральный законодатель не предусмотрел обязанности субъектов Российской Федерации устанавливать ставки арендной платы в том же размере, как это предусмотрено для аналогичных категорий земельных участков Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, а также не ограничил права субъектов Российской Федерации в реализации указанного полномочия иным образом.
В федеральном законодательстве отсутствует запрет устанавливать ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, выше ставок, установленных для земель, находящихся в собственности Российской Федерации. Не разработана на федеральном уровне и единая методика, в соответствии с которой субъектами Российской Федерации должны быть рассчитаны ставки арендной платы.
Следовательно, установление Правительством Омской области максимального значения ставки арендной платы за земельный участок, предоставляемый в аренду для строительства, не выше 0,1 кадастровой стоимости соответствующего земельного участка не противоречит рассматриваемым положениям Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Необходимо также отметить, что на момент обращения заявителей в суд подпункт "д" пункта 3 Правил, действующий в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2014 года N 133, предусматривал, что арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах - 2 процента в отношении земельных участков, не указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта, если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года) предусматривал, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В свою очередь, пунктом 1 статьи 30.1 Земельного кодекса устанавливалось, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Заявителям земельные участки предоставлены на основании статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации без предварительного согласования места размещения объекта (том 2 л.д. 1, 15, 27).
Таким образом, положения подпункта "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2014 года N 133) касаются иной категории земельных участков. Сравнение величин арендной платы произведено заявителями без учета существующих различий в категории земельных участков.
С 1 марта 2015 года указанные Правила действуют в новой редакции в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 1120 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582", изменившего и редакцию подпункта "д" пункта 3.
Этим же Постановлением в подпункт "в" пункта 3 Правил внесено положение, устанавливающее ставку арендной платы в размере 0,6 процента кадастровой стоимости земельного участка в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов гражданину для индивидуального жилищного строительства. Однако данная норма действует с 1 марта 2015 года; заявители же не согласны с определением ставки арендной платы за прошлые периоды в связи с взысканием с них задолженности в судебном порядке.
До 1 марта 2015 года подпункт "в" пункта 3 Правил устанавливал арендную плату в размере 0,6 процента кадастровой стоимости земельного участка только в отношении земельных участков, предоставленных для сельскохозяйственного использования, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, а также предоставленного гражданам или их некоммерческим объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, гаражного строительства, за исключением случаев, указанных в подпункте "б" настоящего пункта.
Оспариваемое заявителями положение не противоречит основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, перечисленным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.
Формула, предусмотренная пунктом 5 Положения, определяет предсказуемость и предельную простоту расчета размера арендной платы. На протяжении всего периода существования оспариваемого постановления данная формула как способ определения размера арендной платы, как и максимальная ставка арендной платы, оставались неизменными.
Из пояснений представителя Министерства имущественных отношений Омской области следует, что до принятия оспариваемого постановления порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в муниципальных районах Омской области, устанавливался муниципальными правовыми актами муниципальных районов Омской области. Ставки арендной платы при этом существенно отличались друг от друга из-за серьезных различий в востребованности и качественных характеристиках земли. Ставки варьировались от 3 до 10 процентов кадастровой стоимости, в подавляющем большинстве случаев составляли 8 - 10 процентов кадастровой стоимости. В целях сохранения доходной части бюджетов муниципальных образований Омской области на основе анализа существующих ставок определен общий порядок расчета арендной платы с установлением максимального и минимального значения ставок арендной платы (том 2 л.д. 95 - 100, 131 - 132).
Определение в оспариваемом Положении минимального и максимального значения ставок арендной платы позволяет органам местного самоуправления при выборе конкретной ставки арендной платы реализовать принцип экономической обоснованности арендной платы и в пределах установленной шкалы определить ставку, соответствующую доходности земельного участка с учетом категории земель, его разрешенного использования.
Кроме того, установление арендной платы в зависимости от доходности земельного участка, категории земель, вида разрешенного использования обеспечивает использование в расчете второго показателя - кадастровой стоимости земельного участка, поскольку государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункты 4, 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316).
Не противоречит установленный способ определения арендной платы и иным принципам, перечисленным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, поскольку не создает каких-либо предпочтений при расчете арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, не затрагивает вопросов расчета арендной платы при переоформлении прав на земельные участки, либо для отдельных категорий лиц, обладающих льготами.
Необходимо также отметить, что оспариваемое заявителями значение ставки арендной платы 0,1 является предельным; конкретное значение ставки определяется органом местного самоуправления. При расчете арендной платы за земельные участки заявителей используется ставка 0,1, установленная постановлением Администрации Омского муниципального района от 10 ноября 2009 года N 2100-п. При постоянности установленных в оспариваемом постановлении формулы расчета арендной платы и предельных значений ставки арендной платы изменение размера арендной платы за земельные участки заявителей произошло в результате утверждения новых размеров ставок арендной платы органом местного самоуправления.
Таким образом, расчет арендной платы заявителей определяет не максимальное значение ставки арендной платы, указанное в пункте 5 "Положения об арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в муниципальных районах Омской области", а значение соответствующей ставки, определенное постановлением Администрации Омского муниципального района от 10 ноября 2009 года N 2100-п "Об арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в Омском муниципальном районе Омской области".
Из материалов дела, расчетов задолженности арендной платы заявителей, содержащихся в судебных решениях, со всей очевидностью следует, что увеличение размера арендной платы за земельные участки заявителей повлекло не только изменение ставки арендной платы, но и значительное увеличение кадастровой стоимости земельных участков с 1 января 2012 года на основании приказа Министерства имущественных отношений Омской области от 26 сентября 2011 года N 36-п.
Так, кадастровая стоимость земельного участка, предоставленного Воронину И.Л., возросла с <...> до <...> руб. (том 2 л.д. 7), кадастровая стоимость земельного участка, предоставленного Бекпусинову С.Н., по состоянию на 1 января 2010 года составляла <...> руб., по состоянию на 1 января 2012 года - <...> руб. (том 2 л.д. 24). Кадастровая стоимость земельного участка, предоставленного Зубехину В.В., в этот же период возросла с <...> руб. до <...> руб. (том 2 л.д. 30, 43).
Данная составляющая формулы, по которой осуществляется расчет арендной платы за земельные участки, заявителями в установленном порядке не оспаривалась.
Учитывая изложенное, суд полагает, что постановление Правительства Омской области от 28 октября 2008 года N 176-п в оспариваемой части не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов заявителей не нарушает.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 251 - 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
требования Зубехина В.В., Бекпусинова С.Н., Воронина И.Л. о признании недействующим пункта 5 "Положения об арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в муниципальных районах Омской области", утвержденного постановлением Правительства Омской области от 28 октября 2008 года N 176-п "Об арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в муниципальных районах Омской области" (в редакции от 4 июня 2014 года), в части установления максимального значения ставки арендной платы за земельный участок не выше 0,1 оставить без удовлетворения.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.03.2015 N 3-7/2015
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 16 марта 2015 г. N 3-7/2015
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Ершовой Л.А.
при секретаре Жуковой Н.П.
с участием прокурора Даниловой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 марта 2015 года гражданское дело по заявлению Зубехина В.В., Бекпусинова С.Н., Воронина И.Л. о признании недействующим пункта 5 "Положения об арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в муниципальных районах Омской области", утвержденного постановлением Правительства Омской области от 28 октября 2008 года N 176-п "Об арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в муниципальных районах Омской области" (в редакции от 4 июня 2014 года), в части установления максимального значения ставки арендной платы за земельный участок не выше 0,1,
установил:
постановлением Правительства Омской области от 28 октября 2008 года N 176-п "Об арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в муниципальных районах Омской области" (в редакции от 4 июня 2014 года) утверждено "Положение об арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в муниципальных районах Омской области" (далее - Положение). Первоначальный текст документа опубликован в издании "Омская правда" (N 145 от 6 ноября 2008 года) (том 1 л.д. 194).
Пунктом 5 Положения предусмотрено, что размер годовой арендной платы за земельные участки из земель населенных пунктов, предоставляемые в аренду для строительства, либо право аренды которых приобретается в связи с расположением на них зданий, строений, сооружений, за исключением земельных участков, указанных в пунктах 3, 5.1 настоящего Положения, определяется по формуле:
Ап = Кс x Сап, где:
- Ап - размер годовой арендной платы;
- Кс - кадастровая стоимость земельного участка из земель населенных пунктов по состоянию на 1 января года, за который производится расчет арендной платы;
- Сап - ставка арендной платы за земельный участок.
Значения Сап определяются органом местного самоуправления. При этом минимальное значение Сап не может быть ниже ставки земельного налога, а максимальное значение Сап не может быть выше 0,1 (том 1 л.д. 97 - 98).
Зубехин В.В., Бекпусинов С.Н., Воронин И.Л. обратились в суд с заявлением о признании недействующим пункта 5 Положения в части установления максимального значения ставки арендной платы за земельный участок (Сап) не выше 0,1 (том 1 л.д. 6 - 11, 187 - 189).
Указали, что оспариваемая норма противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации". Подпунктом "д" пункта 3 Правил установлен предельный размер арендной платы - 2 процента кадастровой стоимости земельного участка, если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Администрацией Омского муниципального района Омской области с каждым из заявителей заключен договор аренды земельного участка, выделенного под индивидуальное жилищное строительство.
На основании оспариваемого постановления Правительства Омской области Администрация Омского муниципального района Омской области приняла постановление от 10 ноября 2009 года N 2100-п "Об арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в Омском муниципальном районе Омской области". В приложении N 1 к указанному постановлению значение соответствующей ставки арендной платы установлено в размере 0,1 (или 10%), в результате чего подлежащая внесению арендная плата за земельный участок значительно превышает предельную арендную плату, предусмотренную Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.
В судебном заседании заявители Зубехин В.В., Бекпусинов С.Н., Воронин И.Л., представитель заявителей Павлов В.А. не участвовали, просили о рассмотрении дела в их отсутствие (том 2 л.д. 130). О слушании дела заявители и их представитель извещены надлежащим образом (том 2 л.д. 120 - 122).
Опрошенный в судебных заседаниях ранее представитель заявителей Павлов В.А. заявленное требование поддержал в полном объеме.
Представитель Правительства Омской области и Губернатора Омской области Коловатова А.В. против удовлетворения требования возражала, ссылаясь на принятие оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом представительной власти Омской области с соблюдением процедуры принятия, подписания и опубликования, отсутствие в нем положений, противоречащих федеральному законодательству (письменный отзыв - том 1 л.д. 174 - 178, том 2 л.д. 108 - 110).
Представитель Министерства имущественных отношений Омской области Магденко А.Ю., представитель Администрации Омского муниципального района Омской области Чернова Ю.В. против удовлетворения требований возражали по аналогичным основаниям (письменные отзывы - том 2 л.д. 45 - 47, 48 - 50, 95 - 100, 131 - 132).
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Даниловой А.А., полагавшей, что правовые основания для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим отсутствуют, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, разграничение государственной собственности, земельное законодательство. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", действующей с 1 марта 2015 года.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (в указанной редакции) размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
До 1 марта 2015 года аналогичные положения содержались в пункте 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации. Одновременно в пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусматривалось, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Данный пункт утратил силу с 1 марта 2015 года в связи с принятием Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ.
Статьей 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" предусмотрены полномочия Правительства Омской области в сфере регулирования земельных отношений, к которым отнесено установление порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (пункт 10).
Таким образом, оспариваемый заявителями нормативный правовой акт принят Правительством Омской области в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий; его опубликование произведено в установленном порядке в соответствии с пунктом 3 указа Губернатора Омской области от 30 марта 2004 г. N 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 во исполнение положений статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года) утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
- - принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
- - принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
- - принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
- - принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
- - принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
- - принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Этим же Постановлением утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
В 2007 - 2009 годах Зубехин В.В., Бекпусинов С.Н., Воронин И.Л. заключили с Омским муниципальным районом Омской области в лице Главы района договоры аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в Омском муниципальном районе Омской области: Бекпусинов С.Н. - 20 июня 2007 года, Воронин И.Л. - 24 июня 2009 года, Зубехин В.В. - 22 октября 2009 года (том 1 л.д. 25 - 34). По условиям договоров арендодатель передал в аренду каждому из заявителей земельный участок для индивидуального жилищного строительства сроком на три года.
На момент заключения договора аренды с Бекпусиновым С.Н. арендная плата за год определялась путем умножения кадастровой стоимости земельного участка на 1 января года, за который производился расчет, на ставку арендной платы (0,08%), и на коэффициент функционального использования земельного участка, равный 0,3. Данный порядок определялся решением Районного Совета от 28 апреля 2007 года N 23 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности на территории Омского муниципального района Омской области" (том 1 л.д. 30).
При заключении договоров аренды с Зубехиным В.В. и Ворониным И.Л. расчет годовой арендной платы за переданные земельные участки осуществлялся в соответствии с оспариваемым постановлением Правительства Омской области от 28 октября 2008 года N 176-п путем умножения кадастровой стоимости земельного участка на 1 января года, за который производится расчет, на ставку арендной платы за земельный участок, равную 1,5% (том 1 л.д. 27, 34).
Постановлением Администрации Омского муниципального района от 10 ноября 2009 года N 2100-п "Об арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в Омском муниципальном районе Омской области", принятым во исполнение постановление Правительства Омской области от 28 октября 2008 года N 176-п, утверждены новые ставки арендной платы. В частности, в приложении N 1 к постановлению Администрации Омского муниципального района от 10 ноября 2009 года N 2100-п значение ставки арендной платы за земельные участки, предоставляемые в аренду для строительства, установлено в размере 0,1 (том 1 л.д. 166).
В связи с указанными обстоятельствами расчет арендной платы за земельные участки, предоставленные в аренду заявителям, изменился.
5 декабря 2012 года Воронин И.Л. обратился к арендодателю земельного участка с заявлением о прекращении аренды, 9 января 2014 года между указанными сторонами договора подписано соглашение о расторжении договора аренды (том 2 л.д. 11, 12 - 13). Аналогичное соглашение заключено 11 ноября 2013 года арендодателем земельного участка и с Зубехиным В.В. (том 2 л.д. 34 - 44).
За Бекпусиновым С.Н. 15 января 2014 года зарегистрировано право собственности на арендуемый земельный участок (том 2 л.д. 17).
В судебном порядке с заявителей взыскана задолженность по внесению арендной платы: с Воронина И.Л. за период с 1 июля 2011 года до момента расторжения договора аренды в размере <...> руб. и неустойка в размере <...> руб., с Зубехина В.В. за период с 1 апреля 2011 года до момента расторжения договора аренды в размере <...> руб. и неустойка в размере <...> руб., с Бекпусинова С.Н. за период с 1 апреля 2011 года до момента возникновения права собственности на земельный участок в размере <...> руб. и неустойка <...> руб. Соответствующие судебные решения представлены в материалах дела.
Оспаривая пункт 5 Положения в части установления максимального значения ставки арендной платы за земельный участок не выше 0,1 от кадастровой стоимости земельного участка, заявители ссылаются на противоречие данной нормы подпункту "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Данный довод суд находит несостоятельным.
Как следует из прямого указания в пункте 1 Правил, установленные названными Правилами положения, в том числе определяющие конкретные ставки арендной платы в отношении тех или иных категорий земельных участков, распространяются исключительно на земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации.
Предоставив органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по установлению порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, федеральный законодатель не предусмотрел обязанности субъектов Российской Федерации устанавливать ставки арендной платы в том же размере, как это предусмотрено для аналогичных категорий земельных участков Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, а также не ограничил права субъектов Российской Федерации в реализации указанного полномочия иным образом.
В федеральном законодательстве отсутствует запрет устанавливать ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, выше ставок, установленных для земель, находящихся в собственности Российской Федерации. Не разработана на федеральном уровне и единая методика, в соответствии с которой субъектами Российской Федерации должны быть рассчитаны ставки арендной платы.
Следовательно, установление Правительством Омской области максимального значения ставки арендной платы за земельный участок, предоставляемый в аренду для строительства, не выше 0,1 кадастровой стоимости соответствующего земельного участка не противоречит рассматриваемым положениям Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Необходимо также отметить, что на момент обращения заявителей в суд подпункт "д" пункта 3 Правил, действующий в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2014 года N 133, предусматривал, что арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах - 2 процента в отношении земельных участков, не указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта, если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года) предусматривал, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В свою очередь, пунктом 1 статьи 30.1 Земельного кодекса устанавливалось, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Заявителям земельные участки предоставлены на основании статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации без предварительного согласования места размещения объекта (том 2 л.д. 1, 15, 27).
Таким образом, положения подпункта "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2014 года N 133) касаются иной категории земельных участков. Сравнение величин арендной платы произведено заявителями без учета существующих различий в категории земельных участков.
С 1 марта 2015 года указанные Правила действуют в новой редакции в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 1120 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582", изменившего и редакцию подпункта "д" пункта 3.
Этим же Постановлением в подпункт "в" пункта 3 Правил внесено положение, устанавливающее ставку арендной платы в размере 0,6 процента кадастровой стоимости земельного участка в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов гражданину для индивидуального жилищного строительства. Однако данная норма действует с 1 марта 2015 года; заявители же не согласны с определением ставки арендной платы за прошлые периоды в связи с взысканием с них задолженности в судебном порядке.
До 1 марта 2015 года подпункт "в" пункта 3 Правил устанавливал арендную плату в размере 0,6 процента кадастровой стоимости земельного участка только в отношении земельных участков, предоставленных для сельскохозяйственного использования, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, а также предоставленного гражданам или их некоммерческим объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, гаражного строительства, за исключением случаев, указанных в подпункте "б" настоящего пункта.
Оспариваемое заявителями положение не противоречит основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, перечисленным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.
Формула, предусмотренная пунктом 5 Положения, определяет предсказуемость и предельную простоту расчета размера арендной платы. На протяжении всего периода существования оспариваемого постановления данная формула как способ определения размера арендной платы, как и максимальная ставка арендной платы, оставались неизменными.
Из пояснений представителя Министерства имущественных отношений Омской области следует, что до принятия оспариваемого постановления порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в муниципальных районах Омской области, устанавливался муниципальными правовыми актами муниципальных районов Омской области. Ставки арендной платы при этом существенно отличались друг от друга из-за серьезных различий в востребованности и качественных характеристиках земли. Ставки варьировались от 3 до 10 процентов кадастровой стоимости, в подавляющем большинстве случаев составляли 8 - 10 процентов кадастровой стоимости. В целях сохранения доходной части бюджетов муниципальных образований Омской области на основе анализа существующих ставок определен общий порядок расчета арендной платы с установлением максимального и минимального значения ставок арендной платы (том 2 л.д. 95 - 100, 131 - 132).
Определение в оспариваемом Положении минимального и максимального значения ставок арендной платы позволяет органам местного самоуправления при выборе конкретной ставки арендной платы реализовать принцип экономической обоснованности арендной платы и в пределах установленной шкалы определить ставку, соответствующую доходности земельного участка с учетом категории земель, его разрешенного использования.
Кроме того, установление арендной платы в зависимости от доходности земельного участка, категории земель, вида разрешенного использования обеспечивает использование в расчете второго показателя - кадастровой стоимости земельного участка, поскольку государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункты 4, 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316).
Не противоречит установленный способ определения арендной платы и иным принципам, перечисленным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, поскольку не создает каких-либо предпочтений при расчете арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, не затрагивает вопросов расчета арендной платы при переоформлении прав на земельные участки, либо для отдельных категорий лиц, обладающих льготами.
Необходимо также отметить, что оспариваемое заявителями значение ставки арендной платы 0,1 является предельным; конкретное значение ставки определяется органом местного самоуправления. При расчете арендной платы за земельные участки заявителей используется ставка 0,1, установленная постановлением Администрации Омского муниципального района от 10 ноября 2009 года N 2100-п. При постоянности установленных в оспариваемом постановлении формулы расчета арендной платы и предельных значений ставки арендной платы изменение размера арендной платы за земельные участки заявителей произошло в результате утверждения новых размеров ставок арендной платы органом местного самоуправления.
Таким образом, расчет арендной платы заявителей определяет не максимальное значение ставки арендной платы, указанное в пункте 5 "Положения об арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в муниципальных районах Омской области", а значение соответствующей ставки, определенное постановлением Администрации Омского муниципального района от 10 ноября 2009 года N 2100-п "Об арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в Омском муниципальном районе Омской области".
Из материалов дела, расчетов задолженности арендной платы заявителей, содержащихся в судебных решениях, со всей очевидностью следует, что увеличение размера арендной платы за земельные участки заявителей повлекло не только изменение ставки арендной платы, но и значительное увеличение кадастровой стоимости земельных участков с 1 января 2012 года на основании приказа Министерства имущественных отношений Омской области от 26 сентября 2011 года N 36-п.
Так, кадастровая стоимость земельного участка, предоставленного Воронину И.Л., возросла с <...> до <...> руб. (том 2 л.д. 7), кадастровая стоимость земельного участка, предоставленного Бекпусинову С.Н., по состоянию на 1 января 2010 года составляла <...> руб., по состоянию на 1 января 2012 года - <...> руб. (том 2 л.д. 24). Кадастровая стоимость земельного участка, предоставленного Зубехину В.В., в этот же период возросла с <...> руб. до <...> руб. (том 2 л.д. 30, 43).
Данная составляющая формулы, по которой осуществляется расчет арендной платы за земельные участки, заявителями в установленном порядке не оспаривалась.
Учитывая изложенное, суд полагает, что постановление Правительства Омской области от 28 октября 2008 года N 176-п в оспариваемой части не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов заявителей не нарушает.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 251 - 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
требования Зубехина В.В., Бекпусинова С.Н., Воронина И.Л. о признании недействующим пункта 5 "Положения об арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в муниципальных районах Омской области", утвержденного постановлением Правительства Омской области от 28 октября 2008 года N 176-п "Об арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в муниципальных районах Омской области" (в редакции от 4 июня 2014 года), в части установления максимального значения ставки арендной платы за земельный участок не выше 0,1 оставить без удовлетворения.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Омского областного суда
Л.А.Ершова
Л.А.Ершова
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)