Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.07.2014 ПО ДЕЛУ N А13-5735/2012

Разделы:
Водный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июля 2014 г. по делу N А13-5735/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 3 июля 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Северсталь" Вихревой И.Г. по доверенности от 02.11.2011 N О-5249, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области Большаковой А.С. по доверенности от 03.01.2014 N 3,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Северсталь" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 7 марта 2014 года по делу N А13-5735/2012 (судья Савенкова Н.В.),

установил:

открытое акционерное общество "Северсталь" (ОГРН 1023501236901, далее - Общество, ОАО "Северсталь") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области (ОГРН 1043500647277, далее - Инспекция, налоговый орган) от 15.12.2011 N 10291 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 03.07.2012 требования Общества удовлетворены. Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2013 это решение суда отменено, в удовлетворении требований Общества отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.06.2013 отменены решение и постановление судов первой и второй инстанций, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Вологодской области от 07.03.2014 удовлетворении требований Общества отказано.
ОАО "Северсталь" не согласилось с решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование ссылается на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ОАО "Северсталь" апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
В судебном заседании представитель Инспекции решение суда считает законным и обоснованным.
Выслушав стороны, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Общество на основании лицензий на пользование недрами от 16.06.2010 серии ВОЛ N 01505ВЭ, от 17.07.2002 серии ВОЛ N 00996 ВЭ (том 1, листы 96 - 110) осуществляет забор подземных вод из скважин N 3635, 5/96 и шахтного колодца для хозяйственно-питьевого и технологического водоснабжения принадлежащей ему базы отдыха "Торово", расположенной в Череповецком районе Вологодской области.
Общество представило в Инспекцию налоговую декларацию по водному налогу за 2 квартал 2011 года, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчислена с применением льготной ставки в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды, предусмотренную пунктом 3 статьи 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при заборе воды для водоснабжения населения.
По итогам проведенной камеральной проверки представленной Обществом декларации Инспекцией составлен акт от 31.10.2011 N 8768 (том 1, лист 68) и принято решение от 15.12.2011 N 10291 (том 1, лист 16) о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату водного налога в виде штрафа в сумме 202,20 руб., а также Обществу предложено уплатить недоимку по водному налогу в размере 1011 руб. и пени по этому налогу в сумме 41,14 руб.
Основанием для привлечения Общества к налоговой ответственности, доначисления ему спорных сумм водного налога и пеней послужил вывод Инспекции о том, что налогоплательщик при исчислении водного налога в отношении базы отдыха "Торово" неправомерно применил льготную ставку, предусмотренную пунктом 3 статьи 333.12 НК РФ.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области от 20.02.2012 N 07-09/001692@ (том 1, лист 34) решение Инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Инспекции от 15.12.2012 N 10291, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении этого заявления, правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 333.8 НК РФ плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объектом обложения водным налогом признается забор воды из водных объектов, в том числе из поверхностных и подземных источников (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.9 НК РФ).
Исходя из положений статьи 333.12 НК РФ, квалифицирующим признаком применения конкретной ставки для исчисления водного налога является целевое использование конкретного водного объекта.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 333.12 НК РФ предусмотрены налоговые ставки по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам за забор воды из поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования.
Согласно пункту 3 этой статьи ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за 1000 кубических метров воды, забранной из водного объекта.
Таким образом, в отношении водозабора, осуществляемого для водоснабжения населения, установлена пониженная ставка налога.
Согласно пункту 5.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 12.03.2007 N 17 (в редакции постановления Пленума ВАС РФ от 14.02.2008 N 14) со дня размещения постановления Президиума ВАС РФ в полном объеме на сайте ВАС РФ практика применения законодательства, на положениях которого основано данное постановление, для арбитражных судов считается определенной.
Как указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 11.09.2012 N 5580/12, принятого по результатам рассмотрения дела N А31-2702/2011 Арбитражного суда Костромской области, в целях применения пункта 3 статьи 333.12 НК РФ под водоснабжением населения следует понимать обеспечение питьевой водой по договорам, абонентами по которым выступают физические лица, а также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом.
В рассматриваемом случае ОАО "Северсталь" применило льготную ставку водного налога в отношении базы отдыха "Торово".
Суд первой инстанции на основании представленных в дело доказательств пришел к обоснованному выводу о том, что объекты этой базы отдыха не являются жилищным фондом.
Как следует из представленных в суд документов, база отдыха "Торово" является структурным подразделением социально-бытового комплекса дирекции по персоналу ОАО "Северсталь". Она включает в себя 25 корпусов для проживания: деревянный гостевой дом N 25; гостевой дом N 29; одноквартирный дом N 13 (бывший дом N 4); одноквартирный дом N 12 (бывший дом N 13); коттедж N 5 (бывший жилой дом N 5); коттедж N 4 (бывший жилой дом N 4); коттедж N 2 (бывший жилой дом N 2); одноквартирный дом N 10 (бывший дом N 9); щитовой финский дом N 19 (бывший дом N 6); щитовой дом N 18 (бывший дом N 5); дом N 17 (бывший дом N 3); одноквартирный дом N 8 (бывший дом N 15); дом N 9 (бывший дом N 10); коттедж N 21, коттедж N 22; одноквартирный дом N 11 (бывший дом N 14); одноквартирный дом N 7 (бывший дом N 26); одноквартирный дом N 6 (бывший дом N 25); коттедж N 1 (бывший жилой дом N 1); дом площадью 137,2 кв. м; дом N 26; гостиница N 16 (бывший дом N 8); коттедж N 3; коттедж N 23; корпус "Факел" N 24. База включает 9 зданий инженерной инфраструктуры: здание водонапорной башни; здание котельной; здание бойлерной; здание насосной станции с питьевым колодцем (водозабор); здание канализационной насосной станции; блоки 1, 2, 3 к комплексу очистных сооружений; здание павильона-насосной над артезианской скважиной; склад для хранения реактивов; здание фильтровальной станции; здание канализационного очистного блочного комплекса (КОБК-150); здание канализационно-насосной станции водной станции; здание насосной станции с питьевым колодцем. Также в базу входят административное здание, здания столовой, библиотеки, игрового центра, пункта проката, медпункта, бани, котельной, гаражей, мастерских.
Как пояснил представитель Общества, отдельных счетчиков учета воды, потребленной каждым корпусом, на базе отдыха не установлено, льготная ставка водного налога применялась заявителем только в отношении водоснабжения жилых корпусов, расчет водного налога в отношении воды, забранной для общехозяйственных нужд, произведен с применением общеустановленной ставки.
Поскольку налоговое законодательство не содержит определения понятия "жилищный фонд", то в силу статьи 11 НК РФ следует применить нормы других отраслей законодательства.
Согласно статье 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). В силу части первой статьи 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартиры, часть квартиры; комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (часть вторая статьи 16 ЖК РФ).
При этом целями и задачами жилищного законодательства является регулирование общественных отношений, складывающихся в области обеспечения органами государственной власти, местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, безопасность, неприкосновенность и недопустимость произвольного лишения жилища, на беспрепятственное осуществление жилищных прав, обеспечения их судебной защиты и восстановления в случае нарушения, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (статья 1 ЖК РФ). Жилищные права определяются как права, вытекающие из отношений, регулируемых жилищным законодательством, а жилищные отношения - как отношения, регулируемые жилищным законодательством.
Таким образом, понятие "жилых помещений" по ЖК РФ тесно связано с понятием "жилища".
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОК029-2001), утвержденному постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, деятельность домов отдыха (код 55.23.2) включена в группировку 55 "Деятельность гостиниц и ресторанов". Организация, оказывающая услуги отдыха (дома и базы отдыха), предоставляет гражданам, в том числе, помещения для временного проживания, но при этом указанные помещения не являются жилищем в понимании ЖК РФ, а граждане, пользуясь помещениями домов и баз отдыха, не реализуют никаких жилищных прав.
В статье 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено, что место пребывания это гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, базы отдыха (дома и корпуса баз отдыха) не предназначены для постоянного проживания граждан, а значит, не подпадают под понятие жилого помещения, определенного в части 1 статьи 16 ЖК РФ, и не относятся к жилищному фонду.
В обоснование апелляционной жалобы ОАО "Северсталь" указало на то, что дома базы отдыха "Торово" являются жилыми помещениями, так как фактически соответствуют требованиям, установленным для жилых помещений постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение N 47). Также Общество сослалось на технические паспорта корпусов базы отдыха "Торово" как на документы, подтверждающие признание и отнесение регистрирующим органом помещений к жилищному фонду.
Эти доводы являются необоснованными.
Согласно части 3 статьи 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Данный порядок установлен указанным выше Положением N 47.
В соответствии с пунктами 7 и 8 этого Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Пунктами 42 - 44 Положения N 47 предусмотрена процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания. Данная оценка, как следует из этих норм, требует специальных познаний.
На основании изложенного, признание помещения жилым помещением, осуществляется специальной межведомственной комиссией.
В рассматриваемом случае подобного решения межведомственной комиссии в отношении объектов базы отдыха "Торово" не имеется.
Как указано выше, орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Положении N 47 требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
В материалах настоящего дела имеется письмо администрации Нелазского сельского поселения от 13.02.2014 N 110, в котором указано, что в отчете 1 - жилфонд за 2011 год дома, расположенные на территории базы отдыха "Торово", не учитывались.
Таким образом, орган местного самоуправления не подтверждает отнесение этих объектов к жилым помещениям.
Частью 4 статьи 19 ЖК РФ установлено, что жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 (далее - Положение N 1301). В соответствии с указанным Положением государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет.
При этом основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации (далее - БТИ). БТИ осуществляют технический учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики (пункты 3 и 4 Положения N 1301). Учет домовладений, строений и жилых помещений производится БТИ путем ведения реестра жилищного фонда (пункт 12 Положения N 1301).
В рассматриваемом случае из письма Череповецкого отделения Вологодского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от 13.12.2013 N 1677/11-11 (том 3, лист 149) следует, что все объекты базы отдыха "Торово" относятся к категории назначения "нежилое" как объекты, предназначенные для отдыха и развлечений.
Налоговым органом направлен дополнительный запрос от 12.02.2014 N 02-19/001039 относительно статуса домов с кадастровыми номерами 35:22:000000:0000:3067Ц/2:0000, 35:22:000000:0000:03137:0000 и 35:22:0301001:0004:19:256:001:010373290:0001:1001 (том 4, лист 40), в ответ на который письмами от 17.02.2014 N 146/11-11 и от 05.03.2014 N 239/11-11 Череповецкое отделение Вологодского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" подтвердило, что по данным технического учета указанные объекты капитального строительства относятся к категории назначения "нежилое", в том числе во 2 квартале 2011 года (том 4, листы 42-43).
Таким образом, по данным технического учета корпуса базы отдыха "Торово" не относятся к жилым помещениям и не включены в жилищный фонд.
Официальный статистический учет жилищного фонда осуществляется Федеральной службой государственной статистики и ее территориальными органами на основе обобщения форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, представленных БТИ (пункт 5 Положения N 1301).
Согласно письму Федеральной службы государственной статистики от 23.10.2007 N ИУ-09-21/2981 при заполнении формы федерального государственного статистического наблюдения N 1-жилфонд "Сведения о жилищном фонде" в числе жилых зданий не учитываются дачи, летние садовые домики, охотничьи домики, спортивные и туристские базы, мотели, кемпинги, санатории, дома отдыха, пансионаты, дома для приезжих, гостиницы, казармы, кельи, железнодорожные вагончики и другие строения, а также помещения, предназначенные для отдыха, сезонного и временного проживания.
Также в соответствии с Приказом Росстата от 11.03.2009 N 37 "Об утверждении Методологических положений по системе статистических показателей, разрабатываемых в статистике строительства и инвестиций в основной капитал" в числе введенных жилых зданий (домов) не учитываются: здания, пригодные только для сезонного или временного проживания, независимо от длительности проживания в них граждан (дачи, летние, садовые и охотничьи домики); юрты, передвижные домики и вагончики, сборно-разборные щитовые домики и другие, приспособленные для временного проживания строения; жилые здания для специальных целей (казармы для военнослужащих, общежития для спецконтингента), кельи; спортивные и туристские базы, мотели, кемпинги, санатории, дома отдыха, пансионаты, дома для приезжих, гостиницы.
Таким образом, корпуса базы отдыха "Торово" не подлежат включению по статистической отчетности в состав жилищного фонда.
Данное обстоятельство подтверждается письмом Территориального органа Федеральной службы статистики по Вологодской области от 11.11.2013 N 04-05/1416 (том 3, лист 151).
Ссылка ОАО "Северсталь" на данные своей статистической отчетности правомерно отклонена судом первой инстанции, так как пунктом 5 Положения N 1301 предусмотрено, что официальный статистический учет, являющийся частью государственного учета жилищного фонда, осуществляется органами статистики на основе обобщения форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, представленных БТИ, а не собственниками помещений, зданий, сооружений.
Кроме того, материалами дела подтверждено, что данные объекты не относятся к жилым по данным технического учета.
Таким образом, данные статистического учета также не подтверждают отнесение базы отдыха "Торово" в состав жилищного фонда.
Ссылки ОАО "Северсталь" на сведения своего бухгалтерского учета являются необоснованными, так как согласно Федеральному закону от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (действовал в проверяемом периоде) данные бухгалтерского учета должны соответствовать правоустанавливающим и техническим документам.
Корпуса базы отдыха "Торово" не являются по данным технического учета жилыми домами и не прошли паспортизацию как жилые дома, не отражены по данным официального статистического учета в качестве жилищного фонда, поэтому не подлежат отражению в бухгалтерском учете общества как объекты жилищного фонда.
Кроме того, пунктом 9 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, предусмотрено, что жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории.
Согласно пункту 1 статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
- - земли сельскохозяйственного назначения;
- - земли населенных пунктов;
- - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
- - земли особо охраняемых территорий и объектов;
- - земли лесного фонда;
- - земли водного фонда;
- - земли запаса.
Пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ установлено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно имеющимся в деле сведениям о земельном участке, на котором расположена база отдыха "Торово", этот земельный участок имеет категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, иного специального назначения" (том 3, лист 152).
Таким образом, земельный участок базы отдыха не является землей населенных пунктов.
В соответствии со статьей 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.
Аналогичная правовая позиция о взаимосвязи статуса строения со статусом земельного участка отражена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2014 N ВАС-2184/14.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неправомерном применении Обществом льготной ставки налогообложения в отношении объема забранной воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения базы отдыха "Торово" как для водоснабжения населения, поэтому доначисление водного налога произведено Инспекцией обоснованно. Требования ОАО "Северсталь" не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, верно оценил представленные сторонами доказательства, правильно применил нормы материального и процессуального права, принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 7 марта 2014 года по делу N А13-5735/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Северсталь" - без удовлетворения.

Председательствующий
А.А.ХОЛМИНОВ

Судьи
Н.В.МУРАХИНА
Н.Н.ОСОКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)