Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 02.06.2014 ПО ДЕЛУ N А40-37361/14-116-80

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 июня 2014 г. по делу N А40-37361/14-116-80


Резолютивная часть решения объявлена 22 мая 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 02 июня 2014 года.
Арбитражный суд в составе судьи Стародуб А.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гибаловой А.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению: ООО "ЮрскНефть"
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании недействительным решения от 18.12.2013 г. N 52-21-18/1918р.
при участии представителей
от заявителя: Северина Н.В. по доверенности от 11.03.2014 г. N ИЧ-09-05/29, Тарасюк Е.Г. по доверенности от 11.03.2014 г. N ИЧ-09-05/22, Ермолин Д.Е. по доверенности от 11.03.2014 г. N ИЧ-09-05/28, Кишка Д.Н. по доверенности от 04.03.2014 г.
от ответчика: Быченя А.В. по доверенности от 15.10.2013 г. N 42, Клещенок А.В. по доверенности от 14.11.2013 г. N 56, Гришин А.Е. по доверенности от 15.05.2014 г. N 14.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ЮрскНефть" обратилось в арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 18.12.2013 года N 52-21-18/1918р "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по доводам заявления, письменных пояснений, и объяснений. Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве на заявление.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд пришел к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
ООО "Западно-Малобалыкское" решением участника общества 04.03.2014 года было переименовано в ООО "ЮрскНефть".
Судом установлено, что налоговым органом проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов за период с 01.01.2010 г по 31.12.2011 г., по результатам которой налоговым органом составлен акт выездной налоговой проверки от 26.09.2013 N 52-21-18/1074а.
По результатам рассмотрения материалов проверки и представленных заявителем возражений на акт проверки налоговым органом было вынесено оспариваемое решение от 18.12.2013 года N 52-21-18/098р "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым заявитель привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 9 317 рублей, обществу доначислен НДПИ в сумме 107450 рублей и 31 768 рублей соответствующая сумма пени.
Решение МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 18.12.2013 года N 52-21-18/1918р "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" было обжаловано заявителем в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы ФНС России в соответствии со ст. 101.2 НК РФ.
Решением ФНС России от 21.02.2014 г. N СА-4-9/3162@ решение МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 18.12.2013 года N 52-21-18/1918р "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" оставлено без изменения, а апелляционная жалоба общества без удовлетворения.
Основанием для начисления указанных сумм налога явились выводы инспекции о том, что общество в нарушение пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ завысило фактические потери полезных ископаемых при добыче нефти, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения в целях налогообложения НДПИ по ставке 0% над утвержденными Министерством энергетики Российской Федерации нормативами на 2010 - 2011 гг., что привело к неполной уплате НДПИ за январь - март 2010 г. в сумме 59 466 рублей, и январь - ноябрь 2011 г. в размере 37184 рубля.
Налогоплательщик указывает, что обществом своевременно направлены в Министерство энергетики Российской Федерации заявления на утверждения нормативов технологических потерь на 2010 - 2011 года, однако утвержденные нормативы доведены до Общества письмами Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 N 05-161 (на 2010 год) и от 12.01.2012 N 05-9 (на 2011 год).
Следовательно, у Общества отсутствовали на момент наступления срока уплаты НДПИ утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, что позволяет применять нормативы потерь, утвержденные ранее.
Указанная позиция, по мнению Общества, подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 19.02.2013 N 12232/12.
Кроме того, заявитель указал, что в решении Инспекции отсутствуют указания на норму НК РФ, а имеется лишь ссылка на письмо ФНС России от 21.08.2013 N АС-4-3/15165.
Налогоплательщик считает необоснованной ссылку налогового органа на выводы изложенные в Постановлении ФАС МО от 06.02.2014 г. N А40-129184/12-140-865, поскольку в указанном Постановлении судом исследовалась иная ситуация между налогоплательщиком и налоговым органом, а именно: речь там идет о нормативно-правовой природе самих Приказов Минэнерго России об утверждении нормативов технологических потерь углеводородного сырья и распространении действия данных Приказов во времени.
Доводы заявителя судом отклоняются как ошибочные, по следующим основаниям.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ налогообложение производится по ставке 0% в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со статьей 338 НК РФ как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении, в том числе при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
В целях главы 26 НК РФ нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, установленном абзацем вторым пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом.
Согласно разделу "Налог на добычу полезных ископаемых" Учетной политики общества, утвержденной для целей налогообложения Приказами от 31.12.2009 N 516 на 2010 год и от 31.12.2010 N 544 на 2011 год, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого. Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым методом (посредством измерительных средств и устройств).
Общество для расчета нормативных потерь нефти за январь, февраль и март 2010 года применяло норматив технологических потерь нефти при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождений, в размере 0,147% для Западно-Малобалыкского месторождения, утвержденный приказом Минэнерго России от 28.01.2009 N 17 на 2009 год.
Для расчета нормативных потерь нефти за январь - ноябрь 2011 года Обществом применялся норматив технологических потерь нефти при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождений, в размере 0,140% для Западно-Малобалыкского месторождения, утвержденный приказом Минэнерго России от 05.04.2010 N 139 на 2010 год.
В соответствии с пунктом 5 "Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" (далее - Правила) (утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 N 921) в редакции, действовавшей в проверяемом периоде, нормативы потерь углеводородного сырья рассчитываются по каждому конкретному месту образования потерь на основании принятой схемы и технологии разработки месторождения, проекта обустройства месторождения или плана пробной эксплуатации скважин (если участок недр предоставлен для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии) и ежегодно утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральным агентством по недропользованию.
Таким образом, размер нормативов потерь в зависимости от применяемой методики разработки месторождения ежегодно изменяется, в связи с чем, уполномоченному государственному органу предписано производить утверждение нормативов потерь на каждый календарный год.
Приказами Минэнерго России от 05.04.2010 N 139 и от 30.12.2011 N 636 утверждены нормативы технологических потерь углеводородного сырья при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождений, на 2010 и 2011 года, согласованные с Федеральным агентством по недропользованию.
Для Западно-Малобалыкского месторождения на 2010 год утвержден норматив технологических потерь нефти в размере 0,140%, а на 2011 год утвержден норматив в размере 0,139%.
Таким образом, Обществу следовало произвести перерасчет сумм налога на добычу полезных ископаемых за январь, февраль и март 2010 года с учетом нормативных потерь в размере 0,140%, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 05.04.2010 N 139 на 2010 год, а также за январь - ноябрь 2011 года с учетом нормативных потерь в размере 0,139%, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 30.12.2011 N 636 на 2011 год.
Следует отметить, что само по себе применение ставки 0 процентов по налогу на добычу полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых является правом налогоплательщика. Таким образом, в случае, когда налогоплательщик принял решение реализовать это право, он обязан его реализовать в установленном законом порядке и не вправе определять этот порядок произвольно.
Данный вывод также нашел свое отражение в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 06.02.2014 по делу N А40-129184/12(140-865).
При этом, если нормативы потерь утверждены на очередной календарный год в течение этого, либо следующего за ним календарного года, то налогоплательщик обязан осуществить перерасчет сумм налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджет, начиная с первого налогового периода календарного года, на который утверждены данные (новые) нормативы потерь. Такой перерасчет должен быть произведен независимо от того, превышают или нет вновь утвержденные нормативы размеры ранее действовавших.
Данный вывод подтверждается позицией ФНС России, сформулированной в письме от 21.08.2013 N АС-4-3/15165@, согласованной с Министерством финансов Российской Федерации (письмо от 25.07.2013 N 03-06-05-01/29519).
Ссылка налогоплательщика на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.02.2013 N 12232/12 по делу N А19-16360/2011 необоснованна, поскольку из указанного судебного акта не следует вывода о наличии у Общества права по своему усмотрению выбирать, какие именно нормативы применять.
В данном деле суд установил, что налогоплательщик действительно имеет право на перерасчет сумм НДПИ с учетом нормативов потерь, обязательных к применению в конкретном налоговом периоде, но установленных несвоевременно. Суд указал, что несвоевременное утверждение нормативов потерь на очередной календарный год по не зависящим от общества причинам не должно влиять на его право на применение налоговой ставки 0 процентов применительно к размеру потерь, признаваемому уполномоченным государственным органом на конкретный год нормативным. Однако там же суд предписывает буквально толковать положение абзаца 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ, указав, что только в случае несвоевременного утверждения нормативов потерь на очередной год впредь до их утверждения на текущий год допускается применение нормативов потерь, утвержденных ранее в установленном порядке, что и предусмотрено в подпункте 1 пункта 1 статьи 342 Кодекса.
Следовательно, само по себе применение ставки 0% по НДПИ в части нормативных потерь полезных ископаемых является правом налогоплательщика и полностью лежит в области его полномочий. Однако в случае, когда налогоплательщик принял решение реализовать это право, он обязан его реализовать в установленном законом порядке и не вправе определять этот порядок произвольно. В частности, в данном случае налогоплательщик не вправе самостоятельно был определять нормативы потерь полезных ископаемых, а обязан был применить те нормативы, которые утверждены уполномоченным органом в установленном порядке по состоянию на конкретный налоговый период.
Таким образом, судом четко проводится грань между правом налогоплательщика на применение самой по себе нулевой ставки по НДПИ в части нормативных потерь полезных ископаемых и обязанностью применять нулевую ставку к потерям в размере не выше нормативов, действующих в конкретном налоговом периоде.
Из доводов Общества же следует, что указанные право и обязанность не разделяются, а выбор размера нормативов потерь лежит полностью в области дискреции налогоплательщика. Данные доводы основаны на неверном толковании как норм налогового законодательства, так и правовой позиции Президиума ВАС РФ, выраженной в данном постановлении, следовательно, являются необоснованными.
Таким образом, Общество не вправе было самостоятельно определять нормативы потерь полезных ископаемых в 2010 - 2011 гг., а обязано было применить те нормативы, которые утверждены уполномоченным органом в установленном порядке, что и предусмотрено в пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ.
Касательно довода Общества о том, что в решении Инспекции отсутствуют указания на норму НК РФ, а имеется лишь ссылка на письмо ФНС России от 21.08.2013 N АС-4-3/15165, судом установлено следующее.
Согласно решению Инспекции вывод о необходимости применения Заявителем нормативов потерь в размере 0,140% в 2010 году и 0,139% в 2011 году сделан на основании нормы НК РФ - пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ, а также с учетом положения пункта 5 Правил.
Так как согласно указанной норме ранее утвержденные нормативы потерь полезных ископаемых применяются лишь до утверждения новых нормативов, следовательно, с учетом вышеназванной судебной практики, при доведении до Общества новых нормативов следовало применять такие нормативы за весь утвержденный Министерством энергетики Российской Федерации период.
Кроме того, правовая позиция, изложенная в письме ФНС России от 21.08.2013 N АС-4-3/15165@, согласована с Министерством Финансов Российской Федерации (письмо от 25.07.2013 N 03-06-05-01/29519).
В отношении ссылки Общества на письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 22.11.2013 N 03-06-06-01/50342, в котором сделан вывод, что при отсутствии у налогоплательщика утвержденных в установленном порядке нормативов потерь на очередной финансовый год налогоплательщик вправе применять нормативы потерь, утвержденные в установленном порядке ранее, до утверждения новых нормативов потерь без перерасчета сумм уплаченного налога на добычу полезного ископаемого, суд исходит из следующего.
Из текста указанного письма Министерства Финансов Российской Федерации следует, что НК РФ не предусмотрен перерасчет сумм налога на добычу полезных ископаемых в случае, если вновь утвержденные нормативы потерь отличаются в ту или иную сторону от утвержденных ранее.
Вместе с тем, ссылаясь на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.02.2013 N 12232/12 Министерство Финансов Российской Федерации, указывает, что до внесения в главу 26 НК РФ соответствующих изменений, конкретизирующих порядок применения нормативов потерь в целях исчисления налога на добычу полезного ископаемого, налогоплательщик вправе произвести перерасчет сумм налога на добычу полезного ископаемого, подлежащих уплате в бюджет, начиная с первого налогового периода календарного года, на который утверждены нормативы потерь, в случае, если нормативы потерь на очередной календарный год утверждены в течение отчетного года либо следующего за ним календарного года.
Таким образом, позиция Министерства Финансов Российской Федерации аналогична правовой позиции, изложенной в письме ФНС России от 21.08.2013 N АС-4-3/15165@, согласованное с Министерством Финансов Российской Федерации (письмо от 25.07.2013 N 03-06-05-01/29519) и из его содержания, вопреки позиции Общества, не следует права применять в соответствующем налоговом периоде нормативы, отличные от утвержденных.
Кроме того, заявитель не согласен выводом налогового органа о том, что Общество при определении налоговой базы по НДПИ по общеустановленной ставке за октябрь, ноябрь 2010 г., а также апрель, май, сентябрь, октябрь 2011 г., неправомерно, в нарушение п. 7 ст. 80 НК РФ, п. 5.5 приказа Министерства Финансов Российской Федерации от 29.12.2006 N 185н и п. 5.8 Приказа ФНС РФ от 07.04.2011 N ММВ-7-3/253@, производило округление рассчитанного количества потерь до целой величины, что привело к неправомерному применению ставки 0% в отношении сверхнормативных потерь нефти в количестве 2,593 тонны и, как следствие, к неполной уплате НДПИ в размере 10 800 рублей.
Заявитель указывает, что согласно учетной политике Общества для целей налогового учета, Временным рекомендациям по учету нефти в нефтедобывающих организациях (утв. Министерством энергетики Российской Федерации 15.11.2011), а также согласно РД 153-39-018-97 от 16.07.1997 нормативная величина технологических потерь нефти наряду с валовой добычей исчисляются в тоннах, следовательно, Общество в декларации по НДПИ также указывало показатели в тоннах.
В соответствии с п. 5.4 приказа Министерства Финансов Российской Федерации от 29.12.2006 N 185н и п. 5.8 Приказа ФНС РФ от 07.04.2011 N ММВ-7-3/253@ код единицы измерения добытого полезного ископаемого указывается в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94, в связи с чем, при заполнении строки 030 раздела 2 налоговой декларации по НДПИ Обществом указан код единицы измерения 168 "Тонны".
При таком подходе, указывает налогоплательщик, соблюдается принцип единообразия и сопоставимости единиц измерения; степень погрешности, возникающая при округлении количества добытой нефти до тонн равняется степени погрешности, возникающей при округлении количества потерь; соблюдаются правила округления результатов измерений. При этом, предлагаемый налоговым органом метод определения количества потерь в тоннах с точностью до трех знаков после запятой, что фактически соответствует измерению в килограммах, не правомерен, поскольку не дает достоверных данных, противоречит принципу сопоставимости и нарушает правила округления результатов измерений.
Кроме того, заявитель указал, что Инспекцией применен выборочный метод определения количества потерь с тремя знаками после запятой (только по спорным налоговым периодам). При распечатке электронной декларации по НДПИ цифры, указанные после запятой, на бумажном носителе не отражаются. Электронный формат декларации не совпадает с ее бумажным носителем.
Указанные доводы налогоплательщика судом отклоняются как необоснованные, по следующим основаниям.
Согласно п. 7 ст. 80 НК РФ, в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ, формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
На основании пункта 5.5 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 29.12.2006 N 185н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых и порядка ее заполнения" и пункту 5.8 Приказа ФНС РФ от 07.04.2011 N ММВ-7-3/253@ "Об утверждении формы и формата налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых и порядка ее заполнения" количество добытого полезного ископаемого определяется с точностью до третьего знака после запятой.
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29.12.2006 N 185н зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 05.02.2007 N 8901, то есть признан Министерством юстиции Российской Федерации принятым во исполнение положений НК РФ и соответствующим НК РФ (Приказ ФНС РФ от 07.04.2011 N ММВ-7-3/253@ зарегистрирован в Минюсте РФ 20.04.2011 N 20540), текст документа опубликован в издании "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 11, 12.03.2007.
Следовательно, Министерство финансов Российской Федерации и ФНС России в рамках предоставленных НК РФ полномочий утвердили форму налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых и порядок ее заполнения.
При этом Общество не приводит доводы о несоответствии вышеназванных приказов положениям законодательства РФ о налогах и сборах.
Фактически позиция Общества сводится к доказыванию отсутствия необходимости при заполнении декларации по НДПИ. Налогоплательщик указывает, что при заполнении декларации по НДПИ следует руководствоваться п. 5.1.1 "Инструкции по нормированию технологических потерь нефти на нефтеперерабатывающих предприятиях нефтяных компаний РФ" (РД 153-39-018-97 от 16.07.1997); п. 4 "Временных рекомендаций по учету нефти в нефтедобывающих организациях" (утв. Министерством энергетики Российской Федерации 15.11.2011).
Указанный довод заявителя судом отклоняется по следующим основаниям.
Инструкция по нормированию технологических потерь нефти на нефтеперерабатывающих предприятиях нефтяных компаний РФ" (РД 153-39-018-97 от 16.07.1997), на которую ссылается Общество в подтверждение правомерности своей позиции, утверждена Министерством топлива и энергетики Российской Федерации.
Согласно преамбуле к указанной Инструкции она предназначена для специалистов научно-исследовательских и проектных организаций природоохранного профиля и составителей плановых и исполнительных балансов нефти нефтегазодобывающих предприятий.
В соответствии с разделом 1 положения "О Министерстве энергетики Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 N 400, основные функции Министерства энергетики Российской Федерации сводятся к выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по вопросам проведения энергетических обследований, информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, учета используемых энергетических ресурсов.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 22.04.2009 N 122 Инструкция по нормированию технологических потерь нефти на нефтеперерабатывающих предприятиях нефтяных компаний РФ" (РД 153-39-018-97 от 16.07.1997) признана утратившей силу, то есть в проверяемых периодах (2010-2011 годы) не действовала.
Касательно Временных рекомендаций по учету нефти в нефтедобывающих организациях" (утв. Министерством энергетики Российской Федерации 15.11.2011) судом установлено, что согласно п. 1.1 данных рекомендаций, указанный документ содержит рекомендательные положения к организации учета, в том числе оперативного, добытой нефти, а также к порядку проведения учетных операций в нефтегазодобывающих организациях.
Таким образом, Министерство энергетики Российской Федерации не регулирует отношения связанные с установлением, исчислением и уплатой налогов и сборов, следовательно, принятая в отраслевой практике применения единиц измерения количества добытой нефти, не связана с обязанностью Общества (как налогоплательщика) предоставлять в соответствующие налоговые органы налоговые декларации по НДПИ в соответствии с такой формой и порядком ее заполнения, которая регламентирована законодательством о налогах и сборах в РФ.
Более того, указанные Временные рекомендации утверждены Министерством энергетики Российской Федерации лишь 15.11.2011, следовательно, могут применяться лишь к одному спорному налоговому периоду по НДПИ - ноябрь 2011 года.
Кроме того, следует учесть, что указанные Временные рекомендации носят рекомендательный характер (п. 1.1), в то время как законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации; п. 7 ст. 80 НК РФ, приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29.12.2006 N 185н и приказа ФНС РФ от 07.04.2011 N ММВ-7-3/253@ не предполагают какой-либо диспозитивности участников налоговых правоотношений при заполнении налоговых деклараций в части правил округлений.
Из вышеназванной Инструкции, Временных рекомендаций не следует, что учет нефти должен вестись налогоплательщиком с округлением до целого числа, а лишь указана единица измерения - тонна.
Учетная политика Общества также не содержит в себе правил округления при заполнении соответствующих строк декларации по НДПИ.
Таким образом, вопреки позиции Общества, Инструкция по нормированию технологических потерь нефти на нефтеперерабатывающих предприятиях нефтяных компаний РФ" (РД 153-39-018-97 от 16.07.1997), Временные рекомендации по учету нефти в нефтедобывающих организациях" (утв. Министерством энергетики Российской Федерации 15.11.2011) и учетная политика Общества не могут опровергать правомерность выводов, сделанных в решении Инспекции.
Тот факт, что в соответствии с п. 5.4 приказа Министерства Финансов Российской Федерации от 29.12.2006 N 185н и п. 5.8 Приказа ФНС РФ от 07.04.2011 N ММВ-7-3/253@ код единицы измерения добытого полезного ископаемого указывается в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94, в связи с чем, при заполнении строки 030 раздела 2 налоговой декларации по НДПИ Обществом указан код единицы измерения 168 "Тонны", не может опровергать правомерность решения Инспекции, так как согласно пункту 5.5 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 29.12.2006 N 185н и пункту 5.8 Приказа ФНС РФ от 07.04.2011 N ММВ-7-3/253@ количество добытого полезного ископаемого определяется с точностью до третьего знака после запятой.
Общество указывает, что Инспекцией применен выборочный метод определения количества с тремя знаками после запятой. В расчете потерь, превышающих нормативы (Таблица 1-НДПИ Решения), произведен перерасчет только пяти налоговых периодов за 2010 год и одиннадцати за 2011 год.
Согласно п. 1 ст. 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
В соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ, при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
На основании изложенного, при наличии соответствующих оснований налогоплательщик вправе подать в налоговый орган уточненную декларацию по НДПИ.
Относительно довода Общества о том, что при распечатке электронной декларации по НДПИ цифры, указанные после запятой, на бумажном носителе не отражаются, судом установлено следующее.

Кроме того, факт отсутствия подлежащих отражению после запятой цифр при распечатке декларации, сформированной в электронном виде, на бумажный носитель, не свидетельствует об отсутствии соответствующих цифр в электронной декларации по налогу на добычу полезных ископаемых. Более того, некорректная распечатка "электронной" декларации" на бумажном носителе не подтверждает отсутствие обязанности по формированию действительных показателей, подлежащих отражению в декларации в соответствующий налоговый период.
Ссылка Общества на Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.05.2010 по делу N А75-7317/2009, необоснованна так как основанием для признания недействительным решения налогового органа в указанном деле послужил факт существенного нарушения налоговым органом прав налогоплательщика на досудебных стадиях обжалования, что в силу п. 14 ст. 101 НК РФ является основанием для его отмены. Так, судами в рамках данного дела установлено, что вышестоящий налоговый орган при рассмотрении вопроса о взыскании с налогоплательщика НДПИ, соответствующих сумм пени и штрафа, указал дополнительные основания, ранее не исследованным нижестоящим налоговым органом: вышестоящий налоговый орган указал на неправомерное округление налогоплательщиком показателей декларации до целых чисел. Учитывая вышеназванные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что вышестоящий налоговый орган фактически осуществил контроль за деятельностью налогового органа вне процедуры, определенной законодательством (пп. 1 п. 10 ст. 89 НК РФ).
Таким образом, инспекция обоснованно пришла к выводу, что общество при округлении нормативных потерь неправомерно применило ставку 0% в отношении сверхнормативных потерь нефти в количестве 2,593 тонны.
Учитывая изложенное, решение МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 18.12.2013 года N 52-21-18/1918р "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" вынесено в соответствии с нормами действующего законодательства, в связи с чем, не подлежит признанию недействительным.
Требования заявителя не подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя в связи с отказом в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 171, 180, 197, 201 АПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятый Арбитражный апелляционный суд.

Судья
А.П.СТАРОДУБ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)