Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 16.09.2014 ПО ДЕЛУ N А40-142128/12

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 сентября 2014 г. по делу N А40-142128/12


Резолютивная часть решения объявлена 15 августа 2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 16 сентября 2014 года.
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
судьи Ласкиной С.О. (33-302)
протокол ведет секретарь Быкова А.И.
рассматривает в судебном заседании дело
по иску ОАО "Банк ВТБ"
к ответчикам: ФТС России, Федеральное казначейство
третьи лица: Пулковская таможня, Центральная акцизная таможня
о взыскании денежных средств в размере 1 872 000 руб.,
при участии: согласно протокола судебного заседания

установил:

ОАО "Банк ВТБ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной таможенной службе о взыскании денежных средств в размере 1 872 000 руб., составляющих сумму остатка авансовых платежей, перечисленных в Центральную акцизную и Пулковскую таможни.
Решением суда от 01.03.2013 требование удовлетворено, судом взыскано с Российской Федерации в лице Федеральной таможенной службы за счет казны Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества "Банк ВТБ" денежные средства в размере 1 872 000 руб. (один миллион восемьсот семьдесят две тысячи рублей), а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 31 720 руб. (тридцать один семьсот двадцать рублей).
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2013 решение оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.03.2014 г. решение от 01.03.2013 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-142128/12-33-320 и постановление от 06.06.2013 Девятого арбитражного апелляционного суда отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
При новом рассмотрении в суде первой инстанции необходимо уточнить у заявителя заявленные требования и их нормативное обоснование, в зависимости от этого правильно определить лицо, к кому заявитель предъявляет такие требования. В рамках рассматриваемого дела исследовать и дать оценку, представленным лицами, участвующими в деле доводам и доказательствам, а также установить когда были заявителем внесены денежные средства в качестве авансового платежа, с какого момента исчисляется срок подачи заявления об их возврате с учетом наличия распоряжения об их использовании и был ли этот срок пропущен заявителем, а также иных обстоятельств, связанных с осуществлением им многократных таможенных операций. Суду следует учесть природу денежных средств, о возвращении которой заявил заявитель, а также бремя содержания своего имущества участником таможенных отношений
Определением от 19.05.14 г. судом удовлетворено ходатайство истца о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Федеральное казначейство.
Судом было предложено истцу уточнить заявленные требования. С учетом принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ уточнений заявленных требований, ОАО "Банк ВТБ" просит суд взыскать с казны Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества "Банк ВТБ" 1 872 000 руб.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнения требований, письменных пояснениях.
Ответчики представили суду отзывы в порядке ст. 131 АПК РФ, в судебном заседании против удовлетворения требований общества возражали.
Центральная акцизная таможня представила письменные пояснения, в судебном заседании против удовлетворения требований заявителя возражала, поддержав позицию ответчика.
Третье лицо Пулковская таможня в судебное заседание не явилось, о времени и месте проведения судебного заседания уведомлено надлежащим образом. От Пулковской таможни поступил отзыв.
Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы заявителя, ответчиков и третьего лица, оценив представленные доказательства в совокупности, арбитражный суд установил, что исковые требования заявлены не обоснованно и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что ОАО Банк ВТБ на счет Центральной акцизной таможни (Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного)) в период с 06.10.2008 по 30.03.2009 были перечислены денежные средства в качестве авансовых платежей на общую сумму 2847000 (два миллиона восемьсот сорок семь тысяч) рублей. На уплату таможенных платежей были израсходованы авансовые платежи в общей сумме 1947000 (один миллион девятьсот сорок семь тысяч) рублей. Неизрасходованный остаток составил 900000 (девятьсот тысяч) рублей.
23.03.2012 ОАО Банк ВТБ обратился в Центральную акцизную таможню (Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный)) с заявлением (исх. N 481/976900) о возврате излишне уплаченных авансовых платежей в сумме 900 000 (девятьсот тысяч) рублей. Письмом Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного) Центральной акцизной таможни от 16.04.2012 N 45-10-37/2161 было сообщено о принятом решении о возврате Банку излишне уплаченных авансовых платежей в сумме 200 000 (двести тысяч) рублей, а также со ссылкой на ст. 122 ФЗ от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" (далее - Закон N 311-ФЗ) было указано на пропуск 3-летнего срока в отношении части авансовых платежей, внесенных платежными поручениями N 650621 от 28.11 2008, N 650619 от 21.11.2008, N 650618 от 21.11.2008, N 650612 от 21.11.2008, N 650581 от 01.11.2008 в общей сумме 700 000 (семьсот тысяч) рублей.
Судом также установлено, что Банком ВТБ на счет Пулковской таможни платежными поручениями в период с 24.10.2007 по 28.09.2009 были перечислены денежные средства в качестве авансовых платежей на общую сумму 5 757 000 (пять миллионов семьсот пятьдесят семь тысяч) рублей. На уплату таможенных платежей были израсходованы авансовые платежи в общей сумме 4 257 000 (четыре миллиона двести пятьдесят семь тысяч) рублей, неизрасходованный остаток составил 1 500 000 (один миллион пятьсот тысяч) рублей.
23.03.2012 года ОАО Банк ВТБ обратился в Пулковскую таможню с заявлением (исх. N 482/976900) о возврате излишне уплаченных авансовых платежей в сумме 1 500 000 (один миллион пятьсот тысяч) рублей. Ответом Пулковской таможни от 28.03.2012 N 08-17/3353 ОАО Банк ВТБ было предписано представить документы, подтверждающие факт реорганизации ОАО "Банк ВТБ Северо-Запад" в форме присоединения к ОАО Банк ВТБ. При этом, Пулковской таможней со ссылкой на ст. 122 Закона N 311-ФЗ было указано, в отношении части авансовых платежей Банком был пропущен 3-летний срок, установленный для возврата авансовых платежей, а также было сообщено о наличии остатка авансовых средств в размере 328 000 (триста двадцать восемь тысяч) рублей.
На основании повторного заявления ОАО Банк ВТБ о возврате авансовых платежей от 28.04.2012 N 658/976900, Пулковской таможней были возвращены денежные средства в размере 328 000 (триста двадцать восемь тысяч) рублей.
Принимая во внимание отказ таможенного органа о возврате не возмещенной части авансовых платежей Центральной акцизной таможней в размере 700 000 руб. и Пулковской таможней в размере 1 172 000 руб., не требуя признания незаконными действий таможенного органа по не возврату спорных сумм, ОАО "Банк ВТБ обратился в суд с настоящим заявлением о возврате (взыскании) сумм денежных средств, составляющих невостребованный остаток авансовых платежей, перечисленных в федеральный бюджет, указывая, что такое требование носит имущественный характер и подлежит рассмотрению по правилам искового производства согласно ч. 1 ст. 189 АПК РФ.
В обоснование заявленных требований, заявитель указывает, что об утрате прав на спорную сумму в результате ее зачисления в федеральный бюджет общество узнало из писем таможни от 16.04.2012 г. (исх. N 45-10-37/2161 Центральной акцизной таможни) и 28.03.2012 г. (исх. N 08-17/3353 Пулковской таможни), а в суд обратилось 18.10.2012, то есть в пределах трехлетнего срока исковой давности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.
Платежными поручениями от 30 марта 2009 г. N 168, от 23 марта 2009 г. N 154, от 28 ноября 2008 г. N 621, от 21 ноября 2008 г. N 619 и N 618, от 18 ноября 2008 г. N 612, от 12 ноября 2008 г. N 605, от 1 ноября 2008 г. N 581, от 21 октября 2008 г. N 659, от 9 октября 2008 г. N 499, от 13 октября 2008 г. N 508, от 6 октября 2008 г. N 486, от 15 октября 2008 г. N 510, от 17 октября 2008 г. N 516, от 1 ноября 2008 г. N 581, от 14 ноября 2008 г. N 607 и от 18 ноября 2008 г. N 15 Общество перечислило денежные средства на счет федерального казначейства для Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного) (далее - СЗАТП(с)) в сумме 2 847 000,00 рублей.
Обществом были поданы в СЗАТП(с) грузовые таможенные декларации (далее - ГТД), свидетельствующие о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.
23 марта 2012 г. Общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате авансовых платежей с приложением всех необходимых к заявлению документов по следующим платежным поручениям от 30 марта 2009 г. N 650168, от 23 марта 2009 г. N 650154, от 28 ноября 2008 г. N 650621, от 21 ноября 2008 г. N 650619 и N 650618, от 18 ноября 2008 г. N 650612, от 12 ноября 2008 г. N 650605, от 1 ноября 2008 г. N 650581 в размере 900 000,00 руб.
Таможенным органом принято решение о возврате денежных средств от 10 апреля 2012 г. N 1764 в размере 200 000,00 руб., внесенных на счет федерального казначейства для СЗАТП(с), платежным поручениям от 30 марта 2009 г. N 168, от 23 марта 2009 г. N 154, от 12 ноября 2008 г. N 605.
Кроме того, таможенный орган письмом от 16 апреля 2012 г. N 45-10-37/2161 сообщил Обществу, что в соответствии со статьей 122 Федерального закона общество утратило право на подачу заявления о возврате авансовых платежей, а также о том что, денежные средства в размере 700 000, 00 руб., перечисленные платежными поручениями от 28 ноября 2008 г. N 650621, от 21 ноября 2008 г. N 650619 и N 650618, от 18 ноября 2008 г. N 650612, от 1 ноября 2008 г. N 650581, в соответствии с Федеральным законом учтены в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.
При этом из пояснений Центральной акцизной таможни следует, что распоряжение денежными средствами, внесенными Обществом по платежным поручениям N 650621, 650619, 650618, N 650612, N 650581, не осуществлялось, что подтверждается реестром платежных документов Общества.
В связи с этим трехлетний срок на возврат авансовых платежей истек 28.11.11 - по платежному поручению N 650621, 21.11.11 по платежному поручению N 650819, 18.11.11 - по платежному поручению N 650612, 01.11.11 - по платежному поручению N 650581.
Актом ЦАТ от 28.12.11 о выявлении невостребованных денежных средств денежные средства, внесенные Обществом и не востребованные в течение трех лет, учтены в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета.
Платежными поручениями от 28 сентября 2009 г. N 497, от 4 сентября 2009 г. N 480, от 8 июля 2009 г. N 365, от 29 января 2009 г. N 56, от 20 января 2009 г. N 17, от 15 сентября 2008 г. N 460, от 22 августа 2008 г. N 413, от 8 июля 2008 г. N 300, от 1 июля 2008 г. N 278, от 22 мая 2008 г. N 211, от 6 мая 2008 г. N 184, от 7 апреля 2008 г. N 125, от 4 марта 2008 г. N 74 и N 73, от 24 октября 2007 г. N 580, от 1 ноября 2007 г. N 590, от 17 декабря 2007 г. N 652, от 17 декабря 2007 г. N 651, от 12 февраля 2008 г. N 49, от 18 февраля 2008 г. N 51, от 26 февраля 2008 г. N 59, от 21 марта 2008 г. N 101, от 25 марта 2008 г. N 106, от 14 мая 2008 г. N 201, от 20 мая 2008 г. N 208, от 24 июня 2008 г. N 272, от 26 августа 2008 г. N 420, от 1 сентября 2008 г. N 434, от 23 сентября 2008 г. N 467, от 8 декабря 2008 г. N 642, от 10.12.2008 N 650, от 16 декабря 2008 г. N 663, от 25 декабря 2008 г. N 688, от 6 марта 2009 г. N 118 Общество перечислило денежные средства на счет Федерального казначейства для Пулковской таможни в сумме 5 757 000,00 рублей.
Обществом были поданы в Пулковскую таможню грузовые таможенные декларации, свидетельствующие о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.
В соответствии с Отчетом о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, представленного Пулковской таможней, по состоянию на 31 августа 2012 г. с лицевого счета Общества были списаны денежные средства и перечислены в доход федерального бюджета таможенные платежи в следующих размерах: по платежному поручению от 24 октября 2007 г. N 580 на общую сумму 1 429 500,00 руб.; по платежному поручению от 1 ноября 2007 г. N 590 на общую сумму 125 000,00 руб.; по платежному поручению от 17 декабря 2007 г. N 652 на общую сумму 37 000,00 руб.; по платежному поручению от 17 декабря 2007 г. N 651 на общую сумму 200 000,00 руб.; по платежному поручению от 12 февраля 2008 г. N 49 на общую сумму 102 000,00 руб.; по платежному поручению от 18 февраля 2008 г. N 51 на общую сумму 100 000,00 руб.; по платежному поручению от 26 февраля 2008 г. N 59 на общую сумму 100 000,00 руб.; по платежному поручению от 21 марта 2008 г. N 101 на общую сумму 107 500,00 руб.; по платежному поручению от 25 марта 2008 г. N 106 на общую сумму 100 000,00 руб.; по платежному поручению от 14 мая 2008 г. N 201 на общую сумму 107 500,00 руб.; по платежному поручению от 20 мая 2008 г. N 208 на общую сумму 107 500,00 руб.; по платежному поручению от 24 июня 2008 г. N 272 на общую сумму 100 000,00 руб.; по платежному поручению от 22 августа 2008 г. N 413 на общую сумму 120 000,00 руб.; по платежному поручению от 26 августа 2008 г. N 420 на общую сумму 100 000,00 руб.; по платежному поручению от 1 сентября 2008 г. N 434 на общую сумму 100 000,00 руб.; по платежному поручению от 23 сентября 2008 г. N 467 на общую сумму 400 000,00 руб.; по платежному поручению от 8 декабря 2008 г. N 642 на общую сумму 100 000,00 руб.; по платежному поручению от 10 декабря 2008 г. N 650 на общую сумму 200 000,00 руб.; по платежному поручению от 16 декабря 2008 г. N 663 на общую сумму 207 500,00 руб.; по платежному поручению от 25 декабря 2008 г. N 688 на общую сумму 200 000,00 руб.; по платежному поручению от 29 января 2009 г. N 56 на общую сумму 120 500,00 руб.; по платежному поручению от 6 марта 2009 г. N 118 на общую сумму 77 500,00 руб.; по платежному поручению от 8 июля 2009 г. N 365 на общую сумму 15 000,00 руб.
Таким образом, по состоянию на 30 марта 2009 г. по указанным платежным поручениям остаток денежных средств, внесенных на счет Федерального казначейства для Пулковской таможни, составил 1 500 000,00 руб.
Невостребованные суммы авансовых платежей в размере 1 172 000, 00 руб. по следующим платежным поручениям учтены в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета по истечении установленного таможенным законодательством Российской Федерации срока: по платежному поручению от 24 октября 2007 г. N 580 на общую сумму 70 500,00 руб.; по платежному поручению от 4 марта 2008 г. N 73 на общую сумму 100 000,00 руб.; по платежному поручению от 4 марта 2008 г. N 74 на общую сумму 185 000,00 руб.; по платежному поручению от 7 апреля 2008 г. N 125 на общую сумму 57 000,00 руб.; по платежному поручению от 6 мая 2008 г. N 184 на общую сумму 100 000,00 руб.; по платежному поручению от 22 мая 2009 г. N 211 на общую сумму 64 000,00 руб.; по платежному поручению от 1 июля 2008 г. N 278 на общую сумму 38 500,00 руб.; по платежному поручению от 8 июля 2008 г. N 300 на общую сумму 30 000,00 руб.; по платежному поручению от 22 августа 2008 г. N 413 на общую сумму 115 000,00 руб.; по платежному поручению от 15 сентября 2008 г. N 460 на общую сумму 100 000,00 руб.; по платежному поручению от 20 января 2009 г. N 17 на общую сумму 212 500,00 руб.; по платежному поручению от 29 января 2009 г. N 56 на общую сумму 99 500,00 руб.
23 марта 2012 г. Общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате авансовых платежей с приложением всех необходимых к заявлению документов по следующим платежным поручениям от 28 сентября 2009 г. N 650497, от 4 сентября 2009 г. N 650480, от 8 июля 2009 г. N 650365, от 29 января 2009 г. N 650056, от 20 января 2009 г. N 650017, от 15 сентября 2008 г. N 650460, от 22 августа 2008 г. N 650413, от 8 июля 2008 г. N 650300, от 1 июля 2008 г. N 650278, от 22 мая 2008 г. N 650211, от 6 мая 2008 г. N 650184, от 7 апреля 2008 г. N 650125, от 4 марта 2008 г. N 650074 и N 650073, от 24 октября 2007 г. N 650580 в размере 1 500 000,00 руб.
Таможенный орган письмом от 28 марта 2012 г. N 08-17/3353 вернуло Обществу заявление на возврат авансовых платежей и приложенные к нему документы без рассмотрения с мотивированным объяснением причин их возврата, а также сообщил Обществу об остатке авансовых платежей по состоянию на 27 марта 2012 г.
Общество повторно обратилось с заявлением на возврат авансовых платежей от 28 апреля 2012 г. с приложением всех необходимых к заявлению документов по следующим платежным поручениям от 28 сентября 2009 г. N 650497, от 4 сентября 2009 г. N 650480, от 8 июля 2009 г. N 650365 в размере 328 000,00 руб.
Таможенным органом принято решение о возврате авансовых платежей от 2 мая 2012 г. N 10221000/160512/ВАв-0237/-/3 в размере 328 000,00 руб.
Согласно части 1 статьи 330 Таможенного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей на дату внесения спорных денежных средств) авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.
Денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со статьей 353 названного Кодекса. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей (часть 3 статьи 330 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Вывод суда о правовой судьбе авансовых платежей применительно к обстоятельствам данного конкретного дела согласуются с положениями Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (части 2, 3 статьи 35); права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55).
Из содержания указанных положений в их взаимосвязи следует, что оспариваемая норма направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК Российской Федерации).
Возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным Таможенным Кодексом Российской Федерации для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня внесения их в кассу или поступления на счет таможенного органа (часть 5 статьи 330 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Согласно частям 1 и 2 статьи 122 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником), в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей. Если указанным лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. По истечении указанного срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что трехлетний срок для обращения с заявлением в таможенный орган о возврате авансовых платежей, заявителем пропущен, в связи с чем у таможенных органов отсутствовали основания для возврата названных авансовых платежей.
Суд учитывает, что авансовые платежи поступили в федеральный бюджет до вступления в силу статьи 2 Федерального закона от 09.04.2009 N 58-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой по истечении трехгодичного срока на возврат авансовых платежей невостребованные суммы учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.
В силу положений ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Пунктом 3 ст. 125 ГК РФ установлено, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В соответствии со ст. 125 АПК РФ в исковом заявлении должны быть указаны требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам - требования к каждому из них.
Общество в исковом заявлении указывает ФТС России и Федеральное казначейство в качестве ответчиков по делу, однако в нарушение положений ст. 125 АПК РФ требования к каждому из них не предъявляет, при том, что судом неоднократно было предложено истцу уточнить заявленные требования и ответчиков по делу.
При этом согласно пункту 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703, Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета участниками бюджетного процесса.
Федеральное казначейство не обладает полномочиями по выступлению ни от имени казны Российской Федерации, ни от имени бюджета, как указано в просительной части уточненных требований, представленных истцом.
Ответчик ФТС России в своих пояснениях указал, что в соответствии со ст. ст. 6, 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств выступает ответчиком от имени Российской Федерации по искам к Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. На незаконность действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в частности таможенных органов, истцом не указано.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 20.06.2006 N 169-О и Постановлении от 16.07.2004 N 15-П с учетом положений ст. ст. 11, 12 ГК РФ следует, что лицо не только на свое усмотрение определяет способ защиты, но также самостоятельно решает для себя вопрос о том, насколько реально избранный способ защиты, может обеспечить восстановление нарушенного, по его мнению, права.
На основании вышеизложенного, судом установлено, что истец выбрал ненадлежащий способ восстановления нарушенного права, в связи с чем несет риск наступления негативных последствий, связанных с ненадлежащим способом защиты такого права.
С учетом изложенного выше, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.
В соответствии с п. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 4, 49, 64, 65, 71, 75, 104, 110, 167 - 170, 176 АПК РФ,

решил:

В удовлетворении заявленных ОАО "Банк ВТБ" требований отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья
С.О.ЛАСКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)