Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузнецова Ю.А., судей Костина В.Ю., Тимохина О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Соловьевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.01.2008 по делу N А76-26156/2007 (судья Грошенко Е.А.), при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс" - Людиновских Н.В. (доверенность от 10.11.2007), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области - Горбунова С.В. (доверенность N 2 от 09.01.2008),
установил:
23.11.2007 в Арбитражный суд Челябинской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс" (далее - плательщик, заявитель, общество, ООО "Бизнес Геймс") с заявлением о признании недействительным решения N 708 от 04.06.2007, вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) о привлечении к ответственности, начисления налога на игорный бизнес и пени.
Общество зарегистрировано 27.05.2004, является субъектом малого предпринимательства и в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства" и в течение первых четырех лет своей деятельности подлежит налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Это относится и к налоговой ставке, которая на тот момент составляла 2150 руб.
В решении, вынесенном по результатам камеральной проверки декларации за февраль 2007 года, начисление налога произведено по действующей ставке 7500 руб. Решение является незаконным, поскольку плательщик имеет право на применение льготы (л.д. 2-3).
Решением арбитражного суда от 30.01.2008 требования заявителя удовлетворены: решение признано недействительным. Суд пришел к выводу о том, что плательщик обладает правом на применение налоговой льготы как субъект малого предпринимательства и правомерно уплачивал налог на игорный бизнес по ставке 2 150 руб., установленной на момент его государственной регистрации (л.д. 85-89).
13.02.2008 инспекция обратилось с апелляционной жалобой с просьбой отменить судебное решение, считает, что общество должно было исчислять и уплачивать налог на игорный бизнес по налоговой ставке 7 500 руб., установленной Законом Челябинской области от 27.10.2005 N 407-ЗО, т.к. общество зарегистрировано и начало деятельность в сфере игорного бизнеса 27.05.2004, и спорные игровые автоматы, за которые в ходе камеральной проверки был доначислен налог, поставлены на учет и зарегистрированы в налогом органе после вступления в силу главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) "Налог на игорный бизнес".
Плательщик возражает против апелляционной жалобы, ссылается на законность судебного решения, отсутствие своей вины, поскольку, при определении суммы налога он руководствовался практикой Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав доводы сторон, установил следующее:
ООО "Бизнес Геймс" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 27.05.2004 (л.д. 7), состоит на налоговом учете, является плательщиком налога на игорный бизнес. 01.09.2004 им получена лицензия на осуществление деятельности по игорному бизнесу, свидетельством от 07.11.2006 зарегистрированы 18 игровых автоматов (л.д. 47).
Плательщиком представлена декларация по налогу на игорный бизнес за февраль 2007 г., где определена сумма налога к уплате исходя из ставки 2150 руб. за игровой автомат, действовавшей на дату образования общества, указано количество игровых автоматов - 18 (л.д. 49-54).
Инспекцией проведена проверка достоверности этих деклараций, актом N 992 от 26.04.2007 установлено, что плательщик при исчислении налогов применил ставку, действующую до 01.01.2006 в размере 2150 руб. за каждый объект налогообложения (игровой автомат), вместо действующей в этом периоде ставки 7 500 руб. (л.д. 43-44), акт проверки направлен в адрес плательщика и получен последним 11.05.2007 (л.д. 70).
04.06.2007 вынесено решение N 708 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и начислении штрафа в сумме 19 260 руб., доначислен налог на игорный бизнес 96 300 руб., пени - 2561,58 руб. (л.д. 10-12).
Дав правовую оценку материалам дела, доводам апелляционной жалобы и возражениям плательщика, суд исходит из следующего:
Согласно п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщики налогов обязаны уплачивать установленные законом налоги и сборы.
В силу ст. 9 Федерального закона N 88 - фз "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в случае, если изменение налогового законодательства создает менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 N 11-П указано, что ст. 9 Федерального закона направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов, и элементов налогового обязательства по каждому из них, в том числе, по налоговой ставке. Гарантии, предусмотренные абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, применяются к длящимся правоотношениям, возникающим до дня официального введения нового налогового бремени.
Федеральным законом от 27.12.2002 N 182-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" с 01.01.2004 введена в действие гл. 29 Кодекса "Налог на игорный бизнес".
Согласно п. 1 ст. 366 НК РФ игровой автомат является одним из объектов обложения налогом на игорный бизнес.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 05.06.2007 N 12829/06 указал, что обязанность по исчислению налога на игорный бизнес в отношении игровых автоматов возникает у налогоплательщика с даты подачи в налоговый орган заявления о регистрации объектов налогообложения.
В связи с этим с момента регистрации или установки налогоплательщиком каждого игрового автомата возникает самостоятельное налоговое обязательство, ранее не существовавшее, при исчислении налога применяется ставка, действующая на дату его регистрации.
Поскольку гарантия неизменности элементов налогового обязательства, предусмотренная абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, подлежит применению к длящимся налоговым правоотношениям, возникшим в период действия указанной нормы, неизменной остается ставка налога в рамках конкретного налогового обязательства, действующая на момент его возникновения.
Таким образом, установление субъектом Российской Федерации ставок налога на игорный бизнес в соответствии с гл. 29 Кодекса не изменяет порядок налогообложения лица, начавшего деятельность в сфере игорного бизнеса после вступления в силу указанной главы. В случае, если налогоплательщиком устанавливаются новые игровые автоматы, уплата налога на игорный бизнес в отношении новых объектов налогообложения производится им по ставкам, действующим на момент их установки. Уплата налога на игорный бизнес по измененным ставкам производится налогоплательщиком независимо от того, когда он зарегистрирован в качестве субъекта предпринимательской деятельности.
Материалами дела подтверждено, что общество получило лицензию и зарегистрировало автоматы после вступления в силу гл. 29 Кодекса. Поскольку гарантии, предусмотренные ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, подлежат применению к длящимся правоотношениям, плательщик вправе их использовать с учетом вышеуказанных обстоятельств.
В силу п. 6 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует считать установленными и не подлежащими повторному доказыванию обстоятельства, содержащиеся в Постановлении Федерального Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10979\\07-С3 от 16.01.2008. где сделан вывод об обязанности плательщика исчислять налог по действующей ставке.
В связи с изложенным, начисление налога по действующей ставке и начисление компенсационной меры - пени следует считать соответствующим закону.
В части привлечения к ответственности следует учитывать следующее.
По ст. 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Суд апелляционной инстанции принимает доводы плательщика о том, что при исчислении налога он руководствовался судебной практикой, содержащейся в Постановлениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, устанавливает в его действиях отсутствие вины и считает возможным освободить от применения ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы госпошлина не уплачивалась, она взыскивается в федеральный бюджет со сторон пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.01.2008 по делу N А76-26156/2007 изменить и читать в следующей редакции.
Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области N 708 от 04.06.2007 признать недействительным в части п. 1 - о привлечении к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации и взыскании штрафа в сумме 19 260 руб.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс" в возмещение расходов по госпошлине 1674 руб. в связи с подачей заявления в суд первой инстанции.
В связи с рассмотрением апелляционной жалобы взыскать в федеральный бюджет госпошлину: с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области 837 руб., с общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс" 163 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www. fasuo. arbitr. ru.
Председательствующий судья
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
Судьи
В.Ю.КОСТИН
О.Б.ТИМОХИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.03.2008 N 18АП-1124/2008 ПО ДЕЛУ N А76-26156/2007
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2008 г. по делу N А76-26156/2007
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузнецова Ю.А., судей Костина В.Ю., Тимохина О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Соловьевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.01.2008 по делу N А76-26156/2007 (судья Грошенко Е.А.), при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс" - Людиновских Н.В. (доверенность от 10.11.2007), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области - Горбунова С.В. (доверенность N 2 от 09.01.2008),
установил:
23.11.2007 в Арбитражный суд Челябинской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс" (далее - плательщик, заявитель, общество, ООО "Бизнес Геймс") с заявлением о признании недействительным решения N 708 от 04.06.2007, вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) о привлечении к ответственности, начисления налога на игорный бизнес и пени.
Общество зарегистрировано 27.05.2004, является субъектом малого предпринимательства и в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства" и в течение первых четырех лет своей деятельности подлежит налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Это относится и к налоговой ставке, которая на тот момент составляла 2150 руб.
В решении, вынесенном по результатам камеральной проверки декларации за февраль 2007 года, начисление налога произведено по действующей ставке 7500 руб. Решение является незаконным, поскольку плательщик имеет право на применение льготы (л.д. 2-3).
Решением арбитражного суда от 30.01.2008 требования заявителя удовлетворены: решение признано недействительным. Суд пришел к выводу о том, что плательщик обладает правом на применение налоговой льготы как субъект малого предпринимательства и правомерно уплачивал налог на игорный бизнес по ставке 2 150 руб., установленной на момент его государственной регистрации (л.д. 85-89).
13.02.2008 инспекция обратилось с апелляционной жалобой с просьбой отменить судебное решение, считает, что общество должно было исчислять и уплачивать налог на игорный бизнес по налоговой ставке 7 500 руб., установленной Законом Челябинской области от 27.10.2005 N 407-ЗО, т.к. общество зарегистрировано и начало деятельность в сфере игорного бизнеса 27.05.2004, и спорные игровые автоматы, за которые в ходе камеральной проверки был доначислен налог, поставлены на учет и зарегистрированы в налогом органе после вступления в силу главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) "Налог на игорный бизнес".
Плательщик возражает против апелляционной жалобы, ссылается на законность судебного решения, отсутствие своей вины, поскольку, при определении суммы налога он руководствовался практикой Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав доводы сторон, установил следующее:
ООО "Бизнес Геймс" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 27.05.2004 (л.д. 7), состоит на налоговом учете, является плательщиком налога на игорный бизнес. 01.09.2004 им получена лицензия на осуществление деятельности по игорному бизнесу, свидетельством от 07.11.2006 зарегистрированы 18 игровых автоматов (л.д. 47).
Плательщиком представлена декларация по налогу на игорный бизнес за февраль 2007 г., где определена сумма налога к уплате исходя из ставки 2150 руб. за игровой автомат, действовавшей на дату образования общества, указано количество игровых автоматов - 18 (л.д. 49-54).
Инспекцией проведена проверка достоверности этих деклараций, актом N 992 от 26.04.2007 установлено, что плательщик при исчислении налогов применил ставку, действующую до 01.01.2006 в размере 2150 руб. за каждый объект налогообложения (игровой автомат), вместо действующей в этом периоде ставки 7 500 руб. (л.д. 43-44), акт проверки направлен в адрес плательщика и получен последним 11.05.2007 (л.д. 70).
04.06.2007 вынесено решение N 708 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и начислении штрафа в сумме 19 260 руб., доначислен налог на игорный бизнес 96 300 руб., пени - 2561,58 руб. (л.д. 10-12).
Дав правовую оценку материалам дела, доводам апелляционной жалобы и возражениям плательщика, суд исходит из следующего:
Согласно п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщики налогов обязаны уплачивать установленные законом налоги и сборы.
В силу ст. 9 Федерального закона N 88 - фз "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в случае, если изменение налогового законодательства создает менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 N 11-П указано, что ст. 9 Федерального закона направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов, и элементов налогового обязательства по каждому из них, в том числе, по налоговой ставке. Гарантии, предусмотренные абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, применяются к длящимся правоотношениям, возникающим до дня официального введения нового налогового бремени.
Федеральным законом от 27.12.2002 N 182-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" с 01.01.2004 введена в действие гл. 29 Кодекса "Налог на игорный бизнес".
Согласно п. 1 ст. 366 НК РФ игровой автомат является одним из объектов обложения налогом на игорный бизнес.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 05.06.2007 N 12829/06 указал, что обязанность по исчислению налога на игорный бизнес в отношении игровых автоматов возникает у налогоплательщика с даты подачи в налоговый орган заявления о регистрации объектов налогообложения.
В связи с этим с момента регистрации или установки налогоплательщиком каждого игрового автомата возникает самостоятельное налоговое обязательство, ранее не существовавшее, при исчислении налога применяется ставка, действующая на дату его регистрации.
Поскольку гарантия неизменности элементов налогового обязательства, предусмотренная абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, подлежит применению к длящимся налоговым правоотношениям, возникшим в период действия указанной нормы, неизменной остается ставка налога в рамках конкретного налогового обязательства, действующая на момент его возникновения.
Таким образом, установление субъектом Российской Федерации ставок налога на игорный бизнес в соответствии с гл. 29 Кодекса не изменяет порядок налогообложения лица, начавшего деятельность в сфере игорного бизнеса после вступления в силу указанной главы. В случае, если налогоплательщиком устанавливаются новые игровые автоматы, уплата налога на игорный бизнес в отношении новых объектов налогообложения производится им по ставкам, действующим на момент их установки. Уплата налога на игорный бизнес по измененным ставкам производится налогоплательщиком независимо от того, когда он зарегистрирован в качестве субъекта предпринимательской деятельности.
Материалами дела подтверждено, что общество получило лицензию и зарегистрировало автоматы после вступления в силу гл. 29 Кодекса. Поскольку гарантии, предусмотренные ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, подлежат применению к длящимся правоотношениям, плательщик вправе их использовать с учетом вышеуказанных обстоятельств.
В силу п. 6 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует считать установленными и не подлежащими повторному доказыванию обстоятельства, содержащиеся в Постановлении Федерального Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10979\\07-С3 от 16.01.2008. где сделан вывод об обязанности плательщика исчислять налог по действующей ставке.
В связи с изложенным, начисление налога по действующей ставке и начисление компенсационной меры - пени следует считать соответствующим закону.
В части привлечения к ответственности следует учитывать следующее.
По ст. 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Суд апелляционной инстанции принимает доводы плательщика о том, что при исчислении налога он руководствовался судебной практикой, содержащейся в Постановлениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, устанавливает в его действиях отсутствие вины и считает возможным освободить от применения ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы госпошлина не уплачивалась, она взыскивается в федеральный бюджет со сторон пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.01.2008 по делу N А76-26156/2007 изменить и читать в следующей редакции.
Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области N 708 от 04.06.2007 признать недействительным в части п. 1 - о привлечении к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации и взыскании штрафа в сумме 19 260 руб.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс" в возмещение расходов по госпошлине 1674 руб. в связи с подачей заявления в суд первой инстанции.
В связи с рассмотрением апелляционной жалобы взыскать в федеральный бюджет госпошлину: с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области 837 руб., с общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Геймс" 163 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www. fasuo. arbitr. ru.
Председательствующий судья
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
Судьи
В.Ю.КОСТИН
О.Б.ТИМОХИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)