Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.11.2014 N 17АП-13188/2014-АК ПО ДЕЛУ N А50-13595/2014

Разделы:
Транспортный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 2014 г. N 17АП-13188/2014-АК

Дело N А50-13595/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 ноября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбуновой Л.Д.,
при участии:
- от заявителя Некоммерческого партнерства "Уральский центр технического обучения" (ОГРН 1075900003618, ИНН 5906073381) - Овсянникова Ксения Александровна, паспорт, доверенность от 16.04.2014 г.; Симакина Ольга Николаевна, паспорт, доверенность от 16.04.2014 г.;
- от заинтересованного лица инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г. Перми (ОГРН 1045901149524, ИНН 5906013858) - Тихонова Татьяна Евгеньевна, паспорт, доверенность от 16.02.2014 г.;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края от 14 августа 2014 года
по делу N А50-13595/2014,
принятое судьей Торопициным С.В.
по заявлению Некоммерческого партнерства "Уральский центр технического обучения"
к инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г. Перми
о признании ненормативного акта недействительным,

установил:

Некоммерческое партнерство "Уральский центр технического обучения" (далее - заявитель, партнерство, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г. Перми (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 14.05.2014 N 07/579 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 14 августа 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Пермского края от 14 августа 2014 года отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы налоговый орган указывает на то, что партнерство, утратив в 4 квартале 2011 года право на применения упрощенной системы налогообложения, обязано было исчислять налоговые обязательства по общей системе налогообложения для вновь созданных организаций, при этом статья 284.1 Кодекса не предусматривает возможности применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций вновь созданными организациями за первый налоговый период.
Заявителем представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором партнерство возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение Арбитражного суда Пермского края от 14 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в 2011 году Некоммерческое партнерство "Уральский центр технического обучения" применяло упрощенную систему налогообложения.
В связи с превышением в 4 квартале 2011 года размера дохода, налогоплательщиком направлено сообщение от 16.01.2012 в адрес налогового органа об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения и переходе с 01.10.2011 на общую систему налогообложения.
28.12.2011 г. в инспекцию направлено заявление, в котором партнерство проинформировало инспекцию об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения и желанием воспользоваться правом на применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций.
В последующем налогоплательщиком представлены: лицензия на право осуществления образовательной деятельности от 19.03.2008 со сроком действия до 19.03.2013; сведения о доле доходов от осуществления образовательной деятельности в общей сумм доходов, которая составила 99 процентов; штатной численности; информация об отсутствии операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок и другое.
02.12.2013 партнерством представлена уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2011 год, согласно которой налоговая база отражена в сумме 2 082 698 руб., применена налоговая ставка 0 процентов, соответственно, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 0 руб. (2 082 698 руб. x 0%).
В период с 02.12.2013 г. - 03.03.2014 г. инспекцией проведена камеральная налоговая проверка указанной уточненной налоговой декларации.
Результаты проверки оформлены актом от 18.03.2014 N 07/1096.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки инспекцией, без учета уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2011 год (корректировка N 3), вынесено решение от 14.05.2014 N 07/579 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с указанным решением заявителю доначислен налог на прибыль организаций за 2011 год в сумме 416 540 руб. (2 082 698 руб. x 20%), начислены пени - 85 799,66 руб. Кроме того, налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 41 653 руб. (416 540 руб. x 20% / 2), с учетом применения обстоятельств, смягчающих ответственность.
Не согласившись с принятым решением, партнерство обжаловало его в вышестоящий налоговый орган - УФНС России по Пермскому краю.
Решением УФНС России по Пермскому краю от 30.06.2014 N 18-18/244 решение инспекции оставлено без изменения и утверждено, а апелляционная жалоба заявителя - без удовлетворения.
Полагая, что решение налогового органа от 14.05.2014 N 07/579 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вынесено незаконно, не соответствует Налоговому кодексу РФ, партнерство обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о соблюдении заявителем требований статьи 284.1 Кодекса для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций за 2011 год и отсутствии оснований для отказа в использовании заявителем пониженной ставки по налогу.
Заявитель апелляционной жалобы с выводами суда не согласен. В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что партнерство, утратив в 4 квартале 2011 года право на применения упрощенной системы налогообложения, обязано было исчислять налоговые обязательства по общей системе налогообложения для вновь созданных организаций, при этом статья 284.1 Кодекса не предусматривает возможности применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций вновь созданными организациями за первый налоговый период.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и подлежат отклонению.
Из материалов дела следует, что спор между налогоплательщиком и инспекцией возник по вопросу применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций за 2011 год в случае утраты налогоплательщиком в 4 квартале 2011 года права на применения упрощенной системы налогообложения и перехода на общий режим налогообложения.
Согласно 1 статьи 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.13 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 4 статьи 346.13 НК РФ если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, превысили 60 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пункта 3 статьи 346.14 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям. При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.
Статьей 284 НК РФ установлены ставки налога на прибыль. Согласно пункту - п. 1.1 - данной статьи к налоговой базе, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность (за исключением налоговой базы, налоговые ставки по которой установлены п.п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ), применяется налоговая ставка 0% с учетом особенностей, установленных ст. 284.1 НК РФ. Положения п. 1.1 образовательные организации могут применять с 1 января 2011 г. по 1 января 2020 г.
При этом для целей указанной статьи образовательной и медицинской деятельностью признается деятельность, включенная в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, установленный Правительством Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 статьи 284.1 Кодекса).
Пунктом 3 статьи 284.1 НК РФ определены условия, при которых названные организации вправе воспользоваться налоговой ставки 0 процентов. Так, образовательные (медицинские) организации должны иметь соответствующую лицензию; доходы за налоговый период от осуществления образовательной (медицинской) деятельности должны превышать 90 процентов от общего дохода; в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода должна составлять не менее 50 процентов; в штате организации непрерывно в течение налогового периода должны числиться не менее 15 работников; организация не должна совершать в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.
Организации, изъявившие желание применять налоговую ставку 0 процентов в соответствии с настоящей статьей, не позднее чем за один месяц до начала налогового периода, начиная с которого применяется налоговая ставка 0 процентов, подают в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, копии лицензии (лицензий) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданной (выданных) в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункта 5 статьей 284.1 Кодекса).
В соответствии с пунктом 8 статьи 5 Федеральным законом от 28.12.2010 N 395-ФЗ для применения с 1 января 2011 года налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов в соответствии с пунктом 1.1 статьи 284 Кодекса (в редакции настоящего Федерального закона) организации в течение двух месяцев со дня официального опубликования Перечня, предусмотренного пунктом 1 статьи 284.1 Кодекса (в редакции настоящего Федерального закона), но не позднее 31 декабря 2011 года вправе представить в налоговые органы заявление и документы, которые указаны в пункте 5 статьи 284.1 Кодекса (в редакции настоящего Федерального закона).
Таким образом, организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций в 2011 году, вправе были подать заявления и документы, которые указаны в пункте 5 статьи 284.1 Кодекса, в период с 26.11.2011 по 31.12.2011.
Пунктом 6 статьи 284.1 НК РФ на организации, применяющие налоговую ставку 0 процентов в соответствии с настоящей статьей, возложена обязанность по окончании каждого налогового периода, в течение которого они применяют налоговую ставку 0 процентов, в сроки, установленные настоящей главой для представления налоговой декларации, по представлению в налоговый орган по месту своего нахождения следующие сведения: о доле доходов организации от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, в общей сумме доходов организации, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой; о численности работников в штате организации. Организации, осуществляющие медицинскую деятельность, дополнительно представляют сведения о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации.
При непредставлении в установленные сроки сведений, указанных в настоящем пункте, указанные организации применяют налоговую ставку, установленную пунктом 1 статьи 284 Кодекса. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным статьей 287 настоящего Кодекса днем уплаты налога (авансового платежа по налогу).
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 16.01.2012 налогоплательщиком направлено сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения и переходе с 01.10.2011 на общую систему налогообложения в связи с превышением в 4 квартале 2011 года размера дохода. Заявление об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения и желанием воспользоваться правом на применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций направлено партнерством в адрес инспекции 28.12.2011 г.
Налоговым органом в материалы дела не представлено доказательств опровергающих соблюдение налогоплательщиком в 2011 году требований пункта 3 статьи 284.1 НК РФ. Кроме того, факт соблюдения налогоплательщиком в 2011 году требований, установленных пунктом 3 статьи 284.1 НК РФ для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций налоговым органом не оспаривается.
В сроки установленные пунктом 8 статьи 5 Федеральным законом от 28.12.2010 N 395-ФЗ налогоплательщиком направлены в налоговый орган заявление и документы, указанные в пункте 5 статьи 284.1 Кодекса, а также в порядке пункта 6 статьи 284.1 НК РФ представлена налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2011 год с приложением необходимых документов.
При таких обстоятельствах, налогоплательщиком соблюдены требования статьи 284.1 Кодекса для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций за 2011 год.
Таким образом, суд первой инстанции правильно установил отсутствие оснований отказа в использовании заявителем пониженной ставки по налогу, и как следствие, неправомерность доначисления инспекцией налога на прибыль организаций за 2011 год в сумме 416 540 руб., соответствующих пени и штрафов.
Доводы Инспекции о том, что партнерство, утратив в 4 квартале 2011 года право на применения упрощенной системы налогообложения, обязано исчислять налоговые обязательства по общей системе налогообложения для вновь созданных организаций, при этом статья 284.1 Кодекса не предусматривает возможности применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций вновь созданными организациями за первый налоговый период были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки указанных доводов, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Как указал суд первой инстанции, статья 284.1 Кодекса не содержит ограничений относительно налогоплательщиков, имеющих право на нулевую ставку в зависимости от системы налогообложения ими применяемой, и как следствие, не ограничивает ни вновь созданные организации на применение такой ставки, ни организации, применявшие упрощенную систему налогообложения.
Иной подход к разрешению данного спора фактически приведет к различному налогообложению образовательных (медицинских) организаций, в зависимости от того перешли они со специального налогового режима либо находились на общей системе налогообложения, что противоречит основополагающим принципам (началам) законодательства о налогах и сборах (статья 3 Кодекса).
Судом первой инстанции также правомерно указано на необоснованное доначисление налоговым органом налога на прибыль организаций за 2011 год исходя из ставки 20 процентов (пункт 1 статьи 284 НК РФ и пункт 1 статьи 15 Закона Пермской области от 30.08.2001 N 1685-296 "О налогообложении в Пермском крае"). Каких-либо доводов, опровергающих выводы суда в указанной части, заявителем апелляционной жалобы не приведено.
На основании изложенного, решение инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г. Перми от 14.05.2014 N 07/579 правомерно признано недействительным, как несоответствующее законодательству о налогах и сборах, нарушающее права и законные интересы заявителя.
Апелляционная жалоба заинтересованного лица инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г. Перми удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 14 августа 2014 года по делу N А50-13595/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Н.М.САВЕЛЬЕВА

Судьи
И.В.БОРЗЕНКОВА
Г.Н.ГУЛЯКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)