Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.07.2013 N 06АП-3033/2013 ПО ДЕЛУ N А80-51/2013

Разделы:
Транспортный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2013 г. N 06АП-3033/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой К.П.
при участии в заседании:
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу: представитель не явился;
- от Муниципального бюджетного учреждения "Архив Анадырского муниципального района": представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу
на решение от 17.04.2013
по делу N А80-51/2013,
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Чукотского автономного округа
принятое судьей Дерезюк Ю.В.
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу
к Муниципальному бюджетному учреждению "Архив Анадырского муниципального района"
о принудительном взыскании налоговых санкций
установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу (далее - налоговый орган, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с требованием к Муниципальному бюджетному учреждению "Архив Анадырского муниципального района" (далее - учреждение) о взыскании налоговых санкций за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 5 000 рублей.
Решением суда первой инстанции от 17.04.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с нарушением норм материального права, необоснованностью решения и несоответствием выводов суда установленным по делу обстоятельствам.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу и Муниципальное бюджетное учреждение "Архив Анадырского муниципального района", извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам, поскольку сторонами дополнительных доказательств не представлено.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что согласно сведениям об открытых счетах в кредитных организациях, учреждение имеет лицевые счета в УФК по Чукотскому АО, открытые 27.01.2011 и 16.02.2012.
04.05.2012 учреждением в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи представлены налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за 1 квартал и полугодие 2011 года.
12.05.2012 представлены декларации по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев и 2011 год, а также за 1 квартал 2012 года.
Сумма налога в представленных декларациях указана в размере 0 рублей.
В соответствии с пунктами 1, 3, 4 статьи 289 НК РФ, налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.
Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Следовательно, учитывая положения указанной нормы налоговые декларации по налогу на прибыль организаций должны быть представлены: за 1 квартал 2011 года не позднее 28.04.2011, за полугодие 2011 года - не позднее 28.07.2011, за 9 месяцев 2011 года - не позднее 28.10.2011, за 2011 год - не позднее 28.03.2012, за 1 квартал 2012 - не позднее 28.04.2012.
Судом первой инстанции установлено, что налоговым органом проведены камеральные проверки по пяти представленным налоговым декларациям.
По результатам проверки составлены акты от 17.08.2012 N 954, 955 в отношении деклараций, представленных 04.05.2012.
В отношении деклараций, представленных 12.05.2012, составлены акты от 27.08.2012 N 1089,1090, 1091.
16.08.2012 и 31.08.2012 налоговым органом направлены уведомления о рассмотрении материалов по факту выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения материалов проверки и актов камеральной проверки налоговым органом приняты решения о привлечении учреждения к налоговой ответственности.
В частности, решением от 27.09.2012 N 1062 учреждение привлечено к налоговой ответственности по статье 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговой декларации за 1 квартал 2011 года с наложением штрафа в размере 1000 рублей.
Налоговым органом выставлено требование N 705 по состоянию на 06.11.2012 с предложением уплатить сумму штрафа в срок до 16.11.2012.
Решением от 27.09.2012 N 1063 учреждение привлечено к налоговой ответственности по статье 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговой декларации за полугодие 2011 года с наложением штрафа в размере 1000 рублей.
Налоговым органом выставлено требование N 679 по состоянию на 25.10.2012 с предложением уплатить сумму штрафа в срок до 07.11.2012.
Решением от 05.10.2012 N 1122 учреждение привлечено к налоговой ответственности по статье 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговой декларации за 9 месяцев 2011 года с наложением штрафа в размере 1000 рублей.
Налоговым органом выставлено требование N 681 по состоянию на 29.10.2012 с предложением уплатить сумму штрафа в срок до 09.11.2012.
Решением от 05.10.2012 N 1123 учреждение привлечено к налоговой ответственности по статье 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговой декларации за 2011 год с наложением штрафа в размере 1000 рублей.
Налоговым органом выставлено требование N 682 по состоянию на 29.10.2012 с предложением уплатить сумму штрафа в срок до 09.11.2012.
Решением от 05.10.2012 N 1124 учреждение привлечено к налоговой ответственности по статье 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговой декларации за 1 квартал 2012 года с наложением штрафа в размере 1000 рублей.
Налоговым органом выставлено требование N 683 по состоянию на 29.10.2012 с предложением уплатить сумму штрафа в срок до 09.11.2012.
Названные требования учреждением не исполнены в добровольном порядке, в связи с чем, налоговый орган обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Учреждение, являясь плательщиком налога на прибыль организаций, в силу положений пп. 4 пункта 1 статьи 23, статьи 289 НК РФ, обязано представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации.
Судом первой инстанции установлено, что налоговая декларация за 1 квартал 2011 года по сроку представления 28.04.2011 подана 04.05.2012, за полугодие 2011 года по сроку представления 28.07.2011 подана 04.05.2012, за 9 месяцев 2011 года по сроку представления 28.10.2011 подана 12.05.2012, за 2011 год по сроку представления 28.03.2012 подана 12.05.2012, за 1 квартал 2012 года по сроку 28.04.2012 представлена 12.05.2012.
Таким образом, по обоснованному выводу суда, все налоговые декларации по налогу на прибыль организаций представлены учреждением за пределами сроков, установленных НК РФ.
В соответствии со статьей 119 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ), а также пунктом 1 статьи 119 НК РФ (в действующей редакции) непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Как следует из материалов дела, налоговым органом выявлены налоговые правонарушения в ходе применения формы налогового контроля в виде проведения камеральных проверок, в порядке статей 31, 87, 88 НК РФ.
В то же время, суд правомерно признал, что налоговым органом нарушен порядок привлечения учреждения к налоговой ответственности, предусмотренный статьей 119 НК РФ, в связи с чем, срок для взыскания штрафных санкций в судебном порядке, предусмотренном статьей 115 НК РФ, по всем фактам правонарушений, пропущен.
В силу части 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
Заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного заявления может быть восстановлен судом.
Статьей 82 НК РФ установлено, что налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
Таким образом, налоговый контроль может осуществляться налоговыми органами не только в форме проведения камеральной или выездной налоговых проверок, а также в иных формах.
В соответствии со статьей 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса.
Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса.
Как следует из актов камеральных проверок и решений о привлечении к налоговой ответственности, налоговым органом не проверялась правильность исчисления налога на прибыль организаций, не запрашивались какие-либо документы и не проводились иные мероприятия налогового контроля, применение которых предусматривается только при проведении налоговых проверок.
Следовательно, фактически камеральные налоговые проверки представленных деклараций не проводились, актами был зафиксирован лишь факт несвоевременного представления учреждением налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций, обнаруженный, по сути, в день их представления в налоговый орган, т.е. 04.05.2012 и 12.05.2012, а не в даты составления актов 17.08.2012, 27.08.2012.
При обнаружении факта несвоевременной подачи налоговой декларации не требуется проведения камеральной налоговой проверки для выявления данного правонарушения и привлечения лица к ответственности за его совершение.
Состав налогового правонарушения, предусмотренного статьей 119 НК РФ (частью 1 статьи 119 НК РФ в действующей редакции) обусловлен соотношением факта представления налоговой декларации и срока ее представления. Нарушением срока представления декларации является дата ее фактического представления в налоговый орган. К данному составу правонарушения применяется порядок привлечения к ответственности, установленный статьей 101.4 НК РФ.
Примененный налоговым органом порядок привлечения к налоговой ответственности, установленный статьями 87, 88, 100, 101 НК РФ, привел к увеличению сроков проведения проверки и, соответственно, к увеличению иных сроков для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии со статьей 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт. Далее производится исчисление всех предусмотренных указанной нормой сроков, в том числе, срока на вручение акта, представление письменных возражений, рассмотрение акта и вынесение решения, выставление требования, направление решения и требования, срок на добровольную уплату.
Из материалов дела следует, что налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании налоговых санкций 20.02.2013, о чем свидетельствует штамп суда на заявлении, поданном через приемную суда.
Судом первой инстанции установлено, что налоговые декларации за 1 квартал и полугодие 2011 года представлены 04.05.2012.
Применяя совокупность сроков, установленных статьями 101.4, 115 НК РФ, с учетом выходных и праздничных дней (10 дней на составление актов - 21.05.2012, 6 дней на вручение актов (при этом шестой день считается днем получения) - 29.05.2012, 10 дней на представление возражений - 11.06.2012, 10 дней на рассмотрение актов, возражений и вынесение решений - 26.06.2012, 10 дней на вступление в силу решений - 10.07.2012, 10 дней на выставление требований - 24.07.2012, 6 дней на вручение требований - 01.08.2012, 8 дней на добровольное исполнение требований (срок установленный в требованиях N 705, 679) - 10.08.2012) плюс 6 месяцев на обращение в суд, срок для принудительного взыскания налоговых санкций истек 11.02.2013.
Совокупный срок обращения в суд (с учетом выходных и праздничных дней) по декларациям за 9 месяцев 2011 года, 2011 год, 1 квартал 2012 года, представленным 12.05.2012 истек 18.02.2013: 10 дней на составление актов - 25.05.2012, 6 дней на вручение актов - 04.06.2012, 10 дней на представление возражений - 18.06.2012, 10 дней на рассмотрение актов, возражений и вынесение решений - 02.07.2012, 10 дней на вступление в силу решений - 16.07.2012, 10 дней на выставление требований - 30.07.2012, 6 дней на вручение требований - 07.08.2012, 8 дней на добровольное исполнение требований (срок, установленный в требованиях N 681,682,683) - 16.08.2012) плюс 6 месяцев на обращение в суд.
Следовательно, с учетом положений статей 69, 70, 101.4, 115 НК РФ суд первой выводу о том, что налоговым органом пропущен срок на взыскание в судебном порядке штрафа в размере 5 000 рублей за несвоевременное представление налоговых деклараций по налогу на прибыль за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2011 года, 2011 год, 1 квартал 2012 года по статье 119 НК РФ, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. При этом ходатайство о восстановлении пропущенного срока налоговым органом не заявлено.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, обоснованно отказал Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 17.04.2013 по делу N А80-51/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Т.Д.ПЕСКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)