Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.10.2013 N 17АП-12070/2013-АК ПО ДЕЛУ N А50-8776/2013

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2013 г. N 17АП-12070/2013-АК

Дело N А50-8776/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 октября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Борзенковой И.В., Сафоновой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вихаревой М.М.,
при участии:
- от заявителя ООО "Селена-Пермь" (ОГРН 1071832004892, ИНН 5917596094) - не явились, извещены надлежащим образом;
- от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 5 по Пермскому краю (ОГРН 1045901657020, ИНН 591710091) - Благодатских И.А., удостоверение, доверенность от 13.08.2013, Соколов В.С., удостоверение, доверенность от 03.09.2013;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя ООО "Селена-Пермь"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 23 августа 2013 года
по делу N А50-8776/2013,
принятое судьей Кетовой А.В.,
по заявлению ООО "Селена-Пермь"
к Межрайонной ИФНС России N 5 по Пермскому краю
о признании недействительными решений,

установил:

ООО "Селена-Пермь" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными решений от 12.03.2013 N 07-28/1/00608дсп, 07-28/1/00609дсп, 07-28/1/0061дсп, 07-28/1/00611дсп о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенных Межрайонной ИФНС России N 5 по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23.08.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит оспариваемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что вышеназванное решение подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Указывает на то, что в своем решении суд первой инстанции не дает мотивированного ответа относительно понятия утверждения государственного баланса запаса полезных ископаемых, момента его утверждения. Не отрицая установленный п. 4 ст. 342 НК РФ порядок исчисления коэффициента выработанности, порядок исчисления суммы накопленной добычи нефти, заявитель настаивает на том, что правомерно применяет государственный баланс запасов полезных ископаемых, данные которого отражены в форме 6-гр за год, предшествующий году налогового периода. Считает, что расширительное толкование названной нормы необоснованно, более того, противоречит принципу самостоятельного исчисления суммы налога, подлежащего уплате, и ухудшает положение налогоплательщика.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направил, что в силу п. 2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие. Кроме того, обществом заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя, принятое апелляционным судом в порядке ч. 2 ст. 156 АПК РФ
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители налогового органа в соответствии с доводами письменного отзыва просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, налоговый орган провел камеральные налоговые проверки по представленным обществом уточненной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за февраль 2012 и налоговым декларациям за август, сентябрь, октябрь 2012, по результатам которых составлены акты от 26.12.2012 N 08-28/1/10237, 08-28/1/10238, 08-28/1/10239, 08-28/1/10240дсп. По результатам рассмотрения материалов проверок инспекцией вынесены оспариваемые решения от 12.02.2013 N 07-28/1/00608дсп, 07-28/1/00609дсп, 07-28/1/0061дсп, 07-28/1/00611дсп о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Вышеназванными решениями общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату НДПИ за февраль, август, сентябрь, октябрь 2012 в общей сумме 83 262,50 руб., обществу доначислен указанный налог за 4 указанных периода на общую сумму 832 625 руб., начислены соответствующие пени в общей сумме 25 472,05 руб.
Основанием для принятия названных решений послужили выводы налогового органа о неверном исчислении коэффициента, характеризующего степень выработанности запасов конкретного участка недр (Азинского месторождения), при том, что налоговым органом не оспаривается право налогоплательщика на применение понижающего коэффициента - коэффициента выработанности (далее - Кв) по Азинскому месторождению и начальные извлекаемые запасы по данным государственного баланса запасов нефти по состоянию на 01.01.2006 - 304 тыс. тн.
Решением УФНС России по Пермскому краю от 15.04.2013 N 18-18/94 оспариваемые решения оставлены без изменения и утверждены.
Полагая, что оспариваемые решения инспекции нарушают права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из правомерности доначисления налоговым органом НДПИ за 4 налоговых периода, соответствующих сумм пени и штрафных санкций.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнение представителей налогового органа, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.
Как следует из материалов дела, в проверяемый период заявитель занимался добычей нефти, в том числе на спорном Азинском месторождении в Сарапульском районе Удмуртии.
В соответствии с требованиями ст. 342 НК РФ (в редакции, действующей в проверяемый период) налогообложение производится по налоговой ставке 446 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно) и 470 рублей (начиная с 1 января 2013 года) за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв), и на коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр (Кз), которые определяются в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 настоящей статьи.
Коэффициент, характеризующий степень выработанности запасов конкретного участка недр (Кв), определяется налогоплательщиком в порядке, установленном пунктом 4 ст. 342 НК РФ.
В случае если степень выработанности запасов конкретного участка недр больше или равна 0,8 и меньше или равна 1, коэффициент Кв рассчитывается по формуле:

N
Кв = 3,8 - 3,5 x -,
V

- где N - сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых утвержденного в году, предшествующем году налогового периода;
- V - начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче) и определяемые как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 года.
В случае, если степень выработанности запасов конкретного участка недр превышает 1, коэффициент Кв принимается равным 0,3.
В иных случаях коэффициент Кв принимается равным 1.
Степень выработанности запасов конкретного участка недр (Св) рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых, как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) (N) на начальные извлекаемые запасы нефти (V). При этом начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче), определяются как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 года.
В соответствии со ст. 31 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" с целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых.
Государственный баланс содержит сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, степени промышленного освоения, добыче, потерях, обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 17.06.2004 N 293 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, является Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра).
Административный регламент Федерального агентства по недропользованию исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявления полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществление в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса утвержден Приказом Минприроды России от 14.07.2009 N 207.
Вывод суда первой инстанции о неприменении данного акта в связи с тем, что он утратил свое действие, является неправомерным, поскольку Административный регламент утратил силу в связи с изданием Приказа Минприроды России от 06.09.2012 N 265, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 28.12.2012), то есть с 07.01.2013, следовательно, в проверяемый период являлся действующим. Однако, указанный вывод суда не повлек принятия неверного решения.
Должностное лицо Роснедр, ответственное за ведение государственного баланса, по результатам обработки данных за отчетный год о постановке на государственный баланс или списании с государственного баланса в срок до 1 ноября следующего за отчетным года составляет Государственный баланс по состоянию на 1 января указанного года (п. 36 Административного регламента).
Порядок представления сведений органами управления государственным фондом недр, а также органами, осуществляющими контроль и надзор в сфере природопользования, налоговым органам определен ст. 345.1 НК РФ, введенной Законом N 425-ФЗ от 28.12.2010.
Согласно п. 1 указанной статьи Федеральное агентство по недропользованию направляет в налоговые органы данные государственного баланса запасов полезных ископаемых на первое число каждого календарного года. Данные представляются после выпуска государственного баланса запасов полезных ископаемых на первое число каждого календарного года, но не позднее первого числа следующего календарного года (п. 2 ст. 345.1 НК РФ).
Таким образом, в целях исчисления НДПИ за налоговые периоды 2012 года подлежат применению данные государственного баланса, утвержденного 01.01.2011.
Из представленных налоговому органу Управлением по природопользованию Удмуртской Республики (Удмуртнедра) сведений (о суммах накопленной добычи нефти, включая потери при добыче) по данным Государственного баланса запасов полезных ископаемых с начала эксплуатации месторождения на 01.01.2011, следует, что:
- V - начальные извлекаемые запасы нефти Азинского месторождения, по данным Государственного баланса запасов полезных ископаемых, по состоянию на 01.01.2006 составляют 304 тыс. тонн;
- N - сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) по данным Государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода, на 01.01.2011 составляет 262 тыс. тонн.
В налоговых декларациях по НДПИ (уточненная N 3 за февраль 2012, первичных за август, сентябрь, октябрь 2012) заявитель применил Кв, равный 0,7087 (3,8 - 3,5 x 268,5 / 304).
При этом инспекцией, на основании данных Государственного баланса запасов полезных ископаемых степень выработанности запасов Азинского месторождения (Св), определена равной 0,8618 = 262 / 304. Коэффициент Кв по Азинскому месторождению, расположенному на территории Сарапульского района Удмуртской Республики, по данным инспекции составил 0,7836 (3,8 - 3,5 x 262 / 304).
Расхождение в расчетах сторон возникло в связи с различным толкованием нормы права, устанавливающей значение показателя накопленной добычи N.
Налогоплательщик настаивает, что при определении показателя накопленной добычи N необходимо учитывать накопленную добычу нефти по итогам года, предшествующему налоговому периоду, т.е. на 01.01.2012, в связи с чем использует данные накопленной добычи, приведенные в утвержденном Государственном балансе запасов полезных ископаемых на 01.01.2011, увеличенные на статистические показатели добычи нефти за 2011 год, отраженные им в форме 6-ГР, представляемой на основании Постановления Правительства РФ от 28.02.1996 N 215, Приказа Росстата от 18.01.2012 N 5 (применяемого с отчета за 2011 год).
Однако, подобный расчет противоречит императивным нормам налогового законодательства.
Из буквального толкования п. 4 ст. 342 НК РФ в целях определения коэффициента выработанности применяются данные Государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода, и указанная норма права не содержит оговорки "по итогам предшествующего года".
При этом, действующее законодательство не предполагает самостоятельного определения налогоплательщиком данных показателей добычи.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на положения ст. 52 НК РФ, согласно которым он самостоятельно исчисляет налог, не принимается во внимание, поскольку согласно данной норме обязанность налогоплательщика исчислить налог зависит от налогового периода, налоговой базы, налоговой ставки и т.д. При этом, законодатель не предоставил налогоплательщику права изменять порядок исчисления налога и применения налоговой ставки.
Таким образом, правовой механизм расчета коэффициента, характеризующего степень выработанности запасов конкретного участка недр (Кв) для расчета сумм НДПИ, а также источник информации для его исчисления установлены Налоговым кодексом РФ, в связи с чем суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя о необходимости обращаться к нормам п. 7 ст. 3 НК РФ.
Вопросы применения спорной нормы права нашли отражение в письме Министерства финансов РФ от 29.04.2013 N 03-06-05-01/15071, согласованным с Федеральной налоговой службой РФ, согласно которому налогоплательщик в течение всех налоговых периодов 2012 года применяет коэффициент, характеризующий степень выработанности соответствующего участка недр, определяемый как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых на 01.01.2011 на начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче) и определяемые как сумма запасов категорий А, В, С1, С2 по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 01.01.2006.
Аналогичный ответ на запрос от 18.12.2012 получен налогоплательщиком из Минфина России 11.03.2013 (л.д. 111 т. 1).
Доводы налогоплательщика о недоступности сведений, содержащихся в государственном балансе, противоречат п. 12 Порядка предоставления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.02.1996 N 215, и Порядку подготовки, издания и рассылки государственного баланса запасов полезных ископаемых РФ, утвержденному Приказом МПР России от 24.10.2001 N 748.
Доказательств обращения за необходимой информацией или отказа в ее получении в нарушение требований ст. 65 АПК РФ обществом не представлено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на заявителе жалобы. Излишне уплаченную государственную госпошлину в силу ст. 104 АПК РФ следует возвратить заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 23 августа 2013 года по делу N А50-8776/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Селена-Пермь" (ОГРН 1071832004892, ИНН 5917596094) из федерального бюджета госпошлину в сумме 3 000 (Три тысячи) руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 28.08.2013 N 1476.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Г.Н.ГУЛЯКОВА

Судьи
И.В.БОРЗЕНКОВА
С.Н.САФОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)