Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.03.2013 ПО ДЕЛУ N А55-23724/2011

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2013 г. по делу N А55-23724/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 18 марта 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Оразовой Ж.К.,
с участием в судебном заседании:
представителя муниципального предприятия городского округа Самары "Самарский метрополитен" - Ермаковой О.В. (доверенность от 17.12.2012 N 1330),
представителей Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары - Чернышова А.А. (доверенность от 19.06.2012 N 05-09/07594), Суркина С.А. (доверенность от 25.10.2012 N 05-09/13504),
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 марта 2013 года в помещении суда апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 февраля 2012 года по делу N А55-23724/2011 (судья Корнилов А.Б.),
принятое по заявлению муниципального предприятия городского округа Самары "Самарский метрополитен" (ИНН 6311013028, ОГРН 1026300530453), г. Самара,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары,
об оспаривании решений,

установил:

Муниципальное предприятие городского округа Самара "Самарский метрополитен" (далее - заявитель, муниципальное предприятие, МП "Самарский метрополитен") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом принятого судом изменения предмета иска) о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары (ОГРН 1046300101000, ИНН 631101001) (далее - налоговый орган, ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары) от 01.08.2011 N 6974 в части доначисления налога на имущество в сумме 10 045 266 рублей, начисления соответствующих сумм пени и налоговых санкций и решения от 29.08.2011 года N 14233 в части доначисления налога на имущество в сумме 5 003 310 рублей (т. 1 л.д. 6 - 10).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.02.2012 года по делу N А55-23724/2011 заявленные требования удовлетворены (т. 9 л.д. 70 - 74).
В апелляционной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 9 л.д. 78 - 83).
Муниципальное предприятие апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в жалобе.
Представитель муниципального предприятия отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, налоговый орган по результатам камеральных налоговых проверок налоговых деклараций МП "Самарский метрополитен" за 2010 год и 1 квартал 2011 года принял решения от 01.08.2011 года N 6974 и от 29.08.2011 года N 14233, которыми доначислил муниципальному предприятию налог на имущество в сумме 10 207 701 руб., пени в сумме 298 225 руб. и штраф в сумме 2 041 940 руб. (за 3 и 4 кварталы 2010 года), а также налог на имущество за 1 квартал 2011 года в сумме 5 085 344 рублей (т. 1 л.д. 21 - 28, 33 - 41).
Решениями УФНС России по Самарской области от 10.10.2011 года N 0315/24304 и от 24.10.2011 года N 0315/25694 отказано в удовлетворении апелляционных жалоб МП "Самарский метрополитен" на решения ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары от 01.08.2011 года N 6974 и от 29.08.2011 года N 14233.
Основанием для доначисления МП "Самарский метрополитен" налога на имущество, начисления приходящихся на него пени и налоговых санкций, послужил вывод налогового органа об отсутствии у муниципального предприятия права на применение льготы по налогу на имущество в отношении таких объектов, как станции метрополитена "Кировская", "Безымянка", "Победа", "Советская", "Спортивная", "Гагаринская", "Московская", тоннели и притоннельные сооружения (инв. N N 20001, 20037). По мнению налогового органа, указанные объекты не являются неотъемлемой технологической частью линий энергопередач, а, значит, не подлежат льготированию.
Общество не согласилось с решениями налоговой инспекции и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применил нормы материального права исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 21 и пункту 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы (преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, в том числе возможность не уплачивать налог) при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 374 НК РФ объектом обложения налога на имущество признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
На основании пункта 11 статьи 381 НК РФ организации освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций в отношении находящихся на балансе: железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в соответствии с Перечнем имущества, относящегося к вышеуказанным объектам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 (далее - Перечень).
В соответствии со статьей 381 НК РФ освобождаются от налогообложения налогом на имущество организации - в отношении линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Налог на имущество организаций в соответствии со статьей 14 НК РФ относится к региональным налогам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 НК РФ региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.
В статье 381 НК РФ федеральный законодатель установил налоговую льготу в виде освобождения от налогообложения налогом на имущество организаций. В частности, организации, имеющие линии энергопередачи, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении данных линий и сооружений, освобождаются от налогообложения на имущество. При этом, законодатель обозначил условие применения указанной льготы, заключающееся в том, что Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Иных условий для применения указанной льготы по налогу на имущество организаций закон не содержит.
Согласно оспариваемым решениям в ходе налоговых проверок при анализе вопроса об обоснованности применения налоговых льгот налоговой инспекцией установлено, что МП "Самарский метрополитен" в проверяемом периоде пользовалось льготой по налогу на имущество организаций на основании Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций".
Льгота муниципальным предприятием применена в отношении имущества, перечисленного в перечне необлагаемого имущества за каждый из проверяемых периодов, и, в частности, по 11 имущественным объектам: вестибюль N 1 ст. Гагаринская (инв. N 30195), станция Безымянка (инв. N 24002), станция Кировская (инв. N 24004), станция Московская (инв. N 24110), станция Победа (инв. N 24003), станция пр. Гагарина (инв. N 24035), станция Советская (инв. N 20033), станция Спортивная (инв. N 24034), станция Юнгородок (инв. 24006), тоннели и притоннельные сооружения (инв. N 20001), тоннели и притоннельные сооружения (инв. N 20037).
Спора о стоимости указанных объектов основных средств у сторон не имеется. Налоговым органом при своих расчетах использованы и взяты за основу данные самого налогоплательщика о стоимости указанных объектов.
Из пункта 1 статьи 4 Закона Самарской области от 25.11.2003 N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" (в редакции, действовавшей до 01.01.2009) видно, что от уплаты налога на имущество освобождались определенные категории налогоплательщиков, в том числе, организации городского электрического транспорта.
Таким образом, условием для применения льготы являлся субъектный состав налогоплательщиков.
Пунктом 11 статьи 381 НК РФ и Постановлением применение льготы поставлено в зависимость от объектного состава имущества, принадлежащего налогоплательщикам.
Таким образом, отмена льготы Законом Самарской области для всего имущества, принадлежащего МП "Самарский метрополитен", еще не означает безусловно, что налогоплательщик не может применять льготы в отношении конкретных видов имущества в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации при соблюдении определенных законом условий.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики - это лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе, оказание услуг по передаче электрической энергии.
Из материалов дела видно, что договорами от 11.01.2010 N 1-У, от 28.01.2010 N 3-У, от 01.02.2010 N 4-У, от 01.01.2009 N 0143У (с учетом дополнительного соглашения от 01.01.2010 N 4), заключенными с ООО "Энерго", ОАО "Моторостроитель", ОАО "Металлист-Самара", ОАО "Самараэнерго" подтверждается тот факт, что МП "Самарский метрополитен" (исполнитель) оказывает услуги по передаче через свои электрические сети электроэнергии, отпускаемой ООО "Энерго", ОАО "Моторостроитель", ОАО "Металлист-Самара", ОАО "Самараэнерго" (заказчики) потребителям.
Таким образом, МП "Самарский метрополитен" является субъектом электроэнергетики.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона N 147-ФЗ муниципальное предприятие помимо осуществления пассажирских перевозок, осуществляет свою производственную деятельность по передаче электрической энергии, которая относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
МП "Самарский метрополитен" является сетевой организацией, которая владеет объектами электросетевого хозяйства, осуществляет технологическое присоединение энергопринимающих устройств (электрических установок) юридических и физических лиц к объектам электросетевого хозяйства и оказывает услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с договорами от 11.01.2010 N 1-У, от 28.01.2010 N 3-У, от 01.02.2010 N 4-У, от 01.01.2009 N 0143У (с учетом дополнительного соглашения от 01.01.2010 N 4), заключенными с ООО "Энерго", ОАО "Моторостроитель", ОАО "Металлист-Самара", ОАО "Самараэнерго" МП "Самарский метрополитен" (исполнитель) оказывает услуги по передаче через свои электрические сети электроэнергии, отпускаемой ООО "Энерго", ОАО "Моторостроитель", ОАО "Металлист-Самара", ОАО "Самараэнерго" (заказчики) потребителям.
В соответствии с Приказами Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 27.12.2010 N 81, от 29.12.2010 N 84 установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям МП "Самарский метрополитен".
Пунктами 52, 91, 131 Приказа Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 28.12.2009 N 80 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области, а именно: между МП "Самарский метрополитен" и ОАО "Металлист-Самара", ОАО "Моторостроитель", ООО "Энерго".
Налоговый орган ссылается на письмо Минэнерго РФ от 26.04.2011 N 09-675, из которого следует, что в Реестре объектов электросетевого хозяйства спорное имущество не значится, МП "Самарский метрополитен" не обращалось в Минэнерго Российской Федерации для включения этих объектов в указанный реестр.
В соответствии со статьей 374 НК РФ объектами налогообложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 6 "Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01", утвержденного приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н (зарегистрирован в Минюсте РФ 28.04.2001 N 2689) единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.
Учет основных средств по объектам ведется с использованием инвентарных карточек учета основных средств (например, унифицированная форма первичной учетной документации по учету основных средств N ОС-6 "Инвентарная карточка учета объекта основных средств", утвержденная Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств"). Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект.
Указанный порядок установлен пунктом 12 "Методических указаний по учету основных средств", утвержденных Минфином РФ от 13.10.2003 N 91н (зарегистрированы в Минюсте РФ 21.11.2003 N 5252).
Статья 381 НК РФ содержит перечень льгот по налогу на имущество в части определенных законом или постановлением Правительства РФ объектов имущества.
С учетом того, что объектом налогообложения по смыслу статьи 374 НК РФ является само основное средство, льготированию при наличии оснований подлежит именно конкретный объект основных средств - инвентарный объект.
Следовательно, конкретное имущество, учтенное налогоплательщиком в качестве самостоятельного инвентарного объекта, либо подлежит льготированию (при наличии оснований), либо облагается налогом в установленном порядке.
Из материалов дела следует, что заявитель учитывает в качестве самостоятельных основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, все вышеназванные станции метрополитена, а также тоннели и притоннельные сооружения.
В свою очередь, в качестве самостоятельных объектов основных средств заявителем учитывается силовое электрооборудование, внешние сети электроснабжения, тягово-понизительные подстанции и прочее. На каждый из указанных объектов открыта инвентарная карточка, каждый из названных объектов, в том числе станции, а также тоннели и притоннельные сооружения, имеют свой инвентарный номер.
С учетом вышеизложенного, имущество, подлежащее льготированию на основании пункта 11 статьи 381 НК РФ, учитывается муниципальным предприятием отдельно, и не входит в состав станций метрополитена, а также тоннелей и притоннельных сооружений.
Согласно пунктам 7, 17 "Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01", утвержденного приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н, основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая погашается посредством начисления амортизации.
При этом как первоначальная, так и остаточная (т.е. первоначальная минус амортизация) стоимость объекта основных средств подлежит отражению в инвентарной карточке объекта основных средств (унифицированная форма N ОС-6, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7, пункт 37 "Методических указаний по учету основных средств", утвержденных Минфином РФ от 13.10.2003 N 91н).
В силу пункта 1 статьи 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Следовательно, налог на имущество организаций подлежит исчислению на основании данных остаточной стоимости каждого инвентарного объекта, без учета остаточной стоимости инвентарных объектов, в отношении которых законодательством о налогах и сборах установлена льгота. Станции метрополитена и тоннели с притоннельными сооружениями не имеют каких-либо составных частей, являющихся самостоятельными объектами, имеющими соответствующую остаточную стоимость. Поэтому остаточная стоимость данных объектов, имеющая значение для исчисления налога на имущества, никаким образом уменьшена быть не может.
Доначисляя по результатам налоговой проверки налог на имущество организаций, налоговый орган исключил из налоговой базы стоимость объектов основных средств, учтенных заявителем в качестве самостоятельных инвентарных объектов в полном соответствии с правилами бухгалтерского учета, и поименованных в качестве льготируемого имущества в пункте 11 статьи 381 НК РФ, либо в постановлении Правительства РФ от 30.09.2004 N 504. Поскольку сами станции метрополитена, тоннели и притоннельные сооружения, являющиеся объектами основных средств, в этих нормативных актах не поименованы, налоговый орган правомерно исчислил по данным объектам налог на имущество в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Заявитель указывает, что станции метрополитена, а также тоннели с притоннельными сооружениями имеют неразрывную технологическую связь с линиями энергопередачи, что является основанием для применения налоговой льготы.
Материалами дела опровергается тот факт, что линии энергопередач метрополитена функционально предназначены исключительно для осуществления деятельности по перевозке пассажиров.
Суд апелляционной инстанции считает, что станции метрополитена "Московская", "пр. Гагарина", включая Вестибюль N 1 ст. "Гагаринская", "Спортивная", "Советская", "Победа", "Кировская", "Безымянка", а также тоннели и притоннельные сооружения являются по сути объектами двойного назначения, с одной стороны, предназначены для перевозки пассажиров, с другой стороны, одновременно предназначены для осуществления транзита электрической энергии в адрес третьих лиц.
Оценка указанных доказательств в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии с положениями частей 2, 4 статьи 71 АПК РФ, свидетельствует о том, имущество МП "Самарский метрополитен" (станции Московская", "пр. Гагарина", включая Вестибюль N 1 ст. "Гагаринская", "Спортивная", "Советская", "Победа", "Кировская", "Безымянка", тоннели и притоннельные сооружения Самарского метрополитена) неразрывно технологически связаны с линиями энергопередач, являются неотъемлемой их частью, представляет собой единый технологически связанный комплекс: как для функционирования метрополитена необходимы линии энергопередачи, так и для функционирования линий энергопередачи необходимы станции метро, тоннели и притоннельные сооружения, тягово-понизительные и понизительные подстанции, системы заземления, кабельные линии. Данное оборудование технологически связано и не может быть использовано в отдельности друг от друга. Технологическое разъединение перечисленных объектов невозможно, а в случае осуществления такого разъединения будет иметь место невозможность эксплуатации как линий энергопередачи, так и железнодорожных путей, станций, тоннелей метрополитена.
В соответствии с пунктом 11 статьи 381 НК РФ освобождаются от налогообложения налогом на имущество организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Из системного анализа указанной правовой нормы следует, что объект льготы - это имущество, не просто являющееся неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи, но и при этом прямо поименованное в соответствующем Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ.
Следовательно, не всякое имущество, являющееся неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи, подпадает под льготу, установленную пунктом 11 статьи 381 НК РФ.
Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504.
Указанный Перечень не содержит сведений о том, что объекты основных средств, в отношении которых заявителем использована льгота по налогу на имущество (станции метрополитена, тоннели и притоннельные сооружения), относятся к сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи.
При этом Перечень имущества, неразрывно связанного с линиями энергопередачи, носит исчерпывающий характер. Тем самым, с учетом положений статьи 56, пункта 11 статьи 381 НК РФ, Правительством РФ установлен закрытый перечень имущества, освобождаемый от налогообложения налогом на имущество организаций. Действующее законодательство не предусматривает возможности расширения указанного перечня иными субъектами, не наделенными таким правом, и вне рамок нормотворческого процесса.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах неоднократно указывал, что юридическая природа налоговых отношений носит публично-правовой характер, что обуславливает применение императивного метода налогового правового регулирования и, соответственно, связанность свободы усмотрения субъектов налогового права наличием прямых нормативно-правовых предписаний налогового законодательства. Это в полной мере относится к правовому регулированию налоговых льгот как факультативного элемента налогообложения и их использованию налогоплательщиками. Поэтому в отличие от принципа диспозитивности, лежащего в основе частно-правовых отношений, определение правомочий в сфере публичного права не допускает усмотрения и регулируется на основе принципа "дозволено только то, что разрешено законом", являющегося необходимой гарантией против произвола и злоупотребления властью (пункт 2 определения от 07.11.2008 N 1049-О-О, постановление от 14.07.2005 N 9-П и др.).
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Законных оснований для использования соответствующей льготы заявителем не приведено.
Таким образом, отсутствие в Перечне имущества, в отношении которого заявителем применена льгота, исключает правовую возможность для использования льготы в отношении этих объектов основных средств. Налогоплательщик не вправе по своему усмотрению расширять пределы действия налоговой льготы, установленные актом законодательства о налогах и сборах, ввиду публично-правового характера регулирования налоговых отношений.
Согласно пункту 3 статьи 56 НК РФ льгота по региональным налогам может быть установлена законом.
С учетом того, что пунктом 11 статьи 381 НК РФ прямо относит утверждение перечня имущества, являющегося неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи, к компетенции Правительства РФ, иные лица такое имущество определять не вправе.
В соответствии с пунктом 11 статьи 381 НК РФ освобождаются от налогообложения организации в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы утвержден перечень имущества, согласно которому льготированию подлежат поименованные в нем объекты.
Согласно ОКОФ, утвержденного Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 26.12.1994 N 359, структура кодов ОКОФ состоит из: X0 0000000 - раздел, XX 0000000 - подраздел, XX XXXX000 - класс, XX XXXX0XX - подкласс, XXXXXXXXX - вид.
Следовательно, в соответствии с перечнем имущества подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в перечне имущества, с учетом иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом перечне имущества).
В связи с тем, что коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем указанные в перечне имущества, льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно назван в перечне имущества, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в перечне имущества по соответствующему коду ОКОФ в графе "Примечание", состав имущественных объектов по которой является закрытым.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 15.02.2008 N А43-14233/2006-40-447, ФАС Северо-Западного округа от 16.04.2009 N А21-2088/2008, ФАС Уральского округа от 15.02.2011 N Ф09-353/11-СЗ, от 13.01.2011 N Ф09-10880/10-СЗ, ФАС Центрального округа от 22.09.2011 N А54-201/2011).
Из материалов дела видно, что МП "Самарский метрополитен" заявлена льгота по налогу на имущество организаций в отношении таких основных средств как станции метрополитена, тоннели и притоннельные сооружения. Указанные объекты не содержатся в Перечне ни в разделе "Наименование", ни в разделе "Примечание". Перечень имущества, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504, не относит станции метрополитена, тоннели с притоннельными сооружениями к подразделам, классам, подклассам или видам линий энергопередачи.
Следовательно, вопросы налогообложения этих объектов не регулируются постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504.
Кроме того, проектно-сметная документация на данные объекты также не содержит однозначных сведений о том, что станции метрополитена, а также тоннели с притоннельными сооружениями являются неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи.
Таким образом, указанные объекты не являются составной частью линий энергопередачи, в силу чего льготированию не подлежат, в связи с чем, заявителю правомерно доначислены оспариваемые им суммы налога на имущества, пени и штрафа.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12.03.2013 по делу N А55-3604/2011, в котором участвовали те же лица, по тому же предмету спора, но только за другой налоговый период.
На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а в удовлетворении муниципальному предприятию заявленных требований отказать.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 февраля 2012 года по делу N А55-23724/2011 отменить.
В удовлетворении муниципальному предприятию городского округа Самары "Самарский метрополитен" заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ

Судьи
Е.Г.ПОПОВА
А.А.ЮДКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)