Судебные решения, арбитраж
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 19 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 декабря 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной
судей Е.Л. Сидорович, Г.М. Грачева
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С. Барановой
при участии
от Сельскохозяйственного производственного кооператива "Алексеевка":
- Карьков О.В. по доверенности от 17.08.2011, паспорт <...>;
- от Межрайонной ИФНС РФ N 11 по Приморскому краю:
Нагорный Р.С. по доверенности от 05.12.2011. удостоверение УР N 463800
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС РФ N 11 по Приморскому краю
апелляционное производство N 05АП-7986/2011
на решение от 05.10.2011
судьи Н.Н. Куприяновой
по делу N А51-13580/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива "Алексеевка"
к Межрайонной ИФНС РФ N 11 по Приморскому краю
о признании незаконным решения налогового органа
установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Алексеевка" (далее - заявитель, СХПК "Алексеевка", Кооператив, налогоплательщик) обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Приморскому краю (налоговый орган, Инспекция, Межрайонная ИФНС России) о признании недействительным решения от 01.07.2011 N 840 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 05.10.2011 заявленное требование Кооператива удовлетворено, признано недействительным решение налогового органа от 01.07.2011 N 840 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения как не соответствующее требованиям Налогового кодекса РФ.
Обжалуя в апелляционном порядке вынесенный судебный акт, налоговый орган, исходя из буквального толкования п. 4 ст. 346.3, п. 2 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ, считает, что право применять систему налогообложения в виде ЕСХН имеют только сельхозтоваропроизводители, которые осуществляют деятельность и доля произведенной ими сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70 процентов от общего дохода от реализации. Поскольку СХПК "Алексеевка" деятельность по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции с момента введения в отношении него процедуры банкротства - "конкурсное производство" не ведет, то налогоплательщик утратил право применять единый сельскохозяйственный налог с 2010 года.
На основании вышеизложенного, налоговый орган просит решение суда от 05.10.2010 по делу N А51-13580/2011 отменить полностью, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Кооператив представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором с решением от 05.10.2011 согласен, поскольку Налоговый кодекс РФ не содержит ограничений, при которых организации, у которых отсутствует доход от реализации сельхозпродукции, должны перейти на общий режим налогообложения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Алексеевка" зарегистрирован в качестве юридического лица 13.03.2000 Администрацией муниципального образования Ханкайский район Приморского края. Основной вид осуществляемой деятельности - растениеводство в сочетании с животноводством.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 24.09.2010 по делу N А51-3328/2010 СХПК "Алексеевка" признан банкротом, в отношении него введено конкурсное производство сроком на 6 месяцев, конкурсным управляющим утвержден Екидин Александр Александрович.
Определениями Арбитражного суда Приморского края от 23.03.2011, от 15.09.2011 срок конкурсного производства продлен до 15.09.2011, до 15.03.2012 соответственно.
18.01.2011 года конкурсным управляющим в налоговый орган было направлено письмо N 76 об открытии в отношении СХПК "Алексеевка" конкурсного производства, а также о предоставлении ему уведомления о возможности применения ЕСХН.
Уведомлением от 20.01.2011 N 04-08 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Приморскому краю сообщила кооперативу о возможности применения с 01.01.2004 системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
21.03.2011 Кооператив представил в инспекцию налоговую декларацию по единому сельскохозяйственному налогу за 2010 год, согласно которой сумма дохода от реализации сельскохозяйственной продукции составила 0 руб.
Посчитав, что при отсутствии дохода от указанной деятельности, СХПК "Алексеевка" утратило право на применение ЕСХН, налоговый орган вынес Предписание от 31.03.2011 о представлении в инспекцию налоговой отчетности по общему режиму налогообложения.
26.05.2011 СХПК "Алексеевка" представил в Инспекцию налоговые расчеты по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за первый квартал, полугодие и девять месяцев 2010 года и налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2010 год
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки представленных налоговых расчетов по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2010 год, налоговый орган установил факт налогового правонарушения - несвоевременное представление налогоплательщиком налогового расчета по авансовому платежу по единому сельскохозяйственному налогу за 6 месяцев 2010 года.
В отношении СХПК "Алексеевка" был составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым Кодексом РФ налоговых правонарушениях, от 30.05.2011 года N 889 и принято решение N 840 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ, за непредставление в установленный срок налогового расчета по налогу на имущество организаций за 6 месяцев 2010 года.
Не согласившись с решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Приморскому краю N 840 от 01.07.2011, считая его нарушающим права и законные интересы кооператива, СХПК "Алексеевка" обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предметом рассмотрения в настоящем деле является законность решения налогового органа от 01.07.2011 N 840 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ.
Основанием для принятия оспариваемого решения налогового органа послужило несвоевременное представление кооперативом налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество за 6 месяцев 2010 года, при сроке представления не позднее 30 июля 2010 года, расчет был представлен в налоговый орган только 26 мая 2011 года.
Признавая недействительным решение налогового органа от 01.07.2011 N 840, суд первой инстанции исходил из того, что из системного анализа статей 346.1 - 346.3 Налогового кодекса РФ следует, что единственным основанием для возврата к общему режиму налогообложения налогоплательщика, перешедшего на уплату единого сельскохозяйственного налога (помимо несоответствия требованиям, установленным пунктом 6 статьи 346.2 Кодекса), является нарушение 70-процентного ограничения; Налоговый кодекс не содержит положения о том, что отсутствие дохода от реализации сельскохозяйственной продукции является основанием для возврата к общей системе налогообложения.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, исходя из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 346.1 Налогового кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с настоящей главой, вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Пунктом 1 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном настоящей главой. В целях настоящей главы сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.3 Налогового кодекса РФ вновь созданные организации, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, вправе подать заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговый орган. В этом случае организации вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в текущем календарном году с момента постановки на учет в налоговом органе. Согласно пункту 3 этой же статьи Кодекса налогоплательщики, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения.
Пунктом 4 статьи 346.3 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что если по итогам налогового периода доля дохода налогоплательщиков от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70 процентов, налогоплательщики должны произвести перерасчет налоговых обязательств, исходя из общего режима налогообложения за весь указанный налоговый период.
Как правильно указал суд первой инстанции, из содержания указанных норм Налогового кодекса РФ следует, что единственным основанием для возврата к общему режиму налогообложения налогоплательщика, перешедшего на уплату единого сельскохозяйственного налога (помимо несоответствия требованиям, установленным пунктом 6 статьи 346.2 Кодекса), является нарушение 70-процентного ограничения. Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положения о том, что отсутствие дохода от реализации сельскохозяйственной продукции является основанием для возврата к общей системе налогообложения. Факт отсутствия дохода от реализации сельскохозяйственной продукции не свидетельствует об утрате организацией статуса сельскохозяйственного производителя.
С учетом изложенного, толкование указанных норм права, приведенное налоговым органом в апелляционной жалобе, согласно которому право применять систему налогообложения в виде ЕСХН имеют только сельхозтоваропроизводители, которые осуществляют деятельность и доля произведенной ими сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70 процентов от общего дохода от реализации, суд апелляционной инстанции считает неправильным.
Поскольку кооператив с 01.01.2004 согласно уведомлению от 20.01.2011 N 04-08 применяет систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в связи с чем предоставило в налоговый орган налоговую декларацию по единому сельскохозяйственному налогу за 2010 год; материалами дела подтверждается и налоговым органом не оспаривается, что в 2010 году заявитель не получал как дохода от реализации товаров (работ, услуг), так и дохода от реализации сельскохозяйственной продукции, в связи с чем заявителем не нарушено 70-процентное ограничение на долю дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг); доказательств наличия оснований для утраты кооперативом права на применение ЕСХН налоговым органом не представлено, то налоговый орган неправомерно уведомил СХПК "Алексеевка" об утрате права на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных производителей.
С учетом того, что СХПК "Алексеевка" является плательщиком единого сельскохозяйственного налога и на основании пункта 3 статьи 346.1 Налогового кодекса РФ у него не возникла обязанность по представлению в налоговый орган налоговых деклараций по налогу на имущество организаций, то у налогового органа отсутствовали основания для привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ, за непредставление в установленный срок налогового расчета по налогу на имущество организаций за 6 месяцев 2010 года.
Таким образом, решение суда первой инстанции о признании недействительным решения от 01.07.2011 N 840 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения является законным и обоснованным.
Довод налогового органа о том, что налогоплательщик фактически не осуществлял деятельность по реализации сельскохозяйственной продукции в связи с чем, утратил статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, апелляционный суд отклоняет, поскольку такого критерия ст. 346.2 Налогового кодекса РФ не содержит. Отсутствие деятельности само по себе не означает, что СХПК "Алексеевка" перестал отвечать требованиям, установленным ст. 346.2 Налогового кодекса РФ, поскольку ни одно условие, установленное в данной статье, кооперативом не нарушено.
Суд также отмечает, что введение конкурсного производства на предприятии вовсе не означает неизбежное прекращение деятельности должника в качестве сельскохозяйственного производителя. В рамках конкурсного производства требования кредиторов могут быть погашены, а предприятие может продолжить свою деятельность.
Ссылка налогового органа на отчет конкурсного управляющего, в котором сделан вывод о невозможности восстановления платежеспособности должника, коллегия считает необоснованной и не имеющей правового значения для рассмотрения данного дела.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 05 октября 2011 года по делу N А51-13580/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Т.А.СОЛОХИНА
Судьи
Е.Л.СИДОРОВИЧ
Г.М.ГРАЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.12.2011 N 05АП-7986/2011 ПО ДЕЛУ N А51-13580/2011
Разделы:Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2011 г. N 05АП-7986/2011
Дело N А51-13580/2011
Резолютивная часть постановления оглашена 19 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 декабря 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной
судей Е.Л. Сидорович, Г.М. Грачева
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С. Барановой
при участии
от Сельскохозяйственного производственного кооператива "Алексеевка":
- Карьков О.В. по доверенности от 17.08.2011, паспорт <...>;
- от Межрайонной ИФНС РФ N 11 по Приморскому краю:
Нагорный Р.С. по доверенности от 05.12.2011. удостоверение УР N 463800
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС РФ N 11 по Приморскому краю
апелляционное производство N 05АП-7986/2011
на решение от 05.10.2011
судьи Н.Н. Куприяновой
по делу N А51-13580/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива "Алексеевка"
к Межрайонной ИФНС РФ N 11 по Приморскому краю
о признании незаконным решения налогового органа
установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Алексеевка" (далее - заявитель, СХПК "Алексеевка", Кооператив, налогоплательщик) обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Приморскому краю (налоговый орган, Инспекция, Межрайонная ИФНС России) о признании недействительным решения от 01.07.2011 N 840 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 05.10.2011 заявленное требование Кооператива удовлетворено, признано недействительным решение налогового органа от 01.07.2011 N 840 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения как не соответствующее требованиям Налогового кодекса РФ.
Обжалуя в апелляционном порядке вынесенный судебный акт, налоговый орган, исходя из буквального толкования п. 4 ст. 346.3, п. 2 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ, считает, что право применять систему налогообложения в виде ЕСХН имеют только сельхозтоваропроизводители, которые осуществляют деятельность и доля произведенной ими сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70 процентов от общего дохода от реализации. Поскольку СХПК "Алексеевка" деятельность по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции с момента введения в отношении него процедуры банкротства - "конкурсное производство" не ведет, то налогоплательщик утратил право применять единый сельскохозяйственный налог с 2010 года.
На основании вышеизложенного, налоговый орган просит решение суда от 05.10.2010 по делу N А51-13580/2011 отменить полностью, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Кооператив представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором с решением от 05.10.2011 согласен, поскольку Налоговый кодекс РФ не содержит ограничений, при которых организации, у которых отсутствует доход от реализации сельхозпродукции, должны перейти на общий режим налогообложения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Алексеевка" зарегистрирован в качестве юридического лица 13.03.2000 Администрацией муниципального образования Ханкайский район Приморского края. Основной вид осуществляемой деятельности - растениеводство в сочетании с животноводством.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 24.09.2010 по делу N А51-3328/2010 СХПК "Алексеевка" признан банкротом, в отношении него введено конкурсное производство сроком на 6 месяцев, конкурсным управляющим утвержден Екидин Александр Александрович.
Определениями Арбитражного суда Приморского края от 23.03.2011, от 15.09.2011 срок конкурсного производства продлен до 15.09.2011, до 15.03.2012 соответственно.
18.01.2011 года конкурсным управляющим в налоговый орган было направлено письмо N 76 об открытии в отношении СХПК "Алексеевка" конкурсного производства, а также о предоставлении ему уведомления о возможности применения ЕСХН.
Уведомлением от 20.01.2011 N 04-08 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Приморскому краю сообщила кооперативу о возможности применения с 01.01.2004 системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
21.03.2011 Кооператив представил в инспекцию налоговую декларацию по единому сельскохозяйственному налогу за 2010 год, согласно которой сумма дохода от реализации сельскохозяйственной продукции составила 0 руб.
Посчитав, что при отсутствии дохода от указанной деятельности, СХПК "Алексеевка" утратило право на применение ЕСХН, налоговый орган вынес Предписание от 31.03.2011 о представлении в инспекцию налоговой отчетности по общему режиму налогообложения.
26.05.2011 СХПК "Алексеевка" представил в Инспекцию налоговые расчеты по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за первый квартал, полугодие и девять месяцев 2010 года и налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2010 год
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки представленных налоговых расчетов по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2010 год, налоговый орган установил факт налогового правонарушения - несвоевременное представление налогоплательщиком налогового расчета по авансовому платежу по единому сельскохозяйственному налогу за 6 месяцев 2010 года.
В отношении СХПК "Алексеевка" был составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым Кодексом РФ налоговых правонарушениях, от 30.05.2011 года N 889 и принято решение N 840 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ, за непредставление в установленный срок налогового расчета по налогу на имущество организаций за 6 месяцев 2010 года.
Не согласившись с решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Приморскому краю N 840 от 01.07.2011, считая его нарушающим права и законные интересы кооператива, СХПК "Алексеевка" обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предметом рассмотрения в настоящем деле является законность решения налогового органа от 01.07.2011 N 840 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ.
Основанием для принятия оспариваемого решения налогового органа послужило несвоевременное представление кооперативом налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество за 6 месяцев 2010 года, при сроке представления не позднее 30 июля 2010 года, расчет был представлен в налоговый орган только 26 мая 2011 года.
Признавая недействительным решение налогового органа от 01.07.2011 N 840, суд первой инстанции исходил из того, что из системного анализа статей 346.1 - 346.3 Налогового кодекса РФ следует, что единственным основанием для возврата к общему режиму налогообложения налогоплательщика, перешедшего на уплату единого сельскохозяйственного налога (помимо несоответствия требованиям, установленным пунктом 6 статьи 346.2 Кодекса), является нарушение 70-процентного ограничения; Налоговый кодекс не содержит положения о том, что отсутствие дохода от реализации сельскохозяйственной продукции является основанием для возврата к общей системе налогообложения.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, исходя из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 346.1 Налогового кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с настоящей главой, вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Пунктом 1 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном настоящей главой. В целях настоящей главы сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.3 Налогового кодекса РФ вновь созданные организации, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, вправе подать заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговый орган. В этом случае организации вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в текущем календарном году с момента постановки на учет в налоговом органе. Согласно пункту 3 этой же статьи Кодекса налогоплательщики, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения.
Пунктом 4 статьи 346.3 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что если по итогам налогового периода доля дохода налогоплательщиков от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70 процентов, налогоплательщики должны произвести перерасчет налоговых обязательств, исходя из общего режима налогообложения за весь указанный налоговый период.
Как правильно указал суд первой инстанции, из содержания указанных норм Налогового кодекса РФ следует, что единственным основанием для возврата к общему режиму налогообложения налогоплательщика, перешедшего на уплату единого сельскохозяйственного налога (помимо несоответствия требованиям, установленным пунктом 6 статьи 346.2 Кодекса), является нарушение 70-процентного ограничения. Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положения о том, что отсутствие дохода от реализации сельскохозяйственной продукции является основанием для возврата к общей системе налогообложения. Факт отсутствия дохода от реализации сельскохозяйственной продукции не свидетельствует об утрате организацией статуса сельскохозяйственного производителя.
С учетом изложенного, толкование указанных норм права, приведенное налоговым органом в апелляционной жалобе, согласно которому право применять систему налогообложения в виде ЕСХН имеют только сельхозтоваропроизводители, которые осуществляют деятельность и доля произведенной ими сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70 процентов от общего дохода от реализации, суд апелляционной инстанции считает неправильным.
Поскольку кооператив с 01.01.2004 согласно уведомлению от 20.01.2011 N 04-08 применяет систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в связи с чем предоставило в налоговый орган налоговую декларацию по единому сельскохозяйственному налогу за 2010 год; материалами дела подтверждается и налоговым органом не оспаривается, что в 2010 году заявитель не получал как дохода от реализации товаров (работ, услуг), так и дохода от реализации сельскохозяйственной продукции, в связи с чем заявителем не нарушено 70-процентное ограничение на долю дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг); доказательств наличия оснований для утраты кооперативом права на применение ЕСХН налоговым органом не представлено, то налоговый орган неправомерно уведомил СХПК "Алексеевка" об утрате права на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных производителей.
С учетом того, что СХПК "Алексеевка" является плательщиком единого сельскохозяйственного налога и на основании пункта 3 статьи 346.1 Налогового кодекса РФ у него не возникла обязанность по представлению в налоговый орган налоговых деклараций по налогу на имущество организаций, то у налогового органа отсутствовали основания для привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ, за непредставление в установленный срок налогового расчета по налогу на имущество организаций за 6 месяцев 2010 года.
Таким образом, решение суда первой инстанции о признании недействительным решения от 01.07.2011 N 840 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения является законным и обоснованным.
Довод налогового органа о том, что налогоплательщик фактически не осуществлял деятельность по реализации сельскохозяйственной продукции в связи с чем, утратил статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, апелляционный суд отклоняет, поскольку такого критерия ст. 346.2 Налогового кодекса РФ не содержит. Отсутствие деятельности само по себе не означает, что СХПК "Алексеевка" перестал отвечать требованиям, установленным ст. 346.2 Налогового кодекса РФ, поскольку ни одно условие, установленное в данной статье, кооперативом не нарушено.
Суд также отмечает, что введение конкурсного производства на предприятии вовсе не означает неизбежное прекращение деятельности должника в качестве сельскохозяйственного производителя. В рамках конкурсного производства требования кредиторов могут быть погашены, а предприятие может продолжить свою деятельность.
Ссылка налогового органа на отчет конкурсного управляющего, в котором сделан вывод о невозможности восстановления платежеспособности должника, коллегия считает необоснованной и не имеющей правового значения для рассмотрения данного дела.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 05 октября 2011 года по делу N А51-13580/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Т.А.СОЛОХИНА
Судьи
Е.Л.СИДОРОВИЧ
Г.М.ГРАЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)