Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.05.2011 N 05АП-2411/2011 ПО ДЕЛУ N А24-5377/2010

Разделы:
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 мая 2011 г. N 05АП-2411/2011

Дело N А24-5377/2010

Резолютивная часть постановления оглашена 04 мая 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 мая 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: З.Д. Бац
судей: Т.А. Солохиной, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Н.В. Ивановой
при участии:
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому
апелляционное производство N 05АП-2411/2011
на решение от 28.02.2011
судьи А.М. Сакуна
по делу N А24-5377/2010 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению ОАО "Камчатрыбпром"
к ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому
о признании частично недействительным решения от 21.09.2010 N 11-11/65/22533

установил:

Открытое акционерное общество "Камчатрыбпром" (далее - ОАО "Камчатрыбпром", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску - Камчатскому от 21.09.2010 N 11-11/65/22533 в части доначисления налога на прибыль за 2009 год в сумме 552.105 рублей и пеней в сумме 145.96 рублей.
Решением суда от 28.02.2011 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что решение налогового органа от 21.09.2010 N 11-11/65/22533 в оспариваемой части не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества.
Не согласившись с решением суда, налоговый орган подал апелляционную жалобу, просит судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм материального права. Ссылаясь на положения статьи 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110 - ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" и подпункт 1 пункта 2.1 статьи 346.2. НК РФ считает, что поскольку ОАО "Камчатрыбпром" не является градо - или поселкообразующей российской организацией, то применять нулевую ставку по налогу на прибыль в 2009 году оно не имело право.
В судебном заседании представитель налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представители ОАО "Камчатрыбпром" в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным, в удовлетворении требований по апелляционной жалобе просят отказать.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение не подлежит отмене или изменению в обжалуемой части по следующим основаниям.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску - Камчатскому проведена выездная налоговая проверка ОАО "Камчатрыбпром" по вопросам соблюдения налогового законодательства по всем налогам и сборам, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2008 по 31.12.2009, о чем был составлен акт проверки N 11-11/61 от 12.09.2010
По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки и возражений по акту проверки, налоговым органом 21.09.2010 года принято решение за N 11-11/65/22533 о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, которым Обществу доначислены налог на добавленную стоимость за 2008 год в сумме 14.544 руб., за 2009 год в сумме 2 564 руб. и пени в сумме 2204,56 рублей, налог на прибыль за 2009 год в сумме 552.105 руб., пени в сумме 145,96 рублей, пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 1.952.911,89 рублей, а также штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на добавленную стоимость за 2007 год в виде штрафа в размере 2910,80 рублей, за 2009 год в размере 512,80 рублей.
При вынесении решения налоговый орган пришел к выводу, что Общество неправомерно применило налоговую ставку 0% по налогу на прибыль за 2009 год по деятельности, связанной с реализацией произведенной им сельскохозяйственной продукции, а также реализацией произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции, поскольку не является градо-и поселковообразующей организацией в порядке п. 1 части 2.1 статьи 346.2 НК РФ.
Не согласившись с вынесенным Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску - Камчатскому решением Общество обратилось в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю с заявлением - жалобой в административном порядке.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Управлением Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю принято решение N 09-17/04512 от 08 ноября 2010 года об оставлении решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому от 21.09.2010 N 11-11/65/22533 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - без изменения.
Не согласившись с решением Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску - Камчатскому от 21.09.2010 N 11-11/65/22533 в части доначисления налога на прибыль за 2009 год в сумме 552.105 рублей и пеней в сумме 145.96 рублей, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346 Налогового кодекса Российской Федерации сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 314-ФЗ).
Сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов.
Статья 346.1 НК РФ не раскрывает понятие "лица, производящие сельскохозяйственную продукцию", поэтому согласно п. 1 ст. 11 НК РФ для определения данного понятия возможно использование понятий и терминов других отраслей законодательства Российской Федерации. В данном случае применимо понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя, предусмотренного статьей 1 Федерального Закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации".
Согласно указанной статье Федерального Закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ сельскохозяйственным товаропроизводителем является физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов, в которой доля доходов составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.
Следовательно, если предприятие (юридическое лицо) осуществляет производство сельскохозяйственной продукции, доля доходов от реализации которой в стоимостном выражении составляет более 70% общего объема производимой продукции, оно является сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговым органом, ОАО "Камчатрыбпром" соответствует критериям сельскохозяйственного товаропроизводителя по пункту 2 статьи 346.2 НК РФ, поскольку доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в общем доходе общества составила 89,65%.
Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Одним из элементов налогообложения в силу статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации является налоговая ставка.
Пунктом 1 статьи 286 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налог на прибыль определяется как соответствующая налоговая ставка процентная доля налоговой базы, определяемая в соответствии со статьей 274 Налогового кодекса российской Федерации.
По общему правилу налоговая ставка по налогу на прибыль согласно пункту 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период- 2009 год) составляла 20%.
Пунктом 2 статьи 274 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.
Статьей 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее -Федеральный закон N 110-ФЗ) ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в 2004-2012 годах в размере 0 процентов.
При этом с 1 января 2008 года по 31 декабря 2014 года под сельскохозяйственными товаропроизводителями, не перешедшими на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, предусмотренным пунктом 2 и подпунктом 1 пункта 2.1 статьи 346.2 части второй Налогового кодекса (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 314-ФЗ).
Согласно подпункту 1 пункта 2.1 статьи 346.2 НК РФ в целях настоящей главы сельскохозяйственными товаропроизводителями также признаются градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта и которые удовлетворяют условиям, установленным абзацами третьим и четвертым подпункта 2 настоящего пункта (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 314-ФЗ).
Из положений вышеуказанных норм права следует, что под сельскохозяйственными товаропроизводителями в целях применения ставки по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, в размере 0 процентов понимаются как организации, подпадающие под критерии, установленные соответственно пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ, так и подпунктом 1 пункта 2.1 статьи 346.2 НК РФ.
В связи с чем, довод заявителя жалоба о том, что для применения нулевой ставки по налогу на прибыль за 2009 год по деятельности, связанной с реализацией произведенной им сельскохозяйственной продукции, а также реализацией произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции Общество не только должно иметь доход от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции не менее 70%, но и являться градо- и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями является ошибочным..
Кроме того, при определении статуса общества как сельскохозяйственного товаропроизводителя следует учитывать разъяснения Минфина России, данные в Письмах от 27 мая 2010 года N 03-03-06/1/354, от 27 декабря 2010 года N 03-03-05/125, от 14 апреля 2009 года N 03-03-06/1/237, из которых следует, что для применения ставки налога на прибыль в размере 0 процентов организация должна соответствовать критериям отнесения ее к сельскохозяйственным товаропроизводителям, предусмотренным п. 2 статьи 346.2 НК РФ.
Поскольку ОАО "Камчатрыбпром" соответствовало критериям установленным пунктом 2 статьи 346.2 НКРФ в 2009 году и им велся раздельный учет своей деятельности (как доходов, так и расходов), что подтверждается материалами дела, не оспаривается налоговым органом, коллегия считает правильным вывод суда о том, что Общество правомерно использовало льготную ставку по налогу на прибыль.
Следовательно, решение налогового органа от 21.09.2010 N 11-11/65/22533 в части доначисления налога на прибыль за 2009 год в сумме 552.105 рублей и пеней в сумме 145.96 рублей является незаконным.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 28.02.2011 по делу N А24-5377/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
З.Д.БАЦ

Судьи
Т.А.СОЛОХИНА
Е.Л.СИДОРОВИЧ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)