Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 22.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3671-13

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 мая 2013 г. по делу N 33-3671-13


Судья Мальцева О.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мжельской Г.А.
судей Белодеденко И.Г., Довиденко Е.А.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца В. на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 28 февраля 2013 года по иску В. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
Заслушав доклад судьи Мжельской Г.А., судебная коллегия

установила:

В. обратился в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка, ссылаясь на то, что является собственником земельного участка площадью 2 948 кв. м, расположенного по <адрес>, который приобретен им по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГ В ДД.ММ.ГГ году существенно увеличился земельный налог, так как кадастровая стоимость земельного участка значительно увеличилась и составила <данные изъяты> руб. В то же время как его рыночная стоимость составляет <данные изъяты> руб. Считает, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует рыночной, следствием чего является увеличение налоговой базы при исчислении земельного налога и соответственно прав собственника как плательщика земельного налога. Ссылаясь на положения ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации просил внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка равной его рыночной стоимости <данные изъяты> руб.
При рассмотрении дела В. требования уточнил, просил установить рыночную стоимость земельного участка в размере <данные изъяты> руб. с ДД.ММ.ГГ.
Решением Октябрьского районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ постановлено исковые требования В. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной удовлетворить в части.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 2 948 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> руб.
В остальной части исковых требований отказать.
В апелляционной жалобе истец В. просит об отмене решения в части отказа в требованиях в установлении кадастровой стоимости земельного участка с ДД.ММ.ГГ. Не согласен с тем, что со ссылкой на пункты 53 и 57 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости суд пришел к выводу, что новые учетные записи вносятся только по состоянию на текущую дату. Полагает, что в ситуации, явившейся предметом рассмотрения в суде, никакого изменения или преобразования сам объект недвижимости не претерпел, а новые сведения должны быть внесены в порядке исправления имевшей место кадастровой ошибки ст. 28 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пунктов 47 - 52 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости. Вывод суда о том, что включение сведений на прошедшую дату законодательством не предусмотрено, так как технически затруднительно внести сведения о правильной обоснованной кадастровой стоимости земельного участка, противоречат нормам и принципам законодательства. Согласно экспертному заключению рыночная стоимость земельного участка на дату ДД.ММ.ГГ составила <данные изъяты> руб.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав пояснения истца В. и его представителя, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела В. заявил требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 2948 кв. м, по адресу: <адрес> Б, категория земель: земли населенных пунктов, собственником которого он является, в размере <данные изъяты> руб. на ДД.ММ.ГГ.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд исходил из того, что на основании постановления администрации Алтайского края от 28.12.2009 г. N 546 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края", вступившего в силу с ДД.ММ.ГГ, кадастровая стоимость спорного земельного участка В. установлена в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Однако, согласно экспертного заключения рыночная стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на туже дату составляет <данные изъяты> руб. В силу действующего законодательства, возможен пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка при установлении в отношении этого участка его рыночной стоимости.
В то же время суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для внесения новых сведений в государственный кадастр недвижимости с ДД.ММ.ГГ г.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2000 N 316 утверждены Правила проведения кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и проводится не реже одного раза в 5 лет.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Росреестра утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
На основании п. 3 ст. 66 Земельного кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
По настоящему делу исковые требования В. удовлетворены в части, кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная субъектом Российской Федерации по состоянию на ДД.ММ.ГГ, признана равной рыночной стоимости земельного участка в размере <данные изъяты> руб. Иск удовлетворен, поскольку проведенная по делу экспертиза подтвердила, что содержащаяся в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость спорного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость.
В этой части решение сторонами не обжалуется.
Отказывая в требованиях о внесении новых сведений о рыночной стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости с ДД.ММ.ГГ г., суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Частью 3 ст. 1 Закона N 221-ФЗ установлено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом N 221-ФЗ сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона N 221-ФЗ ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном Законом N 221-ФЗ порядке документов, если иное не установлено Законом N 221-ФЗ.
Как указано в ч. 7 ст. 4 Закона N 221-ФЗ, в случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено Законом N 221-ФЗ.
Исходя из ч. 10 ст. 4 Закона N 221-ФЗ ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
В соответствии с пп. 7 п. 8, п. 66 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок), в реестр объектов недвижимости в том числе вносятся сведения о кадастровой стоимости земельного участка (кадастровая стоимость объекта недвижимости и дата ее утверждения, реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости), среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель для муниципального района (городского округа).
Пунктом 53 Порядка предусмотрено, что внесение в АИС ГКН сведений об объектах недвижимости и их частях сопровождается присвоением статуса "внесенные", который изменяется на "временные", "учтенные", "ранее учтенные", "архивные" или "аннулированные" в случае принятия уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета соответствующего решения.
В отношении образованных объектов недвижимости "временный" статус кадастровых сведений изменяется на "учтенный", а в отношении преобразуемых объектов недвижимости - на "архивный" в случае поступления в порядке информационного взаимодействия от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, документов о зарегистрированных вещных правах на все образованные объекты недвижимости. Исключением из данного правила является образование земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности до ее разграничения. В таком случае основанием для изменения статуса кадастровых сведений является поступление документов о зарегистрированных вещных правах хотя бы на один из образованных земельных участков.
В отношении частей объектов недвижимости "временный" статус кадастровых сведений изменяется на "учтенный", а "учтенный" - на "архивный" при поступлении в порядке информационного взаимодействия от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, документов, соответственно, о зарегистрированных ограничениях (обременениях) вещных прав либо документов о регистрации прекращения ограничений (обременении) прав и отсутствии сведений о том, что на данную часть не зарегистрировано другое ограничение (обременение) права.
Пунктом 57 Порядка установлено, что при внесении в реестр новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости предыдущие записи, содержащие прежние значения характеристик, сохраняются в АИС ГКН со статусом архивные. Исключением из данного правила являются кадастровые сведения, для которых в реестре допускается наличие нескольких характеристик (например, адрес правообладателя объекта недвижимости и т.п.).
Как следует из изложенного, установление в ДД.ММ.ГГ году новой кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости с ДД.ММ.ГГ неправомерно, поскольку новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату и включение каких-либо сведений на прошедшую дату действующим законодательством не предусмотрено.
Судебная коллегия считает, что с учетом положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного постановления.
На основании изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу истца В. на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 28 февраля 2013 года оставить - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)