Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.03.2013 ПО ДЕЛУ N А13-5735/2012

Разделы:
Водный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2013 г. по делу N А13-5735/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 4 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола с применением аудиозаписи секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,
при участии от открытого акционерного общества "Северсталь" Вихревой И.Г. по доверенности от 02.11.2011 N О-5249, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области Большаковой А.С. по доверенности от 09.01.2013 N 2,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 3 июля 2012 года по делу N А13-5735/2012 (судья Савенкова Н.В.),

установил:

открытое акционерное общество "Северсталь" (ОГРН 1023501236901; далее - ОАО "Северсталь", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области (далее - МИФНС N 8, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 15.12.2011 N 10291 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 3 июля 2012 года по делу N А13-5735/2012 требования общества удовлетворены.
Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение отменить и принять новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что льготная ставка водного налога применяется при водоснабжении жилых и иных помещений, предназначенных для постоянного или преимущественного проживания граждан, зарегистрированных по месту жительства в установленном порядке, тогда как база отдыха "Торово" является местом временного пребывания граждан с целью отдыха и оздоровления и не относится к местам проживания граждан.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как видно из материалов дела, ОАО "Северсталь" на основании лицензий от 16.06.2010 серии ВОЛ N 01505ВЭ, от 17.07.2002 серии ВОЛ N 00996 ВЭ на пользование недрами осуществляет забор подземных вод из скважин N 3635, 5/96 и шахтного колодца для хозяйственно-питьевого и технологического водоснабжения принадлежащей ему базы отдыха "Торово", расположенной в Череповецком районе Вологодской области.
Общество представило в инспекцию налоговую декларацию по водному налогу за 2 квартал 2011 года, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет исчислена с применением льготной ставки.
Налоговый орган провел камеральную налоговую проверку общества на основе названной налоговой декларации, по результатам которой составлен акт от 31.10.2011 N 8768.
Рассмотрев акт камеральной налоговой проверки от 31.10.2011 N 8768, заместитель начальника МИФНС N 8 принял решение от 15.12.2011 N 10291 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) за неполную уплату водного налога в виде штрафа в сумме 202 рублей 20 копеек, предложении уплатить недоимку по налогу в размере 1011 рублей, пени в сумме 41 рубля 14 копеек.
В порядке главы 19 НК РФ ОАО "Северсталь" обратилось с жалобой в Управление ФНС по Вологодской области, которое решением от 20.02.2012 N 07-09/001692@ утвердило решение инспекции.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения МИФНС N 8.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерном применении налогоплательщиком льготной ставки налогообложения исходя из объема забранной воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения базы отдыха.
Апелляционная инстанция не может согласиться с данным выводом ввиду следующего.
Согласно статье 333.8 НК РФ плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объектом обложения водным налогом признается забор воды из водных объектов, в том числе из поверхностных и подземных источников (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.9 Кодекса).
Исходя из положений статьи 333.12 НК РФ квалифицирующим признаком применения конкретной ставки для исчисления водного налога является целевое использование конкретного водного объекта.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 333.12 Кодекса предусмотрены налоговые ставки по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам за забор воды из поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования.
Для случаев забора воды в Северном экономическом районе из подземных водных объектов по бассейну реки Волги ставка водного налога установлена в 384 рубля за 1000 кубических метров воды, забранной из водного объекта.
На основании пункта 3 вышеназванной статьи НК РФ при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения водный налог уплачивается по ставке 70 рублей за 1000 кубических метров воды, забранной из водного объекта.
Таким образом, применение пониженной ставки водного налога обусловлено целевым назначением забора воды - для водоснабжения населения.
В целях применения пункта 3 статьи 333.12 Кодекса под водоснабжением населения следует понимать обеспечение питьевой водой по договорам, абонентами по которым выступают физические лица, а также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.09.2012 N 5580/12.
В пункте 1 статьи 11 НК РФ указано, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Согласно части 1 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд и жилищный фонд коммерческого использования.
Жилищный фонд коммерческого использования - это совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование (пункт 4 части 3 статьи 19 ЖК РФ).
Необходимой характеристикой жилья служит его функциональное назначение - оно предназначено для постоянного проживания граждан.
Жилым помещением в силу части 2 статьи 15 ЖК РФ признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
На основании части 1 статьи 16 названного Кодекса к видам жилых помещений относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.
В статье 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" даны понятия места жительства и места пребывания.
В частности, под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
Из материалов дела следует, что специализация базы отдыха "Торово" - загородный отдых всей семьей, охота и рыбалка, отдых на природе. Для размещения туристов предлагаются комфортабельные номера в общих корпусах и отдельно стоящие домики.
Общие требования к средствам размещения отдыхающих и предоставляемым в них услугам установлены Национальным стандартом Российской Федерации "Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования. ГОСТ Р 51185-2008" утвержденным приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 N 518-ст (далее - ГОСТ Р 51185-2008).
В силу пункта 2.1 ГОСТ Р 51185-2008 средство размещения - это помещение, используемое организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями для предоставления услуг размещения.
К числу услуг размещения согласно разделам 5, 6 ГОСТ Р 51185-2008 можно отнести ежедневную уборку, смену постельного белья, предоставление утюга, гладильной доски, хранение ценностей в индивидуальных сейфах и другие.
Совокупный анализ названных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что в числе жилых помещений базы отдыха не учитываются.
В силу части 2 статьи 1 ЖК РФ граждане свободны в реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных оснований, предусмотренных жилищным законодательством.
Частью 2 статьи 30 ЖК РФ собственнику жилого помещения предоставлено право предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма.
Помещения государственного, муниципального и частного жилищных фондов могут относиться к жилым помещениям фонда коммерческого использования.
При этом, как следует из пунктов 1 и 3 статьи 672 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Правоотношения сторон в этом случае регулируются нормами главы 8 ЖК РФ, а также субсидиарно нормами ГК РФ в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 672 этого Кодекса.
Помещения частного жилищного фонда, используемые собственниками таких помещений для проживания граждан, относятся к жилищному фонду коммерческого использования. Такие помещения могут быть предоставлены гражданам по договору найма. Правоотношения по найму жилого помещения регулируются нормами главы 35 ГК РФ.
В рассматриваемом случае договоры пользования жилыми помещениями на условиях договора коммерческого найма обществом не представлены, надлежащих доказательств, что домики, корпуса и коттеджи базы отдыха являются жилищным фондом коммерческого использования, в материалах дела не имеется.
Следовательно, осуществляемый ОАО "Северсталь" забор воды для обеспечения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд базы отдыха "Торово" не является водоснабжением населения.
При таких обстоятельствах на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ решение Арбитражного суда Вологодской области от 3 июля 2012 года по делу N А13-5735/2012 подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, жалоба инспекции - удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина налоговым органом в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 3 июля 2012 года по делу N А13-5735/2012 отменить.
В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Северсталь" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области отказать.

Председательствующий
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА

Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.А.ТАРАСОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)