Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Жаворонкова Д.В., Гавриленко О.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган, заявитель) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2013 по делу N А47-16009/2012 Арбитражного суда Оренбургской области.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- муниципального унитарного предприятия "Орскгортранс" Администрации г. Орска (далее - налогоплательщик, предприятие, МУП "Орскгортранс") - Банчужная Г.А. (доверенность от 18.06.2012 N 7), Малютина Л.Г. (доверенность от 07.12.2011);
- инспекции - Бидонова А.А. (доверенность от 09.09.2013), Александрова Н.А. (доверенность от 11.10.2013).
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 27.09.2012 N 13-23/22910.
Решением суда от 01.03.2013 (судья Александров А.А.) заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое решение инспекции признано недействительными в части привлечения к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 206 275,84 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2013 (судьи Бояршинова Е.В., Арямов А.А., Малышева И.А.) решение суда отменено. Требования предприятия удовлетворены. Оспариваемое решение налогового органа признано недействительным.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, неправильное применение судом норм материального права. Налоговый орган указывает, что спорная льгота не распространяется на коммерческие организации, а компенсации убытков и недополученной выгоды в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан не может рассматриваться как финансирование из бюджета по смыслу п. 17 ст. 10 Закона Оренбургской области от 27.11.2003 N 613/70-III-ОЗ "О налоге на имущество организаций" в редакции Закона Оренбургской области от 24.12.2010 N 4173/978-IV-ОЗ (действующей в период с 01.01.2011 по 31.12.2011).
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2011 год, в которой заявлена льгота по налогу в отношении 100% стоимости имущества, учтенного на балансе организации в качестве основных средств.
По результатам проверки составлен акт от 28.08.2012 N 13-23/25638 и принято решение от 27.09.2012 N 13-23/22910 о привлечении общества к ответственности за совершение налоговых правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на имущество организации за 2011 год в виде взыскания штрафа в размере 257 844,80 руб., налогоплательщику предложено уплатить налог на имущество организаций за 2011 год в сумме 1 491 355 руб., а также пени по налогу на имущество в сумме 70 377,97 руб.
Основанием для привлечения общества к налоговой ответственности послужили выводы инспекции о неправомерном заявлении налогоплательщиком льготы по налогу на имущество в 2011 году на основании п. 17 ст. 10 Закона Оренбургской области от 27.11.2003 N 613/70-III-ОЗ "О налоге на имущество организаций" в редакции Закона Оренбургской области от 24.12.2010 N 4173/978-IV-ОЗ (действующей в период с 01.01.2011 по 31.12.2011).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 14.11.2012 N 16-15/13852, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение инспекции утверждено, что послужило основанием для обращения предприятия в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что из смысла п. 17 ст. 10 Закона Оренбургской области от 27.11.2003 N 613/70-III-ОЗ "О налоге на имущество организаций" в редакции Закона Оренбургской области от 24.12.2010 N 4173/978-IV-ОЗ (действующей в период с 01.01.2011 по 31.12.2011) следует, что применение льгот по уплате налога на имущество организаций имеют лишь те учреждения, которые финансируются из средств областного и местных бюджетов в полном объеме, являясь некоммерческими учреждениями, тогда как налогоплательщик, являясь коммерческим предприятием, получает субсидии из средств соответствующих бюджетов в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Отменяя решение суда и удовлетворяя требования налогоплательщика, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Плательщиками налога на имущество, в соответствии с п. 1 ст. 373 НК РФ, признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.
В ст. 372 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 272 НК РФ при установлении налога на имущество организаций законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
В соответствии с п. 17 ст. 10 Закона Оренбургской области от 27.11.2003 N 613/70-III-ОЗ "О налоге на имущество организаций" в редакции Закона Оренбургской области от 24.12.2010 N 4173/978-IV-ОЗ (действующей в период с 01.01.2011 по 31.12.2011) дополнительно к льготам, предоставленным НК РФ, освобождаются от налогообложения "учреждения и организации, финансируемые за счет средств областного и местных бюджетов, органы законодательной (представительной) и исполнительной власти Оренбургской области, органы местного самоуправления Оренбургской области - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций".
Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Учитывая, что понятие "организация" не определено ни Законом Оренбургской области от 27.11.2003 N 613/70-III-ОЗ, ни главой 30 НК РФ "Налог на имущество организаций", оно должно определяться по правилам ст. 11 НК РФ.
При этом в п. 2 ст. 11 НК РФ дается понятие "организации" для целей НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах, и которое определяется как юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Гражданском кодексе Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Гражданское законодательство устанавливает два типа организаций, таковыми могут быть как преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации), так и не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Учреждением в ст. 120 ГК РФ признается некоммерческая организация, соответственно, дополнение нормы п. 17 ст. 10 Закона Оренбургской области от 27.11.2003 N 613/70-III-ОЗ указанием не только на учреждения, но и на организации, очевидно, свидетельствует о намерении законодателя предоставить льготу не только учреждениям, которые являются некоммерческими, но и иным организациям, при этом в качестве условия получения льготы организациями в данной норме ее некоммерческий характер не указан.
Соответственно, исходя из буквального толкования нормы п. 17 ст. 10 Закона Оренбургской области от 27.11.2003 N 613/70-III-ОЗ, не содержащей ограничения по виду организации, указанной льготой вправе воспользоваться организации любой организационно правовой формы, как коммерческие, так и некоммерческие.
Поскольку оснований утверждать, что термин "бюджетные" относился и к учреждениям, и к организациям, у суда апелляционной инстанции не имеется, то утверждать, что в ранее действовавшей редакции нормы п. 17 ст. 10 Закона Оренбургской области от 27.11.2003 N 613/70-III-ОЗ в качестве условия получения организацией льготы назван "бюджетный" или некоммерческий тип организации нельзя.
Действительно, с 01.01.2012 вступила в силу новая редакция Закона Оренбургской области от 27.11.2003 N 613/70-III-ОЗ, где в п. 17 ст. 10 Закона Оренбургской области установлено, что освобождаются от налога на имущество автономные, бюджетные, казенные учреждения, финансируемые за счет средств областного и местных бюджетов, органы законодательной (представительной) и исполнительной власти Оренбургской области, органы местного самоуправления Оренбургской области - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций.
Следовательно, с 01.01.2012 из числа получателей льготы прямо исключены организации за исключением автономных, бюджетных, казенных учреждений (некоммерческие организации), то есть перечислены организационно-правовые формы юридических лиц, имеющих право на льготу, что, однако, свидетельствует лишь о намерении законодателя с 2012 года ограничить круг получателей льготы некоммерческими организациями.
Исходя из этого, суд апелляционной инстанции не усмотрел из нормы п. 17 ст. 10 Закона Оренбургской области в редакции, действовавшей в 2011 году, ограничения круга получателей льготы лишь некоммерческим организациями.
Судом также обоснованно отмечено, что финансирование из бюджетов в виде субсидий на возмещение убытков, связанных с обслуживанием социальных объектов и выполнением социально значимых функций, а также в связи с предоставлением льгот населению может признаваться, по существу, финансированием в силу следующего.
Ни налоговое, ни бюджетное законодательство не содержит легального определения понятий "финансирование" или "финансовое обеспечение", а также их видов, в связи с чем оснований для исключения таких форм получения бюджетных средств, как субсидии и компенсации, из объема термина "финансирование" нет.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателями бюджетных средств могут быть органы государственной власти, органы управления государственным внебюджетным фондом, органы местного самоуправления, органы местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенные учреждения, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В то же время в ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, установлено, что коммерческие организации могут быть получателями бюджетных средств в форме субсидий в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В подтверждение факта получения финансирования из местного бюджета налогоплательщик ссылался на договор на перечисление денежных средств из бюджета муниципального образования города Орск в виде безвозмездных, безвозвратных субсидий МУП от 26.08.2011 N 1, договоры от 29.07.2011 N 2 и 3 на компенсацию затрат по переданным полномочиям, связанным с обеспечением услуг общественного транспорта на садовых и пригородных маршрутах в 2011 году, соглашение от 10.02.2011 N 7 о предоставлении субсидий из областного бюджета муниципального района (городского округа) на возмещение расходов, связанных с осуществлением пригородных пассажирских перевозок автомобильным пассажирским транспортом общего пользования в 2011 году, соглашение от 18.03.2011 N 52 о предоставлении субсидий из областного бюджета муниципального района (городского округа) на возмещение расходов, связанных с обеспечением проезда садоводов, огородников, дачников и членов их семей до садовых, огородных и дачных участков и обратно автомобильным пассажирским транспортом общего пользования в 2011 году.
Согласно условиям этих договоров МУП "Орскгортранс" переданы обязанности Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Орска по обеспечению общественных пассажирских перевозок городским транспортом общего пользования по тарифам утвержденным решением Орского городского Совета депутатов, по содержанию и ремонту подвижного состава, контактной сети и иного путевого хозяйства, для чего и предусмотрено возмещение затрат в связи с выполнением переданных полномочий в виде безвозмездных, безвозвратных субсидий.
Перечисление денежных средств предусмотрено из муниципального, городского и областного бюджетов.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что получаемые МУП "Орскгортранс" безвозмездные, безвозвратные субсидии из муниципального, городского и областного бюджетов на основании соглашения с главным распорядителем бюджетных средств, являются одной из форм бюджетного финансирования на осуществление переданных функций по обеспечению общественных пассажирских перевозок городским транспортом общего пользования, содержанию и ремонту подвижного состава, контактной сети и иного путевого хозяйства.
Суд также отметил, что, исходя из буквального толкования нормы п. 17 ст. 10 Закона Оренбургской области от 27.11.2003 N 613/70-III-ОЗ "О налоге на имущество организаций", получение льготы не ставится в зависимость от объема финансирования, поскольку данная норма не содержит формулировки "полностью финансируемые из бюджета".
Учитывая изложенное, суд указал, что получение предприятием наряду с бюджетным финансированием дохода от осуществления хозяйственной деятельности не исключает возможность воспользоваться спорной льготой.
Указанная деятельность осуществлялась с использованием основных средств, одновременно используемых и для выполнения переданных функций (размещение рекламной продукции на подвижном составе, контактной сети), соответственно, обществом правомерно заявлена льгота в отношении всего имущества, используемого для осуществления переданных ему функций.
Суд, толкуя все сомнения и неясности рассматриваемых положений налогового законодательства в пользу налогоплательщика, установив, что все имущество, заявленное предприятием как льготируемое, относится к объектам, используемым для осуществления переданных ему функций (обеспечение общественных пассажирских перевозок городским транспортом общего пользования, содержание и ремонт подвижного состава, контактной сети и иного путевого хозяйства), пришел к обоснованному выводу, что оно не подлежит обложению налогом на имущество.
При изложенных выше обстоятельствах, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2013 по делу N А47-16009/2012 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орску Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А.КРАВЦОВА
Судьи
Д.В.ЖАВОРОНКОВ
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 21.10.2013 N Ф09-9848/13 ПО ДЕЛУ N А47-16009/2012
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2013 г. N Ф09-9848/13
Дело N А47-16009/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Жаворонкова Д.В., Гавриленко О.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган, заявитель) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2013 по делу N А47-16009/2012 Арбитражного суда Оренбургской области.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- муниципального унитарного предприятия "Орскгортранс" Администрации г. Орска (далее - налогоплательщик, предприятие, МУП "Орскгортранс") - Банчужная Г.А. (доверенность от 18.06.2012 N 7), Малютина Л.Г. (доверенность от 07.12.2011);
- инспекции - Бидонова А.А. (доверенность от 09.09.2013), Александрова Н.А. (доверенность от 11.10.2013).
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 27.09.2012 N 13-23/22910.
Решением суда от 01.03.2013 (судья Александров А.А.) заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое решение инспекции признано недействительными в части привлечения к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 206 275,84 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2013 (судьи Бояршинова Е.В., Арямов А.А., Малышева И.А.) решение суда отменено. Требования предприятия удовлетворены. Оспариваемое решение налогового органа признано недействительным.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, неправильное применение судом норм материального права. Налоговый орган указывает, что спорная льгота не распространяется на коммерческие организации, а компенсации убытков и недополученной выгоды в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан не может рассматриваться как финансирование из бюджета по смыслу п. 17 ст. 10 Закона Оренбургской области от 27.11.2003 N 613/70-III-ОЗ "О налоге на имущество организаций" в редакции Закона Оренбургской области от 24.12.2010 N 4173/978-IV-ОЗ (действующей в период с 01.01.2011 по 31.12.2011).
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2011 год, в которой заявлена льгота по налогу в отношении 100% стоимости имущества, учтенного на балансе организации в качестве основных средств.
По результатам проверки составлен акт от 28.08.2012 N 13-23/25638 и принято решение от 27.09.2012 N 13-23/22910 о привлечении общества к ответственности за совершение налоговых правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на имущество организации за 2011 год в виде взыскания штрафа в размере 257 844,80 руб., налогоплательщику предложено уплатить налог на имущество организаций за 2011 год в сумме 1 491 355 руб., а также пени по налогу на имущество в сумме 70 377,97 руб.
Основанием для привлечения общества к налоговой ответственности послужили выводы инспекции о неправомерном заявлении налогоплательщиком льготы по налогу на имущество в 2011 году на основании п. 17 ст. 10 Закона Оренбургской области от 27.11.2003 N 613/70-III-ОЗ "О налоге на имущество организаций" в редакции Закона Оренбургской области от 24.12.2010 N 4173/978-IV-ОЗ (действующей в период с 01.01.2011 по 31.12.2011).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 14.11.2012 N 16-15/13852, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение инспекции утверждено, что послужило основанием для обращения предприятия в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что из смысла п. 17 ст. 10 Закона Оренбургской области от 27.11.2003 N 613/70-III-ОЗ "О налоге на имущество организаций" в редакции Закона Оренбургской области от 24.12.2010 N 4173/978-IV-ОЗ (действующей в период с 01.01.2011 по 31.12.2011) следует, что применение льгот по уплате налога на имущество организаций имеют лишь те учреждения, которые финансируются из средств областного и местных бюджетов в полном объеме, являясь некоммерческими учреждениями, тогда как налогоплательщик, являясь коммерческим предприятием, получает субсидии из средств соответствующих бюджетов в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Отменяя решение суда и удовлетворяя требования налогоплательщика, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Плательщиками налога на имущество, в соответствии с п. 1 ст. 373 НК РФ, признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.
В ст. 372 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 272 НК РФ при установлении налога на имущество организаций законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
В соответствии с п. 17 ст. 10 Закона Оренбургской области от 27.11.2003 N 613/70-III-ОЗ "О налоге на имущество организаций" в редакции Закона Оренбургской области от 24.12.2010 N 4173/978-IV-ОЗ (действующей в период с 01.01.2011 по 31.12.2011) дополнительно к льготам, предоставленным НК РФ, освобождаются от налогообложения "учреждения и организации, финансируемые за счет средств областного и местных бюджетов, органы законодательной (представительной) и исполнительной власти Оренбургской области, органы местного самоуправления Оренбургской области - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций".
Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Учитывая, что понятие "организация" не определено ни Законом Оренбургской области от 27.11.2003 N 613/70-III-ОЗ, ни главой 30 НК РФ "Налог на имущество организаций", оно должно определяться по правилам ст. 11 НК РФ.
При этом в п. 2 ст. 11 НК РФ дается понятие "организации" для целей НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах, и которое определяется как юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Гражданском кодексе Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Гражданское законодательство устанавливает два типа организаций, таковыми могут быть как преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации), так и не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Учреждением в ст. 120 ГК РФ признается некоммерческая организация, соответственно, дополнение нормы п. 17 ст. 10 Закона Оренбургской области от 27.11.2003 N 613/70-III-ОЗ указанием не только на учреждения, но и на организации, очевидно, свидетельствует о намерении законодателя предоставить льготу не только учреждениям, которые являются некоммерческими, но и иным организациям, при этом в качестве условия получения льготы организациями в данной норме ее некоммерческий характер не указан.
Соответственно, исходя из буквального толкования нормы п. 17 ст. 10 Закона Оренбургской области от 27.11.2003 N 613/70-III-ОЗ, не содержащей ограничения по виду организации, указанной льготой вправе воспользоваться организации любой организационно правовой формы, как коммерческие, так и некоммерческие.
Поскольку оснований утверждать, что термин "бюджетные" относился и к учреждениям, и к организациям, у суда апелляционной инстанции не имеется, то утверждать, что в ранее действовавшей редакции нормы п. 17 ст. 10 Закона Оренбургской области от 27.11.2003 N 613/70-III-ОЗ в качестве условия получения организацией льготы назван "бюджетный" или некоммерческий тип организации нельзя.
Действительно, с 01.01.2012 вступила в силу новая редакция Закона Оренбургской области от 27.11.2003 N 613/70-III-ОЗ, где в п. 17 ст. 10 Закона Оренбургской области установлено, что освобождаются от налога на имущество автономные, бюджетные, казенные учреждения, финансируемые за счет средств областного и местных бюджетов, органы законодательной (представительной) и исполнительной власти Оренбургской области, органы местного самоуправления Оренбургской области - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций.
Следовательно, с 01.01.2012 из числа получателей льготы прямо исключены организации за исключением автономных, бюджетных, казенных учреждений (некоммерческие организации), то есть перечислены организационно-правовые формы юридических лиц, имеющих право на льготу, что, однако, свидетельствует лишь о намерении законодателя с 2012 года ограничить круг получателей льготы некоммерческими организациями.
Исходя из этого, суд апелляционной инстанции не усмотрел из нормы п. 17 ст. 10 Закона Оренбургской области в редакции, действовавшей в 2011 году, ограничения круга получателей льготы лишь некоммерческим организациями.
Судом также обоснованно отмечено, что финансирование из бюджетов в виде субсидий на возмещение убытков, связанных с обслуживанием социальных объектов и выполнением социально значимых функций, а также в связи с предоставлением льгот населению может признаваться, по существу, финансированием в силу следующего.
Ни налоговое, ни бюджетное законодательство не содержит легального определения понятий "финансирование" или "финансовое обеспечение", а также их видов, в связи с чем оснований для исключения таких форм получения бюджетных средств, как субсидии и компенсации, из объема термина "финансирование" нет.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателями бюджетных средств могут быть органы государственной власти, органы управления государственным внебюджетным фондом, органы местного самоуправления, органы местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенные учреждения, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В то же время в ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, установлено, что коммерческие организации могут быть получателями бюджетных средств в форме субсидий в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В подтверждение факта получения финансирования из местного бюджета налогоплательщик ссылался на договор на перечисление денежных средств из бюджета муниципального образования города Орск в виде безвозмездных, безвозвратных субсидий МУП от 26.08.2011 N 1, договоры от 29.07.2011 N 2 и 3 на компенсацию затрат по переданным полномочиям, связанным с обеспечением услуг общественного транспорта на садовых и пригородных маршрутах в 2011 году, соглашение от 10.02.2011 N 7 о предоставлении субсидий из областного бюджета муниципального района (городского округа) на возмещение расходов, связанных с осуществлением пригородных пассажирских перевозок автомобильным пассажирским транспортом общего пользования в 2011 году, соглашение от 18.03.2011 N 52 о предоставлении субсидий из областного бюджета муниципального района (городского округа) на возмещение расходов, связанных с обеспечением проезда садоводов, огородников, дачников и членов их семей до садовых, огородных и дачных участков и обратно автомобильным пассажирским транспортом общего пользования в 2011 году.
Согласно условиям этих договоров МУП "Орскгортранс" переданы обязанности Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Орска по обеспечению общественных пассажирских перевозок городским транспортом общего пользования по тарифам утвержденным решением Орского городского Совета депутатов, по содержанию и ремонту подвижного состава, контактной сети и иного путевого хозяйства, для чего и предусмотрено возмещение затрат в связи с выполнением переданных полномочий в виде безвозмездных, безвозвратных субсидий.
Перечисление денежных средств предусмотрено из муниципального, городского и областного бюджетов.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что получаемые МУП "Орскгортранс" безвозмездные, безвозвратные субсидии из муниципального, городского и областного бюджетов на основании соглашения с главным распорядителем бюджетных средств, являются одной из форм бюджетного финансирования на осуществление переданных функций по обеспечению общественных пассажирских перевозок городским транспортом общего пользования, содержанию и ремонту подвижного состава, контактной сети и иного путевого хозяйства.
Суд также отметил, что, исходя из буквального толкования нормы п. 17 ст. 10 Закона Оренбургской области от 27.11.2003 N 613/70-III-ОЗ "О налоге на имущество организаций", получение льготы не ставится в зависимость от объема финансирования, поскольку данная норма не содержит формулировки "полностью финансируемые из бюджета".
Учитывая изложенное, суд указал, что получение предприятием наряду с бюджетным финансированием дохода от осуществления хозяйственной деятельности не исключает возможность воспользоваться спорной льготой.
Указанная деятельность осуществлялась с использованием основных средств, одновременно используемых и для выполнения переданных функций (размещение рекламной продукции на подвижном составе, контактной сети), соответственно, обществом правомерно заявлена льгота в отношении всего имущества, используемого для осуществления переданных ему функций.
Суд, толкуя все сомнения и неясности рассматриваемых положений налогового законодательства в пользу налогоплательщика, установив, что все имущество, заявленное предприятием как льготируемое, относится к объектам, используемым для осуществления переданных ему функций (обеспечение общественных пассажирских перевозок городским транспортом общего пользования, содержание и ремонт подвижного состава, контактной сети и иного путевого хозяйства), пришел к обоснованному выводу, что оно не подлежит обложению налогом на имущество.
При изложенных выше обстоятельствах, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2013 по делу N А47-16009/2012 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Орску Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А.КРАВЦОВА
Судьи
Д.В.ЖАВОРОНКОВ
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)