Судебные решения, арбитраж
Водный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 22 декабря 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 декабря 2010 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Е.Л. Сидорович
судей: Н.В. Алферовой, З.Д. Бац
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.С. Барановой
при участии:
- от ФГУ "Камень-Рыболовская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны РФ: представитель Коваленко А.А. по доверенности от 11.01.2010 действительна до 11.01.2011, паспорт; представитель Андреева И.Н. без подтверждения полномочий, паспорт;
- от Межрайонной ИФНС России N 11 по Приморскому краю: представитель Иванцов А.Н. по доверенности от 20.07.2010 N 02-17/06261 сроком действия 1 год, удостоверение УР N 648756 действительно до 31.12.2014; представитель Бабкина Е.П. по доверенности от 30.04.2010, сроком действия 1 год, удостоверение УР 648725 действительно до 31.12.2014;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГУ "Камень-Рыболовская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны РФ
апелляционное производство N 05АП-7064/2010
на решение от 19.10.2010
судьи Н.Н. Куприяновой
по делу N А51-13276/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению МИФНС России N 11 по Приморскому краю
к ФГУ "Камень-Рыболовская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны РФ
о взыскании 6 995 514 руб.
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Приморскому краю (далее - заявитель, налоговый орган, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании с Федерального государственного учреждения "Камень-Рыболовская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГУ "Камень-Рыболовская КЭЧ района", налогоплательщик, учреждение) задолженности в общей сумме 6 995 514 руб., в том числе неуплаченный налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, в размере 1 189 684 руб., зачисляемый в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 3 202 995 руб., неуплаченный налог на добавленную стоимость в размере 291 575 руб., неуплаченный водный налог в размере 442 934 руб., пени в общей сумме 1 734 670 руб. и штрафные санкции в общей сумме 133 656 руб.
Решением от 19.10.2010 суд взыскал с учреждения в доход бюджета задолженность в общей сумме 6 861 958 руб., в том числе налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ в размере 3 202 995 руб., налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет в размере 1 189 684 руб., налог на добавленную стоимость в размере 291 575 руб., водный налог в размере 442 934 руб., пени в общей сумме 1 734 670 руб., штраф в общей сумме 100 руб. Во взыскании остальной части штрафных санкций в сумме 133 556 руб. суд отказал в результате снижения штрафных санкций всего до 100 руб. в связи с тяжелым финансовым положением налогоплательщика.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 19.10.2010, ФГУ "Камень-Рыболовская КЭЧ района" просит его отменить в части взыскания налога на прибыль, НДС и водного налога, а также пени по ним как незаконное и необоснованное. Доначисление НДС за 2006-2008 г.г. и пени учреждение считает неправомерным, поскольку в силу пункта 4 части 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ оказанные им жилищно-коммунальные услуги не подлежат обложению НДС. В связи с этим, по мнению заявителя апелляционной жалобы, является и неправомерным и доначисление налога на прибыль и пени по реализации указанных услуг. Кроме того, учреждение считает, что им правомерно не включены в расходы по налогу на прибыль затраты по оплате железнодорожных услуг, связанные с внебюджетной производственной деятельностью. Кроме того, в период с 15.07.2005 по 04.07.2007 учреждение не являлось юридическим лицом и соответственно участником налоговых правоотношений как налогоплательщик. В связи с этим заявитель считает неправомерным доначисление и водного налога и пени по нему.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции ФГУ "Камень-Рыболовская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерство обороны РФ поддержало доводы апелляционной жалобы.
Налоговый орган в судебном заседании и в письменном отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласился, решение суда просит оставить в силе.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ФГУ "Камень-Рыболовская КЭЧ района" по вопросам правильности исчисления, и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2006 по 31.12.2008.
В ходе проверки инспекцией, в частности, установлены нарушения при исчислении и уплате налога на прибыль от реализации жилищно-коммунальных услуг в жилом фонде военных гарнизонов в с. Камень-Рыболов, с. Троицкое, а также реализации твердого топлива сторонним организациям и физическим лицам. В нарушение статей 249, 321.1 Налогового кодекса РФ учреждением занижены доходы от реализации: за 2006 год в размере 10 562 514 руб., за 2007 год в размере 5 671 397 руб., за 2008 год в размере 423 929 руб. В нарушение статей 252, 321.1 Налогового кодекса РФ занижены расходы от реализации: за 2006 год в размере 6 764 628 руб.; за 2007 год в размере 1 296 948 руб.; за 2008 год в размере 203 290 руб. Кроме того, в нарушение части 10 статьи 250 Налогового кодекса РФ учреждением занижены внереализационные доходы: за 2006 год на сумму 5 359 240 руб., за 2007 год на сумму 4 346 627 руб. В результате указанных нарушений неуплата налога на прибыль организаций за проверяемый период составила всего 4 392 679 руб. (2 149 089 руб. + 2 093 058 руб. + 150 532 руб.). За несвоевременное перечисление налога в порядке статьи 75 Налогового кодекса РФ за каждый день просрочки исполнения обязанностей по уплате налога начислены пени в сумме 1 391 728 руб.
В отношении НДС инспекцией установлено, что учреждением не включены в доходы для налогообложения НДС начисленная квартиросъемщикам - физическим лицам плата за жилищно-коммунальные услуги, в том числе: за 2006 год в размере 10 287 756 руб., за 2007 год в размере 12 700 053 руб., за 2008 год в размере 12 675 567 руб., а также доход от реализации твердого топлива организациям, физическим лицам, в том числе работникам в счет заработной платы: за 2006 год - 28 035 руб., за 2007 год - 187 407 руб., за 2008 год - 10 524 руб. Кроме того, учреждение не включило в налогооблагаемую базу по НДС сумму погашенной дебиторской задолженности и по организациям и квартиросъемщикам - физическим лицам в размере 866 970 руб. Всего за проверяемый период с 01.03.2006 по 31.12.2008 учреждению доначислен к уплате НДС в сумме 1 329 069 руб. За несвоевременное перечисление НДС начислена пеня на сумму 164 035 руб.
Кроме того, инспекцией установлено, что в нарушение статей 333.10, 333.13 Налогового кодекса РФ налогоплательщиком занижен водный налог за 2006 год на сумму 212 851 руб., за 2007 год на сумму 187 449 руб., за 2008 год на 42 633 руб. Всего неуплата водного налога за проверяемый период составила 442 934 руб. За несвоевременное перечисление налога исчислена пеня в сумме 178 907 руб.
По результатам выездной налоговой проверки инспекцией составлен акт N 09-18/13 от 01.04.2010 и вынесено решение от 13.05.2010 N 09-18/14 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым учреждение привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, в виде штрафов в общей сумме 133 656 руб., ему начислена пени в общей сумме 1 734 670 руб. и предложено уплатить недоимки по налогу на прибыль в сумме 4 329 679 руб., по НДС в сумме 1 329 069 руб., по водному налогу в сумме 442 934 руб. и по ЕСН в общей сумме 17 119 руб.
На основании указанного решения налогоплательщику выставлено требование N 5195 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 01.06.2010 с предложением погасить в срок до 17.06.2010 имеющуюся задолженность по налогам в общей сумме 6 340 348 руб., пене в сумме 1 734 670 руб., штрафам в размере 133 656 руб.
Поскольку требование N 5195 об уплате налогов, пени и штрафов в установленный срок налогоплательщиком не исполнено, инспекция в порядке главы 26 АПК РФ обратилась с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд с заявлением о взыскании с учреждения неуплаченных налога на прибыль организаций в сумме 4 329 679 руб., налога на добавленную стоимость в размере 291 575 руб., водного налога в размере 442 934 руб., пени в общей сумме 1 734 670 руб. и штрафные санкции в общей сумме 133 656 руб.
В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса РФ ФГУ "Камень-Рыболовская КЭЧ района" Минобороны России является бюджетным учреждением, которое использует бюджетные средства через лицевые счета.
Согласно статье 239 Бюджетного кодекса РФ иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
Материалами дела установлено, что учреждение имеет на балансе недвижимое имущество, являющееся федеральной собственностью, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления. В период с 01.01.2006 по 31.12.2008 ФГУ "Камень-Рыболовская КЭЧ района" Минобороны России является балансодержателем жилого фонда, расположенного в военных гарнизонах: с. Камень-Рыболов, с. Троицкое, с. Благодатное.
В соответствии Положением "О домоуправлениях, общежитиях и гостиницах Министерства обороны" от 14.03.1981 N 45, утвержденного Приказом заместителя Министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск, для обслуживания населения военных гарнизонов в с. Камень-Рыболов и с. Троицкое созданы Домоуправления N 1 и N 2 Камень-Рыболовской КЭЧ (ДУ-1, ДУ-2) как структурные подразделения КЭЧ, не являющиеся самостоятельными юридическими лицами, которые осуществляли обслуживание населения.
В проверяемый период учреждение оказывало организациям и предприятиям коммунальные услуги, заключало с ними ежегодно договоры на оказания коммунальных услуг, ежемесячно выставляло счета-фактуры в их адрес и получало на расчетный счет денежные средства. Также учреждение оказывало физическим лицам - квартиросъемщикам жилищно-коммунальные услуги.
ФГУ "Камень-Рыболовская КЭЧ района" Минобороны России выписывала и предъявляла счета-фактуры за оказанные коммунальные услуги по нормативам в адрес домоуправлений, где указывала последних как покупателей. Денежные средства, собранные с квартиросъемщиков домоуправления перечисляли учреждению по выставленным счетам-фактурам за коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение и отопление), отраженным в журнале регистрации счетов, в аналитическом учете с отражением итоговых сумм в главных книгах по годам по счету 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами" в 2006 году, по счету 205 03 код 2 "Расчеты с дебиторами по доходам от рыночных продаж готовой продукции (работ, услуг)" и счету 205 09 код 2 "Расчеты с дебиторами по доходам от реализации активов" в 2007-2008 гг.
Поступающие от домоуправлений денежные средства ФГУ "Камень-Рыболовская КЭЧ района" Минобороны России считало своими доходами, не подлежащими налогообложению.
Кроме того, в проверяемый период ФГУ "Камень-Рыболовская КЭЧ района" Минобороны России осуществляло реализацию твердого топлива сторонним организациям и физическим лицам, с которой также не исчисляло НДС и налог на прибыль.
Реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость в силу пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ не признается объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Таким образом, указанной нормой предусмотрено освобождение от налогообложения НДС органов, входящих в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, на которые законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления возложены исключительные полномочия по обязательному выполнению указанных работ (оказанию услуг).
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что оказанные им жилищно-коммунальные услуги, относятся к услугам, возложенным на государственные органы, исполнение которых является исключительным полномочием данных государственных органов в этой сфере деятельности, коллегией во внимание не принимается, поскольку оказанные учреждением жилищно-коммунальные услуги в жилом фонде военных гарнизонов с. Камень-Рыболов, с. Троицкое, с. Благодатное не являются исключительным полномочием Рыболовской КЭЧ и могут быть осуществлены любым юридическим лицом, в том числе не входящим в систему Вооруженных сил РФ.
Пунктом 2.1 Устава ФГУ "Камень-Рыболовская КЭЧ района" Минобороны России предусмотрено, что учреждение создано в целях обеспечения расквартирования и обустройства Вооруженных сил РФ. В пункте 2.2 Устава учреждения перечислены виды деятельности, осуществляемые учреждением для достижения своих целей. Эксплуатация жилищного фонда не входит в такие виды деятельности.
Таким образом, оказание учреждением спорных жилищно-коммунальных услуг не является исключительным полномочием в сфере деятельности Министерства обороны РФ. Согласно пункту 2.3 Устава спорная деятельность поименована как приносящая доход.
В связи с этим в соответствии с пунктом 4 статьи 41, статьей 42 Бюджетного кодекса РФ доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, подлежат налогообложению в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
При изложенных обстоятельствах доначисление НДС, а также налога на прибыль является правомерным.
Ссылка учреждения на квалификацию указанных доходов как средств целевого финансирования, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, в том числе в части расходования указанных средств на финансирование уставной деятельности учреждения, не может быть принята во внимание, поскольку превышение доходов от внебюджетной деятельности над расходами, осуществляемыми по смете, отраженное в отчете о финансовых результатах деятельности, означает наличие у налогоплательщика прибыли и объекта налогообложения.
Указание учреждения на неправомерное исключение из состава расходов суммы оплаченных транспортных железнодорожных услуг, которые связаны с внебюджетной производственной деятельностью (отопление войсковой части и жилого фонда), коллегией не принимается как несоответствующее пункту 1 статьи 321.1 Налогового кодекса РФ, бюджетной смете расходов учреждения, в соответствии с которыми указанные расходы финансируются за счет бюджета.
Кроме того, в проверяемом периоде ФГУ "Камень-Рыболовская КЭЧ района" Минобороны России осуществляло специальное (с применением технических средств) водопользование через 10 водонапорных скважин.
С учетом данных предоставленных налогоплательщиком налоговых деклараций по водному налогу относительно поквартального объема забранной воды и показателей фактического забора воды инспекцией правомерно установлено, что в нарушение статей 333.10, 333.13 Налогового кодекса РФ налогоплательщиком занижен к уплате водный налог за 2006 год на сумму 212 851 руб., за 2007 год на сумму 187 449 руб., за 2008 год на 42 633 руб., что учреждением по существу не оспорено. Всего неуплата водного налога за проверяемый период составила 442 934 руб.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что того, в период с 15.07.2005 по 04.07.2007 учреждение не являлось юридическим лицом и соответственно участником налоговых правоотношений, поскольку регистрация учреждения как юридического лица от 27.03.2003 признана недействительной 15.07.2005 и Рыболовская КЭЧ зарегистрирована в качестве юридического лица только 04.07.2007, коллегией не принимается в силу следующего.
23.01.2009 регистрирующим органом приняты решения N N 37, 38 о внесении изменений в ЕГРЮЛ в связи с допущенной технической ошибкой, в соответствии с которыми записи о признании регистрации учреждения в качестве юридического лица от 27.03.2003 недействительной и о создании юридического лица от 04.07.2007 признаны недействительными. Соответственно, ФГУ "Камень-Рыболовская КЭЧ района" считается созданным 27.03.2003 и являлось в спорные периоды налогоплательщиком. Указанный вывод также косвенно следует из того к спорным периодам за учреждением было закреплено на праве оперативного управления федеральное имущество, что в силу пункта 1 статьи 120, пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса РФ возможно только в отношении юридического лица.
При изложенных обстоятельствах коллегия приходит к выводу, что инспекцией правомерно начислены налогоплательщику к уплате в бюджет спорные суммы задолженности по налогам и пени в общей сумме 6 995 514 руб., в том числе неуплаченный налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, в размере 1 189 684 руб., зачисляемый в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 3 202 995 руб., неуплаченный налог на добавленную стоимость в размере 291 575 руб., неуплаченный водный налог в размере 442 934 руб., а также в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ пени в общей сумме 1 734 670 руб.
Требование N 5195 от 01.06.2010 об уплате налогов и пени направлено учреждением налогоплательщику в соответствии с требованиями статей 69, 70 Налогового кодекса РФ. Порядок и сроки взыскания задолженности соблюдены.
При этом судом обоснованно учтено, что на момент обращения инспекции с рассматриваемым заявлением в суд налогоплательщиком частично погашена сумма задолженности по НДС, которая в результате составила 291 575 руб. и взыскана судом с учреждения в указанном размере.
На основании вышеизложенного, решение суда в части взыскания с учреждения сумм налога на прибыль, НДС и водного налога, а также пени является правомерным.
Поскольку в части взыскания штрафных санкций решение суда учреждением в порядке апелляционного производства не обжалуется, о чем налоговым органом возражений не заявлено, коллегия в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность судебного акта в указанной части не проверяет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение от 19.10.2010 по делу N А51-13276/2010 Арбитражного суда Приморского края в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Е.Л.СИДОРОВИЧ
Судьи
Н.В.АЛФЕРОВА
З.Д.БАЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.12.2010 N 05АП-7064/2010 ПО ДЕЛУ N А51-13276/2010
Разделы:Водный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2010 г. N 05АП-7064/2010
Дело N А51-13276/2010
Резолютивная часть постановления оглашена 22 декабря 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 декабря 2010 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Е.Л. Сидорович
судей: Н.В. Алферовой, З.Д. Бац
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.С. Барановой
при участии:
- от ФГУ "Камень-Рыболовская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны РФ: представитель Коваленко А.А. по доверенности от 11.01.2010 действительна до 11.01.2011, паспорт; представитель Андреева И.Н. без подтверждения полномочий, паспорт;
- от Межрайонной ИФНС России N 11 по Приморскому краю: представитель Иванцов А.Н. по доверенности от 20.07.2010 N 02-17/06261 сроком действия 1 год, удостоверение УР N 648756 действительно до 31.12.2014; представитель Бабкина Е.П. по доверенности от 30.04.2010, сроком действия 1 год, удостоверение УР 648725 действительно до 31.12.2014;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГУ "Камень-Рыболовская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны РФ
апелляционное производство N 05АП-7064/2010
на решение от 19.10.2010
судьи Н.Н. Куприяновой
по делу N А51-13276/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению МИФНС России N 11 по Приморскому краю
к ФГУ "Камень-Рыболовская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны РФ
о взыскании 6 995 514 руб.
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Приморскому краю (далее - заявитель, налоговый орган, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании с Федерального государственного учреждения "Камень-Рыболовская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГУ "Камень-Рыболовская КЭЧ района", налогоплательщик, учреждение) задолженности в общей сумме 6 995 514 руб., в том числе неуплаченный налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, в размере 1 189 684 руб., зачисляемый в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 3 202 995 руб., неуплаченный налог на добавленную стоимость в размере 291 575 руб., неуплаченный водный налог в размере 442 934 руб., пени в общей сумме 1 734 670 руб. и штрафные санкции в общей сумме 133 656 руб.
Решением от 19.10.2010 суд взыскал с учреждения в доход бюджета задолженность в общей сумме 6 861 958 руб., в том числе налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ в размере 3 202 995 руб., налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет в размере 1 189 684 руб., налог на добавленную стоимость в размере 291 575 руб., водный налог в размере 442 934 руб., пени в общей сумме 1 734 670 руб., штраф в общей сумме 100 руб. Во взыскании остальной части штрафных санкций в сумме 133 556 руб. суд отказал в результате снижения штрафных санкций всего до 100 руб. в связи с тяжелым финансовым положением налогоплательщика.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 19.10.2010, ФГУ "Камень-Рыболовская КЭЧ района" просит его отменить в части взыскания налога на прибыль, НДС и водного налога, а также пени по ним как незаконное и необоснованное. Доначисление НДС за 2006-2008 г.г. и пени учреждение считает неправомерным, поскольку в силу пункта 4 части 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ оказанные им жилищно-коммунальные услуги не подлежат обложению НДС. В связи с этим, по мнению заявителя апелляционной жалобы, является и неправомерным и доначисление налога на прибыль и пени по реализации указанных услуг. Кроме того, учреждение считает, что им правомерно не включены в расходы по налогу на прибыль затраты по оплате железнодорожных услуг, связанные с внебюджетной производственной деятельностью. Кроме того, в период с 15.07.2005 по 04.07.2007 учреждение не являлось юридическим лицом и соответственно участником налоговых правоотношений как налогоплательщик. В связи с этим заявитель считает неправомерным доначисление и водного налога и пени по нему.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции ФГУ "Камень-Рыболовская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерство обороны РФ поддержало доводы апелляционной жалобы.
Налоговый орган в судебном заседании и в письменном отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласился, решение суда просит оставить в силе.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ФГУ "Камень-Рыболовская КЭЧ района" по вопросам правильности исчисления, и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2006 по 31.12.2008.
В ходе проверки инспекцией, в частности, установлены нарушения при исчислении и уплате налога на прибыль от реализации жилищно-коммунальных услуг в жилом фонде военных гарнизонов в с. Камень-Рыболов, с. Троицкое, а также реализации твердого топлива сторонним организациям и физическим лицам. В нарушение статей 249, 321.1 Налогового кодекса РФ учреждением занижены доходы от реализации: за 2006 год в размере 10 562 514 руб., за 2007 год в размере 5 671 397 руб., за 2008 год в размере 423 929 руб. В нарушение статей 252, 321.1 Налогового кодекса РФ занижены расходы от реализации: за 2006 год в размере 6 764 628 руб.; за 2007 год в размере 1 296 948 руб.; за 2008 год в размере 203 290 руб. Кроме того, в нарушение части 10 статьи 250 Налогового кодекса РФ учреждением занижены внереализационные доходы: за 2006 год на сумму 5 359 240 руб., за 2007 год на сумму 4 346 627 руб. В результате указанных нарушений неуплата налога на прибыль организаций за проверяемый период составила всего 4 392 679 руб. (2 149 089 руб. + 2 093 058 руб. + 150 532 руб.). За несвоевременное перечисление налога в порядке статьи 75 Налогового кодекса РФ за каждый день просрочки исполнения обязанностей по уплате налога начислены пени в сумме 1 391 728 руб.
В отношении НДС инспекцией установлено, что учреждением не включены в доходы для налогообложения НДС начисленная квартиросъемщикам - физическим лицам плата за жилищно-коммунальные услуги, в том числе: за 2006 год в размере 10 287 756 руб., за 2007 год в размере 12 700 053 руб., за 2008 год в размере 12 675 567 руб., а также доход от реализации твердого топлива организациям, физическим лицам, в том числе работникам в счет заработной платы: за 2006 год - 28 035 руб., за 2007 год - 187 407 руб., за 2008 год - 10 524 руб. Кроме того, учреждение не включило в налогооблагаемую базу по НДС сумму погашенной дебиторской задолженности и по организациям и квартиросъемщикам - физическим лицам в размере 866 970 руб. Всего за проверяемый период с 01.03.2006 по 31.12.2008 учреждению доначислен к уплате НДС в сумме 1 329 069 руб. За несвоевременное перечисление НДС начислена пеня на сумму 164 035 руб.
Кроме того, инспекцией установлено, что в нарушение статей 333.10, 333.13 Налогового кодекса РФ налогоплательщиком занижен водный налог за 2006 год на сумму 212 851 руб., за 2007 год на сумму 187 449 руб., за 2008 год на 42 633 руб. Всего неуплата водного налога за проверяемый период составила 442 934 руб. За несвоевременное перечисление налога исчислена пеня в сумме 178 907 руб.
По результатам выездной налоговой проверки инспекцией составлен акт N 09-18/13 от 01.04.2010 и вынесено решение от 13.05.2010 N 09-18/14 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым учреждение привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, в виде штрафов в общей сумме 133 656 руб., ему начислена пени в общей сумме 1 734 670 руб. и предложено уплатить недоимки по налогу на прибыль в сумме 4 329 679 руб., по НДС в сумме 1 329 069 руб., по водному налогу в сумме 442 934 руб. и по ЕСН в общей сумме 17 119 руб.
На основании указанного решения налогоплательщику выставлено требование N 5195 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 01.06.2010 с предложением погасить в срок до 17.06.2010 имеющуюся задолженность по налогам в общей сумме 6 340 348 руб., пене в сумме 1 734 670 руб., штрафам в размере 133 656 руб.
Поскольку требование N 5195 об уплате налогов, пени и штрафов в установленный срок налогоплательщиком не исполнено, инспекция в порядке главы 26 АПК РФ обратилась с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд с заявлением о взыскании с учреждения неуплаченных налога на прибыль организаций в сумме 4 329 679 руб., налога на добавленную стоимость в размере 291 575 руб., водного налога в размере 442 934 руб., пени в общей сумме 1 734 670 руб. и штрафные санкции в общей сумме 133 656 руб.
В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса РФ ФГУ "Камень-Рыболовская КЭЧ района" Минобороны России является бюджетным учреждением, которое использует бюджетные средства через лицевые счета.
Согласно статье 239 Бюджетного кодекса РФ иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
Материалами дела установлено, что учреждение имеет на балансе недвижимое имущество, являющееся федеральной собственностью, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления. В период с 01.01.2006 по 31.12.2008 ФГУ "Камень-Рыболовская КЭЧ района" Минобороны России является балансодержателем жилого фонда, расположенного в военных гарнизонах: с. Камень-Рыболов, с. Троицкое, с. Благодатное.
В соответствии Положением "О домоуправлениях, общежитиях и гостиницах Министерства обороны" от 14.03.1981 N 45, утвержденного Приказом заместителя Министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск, для обслуживания населения военных гарнизонов в с. Камень-Рыболов и с. Троицкое созданы Домоуправления N 1 и N 2 Камень-Рыболовской КЭЧ (ДУ-1, ДУ-2) как структурные подразделения КЭЧ, не являющиеся самостоятельными юридическими лицами, которые осуществляли обслуживание населения.
В проверяемый период учреждение оказывало организациям и предприятиям коммунальные услуги, заключало с ними ежегодно договоры на оказания коммунальных услуг, ежемесячно выставляло счета-фактуры в их адрес и получало на расчетный счет денежные средства. Также учреждение оказывало физическим лицам - квартиросъемщикам жилищно-коммунальные услуги.
ФГУ "Камень-Рыболовская КЭЧ района" Минобороны России выписывала и предъявляла счета-фактуры за оказанные коммунальные услуги по нормативам в адрес домоуправлений, где указывала последних как покупателей. Денежные средства, собранные с квартиросъемщиков домоуправления перечисляли учреждению по выставленным счетам-фактурам за коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение и отопление), отраженным в журнале регистрации счетов, в аналитическом учете с отражением итоговых сумм в главных книгах по годам по счету 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами" в 2006 году, по счету 205 03 код 2 "Расчеты с дебиторами по доходам от рыночных продаж готовой продукции (работ, услуг)" и счету 205 09 код 2 "Расчеты с дебиторами по доходам от реализации активов" в 2007-2008 гг.
Поступающие от домоуправлений денежные средства ФГУ "Камень-Рыболовская КЭЧ района" Минобороны России считало своими доходами, не подлежащими налогообложению.
Кроме того, в проверяемый период ФГУ "Камень-Рыболовская КЭЧ района" Минобороны России осуществляло реализацию твердого топлива сторонним организациям и физическим лицам, с которой также не исчисляло НДС и налог на прибыль.
Реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость в силу пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ не признается объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Таким образом, указанной нормой предусмотрено освобождение от налогообложения НДС органов, входящих в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, на которые законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления возложены исключительные полномочия по обязательному выполнению указанных работ (оказанию услуг).
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что оказанные им жилищно-коммунальные услуги, относятся к услугам, возложенным на государственные органы, исполнение которых является исключительным полномочием данных государственных органов в этой сфере деятельности, коллегией во внимание не принимается, поскольку оказанные учреждением жилищно-коммунальные услуги в жилом фонде военных гарнизонов с. Камень-Рыболов, с. Троицкое, с. Благодатное не являются исключительным полномочием Рыболовской КЭЧ и могут быть осуществлены любым юридическим лицом, в том числе не входящим в систему Вооруженных сил РФ.
Пунктом 2.1 Устава ФГУ "Камень-Рыболовская КЭЧ района" Минобороны России предусмотрено, что учреждение создано в целях обеспечения расквартирования и обустройства Вооруженных сил РФ. В пункте 2.2 Устава учреждения перечислены виды деятельности, осуществляемые учреждением для достижения своих целей. Эксплуатация жилищного фонда не входит в такие виды деятельности.
Таким образом, оказание учреждением спорных жилищно-коммунальных услуг не является исключительным полномочием в сфере деятельности Министерства обороны РФ. Согласно пункту 2.3 Устава спорная деятельность поименована как приносящая доход.
В связи с этим в соответствии с пунктом 4 статьи 41, статьей 42 Бюджетного кодекса РФ доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, подлежат налогообложению в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
При изложенных обстоятельствах доначисление НДС, а также налога на прибыль является правомерным.
Ссылка учреждения на квалификацию указанных доходов как средств целевого финансирования, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, в том числе в части расходования указанных средств на финансирование уставной деятельности учреждения, не может быть принята во внимание, поскольку превышение доходов от внебюджетной деятельности над расходами, осуществляемыми по смете, отраженное в отчете о финансовых результатах деятельности, означает наличие у налогоплательщика прибыли и объекта налогообложения.
Указание учреждения на неправомерное исключение из состава расходов суммы оплаченных транспортных железнодорожных услуг, которые связаны с внебюджетной производственной деятельностью (отопление войсковой части и жилого фонда), коллегией не принимается как несоответствующее пункту 1 статьи 321.1 Налогового кодекса РФ, бюджетной смете расходов учреждения, в соответствии с которыми указанные расходы финансируются за счет бюджета.
Кроме того, в проверяемом периоде ФГУ "Камень-Рыболовская КЭЧ района" Минобороны России осуществляло специальное (с применением технических средств) водопользование через 10 водонапорных скважин.
С учетом данных предоставленных налогоплательщиком налоговых деклараций по водному налогу относительно поквартального объема забранной воды и показателей фактического забора воды инспекцией правомерно установлено, что в нарушение статей 333.10, 333.13 Налогового кодекса РФ налогоплательщиком занижен к уплате водный налог за 2006 год на сумму 212 851 руб., за 2007 год на сумму 187 449 руб., за 2008 год на 42 633 руб., что учреждением по существу не оспорено. Всего неуплата водного налога за проверяемый период составила 442 934 руб.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что того, в период с 15.07.2005 по 04.07.2007 учреждение не являлось юридическим лицом и соответственно участником налоговых правоотношений, поскольку регистрация учреждения как юридического лица от 27.03.2003 признана недействительной 15.07.2005 и Рыболовская КЭЧ зарегистрирована в качестве юридического лица только 04.07.2007, коллегией не принимается в силу следующего.
23.01.2009 регистрирующим органом приняты решения N N 37, 38 о внесении изменений в ЕГРЮЛ в связи с допущенной технической ошибкой, в соответствии с которыми записи о признании регистрации учреждения в качестве юридического лица от 27.03.2003 недействительной и о создании юридического лица от 04.07.2007 признаны недействительными. Соответственно, ФГУ "Камень-Рыболовская КЭЧ района" считается созданным 27.03.2003 и являлось в спорные периоды налогоплательщиком. Указанный вывод также косвенно следует из того к спорным периодам за учреждением было закреплено на праве оперативного управления федеральное имущество, что в силу пункта 1 статьи 120, пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса РФ возможно только в отношении юридического лица.
При изложенных обстоятельствах коллегия приходит к выводу, что инспекцией правомерно начислены налогоплательщику к уплате в бюджет спорные суммы задолженности по налогам и пени в общей сумме 6 995 514 руб., в том числе неуплаченный налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, в размере 1 189 684 руб., зачисляемый в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 3 202 995 руб., неуплаченный налог на добавленную стоимость в размере 291 575 руб., неуплаченный водный налог в размере 442 934 руб., а также в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ пени в общей сумме 1 734 670 руб.
Требование N 5195 от 01.06.2010 об уплате налогов и пени направлено учреждением налогоплательщику в соответствии с требованиями статей 69, 70 Налогового кодекса РФ. Порядок и сроки взыскания задолженности соблюдены.
При этом судом обоснованно учтено, что на момент обращения инспекции с рассматриваемым заявлением в суд налогоплательщиком частично погашена сумма задолженности по НДС, которая в результате составила 291 575 руб. и взыскана судом с учреждения в указанном размере.
На основании вышеизложенного, решение суда в части взыскания с учреждения сумм налога на прибыль, НДС и водного налога, а также пени является правомерным.
Поскольку в части взыскания штрафных санкций решение суда учреждением в порядке апелляционного производства не обжалуется, о чем налоговым органом возражений не заявлено, коллегия в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность судебного акта в указанной части не проверяет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение от 19.10.2010 по делу N А51-13276/2010 Арбитражного суда Приморского края в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Е.Л.СИДОРОВИЧ
Судьи
Н.В.АЛФЕРОВА
З.Д.БАЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)