Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 27.02.2013 ПО ДЕЛУ N А60-20367/2012

Разделы:
Водный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 февраля 2013 г. по делу N А60-20367/2012


Резолютивная часть решения объявлена 26 февраля 2013 года
Полный текст решения изготовлен 27 февраля 2013 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.В. Колосовой, при ведении протокола секретарем Н.А. Рудковским, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Малышевское рудоуправление" (ИНН 6603003813)
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области
о признании недействительным ненормативного правового акта
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Л.В. Заляднова, представитель, доверенность от 28.12.2011.
от заинтересованного лица - О.Ю. Кутергина, представитель, доверенность от 10.01.2013; В.В. Шарыкова, представитель, доверенность от 10.01.2013.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду не заявлено.

Открытое акционерное общество "Малышевское рудоуправление" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области N 11-40/10 от 02.02.2012 в части доначисления земельного налога в размере 5978666 рублей, соответствующих пеней и штрафов.
Заинтересованное лицо возражает по заявленным требованиям по мотивам, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд

установил:

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области в период с 22.06.2011 по 03.11.2011 проведена выездная налоговая проверка открытого акционерного общества "Малышевское рудоуправление".
Всего по результатам проверки установлена неуплата следующих налогов:
- земельный налог за 2009 - 2010 г.г. в сумме 6139187 рублей.
- НДС в сумме 26088 рублей 03 копеек по налоговым периодам 2009 - 2010 годов.
- водный налог в сумме 26067 рублей по налоговым периодам 2010 года.
- завышение убытков за 2009 - 2010 годов в сумме 3360591 рублей.
Также налогоплательщиком не удержан налоговым агентом, и не перечислен (не полностью перечислен) налог на доходы физических лиц в сумме 3965 рублей.
По результатам проверки составлен акт N 36 от 19.12.2011.
02.02.2012 по результатам рассмотрения материалов проверки, с учетом возражений налогоплательщика, вынесено решение N 11-40/10 о привлечении общества к налоговой ответственности.
Указанным решение обществу доначислены налог на добавленную стоимость в сумме 764 рублей, налог на доходы физических лиц в сумме 3965 рублей, земельный налог в сумме 6139187 рублей, завышение убытков в сумме 3360591 рублей. Кроме этого, по результатам проверки начислены пени в сумме 1727458 рублей 41 копейки и общество привлечено к налоговой ответственности, сумма штрафа 1233996 рублей 60 копеек.
Решением Управления Федеральной налоговой службы от 27.03.2012 N 212/12 апелляционная жалоба налогоплательщика удовлетворена частично, а именно, в три раза снижен размер штрафных санкций в связи с наличием смягчающих вину налогоплательщика обстоятельств, а также исправлена допущенная в решении техническая ошибка. В остальной части решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области N 11-40/10 от 02.02.2012 оставлено без изменения, утверждено и вступило в силу.
Не согласившись с решением N 11-40/10 от 02.02.2012 в части доначисления земельного налога в размере 5978666 рублей, соответствующих пеней и штрафов, общество обратилось в Арбитражный суд.
Как следует из оспариваемого решения, спорная сумма земельного налога начислена за 2009 - 2010 годы по участкам с кадастровыми номерами:
66:68:0101005:247 (Отвал пустых пород 1М)
66:68:0101005:72 (Отвал некондиционных руд 2М)
66:68:0101005:67 (Старое хвостохранилище)
66:68:0101005:059 (Железная дорога)
66:68:0101005:66 (Объездная дорога)
66:68:0101005:244 (участок под жилым домом в п. Малышева по ул. Восточная, 5).
Основанием для доначисления земельного налога по вышеперечисленным участкам послужил вывод Инспекции о том, что именно общество является плательщиком земельного налога, поскольку право постоянного (бессрочного) на земельные участки удостоверяются актом о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта, а также другими документами.
Общество ссылается на то, что никаких прав на перечисленные выше земельные участки оно не имеет, участки ему не предоставлялись, правоустанавливающих документов на эти участки у общества не имеется. Заявитель считает, что плательщиком земельного налога в отношении спорных участков он не является.
Рассмотрев материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
При этом объектом налогообложения на основании п. 1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог.
Не признаются объектом налогообложения земельные участки, перечисленные в п. 2 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения возникает у организации или физического лица с момента государственной регистрации земельного участка, что следует из п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Государственная регистрация права осуществляется посредством внесения записи о соответствующем праве в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр).
Согласно ст. 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ (далее - Закон о государственной регистрации). Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Законом о государственной регистрации.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" разъяснил, что плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Вместе с тем (п. 3, 4, 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 54) при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога, судам следует учитывать, что плательщиками данного налога являются также лица, хотя и не упомянутые в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации среди возможных обладателей права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, однако на основании пункта 3 этой статьи сохраняющие указанное право, возникшее до введения в действие названного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей. При этом, как следует из пункта 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в реестре.
Поэтому на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Поскольку при универсальном правопреемстве (реорганизация юридических лиц, за исключением выделения, а также наследование) вещные права на земельные участки, упомянутые в пункте 1 статьи 388 НК РФ, переходят непосредственно в силу закона, правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права.
Учитывая изложенное, плательщиком земельного налога является лицо, которое в реестре указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок, являющийся объектом налогообложения. В случае возникновения права, в том числе права пользования, на земельный участок до 31 января 1998 года обязанность уплачивать земельный налог возникает у правообладателя независимо регистрации соответствующего права.
Государственная регистрация соответствующих прав на земельный участок является обязательной, но носит заявительный характер. В связи с чем, если права на земельные участки длительное время не регистрируются в соответствии с законодательством, то указанные участки должны подлежать налогообложению земельным налогом, так как такие факты в соответствии с действующим законодательством должны рассматриваться как уклонение от налогообложения.
Пунктом п. 3 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В отношении земельных участков под отвалом пустых пород 1М под кадастровым номером 66:68:0101005:247 (ранее 66:68:0101005:59) и под отвалом некондиционных руд 2М под кадастровым номером 66:68:0101005:72 (п. Малышева) суд отмечает следующее.
Земельный участок под отвалом некондиционных руд 2М под кадастровым номером 66:68:0101005:72 (п. Малышева) внесен в земельный кадастр, согласно выписке вид права: государственная собственность, правообладатель - ОАО "Малышевское рудоуправление"; аналогичные данные содержатся в кадастре в отношении земельного участка под отвалом пустых пород 66:68:0101005:59.
Названные объекты заявитель получил на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 30.08.1951 N 17743.
Документов, подтверждающих изъятие данных участков у заявителя, прекращение его прав, материалы дела не содержат.
О прекращении права пользования земельным участком под отвалом пустых пород "1М" вынесено Постановлением главой Малышевского городского округа только 23.03.2009 N 95, согласно которому участок 66:68:0101005:59 разделен на 2 участка площадью 646648 кв. м - предоставлен ОАО "Малышевское рудоуправление" (участку присвоен кадастровый номер 66:68:0101005:247, что подтверждается кадастровым паспортом от 22.06.2009), второй участок площадью 38752 кв. м - присоединен к землям госсобственности не закрепленным за конкретными лицами.
Постановлением Главы Малышевского городского округа от 29.07.2009 N 331 право пользования участком "1М" с кадастровым номером 66:68:0101005:247 прекращено (земельный налог в данной части доначислен обществу за 7 месяцев 2009 года).
Доказательств того, что права пользования участками 1М (до 29.07.2009) и 2М от заявителя переданы данному лицу и регистрации соответствующего права, материалы дела не содержат.
Учитывая изложенное, доначисление земельного налога в данном случае также основано по участкам 66:68:0101005:247 и 66:68:0101005:72 является правомерным.
Оспариваемым решением также доначислен налог по земельному участку 66:68:0101005:67 (Старое хвостохранилище).
Право пользования земельным участком под указанным объектом получено заявителем на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 30.08.1951 N 17743.
В последующем, по плану приватизации от 1994 года (то есть до 31.01.1998) предусматривалась передача хвостохранилища в полное хозяйственной ведение ОАО "МРУ" (страница 7 Плана приватизации). При рассмотрении Семнадцатым арбитражным апелляционным судом дела N А60-1766/2007 по заявлению ОАО "МРУ" о признании недействительным ранее принятого решения налогового органа было установлено, что в соответствии с договором о передаче имущества в безвозмездное пользование от 12.04.1995 N 16-12/2-15 хвостохранилище со сточной канавой передано в пользование заявителю и числится на балансе заявителя. Кроме того, названным судебным актом установлена площадь земельного участка под данными объектом - 91,32 га.
Факт исключения данного имущества из плана приватизации общества в 2005 году (то есть после 31.01.1998), без предоставления документов, подтверждающих возврат (передачу) имущества, соответствующее оформление передачи права, не может быть принят во внимание в качестве основания, освобождающего заявителя от уплаты земельного налога. Фактически доказательств прекращения права пользования данным участком, предоставленным распоряжением Совета Министров РСФСР от 30.08.1951 N 17743 в материалы дела не представлено.
Ссылка заявителя на то, что участком с 2005 года пользуется другое лицо - ООО "ПП "Полевской деревообрабатывающий завод", поскольку им получена лицензия на право пользования участком недр для геологического изучения, разведки и добычи строительного песка хвостохранилища N 1 ОАО "МРУ", судом отклоняется, поскольку имеющиеся в деле документы не свидетельствуют о прекращении права пользования обществом данным участком.
При этом Постановлением Главы Малышевского городского округа от 03.11.2009 N 495 участок 66:68:0101005:67 разделен на 2 земельных участка площадью 669583 кв. м, который подлежит предоставлению ООО "ПП "Полевской деревообрабатывающий завод", и площадью 243617 кв. м, которое подлежит предоставлению ОАО "МРУ".
На основании Постановления главы Малышевского городского округа от 17.05.2010 N 234 о предоставлении земельного участка в аренду ООО "ПП "Полевской деревообрабатывающий завод" передан в аренду земельный участок с кадастровым номером 66:68:0101005:259 площадью 669583 кв. м. Договор аренды между заявителем и ООО "ПП "Полевской деревообрабатывающий завод" 17.05.2010 также заключался в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:68:0101005:259 площадью 669583 кв. м.
Таким образом, приведенными документами не опровергается тот факт, что спорный земельный участок выбыл из пользования заявителя, и что права на него, предоставленные распоряжением Совета Министров РСФСР от 30.08.1951 N 17743 прекращены.
Учитывая изложенное, доначисление земельного налога по данному участку является обоснованным.
Оспариваемым решением доначислен налог по земельному участку, занятому железнодорожными путями 66:68:0101005:059 (Железная дорога).
Названный земельный участок предоставлен правопредшественнику ОАО "МРУ" распоряжением Совета Министров РСФСР от 02.03.1988 N 210-р. С учетом даты вынесения распоряжения (до 31.01.1998) государственная регистрация права не требуется. Площадь земельного участка - 1963000 кв. м в рамках налоговой проверки определена с учетом распоряжения от 09.03.1988 N 02/161, Проекта поселковой черты поселка им. Малышева г. Асбест, Свердловской области, а также данных кадастрового учета, согласно которым ОАО "МРУ" является правообладателем данного земельного участка.
При этом указание в кадастровой выписке о земельном участке о том, что границы земельного участка не установлены, правового значения не имеет, поскольку площадь объекта четко определена, расчет налога произведен от площади, отраженной в кадастровом учете. Отсутствие четко определенных границ земельного участка не препятствует взиманию земельного налога, поскольку данный земельный участок является ранее учтенным, внесенным в государственный кадастр недвижимости на основании материалов инвентаризации. При отсутствии сведений о координатах характерных точек границы земельного участка, заполняется особая отметка в строке 16 кадастровой выписки "Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства" в соответствии с Приказом Минюста РФ от 19.03.2008 N 66 "Об утверждении форм кадастровой выписки о земельном участке и кадастрового плана территории". Межевание земельных участков является обязательным при постановке на кадастровый учет вновь образуемого земельного участка.
Кроме того, юридические лица должны переоформить права на земельные участки, которые были предоставлены им на праве постоянного бессрочного пользования в собственность или аренду, при этом земельные участки должны быть уточнены по результатам межевания. Межевание является обязательным при регистрации права на земельные участки. Срок переоформления земельных участков для юридических лиц установлен до 2013 года (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение инспекции в указанной части является законным.
Решением Инспекции также доначислен земельный налог по земельному участку с кадастровым номером 66:68:0101005:66 (Объездная дорога).
Материалами дела подтверждается, что указанный земельный участок отведен ОАО "МРУ" распоряжением Совета Министров РСФСР от 13.01.1977 года N 56-рс.
Согласно Перечню земельных участков, дополнительно включенных в проектную поселковую черту, который прилагается к "Проекту поселковой черты поселка им. Малышева", в состав земель в пределах границ п. Малышева входит земельный участок под объездной дорогой площадью 35,87 га, пользователем которого является ОАО "МРУ". Согласно кадастровой выписке по земельному участку N 66:68:0101005:66 этот земельный участок находится на землях поселения.
Довод общества о том, что данный участок при предоставлении не был изъят из земель лесного фонда, предоставлен в пользование только на 10 лет, а впоследствии на его было оформлено право собственности Российской Федерации (свидетельство о госрегистрации от 28.11.2003, площадь участка 3310000 кв. м, кадастровый номер 66:68:0000000:0015) судом отклоняется.
Участок был предоставлен обществу в 1977 году в пользование, а не на праве собственности; то, что в 2003 году было оформлено право собственности Российской Федерации не меняет и не отменяет права пользования земельным участком предоставленного ранее обществу. Кроме того, свидетельство о праве выдано на участок с номером 66:68:0000000:0015, а не N 66:68:0101005:66.
Доказательств того, что право пользования спорным участком, возникшее на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 13.01.1977 года N 56-рс в установленном порядке прекращено не имеется.
Ссылка заявителя на то, что участок с наименованием "Объездная дорога" вообще не значится ни в каких документах, судом не принимается, поскольку идентификация земельного участка производится не по названию, а по другим критериям: кадастровый номер, место расположения и т.д.
При таких обстоятельствах, суд считает правомерным доначисление земельного налога в указанной части.
Решением Инспекции обществу доначислен земельный налог в отношении участка с кадастровым номером 66:68:0101005:244 (участок под жилым домом в п. Малышева по ул. Восточная, 5).
Как следует из материалов дела земельный участок площадью 3920 кв. м, занят 5-этажным жилым домом по ул. Восточная, 5.
Земельный участок площадью 0.57 га отведен Малышевскому рудоуправлению под строительство 60-тиквартирного жилого дома N 48-а на основании Решения исполкома от 17.12.1991 N 107 и поставлен на кадастровый учет 11.12.2005 под кадастровым номером 66:68:101005:53 с разрешенным использованием - строящийся 5-тиэтажный жилой дом.
Постановлением об утверждении проекта границ земельного участка от 24.10.2008 N 467 земельный участок под кадастровым номером 66:68:101005:53 расформирован с преобразованием земельного участка 66:68:0101005:240 (присоединен к землям государственной собственности не закрепленным за конкретными лицами) и образованием земельного участка 66:68:0101005:244.
Земельный участок с кадастровым номером 66:68:0101005:244 поставлен на кадастровый учет 10.03.2009 с разрешенным использованием под объект жилой застройки по адресу: р.п. Малышева, ул. Восточная, 5.
Поскольку доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 66:68:0101005:244 изъят у общества, право пользования им в отношении общества в установленном порядке прекращено, суду не представлено, оснований считать неправомерным доначисление земельного налога по данному участку у суда не имеется.
Довод заявителя о том, что Кадастровая палата письмом N 05-06/4222 от 14.12.2011 сообщала Инспекции о том, что в отношении всех спорных участков не имеется зарегистрированных прав, ограничений, правопритязаний, не может служить основанием для вывода о том, что общество не является по спорным объектам плательщиком земельного налога.
Отсутствие зарегистрированных прав и обременений, при наличии подтвержденного актом и другими документами выданными уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания таких документов, права постоянного (бессрочного) пользования общества на спорные земельные участки, не освобождает общество от законной обязанности уплатить земельный налог.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
Л.В.КОЛОСОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)