Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.08.2013 N 17АП-8800/2013-АК ПО ДЕЛУ N А60-9428/2013

Разделы:
Транспортный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 2013 г. N 17АП-8800/2013-АК

Дело N А60-9428/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 августа 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полевщиковой С.Н.
судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бакулиной Е.В.
при участии:
от заявителя ООО "Тагилстрой" (ИНН 6648185641, ОГРН 1036602355756) - Гора А.Н., доверенность от 20.04.2013
от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области (ИНН 6623000850, ОГРН 1046601240773) - Котыгин И.О., доверенность от 15.11.2012 N 07-08/18046; Семакова А.М., доверенность от 19.03.2013 N 07-18/03985
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ООО "Тагилстрой"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 июня 2013 года
по делу N А60-9428/2013,
принятое судьей Окуловой В.В.
по заявлению ООО "Тагилстрой"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области
о признании недействительным ненормативного акта

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Тагилстрой" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области от 27.12.2012 N 19-24/113 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 07 июня 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявление удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора по существу.
Заявитель апелляционной жалобы считает неправомерным доначисление налога на прибыль и НДС по причине занижения налоговых баз в результате несвоевременного отражения в 2010 году выручки от реализации произведенных работ по муниципальному контракту N 60а от 14.09.2009, заключенному с администрацией Верхнесалдинского городского округа.
Инспекция представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразило свое согласие с судебным актом, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на правильное применение судом норм материального и процессуального права, а также на полную оценку имеющихся в деле доказательств.
В судебном заседании представители общества и инспекции поддержали доводы жалобы и отзыва соответственно.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка общества, по результатам которой составлен акт N 19-23/114 от 03.12.2012.
На акт проверки налогоплательщиком представлены возражения, которые рассмотрены инспекцией и вынесено решение от 27.12.2012 N 19-24/113 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно решению от 27.12.2012 N 19-24/113 налогоплательщику предложено уплатить налоги в общей сумме 2 895 410 руб., пени в общей сумме 1 035 401,71 руб. и штрафы по п. 1 ст. 122, ст. 123 НК РФ в размере 914 450 руб.
Несогласие налогоплательщика с указанным решением, послужило основанием для обращения в Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области с апелляционной жалобой, по итогу рассмотрения которой 28.02.2013 Управлением вынесено решение об изменении решения инспекции от 27.12.2012 N 19-24/113 в части привлечения к налоговой ответственности путем уменьшения налоговых санкций по ст. 122 НК РФ в два раза.
В остальной части решение оставлено без изменения и утверждено.
Полагая, что решение налогового органа от 27.12.2012 N 19-24/113 в редакции решения Управления является незаконным, общество обратилось с заявлением в суд, рассмотрев которое суд отказал в его удовлетворении.
Изучив материалы дела, оценив содержание апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда на основании следующего.
В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью в целях главы 25 НК РФ для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с данной главой.
Статьей 248 НК РФ установлено, что к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
При этом доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.
Согласно ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, и выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, которые связаны с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и(или) натуральной форме.
В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей налогообложения прибыли в соответствии со ст. 271, ст. 273 НК РФ.
Так, при методе начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и(или) имущественных прав.
Моментом определения налоговой базы в целях гл. 25 НК РФ (доходов от реализации) является дата получения дохода, а именно, дата реализации работ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и(или) имущественных прав) в их оплату.
В соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения, при методе начисления признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и(или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. 318-320 НК РФ.
Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.
Согласно ст. 318 НК РФ налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
Пунктом 1 ст. 318 НК РФ установлено, что для целей исчисления налога на прибыль организаций расходы на производство и реализацию, как готовой продукции, так и работ, услуг, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода и признанные расходами для целей налогообложения, подразделяются на прямые и косвенные.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.
Согласно п. 2 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех полученных доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и(или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Следовательно, при выполнении работ налоговая база определяется исходя из стоимости фактически выполненных работ, в налоговом периоде, в котором возникает объект налогообложения.
На основании п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость дату подписания акта сдачи-приемки работ заказчиком следует признавать днем выполнения работ.
В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ счета-фактуры составляются не позднее пяти дней со дня выполнения работ, оказания услуг.
Следовательно, не позднее пяти дней с даты подписания акта о приемке выполненных работ, налогоплательщик обязан был выписать счет-фактуру и зарегистрировать данный счет-фактуру в книге продаж за соответствующий налоговый период.
Моментом определения налоговой базы в целях гл. 21 НК РФ является наиболее ранняя из дат: день передачи работ или день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящего выполнения работ (п. 1 ст. 167 НК РФ).
При выполнении строительно-монтажных работ согласно п. 1 ст. 753 ГК РФ заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке.
В соответствии с п. 3 ст. 753 ГК РФ заказчик, предварительно принявший результат отдельного этапа работ, несет риск последствий гибели или повреждения результата работ, которые произошли не по вине подрядчика.
Согласно п. 4 ст. 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
Унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ утверждены Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100, согласно которому для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений применяется форма N КС-2 "Акт о приемке выполненных работ". Унифицированная форма N КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат" применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы.
Для расчетов с заказчиком за выполненные работы применяется унифицированная форма N КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат", утвержденная вышеуказанным Постановлением.
Применение вышеуказанных унифицированных форм юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими деятельность в отраслях экономики, является обязательным согласно письму Федеральной службы государственной статистики от 31.05.2005 N 01-02-9/381.
Формы N КС-2, КС-3 действуют с 01.01.2000 г. и согласно п. 2 Постановления Госкомстата N 100 распространяются на юридических лиц всех форм собственности при выполнении любых видов строительно-монтажных работ.
Составление и подписание участвующими сторонами акта о приемке выполненных работ (по форме N КС-2) подтверждают, что работы приняты заказчиком в соответствии с договорными обязательствами, без претензий.
Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) заполняется на основании данных формы N КС-2. Составление формы N КС-3 необходимо для расчета с заказчиком за выполненные работы.
В акте (форма N КС-2) и справке (форма N КС-3) в обязательном порядке должны быть указаны инвестор, заказчик, подрядчик, субподрядчик и их адреса, должность, расшифровка подписи, кто сдал и кто принял.
В акте (форма N КС-2) также в обязательном порядке должна быть указана сметная стоимость в соответствии с договором подряда (субподряда).
Так как в ГК РФ предусмотрено, что моментом реализации работ подрядчика является переход к заказчику рисков случайной гибели результата строительства, то основанием для признания дохода в налоговом учете подрядчика считается акт по форме N КС-2.
По правилам, установленным п. 4 ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.
Первичными документами, свидетельствующими о выполнении работ по капитальному строительству, являются акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2) и справка о стоимости выполненных работ (форма N КС-3), которые утверждены Постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. N 100.
Так как одним из существенных условий для договора подряда является срок выполнения работ (ст. 708 ГК РФ), следовательно, эти первичные документы должны быть оформлены сразу по окончании сроков выполнения работ и их приемки в порядке, установленном договором подряда.
Согласно п. 1 ст. 740 Гражданского кодекса РФ подрядчик обязуется в установленный договором срок построить объект или выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется принять их результат и уплатить обусловленную цену.
При этом сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами, в частности по форме N КС-2 (п. 4 ст. 753 ГК РФ). Если одна из сторон отказывается подписать акт, в нем делается отметка об этом, и акт подписывает другая сторона. В соответствии с п. 4 ст. 753 ГК РФ такой акт считается действительным, то есть свидетельствует о передаче результатов работ заказчику.
Следовательно, организация-подрядчик должна отразить в бухгалтерском и налоговом учете доход от реализации работ на дату подписания этого акта (п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, п.п. 1, 3 ст. 271 Налогового кодекса РФ).
Эта же дата будет являться и моментом определения налоговой базы по НДС (п. 1 ст. 167 НК РФ).
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Тагилстрой" (подрядчик) заключен муниципальный контракт от 14.09.2009 N 60а с Администрацией Вернесалдинского городского округа (заказчик) и ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" (заказчик-застройщик) на выполнение подрядных работ по строительству роддома.
П.п. 2.1., п.п. 2.2 п. 2 "Положения об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета на 2010 года", утвержденной Приказом от 31.12.2009 N 132, доходы и расходы для целей налогообложения признаются организацией методом начисления. Датой получения доходов от реализации признается дата реализации, определяемая в соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ.
При методе начисления для доходов от реализации, если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса, датой получения дохода признается дата реализации товара (работ, услуг) независимо фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату.
То есть, независимо от момента поступления денежных средства налоговая база по налогу на прибыль определяется в момент передачи результатов выполненных работ (п. 1 ст. 39 НК РФ), подписания акта приемки выполненных работ форма КС-2 (п. 3 муниципального контракта).
Таким образом, для организаций, выполняющих работы по договору подряда, датой включения стоимости работ в состав выручки от реализации является день передачи результатов выполненных работ заказчику, то есть день подписания сторонами акта приемки выполненных работ.
По материалам дела судом первой инстанции установлено, что акты выполненных работ (КС-2) по объекту родильный дом в г. В. Салда составлены 24.12.2010 и 28.12.2010 и подписаны представителями заказчика (Администрации Верхнесалдинского городского округа) и генподрядчика (ООО "Тагилстрой").
Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что материалы дела свидетельствуют о нарушении, выраженном в не отражении в 2010 году доходов от реализации ООО "Тагилстрой" по муниципальному контракту N 60а от 14.09.2009, заключенному с администрацией Верхнесалдинского городского округа.
При этом судом первой инстанции обоснованно отклонена ссылка налогоплательщика на то, что КС-2 были подписаны "авансом" по просьбе заказчика в связи с бюджетным финансированием.
Отклоняя данный довод, суд, верно, исходил из того, что в целях налогообложения доход считается полученным в момент подписания актов приема-передачи работ. Акты подписаны в декабре 2010 году.
При этом то обстоятельство, что стороны согласовали подписание актов "авансом", не освобождает налогоплательщика (подрядчика) от обязанности по отражению в доходной части в целях налогообложения стоимости работ в соответствии с подписанными обеими сторонами актами выполненных работ за декабрь 2010 года.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
Апелляционная жалоба убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемое решение, не содержит, в связи с чем, она не может быть удовлетворена судом апелляционной инстанции.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ на общество относится госпошлина за рассмотрение жалобы в размере 1000 руб., излишняя госпошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 июня 2013 года по делу N А60-9428/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Тагилстрой" (ИНН 6648185641, ОГРН 1036602355756) возвратить из федерального бюджета ошибочно уплаченную государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 (одна тысяча) руб., уплаченную платежным поручением N 1220 от 04.07.2013.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
С.Н.ПОЛЕВЩИКОВА

Судьи
И.В.БОРЗЕНКОВА
Г.Н.ГУЛЯКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)