Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАМБОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.10.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3169

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 октября 2013 г. по делу N 33-3169


Судья: Тришин С.К.

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Баранова В.В.
судей Ледовских И.В., Мороз Л.Э.
при секретаре З.
рассмотрела в судебном заседании 09 октября 2013 года дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Тамбовской области к Ж. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, земельного и транспортного налогов
по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Тамбовской области на решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 25 июля 2013 года,
заслушав доклад судьи Баранова В.В., судебная коллегия

установила:

Межрайонная инспекция ФНС России N 3 по Тамбовской области обратилась в суд с иском к Ж. о взыскании недоимки: по налогу на имущество физических лиц в сумме *** руб. и пени - *** руб.; по земельному налогу в сумме *** руб. и пени - *** руб.; по транспортному налогу в размере *** руб. и пени - *** руб., в обоснование заявленных требований указав, что согласно сведениям, представленным органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Ж. является собственником следующего недвижимого имущества: 3/5 доли жилого дома по адресу: Тамбовская область, г. Рассказово, ***; здания котельной по адресу: Тамбовская область, г. Рассказово, ул. ***; автодрома с автоматической системой по обучению и тестированию водительского мастерства по адресу: Тамбовская область, г. Рассказово, ул. ***; объекта незавершенного строительства по адресу: Тамбовская область, г. Рассказово, ул. ***. За 2011 год ответчику начислен налог на имущество физических лиц в размере *** руб., который уплачен частично в сумме *** руб., задолженность составляет *** руб.
Согласно сведениям, представленным органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на землю, Ж. имеет в собственности земельный участок, расположенный по адресу: Тамбовская область, г. Рассказово, ул. ***, земельный участок по адресу: Тамбовская область, г. Рассказово, ул. *** и земельный по адресу: Тамбовская область, г. Рассказово, ул. ***, в связи с чем был начислен земельный налог за 2011 год в размере *** руб., который также уплачен ответчиком частично в сумме *** руб., задолженность составила *** руб.
Кроме того, ответчик имеет в собственности транспортные средства: автомобиль ***, мощность двигателя 155,10 л.с., трактор ***, мощность двигателя 60 л.с., автомобиль ***, мощность двигателя 150 л.с., в связи с чем был начислен транспортный налог за 2011 год в сумме *** руб., который уплачен в размере *** руб., задолженность составила *** руб.
В связи с неуплатой налога в установленный законодательством срок в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ ответчику начислены пени за период с 01.11.2012 г. по 07.11.2012 года: по налогу на имущество физических лиц в сумме *** руб., по земельному налогу - *** руб., по транспортному налогу - *** руб.
Направленное в адрес ответчика требование об уплате налогов не исполнено.
В ходе рассмотрения дела исковые требования были уменьшены в связи с отсутствием задолженности по земельному налогу. Представитель налогового органа просил взыскать с Ж. задолженность по налогу на имущество физических лиц в сумме *** руб. и пени - *** руб., транспортный налог в размере *** руб. и пени - *** руб.
Решением Рассказовского районного суда Тамбовской области от 25 июля 2013 года исковые требования Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Тамбовской области удовлетворены частично. С Ж. взыскана задолженность по транспортному налогу в размере *** руб. *** коп., пени за период со 02 по 07 ноября 2012 года в сумме *** руб. *** коп. и задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере *** руб. *** коп., пени за период со 02 по 07 ноября 2012 года в сумме *** руб. *** коп. Также с ответчика взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 593 руб. 97 коп.
Частично удовлетворяя заявленные требования о взыскании налога на имущество физических лиц, суд пришел к выводу, что поскольку назначение принадлежащих ответчику на праве собственности объектов недвижимости разное, то расчет данного вида налога должен быть произведен исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов применительно к типу использования объекта налогообложения. Так, сумма налога на 3/5 доли квартиры стоимостью до 500000 рублей как объекта жилого назначения исчислена судом из ставки 0,3%, а сумма налога на иное имущество нежилого назначения (здание котельной, автодром и объект незавершенного строительства) - исходя из их суммарной инвентаризационной стоимости с применением ставки 1,0%.
В апелляционной жалобе начальник Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Тамбовской области просит данное решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц в сумме 16 *** руб. *** коп. и пени - *** руб. *** коп. отменить и принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы указал, что порядок налогообложения имущества физических лиц установлен Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц", согласно пункту 1 статьи 3 которого ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости в установленных законом пределах. В соответствии с п. 2 Решения Рассказовского городского Совета народных депутатов Тамбовской области от 29 октября 2010 г. N 153 ставки налога установлены в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества применительно к типу использования объекта налогообложения в размере: до 300 тыс. рублей (включительно) - 0,1%; свыше 300 до 500 тыс. рублей (включительно) - 0,3%; свыше 500 до 1000 тыс. рублей (включительно) - 0,4%; свыше 1000 до 1500 тыс. рублей (включительно)- 0,6%; свыше 1500 до 2000 тыс. рублей (включительно) - 0,7%; свыше 2000 до 2500 тыс. рублей (включительно) - 1,0%; свыше 2500 тыс. рублей - 1,5%.
При этом ссылается на то, что названным Решением не конкретизировано, по какому типу устанавливаются ставки налога (используется это помещение для хозяйственных нужд или коммерческих, кирпичные, блочные или из дерева, помещения и сооружения, жилые либо нежилые и т.п.). Налоговая ставка в рассматриваемом случае определяется в целом от суммарной инвентаризационной стоимости всех объектов.
Пунктом 4 Инструкции МНС России от 2 ноября 1999 г. N 54, на которую сослался суд первой инстанции, определено, что представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям, т.е. ставки могут устанавливаться в зависимости от того, жилое это помещение или нежилое, используется для хозяйственных нужд или коммерческих, кирпичные, блочные или из дерева строения, помещения и сооружения и т.п.
Автор жалобы указывает, что налоговые органы при определении ставок налога на имущество физических лиц должны руководствоваться соответствующим нормативным правовым актом органа местного самоуправления, а в соответствии с вышеуказанным Решением Рассказовского городского Совета народных депутатов Тамбовской области для выбора ставки налога рассчитывается суммарная (т.е. общая) инвентаризационная стоимость всего имущества, имеющегося у физического лица в г. Рассказово, и особенность исчисления налога на имущество физических лиц в рассматриваемом случае состоит в том, что ставка налога зависит от количества имущества, расположенного на территории одного муниципального образования, и его инвентаризационной стоимости.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, поддержанные представителем Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Тамбовской области М., выслушав представителя Ж. - С., считавшего жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия приходит к следующему.
Порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц (в том числе, порядок определения налоговой базы по налогу на строения, помещения и сооружения) регулируется нормами Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
В соответствии со ст. ст. 2, 3, 5 указанного Закона (с изменениями и дополнениями) объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.
Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
Во исполнение указанного Закона Министерством Российской Федерации по налогам и сборам была принята Инструкция от 02 ноября 1999 года N 54 "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", зарегистрированная в Минюсте РФ 20 января 2000 года N 2057, в соответствии с п. 10 которой налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 01 января каждого года. Абзацем 2 этого пункта предусматривается, что если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил по всем объектам единую ставку налога, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости всех этих объектов. В абзаце 3 этого же пункта указывается, что если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил различные ставки налога в зависимости от типа их использования (жилого или нежилого назначения, используемые для личных или коммерческих целей и т.п.) или иных критериев, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости каждого типа объектов.
Из указанных положений следует, что представительные органы местного самоуправления нормативно-правовыми актами могут установить единую ставку налога на строения, помещения и сооружения либо могут установить дифференциацию ставок налога на строения, помещения и сооружения в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, от типа использования (жилое помещение или нежилое, используемое для хозяйственных нужд или коммерческих) и по иным критериям.
Согласно п. 3 раздела I названной Инструкции суммарной инвентаризационной стоимостью является сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.
Частично удовлетворяя исковые требования налоговой инспекции о взыскании с Ж. налога на имущество физических лиц, суд обоснованно исходил из того, что в соответствии с п. 10 Инструкции МНС РФ от 2 ноября 1999 г. N 54 "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", разъясняющей порядок применения указанного закона, органы местного самоуправления вправе устанавливать различные ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от типа использования указанного имущества (жилого или нежилого назначения, используемые для личных или коммерческих целей и т.п.) или иных критериев. При этом налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости каждого типа объектов.
Пунктом 2 решения Рассказовского городского Совета народных депутатов от 29.10.2008 г. N 780 ставки налога на имущество физических лиц в г. Рассказово были установлены в зависимости от инвентаризационной стоимости объектов имущества, подлежащего налогообложению, безотносительно типа использования указанного имущества.
Решением Рассказовского городского Совета народных депутатов от 29.10.2010 г. N 153 внесены изменения в вышеуказанное решение, и пункт 2 изложен в следующей редакции: "установить ставки налога в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества применительно к типу использования объекта налогообложения". Данное решение от 29.10.2010 г. N 153 вступило в силу с 01 января 2011 года.
С учетом названных нормативных актов в их совокупности, суд первой инстанции, разрешая требование налогового органа о взыскании с Ж. налога на имущество физических лиц за 2011 год, обосновано произвел расчет налоговых ставок, исходя из суммарной инвентаризационной стоимости принадлежащих ответчику объектов недвижимости, исчисленной применительно к типу их использования (жилые и нежилые здания).
Доводами апелляционной жалобы правильность выводов суда не опровергнута. Судебное постановление принято с учетом внесенных законодателем в 2010 году изменений в порядок определения ставок налога на имущество, заключающихся, в том числе в добавлении в правовую норму об установлении ставок указанного налога фразы "применительно к типу использования объекта налогообложения".
Неясность внесенных законодателем изменений не могут служить основанием для отмены либо изменения судебного решения, поскольку в силу п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции в части взыскания с Ж. налога на имущество физических лиц за 2011 год основано на правильном применении норм материального права.
В остальной части решение суда сторонами не обжалуется и в силу ст. 327.1 ГПК РФ не может являться предметом проверки в суде апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 25 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Тамбовской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)