Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.11.2012 ПО ДЕЛУ N А57-8929/2012

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 ноября 2012 г. по делу N А57-8929/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2012 года
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2012 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смяцкой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области (ул. Соколовогорская, 8а, г. Саратов, 410038, ОГРН 1046405041891, ИНН 6450604892),
на решение арбитражного суда Саратовской области от 10 сентября 2012 года по делу N А57-8929/2012 (судья Землянникова В.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Нижневолжскнефтегаз" (2-ой Соколовогорский проезд, д. 2, г. Саратов, 410038, ОГРН 1086450002847, ИНН 6450933030),
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области (ул. Соколовогорская, 8а, г. Саратов, 410038, ОГРН 1046405041891, ИНН 6450604892),
заинтересованное лицо: Управление Федеральной налоговой службы России по Саратовской области (ул. Рабочая, д. 24, г. Саратов, 410028, ОГРН 1046415400338, ИНН 6454071860),
о признании недействительными решений N 157 и N 158 от 16.01.2012 и требований N 8 и N 9, выставленных по состоянию на 13.03.2012.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области - представитель Чикунова Е.А., по доверенности N 02-09/02862 от 17.07.2012, удостоверение,
от Управления Федеральной налоговой службы России по Саратовской области - представитель Чикунова Е.А., по доверенности N 05-17/71 от 16.12.2011, удостоверение УР N 599462,
от открытого акционерного общества "Нижневолжскнефтегаз" - представитель Повторейко И.В., по доверенности от 15.09.2012, паспорт.

установил:

Открытое акционерное общество "Нижневолжскнефтегаз" обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области N 157 от 16.01.2012 года и N 158 от 16.01.2012 года, а также требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области N 8 и N 9 от 13.03.2012 года.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 10 сентября 2012 года по делу N А57-8929/2012 заявление открытого акционерного общества "Нижневолжскнефтегаз" удовлетворено.
Не согласившись с принятым решением в части, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
ОАО "Нижневолжскнефтегаз" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором Общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управлением Федеральной налоговой службы по Саратовской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором Управление просит отменить решение суда первой инстанции в обжалуемой Инспекцией части и принять по делу новый судебный акт, которым отказать Налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области, Управления Федеральной налоговой службы России по Саратовской области, открытого акционерного общества "Нижневолжскнефтегаз" поддержали позицию по делу.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 (ч. 5) - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
02.08.2011 года открытым акционерным обществом "Нижневолжскнефтегаз" в налоговую инспекцию представлена уточненная (корректирующая) налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за отчетный период июнь 2011 года.
По результатам проведенной камеральной налоговой проверки уточненной (корректирующей) налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за июнь 2011 года налоговым органом 07.11.2011 года составлен акт N 468.
16.01.2012 года заместителем начальника Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области по результатам рассмотрения акта проверки, материалов камеральной налоговой проверки, письменных и устных возражений Налогоплательщика было вынесено решение N 157 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ОАО "Нижневолжскнефтегаз", в соответствии с которым ОАО "Нижневолжскнефтегаз" привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ с назначением штрафа в размере 1 731 108 руб. 60 коп., начислены пени по состоянию на 16.01.2012 года в размере 414 961 руб. 16 коп., кроме того Налогоплательщику было предложено уплатить недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 8 655 543 руб., в том числе 460 265 руб. (газовый конденсат), 8 195 278 рублей (нефть).
03.10.2011 года ОАО "Нижневолжскнефтегаз" в налоговую инспекцию представлена уточненная (корректирующая) налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за июль 2011 года.
По результатам камеральной налоговой проверки уточненной (корректирующей) налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за июль 2011 года налоговым органом составлен акт N 469 от 07.11.2011 года.
16.01.2012 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области было вынесено решение N 158 о привлечении ОАО "Нижневолжскнефтегаз" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде начисления штрафа в сумме 1 839 783 руб. 80 коп., а также начисления недоимки в сумме 9 198 919 руб. и пени в сумме 362 590 руб. 72 коп.
02.03.2012 года УФНС России по Саратовской области вынесено решение по апелляционным жалобам ОАО "Нижневолжскнефтегаз", в соответствии с которым решения N 157, 158 от 16.01.2012 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения были утверждены.
В ходе проведения камеральных налоговых проверок, Налоговым органом сделан вывод, что Налогоплательщик, являясь пользователем недр на Баирской площади Ики-Бурульского района республики Калмыкия, в соответствии с лицензией ЭЛИ 00269 НЭ от 09.06.2008, занизил сумму НДПИ, подлежащего уплате в бюджет за июнь и июль 2011.
В нарушение п. 4 ст. 342 НК РФ ОАО "Нижневолжскнефтегаз", необоснованно применен коэффициент КВ, характеризующий степень выработанности запасов участка недр 0,3. При расчете коэффициента степени выработанности запасов налогоплательщиком принят показатель начальных извлекаемых запасов в размере 205 тыс. тонн, который не нашел своего отражения в государственном балансе запасов на 01.01.2006 года в результате чего произведено доначисление НДПИ (нефть) в размере 8 195 278 рублей. Инспекцией коэффициент КВ принят равным 1.
Полагая, что оспариваемое решение Налоговой инспекции не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы, ОАО "Нижневолжскнефтегаз", обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта.
Удовлетворяя требования Налогоплательщика в вышеуказанной части, суд первой инстанции признал соответствующим положениям статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации расчет степени выработанности запасов, произведенный Налогоплательщиком на основании сведений государственного баланса на 01.01.2007.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд считает вывод суда первой инстанции обоснованным.
В соответствии со статьей 334 Налогового кодекса Российской Федерации общество является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями пунктов 1 и 2 статьи 338, статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого. Стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со статьей 339 Кодекса, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого (пункт 2 статьи 340 Кодекса).
Пунктом 4 ст. 342 НК РФ установлен порядок определения налогоплательщиком коэффициента, характеризующего степень выработанности запасов конкретного участка недр (Кв).
В случае если степень выработанности запасов конкретного участка недр, определяемая с использованием прямого метода учета количества добытой нефти на конкретном участке недр, больше или равна 0,8 и меньше или равна 1, коэффициент Кв рассчитывается по формуле:
Кв = 3,8 - 3,5 N / V,
- где N - сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых за календарный год, предшествующий налоговому периоду, в котором происходит применение коэффициента Кв;
- V - начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче) и определяемые как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 г.
В случае если степень выработанности запасов конкретного участка недр, определяемая с использованием прямого метода учета количества добытой нефти на конкретном участке недр, превышает 1, коэффициент Кв принимается равным 0,3. В иных случаях, не указанных в абз. 2 и 6 п. 4 ст. 342 НК РФ, коэффициент Кв принимается равным 1.
Исходя из толкования ст. 342 НК РФ предоставление данной льготы связано с наличием на 01.01.2006 года начальных извлекаемых запасов в количестве, которое дает при делении накопленной добычи коэффициент степени выработанности более 0,8.
Документом, подтверждающим указанные данные является государственный баланс.
Таким образом, условием для применения коэффициента является утвержденный в установленном порядке соответствующий размер начальных запасов, а государственный баланс это лишь документ, который в силу ст. 31 Закона РФ от 21.02.1992 года N 2395-1 "О недрах" должен содержать достоверные данные и подтверждать их фактическое состояние.
Судом первой инстанции на основании представленных доказательств установлено, что фактические запасы (205 тыс. тонн), которые должны были числиться за предприятием не нашли своего отражения в Государственном балансе по состоянию на 01.01.2006 года, и были скорректированы Роснедрами путем внесения изменений лишь по состоянию на 01.01.2007 года, что подтверждается Протоколом N 18/365-пр от 10.05.2007 г.
Недостоверность сведений о начальных данных извлекаемых запасов нефти, содержащихся в государственном балансе по состоянию на 01.01.2006 года, также подтверждается постановлением от 31 мая 2012 года Девятого Арбитражного Апелляционного суда по делу N А40-111495/11-72-731. Судебным актом установлено, что по состоянию на 01.01.2006 года показатель извлекаемых запасов нефти разрабатываемого Баирского месторождения в Республике Калмыкия составляет 205 тыс. тонн (нефти геол/изв) по категории А+В+С1-584/143 тыс.тонн, нефти (геол/изв) по категории С2 -156/62.
Налогоплательщиком для расчета коэффициента степени выработанности было принято количество начальных извлекаемых запасов - 205 тыс. тонн.
Налоговый орган в судах первой и апелляционной инстанций документально не опроверг факт о недостоверности сведений о начальных извлекаемых запасов нефти, содержащихся в государственном балансе по состоянию на 01.01.2006 года.
Согласно пункту 10 Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 286 от 15.12.2006, основанием для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утвержденные Федеральным агентством по недропользованию.
В материалы дела представлено экспертное заключение об уменьшении запасов (с 542 тыс. тонн, до 399 тыс. тонн), утвержденное Роснедрами (протокол N 11пд от 28.10.2005 года), и именно данный протокол отражен в Государственном балансе по состоянию на 01.01.2007 года, что свидетельствует о его законности. В п. 2. Протокола N 11-пд ГКЗ Роснедра указано, что изменение состояния запасов нефти и растворенного газа по Баирскому месторождению должно быть отражено за 2005 год, т.е. по состоянию на 01.01.2006 года.
Также, в материалы дела был представлен протокол N 18/305-пр от 08.05.2007 года, утвержденный Федеральным агентством по недропользованию, которым были утверждены результаты государственной экспертизы, изложенные в экспертном заключении ЭЗ N 910-07 оп. В соответствии с п. 1. экспертного заключения ЭЗ N 910-07-оп параметры запасов надо было принять по протоколу ГКЗ Роснедра N 11-пд от 28.10.2005 года.
В 2007 году проведена экспертиза целью которой являлось лишь установление количества запасов не распределенного фонда, которые составляют часть поднятия "Василек" по прекращенной лицензии (в самом заключении эксперта делается ссылка, что сами запасы были подсчитаны в 2005 году) и в связи с тем, что действующим законодательством не предусмотрено внесение изменений в государственный баланс в периоде, в котором был допущена ошибка, т.е. на прошедшую дату, корректировка сведений за 2005 год, которая не нашла своего отражения по состоянию на 01.01.2006 года была сделана Роснедрами по состоянию на 01.01.2007 год.
Таким образом, налоговый орган при расчете коэффициента степени выработанности запасов конкретного участка недр, на момент вынесения решения должен был принять сведения о начальных извлекаемых запасов по состоянию на 01.01.2006 года с учетом корректировки сделанной по состоянию на 01.01.2007 года.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия приходит к выводу о том, что судебный акт в обжалуемой части основан на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принят с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 (ч. 5) - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение арбитражного суда Саратовской области от 10 сентября 2012 года по делу N А57-8929/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА

Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
С.А.КУЗЬМИЧЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)